Блог елены исхаковой. Часовня святой екатерины

Всем привет, мои дорогие! Часовня Святой Екатерины находится в одном из самых красивых мест Екатеринбурга — на площади Труда.

Сегодня я хочу дать немного важной информации для тех, кто хочет ее посетить.

В этой статье:

Где расположена

Как я сказала выше, часовня расположена на площади Труда, в центре Екатеринбурга, буквально в двух шагах от Плотинки.

Точный адрес: г. Екатеринбург, площадь Труда, 1.

Местоположение на карте:

Как самостоятельно добраться

Так как часовня расположена практически в сердце города, с общественным транспортом тут проблем нет.

Если не хотите путаться с транспортом, просто ищите способ добраться до площади 1905 года, оттуда до часовни можно дойти буквально за 5 минут.

Если же быть более точной, то вот несколько остановок общественного транспорта поблизости:

1. Станция метро «Площадь 1905 года» — 650 метров.

2. Автобусная остановка «Площадь труда» — 120 метров.

3. Трамвайная остановка «Театр Музкомедии» — 350 метров.

Время работы

Часовня открыта для посетителей ежедневно с 8:00 до 20:00.

Контактная информация

У часовни есть свой собственный сайт, что не может не радовать.

Вот тут можно посмотреть телефоны и e-mail .

Здесь можно узнать расписание богослужений .

Это официальная группа Вконтакте , где тоже можно найти расписание предстоящих событий.

Фотографии






Краткая история

В год основания Екатеринбурга на этом месте был построен храм Святой Екатерины. Сначала небольшой деревянный, а через несколько лет после пожара — большой каменный храм, который занимал практически всю территорию сегодняшней площади Труда.


Источник фото

Нужно сказать, что Екатерина считалась покровительницей города, а первый собор был построен даже раньше, чем знаменитый завод на плотинке.

Собор простоял 200 лет, после чего его снесли большевики. Он не вписывался ни в политические настроения, ни в планируемый на то время ансамбль города, так что его просто разрушили.

На месте храма появилась площадь труда, на которой разбили парк и соорудили фонтан. С 1930-х годов площадь претерпевала изменения: вместо примитивного фонтана появился «Каменный цветок», парк разросся и теперь на его месте не только клумбы с цветами, но и очень красивый сиреневый сад.


Источник фото

К очередному юбилею Екатеринбурга в 1998 году на площади была построена часовня, которая, несомненно, является украшением площади.


В 2010 году впервые был поднят вопрос о восстановлении собора в прежнем облике и на прежнем месте. Но общественность проголосовала против, около 6 тысяч человек участвовало в митинге.

Многие скажут, что храм стал бы украшением города, так почему не вернуть его на свое историческое место?

Ответ прост: площадь стала одним из любимых мест отдыха горожан, небольшой парк, которых в городе не так уж и много.

В 2015 году была предпринята еще одна попытка: создан проект, в котором храм занимает меньшую территорию, при этом отпадает необходимость в сносе фонтана. Пока вопрос находится в подвешенном состоянии.

Дорогие друзья, я надеюсь, что вы нашли всю необходимую для себя информацию. Если нет, пишите в комментариях, будем разбираться вместе.

Часовня на площади Труда появилась на месте Екатерининского собора — в память о разрушенной церкви-красавице. Многие ошибочно считают, что первой в городе была построена Богоявленская церковь, ставшая позднее Кафедральным собором. Но на самом деле...

— Первая церковь, по логике, должна была быть посвящена святой Екатерине, — рассказывает Николай Корепанов, научный сотрудник Института истории и археологии УрО РАН, учёный секретарь музея истории Екатеринбурга. — Так и было. Её заложили в момент строительства города (1 октября 1723 года). Но строительство затянулось... Де Геннин постоянно в городе не жил, часто ездил по делам в столицу. Говорят, однажды он вернулся из Санкт-Петербурга и увидел — церкви всё ещё нет! Разозлился. Приказал немедля достроить. В 1726 году её закончили и освятили.

— А до 1726 года, пока церкви в городе не было, как же велись службы?

— Велись в квартире священника. Хотя официально екатеринбуржцы были приписаны к приходу Преображенской церкви на Уктусе, до которой было шесть вёрст. Туда ездили по особым праздникам.

— Церковь была деревянной?

— Да. Мы точно не знаем, как она выглядела, её изображений не сохранилось. Единственное, что доподлинно известно — церковь венчалась шатром, что в православии не приветствовалось — предпочтительнее были «луковки». Крыша была покрыта белой жестью. Екатерининская церковь очень быстро стала ветшать. В начале сороковых годов XVIII века было принято решение строить деревянную церковь на другом берегу Исети — Богоявленскую (будущую Кафедральную). Её ещё даже не успели освятить, как Екатерининская сгорела. Сразу же решили строить на месте сгоревшей каменную. В духе «уральского барокко», в три яруса. Выстроили, и так совпало, что освятили её на четвёртую годовщину царствования Екатерины II (она взошла на престол в 1762 году, а освятили церковь в 1766-м).

Вид центральной части Екатеринбурга с Московской горки (с улицы Московской, которая в то время была западной окраиной города). 1910 год. Фото Сергея Прокудина-Горского.

Трёхъярусная колокольня высотой 26 саженей со шпилем и крестом (55,5 метра) использовалась как дозорная и пожарная вышка. С неё открывался вид на весь город. Неслучайно именно отсюда Вениамин Метенков сделал первые панорамные снимки города (было это в 1880-х). Поэтому самого собора на них нет. Здесь же, кстати, были установлены первые в Екатеринбурге часы-куранты, по которым сверял время весь город.

В двадцатых годах XX века Екатерининский собор был разорён. Главная святыня храма, мощи Симеона Верхотурского, отправилась в краеведческий музей, роскошная приходская библиотека была ликвидирована «как контрреволюционная», а серебряная утварь и украшения (общим весом больше полутора центнеров!) исчезли в неизвестном направлении (скорее всего, осели в карманах тогдашних чиновников и рабочих, разбиравших соборную утварь). Закрыли храм в 1930 году. А потом и взорвали — не могли допустить, чтобы в центре рабочего города красовалась православная святыня. Чугунные узорные плиты уложили на пол чугунолитейного цеха на строящемся заводе Уралмаш. Чтобы приносили пользу...

В перестроечные годы — в 1991-м, на площади Труда был построен памятный крест. А в 1998 году на том месте, где был расположен алтарь собора, возвели часовенку имени Святой Екатерины. В 2003-м в часовню поместили капсулу с землей с места захоронения основателя города Василия Татищева (похоронен в усадьбе Болдино, Московская область).

Часовня появилась на этом месте 15 лет назад. Фото — hramrus.h18.ru

Досье «ОГ»

Дата постройки: Первая церковь (Екатерининская) на этом месте была заложена в 1723-м, сгорела в 1747-м. Второй — каменный Екатерининский собор — заложен в 1758-м, взорван в 1930-м. Часовня во имя Святой Екатерины построена в 1998-м.

Архитектор: Первой церкви — не известен. Каменной — Иоганн Миллер. Часовни — Алексей Долгов.

Адрес: площадь Труда.

С ейчас: часовня во имя Святой Екатерины.

Кстати

В 2010 году архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий пытался убедить Александра Мишарина (в то время — губернатора Свердловской области) восстановить Екатерининский собор на площади Труда. Горожанам идея пришлась не по вкусу: на тот момент ещё не был достроен храм Большой Златоуст (напротив «Рубина»), а в центре красовался Храм-на-Крови.

Сюжет


Историки, культурологи и архивисты делятся интересными фактами о точках пешеходного туристического маршрута «Красная линия». Она появилась 18 июня 2011 года, на ней отмечены 35 объектов.

Архитектор К.И. Бланк. 1766-75 гг.

В XVI в. в белильной слободе, устроенной царицей Анастасией Романовной, первой женой Ивана Грозного, была поставлена деревянная церковь во имя св. Екатерины Великомученицы, которой молятся об облегчении родов и защите детей.

Документально церковь известна с 1612 г., деревянная же, причем в литературе встречаются сведения, что она поставлена на месте сражения русских войск с польско-литовскими. После поражения у Климентовского острожка гетман Хоткевич перевел свои войска сюда, устроив здесь укрепление. Сражение закончилось победой русских войск.

С 1625 г. в церкви значится придел Феодора Студита, с 1636 г. - придел св. Николая.

В 1657 г. церковь в документах показана каменной.

В 1696 г. церковь была обновлена.

В 1762 г. в Москву приехала на коронацию Екатерина II. После коронации государыня пробыла в Москве целый год. Считается, что храм во имя своей святой пожелала перестроить сама государыня; проект она заказала архитектору К.И.Бланку.

Храм строился на казенные средства. Храмовую икону св. Екатерины украшала пожертвованная императрицей драгоценная риза с царским вензелем.

Все иконы в иконостасе были написаны Д.Г.Левицким совместно с В.И.Василевским.

Старая трапезная была сохранена. Феодоровский придел разобрали, а Никольский придел в трапезной был сохранен и долгое время функционировал как зимний храм.

Оба храма - старый и новый - были соединены посередине двухъярусной колокольней, нижний ярус которой служил притвором основного, летнего Екатерининского храма.

Таким образом, Бланк возродил традиционную для русского зодчества композицию из двух храмов - "теплого" и "холодного" - с колокольней между ними, сблизив строения.

Екатерининская церковь является редким для Москвы памятником позднего барокко. К центральной части, представляющей в плане квадрат со срезанными углами, примыкают со всех строн пониженные объемы трапезной, апсиды и притворов. Вместе с центральной частью они образуют как бы первый ярус; верх храма выступает как традиционный восьмерик, но невысокий, придавленный тяжелым аттиком и массивным куполом. Пластическая выразительность здесь выявлена ярче, чем его же вертикальная композиция. На полукруглых притоварх диагонально поставлены фланкирующие входы парные колонны. Высокие люкарны купола, стройная главка, нарядные крупные наличники и лепной декор дополняют богатство облика.

В 1769 г. была установлена ограда. Для нее использовались кованые звенья фигурной решетки, выполненные в 1731 г. для ограждения Соборной пл. Кремля. В 1740-х гг. ограда площади была разобрана, и сохраненные звенья передали, по распоряжению Екатерины, для ограды Екатерининской церкви.

Украшенные пилястрами столбы и мощные пилоны ворот, симметирчно фланкирующих здание по линии улицы, были увенчаны белокаменными орлами. Кованые российские гербы венчали центральные прутья решетки.

В 1820-х гг. Ф.М.Шестаков, ремонтируя ансамбль после пожара 1812 г., поставил на углу одноэтажную каменную постройку (сторожка или свечная лавка). С западной стороны была построена ограда, выполненная в формах старой ограды.

В 1870-72 гг. по проекту П.П.Петрова (в литературе также называют Д.Н.Чичагова) была полностью перестроена "теплая" церковь. В новом здании с главным престолом Спаса Нерукотворного Образа разместились приделы св. Николая и блгв. кн. Александра Невского.

Угловая сторожка, заменившая шестаковское строение, была оформлена разномасштабными арочными нишами; часть их, возможно, была открытой. Кирпичный объем на белокаменном цоколе неоштукатурен; кирпичная декорация выделена побелкой.

Масивный объем Спасской западной церкви оформлен пилястрами, воспроизводящими пилястры основного Екатерининского храма. Купол ее также напоминал купол основной церкви. Тонкая и высокая четырехярусная колокольня стала центром композиции.

В 1931 г. храм был закрыт. Храмовая икона св. Екатерины была перенесена в церковь Воскресения в Монетчиках, после сноса церкви Воскресения - в храм Флора и Лавра на Зацепе. Последний тоже был закрыт; судьба иконы неизвестна.

После закрытия храма св. Екатерины колокольня была разрушена до первого яруса, главы были разобраны. Спасский храм был отдан под жилье, Екатерининский - под контору. Впоследствии здание церкви заняло Центральное проектно- конструкторское бюро приборостроения.

В 1970-х гг. началась реставрация храма. К 1983 г. храм св. Екатерины был отреставрирован внешне, даже была установлена глава с крестом.

В Спасском зимнем храме размещался НИИ стандартизации приборов. Екатерининский храм занял Всесоюзный художественный реставрационный центр имени Грабаря, который и вел реставрацию. К 1990 г. Центр занял и зимний храм, разместив в нем мастерские.

В 1992 г. храм частично возвращен верующим.С 1992 года первым настоятелем храма был протопресвитер Даниил Губяк.В 1994-м году Решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II храм становится представительством Православной Церкви в Америке при Московском Патриархате. В день храмового праздника в 1994 г. Святейший Алексий, Патриарха Московского и всея Руси и Блаженнейший Феодосий, Митрополит всея Америки и Канады отслужили молебен в ознаменование официального открытия представительства.

Великое освящение храма св. вмц. Екатерины Святейшим Патриархом Алексием II при сослужении Блаженнейшего митрополита всея Америки и Канады Феодосия состоялось 11 июня 1999 года.

Многолетними трудами настоятеля храма с 2002 года архимандритом Закхеем (Вуда) в день Престольного праздника храма святой великомученицы Екатерины 7 декабря 2006 года храм святой великомученицы Екатерины был окончательно передан представительству Православной Церкви в Америке при Московском Патриархате. После праздничного богослужения директор Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика Грабаря Алексей Петрович Владимиров торжественно вручил ключи от храма его в то время настоятелю, представителю ПЦА при Патриархе Московском и всея Руси архимандриту Закхею.

Об истории возникновения церкви святой великомученицы Екатерины, что в гор. Москве на Большой Ордынке, и мои воспоминания о ней

Община церкви была зарегистрирована в 1991 году. Однако в связи с тем, что здание было занято реставрационной мастерской им. Грабаря, совершались молебны на ступенях южного входа в летний храм вплоть до конца 1994 года.

7 декабря 1994 г. в передней части летнего храма, в день памяти св. великомученицы Екатерины, был совершен молебен, который возглавил Патриарх Алексий II в сослужении архиепископа Вашингтонского, митрополита всея Америки и Канады Феодосия и священников московских храмов. После молебна Святейший Патриарх зачитал Указ о том, что этот храм передается для подворья Американской Православной Церкви в Москве.

В конце 1995 г. часть храма без трапезной была освобождена мастерской им.Грабаря, и 7-го декабря 1995 г. в день св. великомученицы Екатерины состоялось торжественное богослужение как накануне, так и в самый день праздника. С этого времени начались регулярные богослужения. Настоятелем храма был назначен митрофорный протоиерей (ныне протопресвитер) отец Даниил (Губяк) - клирик Православной Церкви Америки.

Церковь св. великомученицы Екатерины появилась уже в 1612 г. как свидетельница отчаянной битвы русских с поляками и литовцами. Пользуясь смутами казаков, Гетман Хоткевич переставил свой обоз и таборы от церкви св. Климента (Климентовский переулок отходит с Бол. Ордынки к Пятницкой ул.) к Екатерининской церкви, пополнив ров пешими людьми, а за рвом (который был тогда рядом) поставил обозы.

Ревностный Авраам Палицын, келарь Троице-Сергиева монастыря, в 1608-1619 годах именем преподобного Сергия Радонежского усмирил и воодушевил храбростью колебавшихся казаков. С ними полки Пожарского и Трубецкого, соединясь вместе, ударили на врагов, овладевших церковью Христовой мученицы Екатерины. Завязался кровопролитный бой. По словам очевидца Авраамия Палицына, "сурово и жестоко нападали казаки на войско литовское, токмо едино оружие имуще в руках своих - меч при бедре своем, побивающе их немилостивно, и обоз у литовских людей разорвали и запасы поймали и в остроге литовских людей всех побили". Здесь погибло одних венгров 700 человек. Эта победа при Екатерининской церкви было началом совершенного поражения поляков, началом освобождения Москвы.

Сказание Палицына хотя и упоминает о Екатерининской церкви, но не говорит, какая была тогда эта церковь - деревянная или каменная. Позднее, в писцовых книгах 1689 г. она уже значится каменной, что в Екатерининской слободе.

Может быть рождение царевны Екатерины в 1658 г., ознаменованное чудесным явлением, внушило царю Алексею Михайловичу благое желание вновь построить каменную церковь в честь тезоименитой Великомученицы, так как в благодарность Богу и Его святой, основал он в 1659 г. Екатерининскую пустынь по Каширской дороге (в Подольском уезде Московской губернии в 25 верстах от Москвы) и даже рощу при ней назвал Екатерининской.

Известно, что русские государи, цари имели обыкновение сооружать, обновлять и украшать церкви в честь святых тезоименитых себе и своим детям. Церковь Великомученицы Екатерины пользовалась жалованием таковой милостию.

Императрица Екатерина II (1729-1796 гг.) во второй год своего царствования (с 1762), ознаменованного основанием воспитательного дома, дала обет соорудить на собственное иждивение храм во имя тезоименитой себе великомученицы Екатерины, вместо прежнего, уже обветшавшего.

Храм был заложен 25 мая 1766 года. На медной доске в главном храме была следующая запись: "Благоволением всеавгустейшия, всемилостивейшия, премудрыя Государыни, вторыя Императрицы Екатерины Алексеевны матери милосердия при любезном сыне ея и наследнике, благоверном Государе Цесаревиче и Великом Князе Павле Петровиче сей св. храм Великомученицы начало приял во 2 лето по возшествии на Всероссийский Престол, т.е. 1763 г. основание и заложение сего храма было 1766 г. 25 мая. по полудни в 4 часа, совершися 1767 года, освятися в 1768 преосвященным Амвросием, архиепископом Московским и Коломенским соборне, сентября 28 дня рачением той церкви иерея Симеона Ставровского".

В церкви были храмовой образ и драгоценные утвари, принесенные в дар Императрицею Екатериною II-ой и отмеченные Российским Гербом с Императорским вензелем. В 1812 г. ценности были скрыты священником под церковным помостом.

Церковь построена русским архитектором К.И. Бланком (1728-1793). В главном храме был великолепный алтарь, а по обе стороны царских врат находились иконы с изображением явления Иисуса Христа св. Екатерине в темнице и обручения Его с Нею перстнем; в верхних ярусах иконостаса представлены были страдания и коронование великомученицы. Образы были написаны академиком в итальянском стиле. Перед иконами висели на кронштейнах художественно выполненные большого размера серебряные лампады. Внутреннюю роспись храма выполнял русский художник Д. Г. Левицкий и его ученики.

Замечательным украшением храма были серебряные царские врата и вклады на два местных образа, выполненные придворным фабрикантом Сазиковым. Врата состояли из сквозных орнаментов, искустно перемешанных с отливными цветами, близко подходящих к натуре. Вход в летний храм был с южной стороны у начала трапезной. "Вдоль окон трапезной с обеих сторон были небольшие возвышения, немного выше основного пола".

Теплый храм сгорел в 1812 г. Согласно клировой ведомости за 1904 г. Спасская теплая церковь построена на месте старой в 1872 г. на собранную от доброхотных дателей в продолжении 20 лет сумму и накопившиеся на нее проценты с добавлением бывшим церковным старостой, московским купцом Александром Николаевичем Ереминым 19 тысяч рублей.

Таким образом, здание состоит как бы из трех отделов в одной связи: в первом - холодная церковь св. великомученицы Екатерины, в другом - колокольня, в третьем - главный престол Нерукотворного Спаса, святителя Николая чудотворца (устроен по Высочайшему повелению на собственном иждивении Императрицы Екатерины II) и третий, левый, - во имя Александра Невского.

В 1904 голу построен новый двухэтажный доходный дом старанием старосты Митрофана Самуиловича Романова. Причта положено: священник, диакон, два псаломщика. На содержание священнослужителей получают проценты с бумаг - 1239 руб. 14 коп. За отдаваемый в аренду участок получают 1713 руб. 14 коп. При церкви богадельня на 10 человек женского пола. На содержание богадельни получают проценты с капитала, а также Государственного казначейства, - 56 руб. 48 коп. по двум Государственным непрерывно доходным билетам.

В 1904 году - священник Иоанн Петрович Ключарев, 56 лет, рукоположенный в 1882 году. У него - жена, три дочери и сын. Диакон с 1872 г. - Павел Иванович Лебедев, 56 лет, имеет двух сыновей, один из которых - священник о. Сергий в Новодевичьем монастыре, другой - учитель, трёх дочерей, одна из которых учительница.

Вокруг участка храма металлическая решетка в каменной ограде увенчана российским гербом, а столпы ее - императорской короной. В ограде четверо металлических ворот. Из них два выходят на Бол. Ордынку, и два - в Мал. Екатерининский пер. (ныне Щетининский пер.).

В 1916 г. настоятелем храма был священник Постников Петр Никифорович, диакон - Семеновский Сергей Алексеевич. Псаломщики - Глинков Сергей Васильевич и Мошков Иван Андреевич. Псаломщиков этих я застал, когда бывал в церкви, и они были там до закрытия храма.

В теплом храме все три престола были построены в один ряд и сообщались друг с другом. Главный алтарь был устроен немного углубленный по отношению к двум приделам. Иконостас храма был деревянный с резными царскими вратами, позолоченными, и содержал две иконы. Справа - образ Нерукотворного Спаса, слева - иконы Казанской Божией Матери. Рядом северные и южные двери входа в алтарь. На южной двери было изображение великомученицы Екатерины во весь рост. Алтарь был значительно шире и глубже по сравнению с алтарем летнего храма. Запрестольный образ - Вознесение Господне - был написан во всю стену. В правом углу вдоль восточной стены стояла богато инкрустированная плащаница Спасителя. Престол значительного размера обрамлен толстым прозрачным стеклом с позолоченными стоками по его сторонам. Иконостасы двух приделов по ширине были также небольшими - в две-три иконы с резными позолоченными царскими вратами. Особенно величественна была икона благоверного князя Александра Невского, написанная во весь рост с правой стороны алтаря. Солея и амвон возвышались на две-три ступеньки над полом храма. В середине амвона были полукруглые ступени на всю длину солеи. Между ступенями храма стояла небольшая металлическая позолоченная ограда, открывающаяся в центре и напротив северных и южных дверей алтаря. Пол в храме был плиточный, и на нем были постелены по всему полу веревочные ковры для тепла. В центре храма висели два электрических паникадила с белыми лампами. В приделах висели по одному паникадилу из цветных красивых лампад в несколько ярусов.

В храме была богатая ризница. В приделе св. князя Александра Невского вдоль каменной стены справа стояли от пола до потолка большие деревянные шкафы с выдвижными ящиками, в которых хранились облачения. В Никольском приделе стоял комод, где также хранились облачения. Каких только не было облачений. Шитые золотом и серебряною нитью, бархатные, черные и фиолетовые, тканые золотые и серебряные, пасхальные - красные с золотом, цветные для Троицына дня и другие. Все это пропало и было вывезено при закрытии храма. Вход в теплый храм осуществлялся только с одной западной стороны малого Екатерининского переулка (ныне Щетининский пер.) в центре основного здания. В настоящее время дверной проем заложен и сделано окно. С тротуара вели на паперть три каменные ступени. На паперти были полустеклянные дубовые двери двухстворчатые, как в начале ее, так при входе в храм. Снаружи была навешана металлическая двухстворчатая дверь, наверное, метра два с половиной высотой.

В 1920 г. наша семья - мама, два старших брата и я переехали с Малой Дмитровки, где я родился на Малую Ордынку, в 2-3 минутах ходьбы от церкви великомученицы Екатерины. Это был наш приходский храм и по большим праздникам причт этого храма приходил к нам домой и совершал молебны. Я с 1920 г. прислуживал вместе с другими сверстниками в алтаре, думаю, что всем известно, в чем состояла наша задача, отмечу только, что я иногда читал Шестопсалмие.

В мою бытность в храме настоятелем был протоиерей отец Александр Добронравов, довольно пожилой (около 60 лет), награжденный в 1925 или 1926 г. митрой. Он жил со своею дочерью в двухэтажном доме близ церкви на углу Большой Ордынки и Большого Екатерининского переулка. Голос у него был громкий и красивый. Любил проповедовать в храме.

Диаконом служил отец Стефан (фамилии не помню), бывший монах из Троице-Сергиевой Лавры, тогда уже закрытой. У него был небольшой, но очень приятный баритон. Были два псаломщика, о них сказано выше. Богослужения совершались в основном в зимнем храме, за исключением теплого летнего времени, когда служили в летнем неотапливаемом храме св. великомученицы Екатерины. Это был период между Троицыным днем и до осенних холодов.

Ранние литургии круглый год совершались в теплом храме, а в летнем - только поздние. Всегда очень торжественно, в украшенном березками и цветами храме отмечался Троицын день. Вечерние службы совершались всегда в 18 ч. 30 м., а утренние - в 7 ч., по праздникам - в 10 ч.

Несколько раз мне довелось звонить на колокольне. Первый раз было довольно страшно забираться на верхний ярус колокольни, где висели колокола, по крутой каменной, с забежными ступенями лестницы. Вход на колокольню был с ее северной стороны в отдельную дверь. Главный колокол был басовой, очень большого размера, самый звонкий из всех колоколов семи храмов, находившихся на Б. Ордынке. Звон его был слышан на несколько километров. Язык этого колокола был тяжелый, и, чтобы его раскачать, надо было приложить значительные усилия, а потом уже дергать за веревочку и ударять было легко. Один человек мог звонить только в этот колокол, а во все остальные, которых было больше десятка, звонил другой звонарь.

Хотел сказать о незабываемых впечатлениях, которые остались от ежегодного празднования Пасхи.

Ночью в 12 часов выходил из теплого храма крестный ход со множеством икон, хоругвями, свечами и обходил вокруг храма. Сначала выходил на Б. Ордынку, где вдали можно было видеть такие же крестные ходы и в других храмах, расположенных на Б. Ордынке. Во время крестного хода устраивались по тогдашним временам грандиозные фейерверки, - запускались с колокольни ракеты, шутихи, снопы и т.д., и делалось светло, как днем. Служба под Пасху заканчивалась обычно около 4-х часов утра, и больше Литургия не служилась.

Всегда особенно торжественное богослужение бывало в день праздника св. великомученицы Екатерины - 24 ноября (7 декабря). К этому празднику всегда заблаговременно готовились. Убирали храм, мыли и чистили подсвечники, украшали храм ветками ёлок.

Следует сказать, что накануне Екатерининого дня был в храме также престольный праздник в честь благоверного князя Александра Невского - 23 ноября (6 декабря), который отмечался в храме.

Накануне Екатерининого дня всенощное бдение и литургию в самый праздник с 1920 г. (а может быть и раньше) до 1924 г. совершал Святейший Патриарх Тихон (ныне Святитель Тихон). Ему сослужили обычно митрополит - один или два, несколько архиереев и много священников и протодиаконов. Один раз мне довелось видеть и слышать архидиакона отца Константина Розова, с его мощным, сильным басом. Был он крупного и крепкого сложения и прекрасно произносил ектении.

Патриарх Тихон производил впечатление очень скромного, одухотворённого, доброжелательного церковного иерарха. Нас, мальчиков, как мне думается и всех верующих, он всегда благословлял с доброй улыбкой и ласковыми словами, чему мы были бесконечно рады. В декабрьские дни в те годы было всегда много снега, и Святейший Патриарх приезжал в храм со своим келейником на открытых санях, запряжённых прекрасной лошадью, под звон всех колоколов храма. На улице его встречало духовенство, народ, и он проходил в храм. Каких-либо эксцессов или беспорядков никогда не было. Служба проходила без спешки, торжественно, довольно длительно, и все радовались Патриаршему служению. Храм был всегда переполнен. Пел большой хор, который специально приглашали на этот день. Обычно же в храме в праздничные дни пел свой хор - 10-12 человек, всегда стройно и без особых выкрутасов.

Иногда Святейший Патриарх Тихон за вечерним богослужением стоял на солее, напротив иконы св. великом. Екатерины, изображенной на южных вратах входа в алтарь, и там молился. Так видимо ему было лучше молиться за всю Россию, за верующих и за "ненавидящих и обидящих нас". Осталось у меня впечатление о святителе Тихоне, когда он, находясь под домашним арестом на втором этаже здания, находящегося у Северных ворот Донского монастыря, прогуливался на площадке у храма Тихвинской иконы Божией Матери, всегда благословлял сверху народ, проходящий мимо, озаряя всех своей улыбкою. После кончины Св. Патриарха Тихона (1925 г.) Екатеринин день также праздновали в храме, но, быть может, менее торжественно. В 1925 г. в этот день возглавил службу Патриарший местоблюститель Митрополит Петр (Полянский), который был арестован 14 декабря 1925 года, был сослан и там скончался. В последующие годы служба в Екатеринин день совершалась обычно архиереями, Управляющими делами Московской Патриархии, которые в те годы были недолговечны. В этот день всегда служили протодиаконы или отец Михаил Холмогоров, или отец Максим Михайлов (впоследствии артист), своим пением услаждавшие слух верующих в храме. Мне довелось лично быть на похоронах Св. Патриарха Тихона, скончавшегося 25 марта (7 апреля) 1925 года. Тысячи и тысячи людей шли от Калужской площади по Донской улице к Донскому монастырю, чтобы поклонится его праху и проститься с необыкновенным Пастырем Русской Православной церкви.

Я был в ограде монастыря и видел, как тело усопшего Патриарха в дубовом гробу обносили на руках вокруг Большого Собора. Затем процессия направилась к Малому Собору, где под спудом был погребен Патриарх.

Совершал службу, погребение и отпевание Патриарший местоблюститель Митрополит Петр (Полянский) в сослужении множества митрополитов, архиереев, священников, протодиаконов, диаконов, монахов и др. Вся эта скорбная служба и событие оставили незабываемое впечатление в моей душе.

5-го апреля 1992 г. мне посчастливилось быть в Донском монастыре, когда было прославление обретенных 7 февраля 1992 года мощей Святителя Тихона и перенесение их из Малого собора в Большой собор Донского монастыря. Канонизирован Св. Патриарх Тихон был на Архиерейском соборе в 1989 г., проходившем в Даниловом монастыре.

Следует сказать, что для церкви великомученицы Екатерины время с 20-х годов нынешнего столетия и до ее закрытия было не легким. В теплом храме в подвале была своя котельная, от которой подавалось тепло в храм. В этот период было всегда трудно и дорого приобретать топливо в достаточном количестве. Поэтому в храме, особенно зимой, в большие морозы, было довольно холодно, и священнослужителям и нам, прислуживающим, приходилось "подмерзать". Бывало, дохнешь, и "дух" видно. Народу обычно, кроме праздничных дней, бывало не так уж много, и доходы были не очень большие. Несмотря на это, храм всегда содержался в благолепии. В храме бывали именитые прихожане, которые поддерживали храм и жертвовали средства. В последний раз мне пришлось быть в храме на Пасху в 1930 г.

В 1922 году Советской властью, якобы для оказания помощи голодающим в России, происходило изъятие церковных ценностей. Так, в газете Известия за 6 апреля 1922 г. сказано, что "изъято ценностей золота и серебра из церкви Екатерины мученицы - 11 пудов 33 грунта, 72 золотника, что в переводе на килограммы составляет около 195 кг". В их числе были сняты серебряные царские врата из летнего храма, пожертвованные Екатериной II, и заменены простыми деревянными мало художественными. Были сняты золотые и серебряные ризы с икон, взята часть священных сосудов.

При описании храмов я, к сожалению, пропустил места расположения в них икон святой великомученицы Екатерины. Восполняю этот пробел. Икона святой великомученицы Екатерины старинного письма в теплом храме находилась на южной стене храма в простенке между двумя окнами. Она была довольно большого размера. Для подхода к ней была сделана площадка и три ступеньки с двух сторон для входа, обрамленные ограждением. Над иконою была сделана небольшая металлическая сень.

В летнем храме икона святой великомученицы Екатерины располагалась на небольшой высоте над полом, близ южного входа в храм на правой стене.

Закрытие храма и его последствия.

Точной даты закрытия храма я назвать не могу, т.к. в то время не был в Москве. По рассказам и описаниям, храм был закрыт в 1931 г. При закрытии храма властями было разрешено взять только ОДНУ ИКОНУ - святой великомученицы Екатерины для переноса в церковь Воскресения Словущего, которая находилась в Большом Монетчиковом пер., дом 7. После ее закрытия и сноса в 1934 г. приход перешел в церковь Флора и Лавра на Дубининской ул. После закрытия и этого храма в 1935 или 1937 г. из храма взять ничего не разрешили. После закрытия храма великомученицы Екатерины, в летнем храме было жилье в два этажа, в теплом храме - конторские помещения. Высокая многоярусная колокольня была частично разобрана, осталась только нижняя ее часть в уровень с летним храмом. Главы на обоих храмах и кресты были сломаны. Вход в зимний храм был пробит в нижней части колокольни напротив трапезной летней церкви. Вероятно, вход попал в главный престол Спасского храма. К сожалению, я там не был и не видел этого безобразия.

Несколько лет тому назад летний храм был снаружи отреставрирован. Приведены в порядок окна, двери, восстановлена глава храма с крестом.

Роспись в летнем храме была изуродована и почти вся ликвидирована. Осталась в плохом состоянии роспись внутри барабана и немного в левом крыле храма. Несколько лет помещение как летнего, так и зимнего храма занимает реставрационный центр им. Грабаря.

В мае месяце 1992 г. было распоряжение мэра города Москвы Ю. М. Лужкова о выселении центра им. Грабаря из храмов. До сих пор это не сделано (декабрь 1996 г.). Освобождены лишь для нужд церкви часть летнего храма - без трапезной, где сейчас проходят богослужения. Трапезная и зимний храм заняты реставраторами.

Вообще, из-за варварского и самого пренебрежительного отношения к "памятникам архитектуры" (а таким значится храм) не надо удивляться, как изуродовано то, что строилось на народные деньги, как, например, бывший теплый храм.

Источники.

  1. Токмаков И. Ф. Исторический очерк церкви св. великом. Екатерины на Б. Ордынке. М., 1882.
  2. Клировая ведомость Замоскворецкого сорока. 1904.
  3. Личные воспоминания.

Одна из известных достопримечательностей Екатеринбурга – часовня Святой великомученицы Екатерины. Она находится на площади Труда, на месте, где прежде находилась церковь во имя святой великомученицы Екатерины – небесной покровительницы уральской столицы и горного дела. Она была воздвигнута в 1723 году при основании города.

После череды перестроек и реконструкций к середине XVIII века церковь превратилась в величественный Екатерининский горный собор. По величине он уступал разве что кафедральному собору, однако в народе его почитали больше. В 1930 году по варварскому приказу властей храм был взорван, а то, что от него осталось, было использовано в качестве стройматериала.

Территория, освободившаяся после разрушения собора, стала впоследствии площадью Труда. Непосредственно на месте храма был разбит сквер, где потом установили фонтан «Каменный цветок». На месте же главного алтаря в 1991 году установили памятный крест (архитектор – А. В. Долгов). Возле него ежегодно 7 декабря в честь праздника святой Екатерины проводится торжественный молебен.

В 1998 году Екатеринбург праздновал свое 275-летие. В ознаменование этой знаменательной даты рядом с памятным крестом была построена каменная часовня Святой Екатерины с пятью куполами. В 2003 году в нее была помещена капсула с землей, взятой с места захоронения основателя Екатеринбурга, выдающегося российского историка и государственного деятеля Василия Никитича Татищева.

Адрес: пл. Труда, 1, 620075 Екатеринбург, Россия.

Карта расположения:

JavaScript must be enabled in order for you to use Google Maps.
However, it seems JavaScript is either disabled or not supported by your browser.
To view Google Maps, enable JavaScript by changing your browser options, and then try again.

История Екатеринского горного собора тесно связана с историей города. В начале 1723 года на берегу реки Исети Вильгельм де Геннин начал строительство завода-крепости для переработки медной и железной руды. 1 октября 1723 года на левом берегу Исети, недалеко от плотины, священник Тобольского полка Иван Ефимов освятил закладку первой церкви строящегося завода в честь святой великомученицы Екатерины. С этого времени небесной покровительницей завода-крепости стала святая великомученица Екатерина, а день ее памяти - 7 декабря (24 ноября по старому стилю) - главным праздником города, к которому приурочивались все важнейшие события.

Первая Екатерининская церковь была деревянная и обветшала уже через 4 года после освящения, а и с 1730 года уже подвергалась почти ежегодному серьезному ремонту.

Решение о строительстве каменной церкви в Екатеринбурге было принято Сенатом 5 июля 1732 г. в ответ на представление Вильгельм де Геннина (после снятия в 1729 г. запрета на городское каменное строительство в связи с мобилизацией сил и средств на Петербург). В 1743 году архитектор Иоган Вернер Мюллер даже получил заказ спроектировать здание нового каменного храма, а в 1746 году была составлена и отослана в Берг-коллегию смета на его возведение, однако в силу разных причин само строительство откладывалось.

26 сентября 1747 года мазанковая церковь была уничтожена пожаром, что конечно стронуло дело строительства каменной церкви с мертвой точки. Наконец, во второй половине XVIII века по проекту талантливого екатеринбургского чертежника А. Кичигина (здание по проекту Мюллера уже не смогло бы вместить всех желающих, поскольку город динамично развивался и население его росло) был построен великолепный каменный собор во имя святой Екатерины, который являлся главным символом города вплоть до 30-х гг. ХХ века. Церковная колокольня выполняла также и светскую функцию: на ней были часы с курантами, чтобы рабочий люд мог ориентироваться во времени.

В 1761 году было принято решение о создании под колокольней придела в честь новоканонизированного святого - святителя Димитрия Ростовского. В 1834 году придел Димитрия Ростовского был перестроен, расширен и в июне освящен в честь Святой Троицы.

Летом - осенью (22 июля и 23 сентября) 1763 года протоиереем Феодором Кочневым, с благословения митрополита Тобольского и Сибирского Павла, был освящен северный (во имя первомученика архидиакона Стефана) и южный (во имя апостола Иоанна Богослова) пределы. Освящение главного предела многолюдном стечении народа состоялось 22 сентября 1768 года. Торжественное богослужение совершил возглавлявший тогда Екатеринбургское духовное правление протоиерей Феодор Кочнев.

Начиная с первой половины XIX века горный собор неоднократно перестраивался и утратил свой первозданный облик (необходимость изменений диктовалась активной жизнью прихода). В ходе реконструкции, проводимой известным архитектором М.П. Малаховым, боковые приделы были продлены в направлении колокольни и надстроены до двух этажей. Таким образом, пристрои вышли за первоначальную линию фасада, внутри них были сооружены новые широкие лестницы на второй этаж. Из-за перестроек храм утратил первоначальную стройность, фасад его стал немного громоздким и уже не гармонировал с тонким шпилем колокольни. Кроме того, к зданию были добавлены излюбленные Малаховым классицистические портики, что также отчасти нарушило единство его стиля.

Екатерининская церковь считалась как бы «ведомственной» для всех горных служащих (что фиксировалось и в названии собора «горный»), так именно в ней давали присягу горные инженеры. А с XIX века - по просьбе военного начальства - и новобранцы.

Большое значение для городского образования имели школы в разное время функционировавшие при соборе. Примерно с 1824 года и до середины XIX века при Екатерининском соборе функционировало двухлетнее приходское училище, которое представляло собой первую ступень системы духовного образования, готовящее к учебе в уездном духовном училище.

В 1887 году при храме была открыта мужская церковно-приходская школа, в которой обучалось до 60 мальчиков, а в 1894 году - женская, на 65 девочек. Всего в 1908 году в школе обучалось 174 человека. Определенную роль в образовательной среде города играла приходская библиотека. Согласно описи 1920 года, в ней числилось 1237 книг.

В 1894 году было создано Екатерининское церковно-приходское попечительство. Главной задачей попечительства являлась поддержка развития школьного образования, в том числе через назначение ежегодного пособия для увеличения жалованья учителям.

В начале XX века женщины стали создавать свои приходские обще­ственные организации, получившие названия «сестрические братства» или «сестричества». Подобная организация была создана и в Екатерининском приходе.

После революции собор разделил участь российского общества и Церкви. Вспышка активности прихожан начала 20-х годов XX века была сначала подавлена жесткость советского законодательства, бесцеремонным изъятием церковных ценностей (якобы для голодающих), под давлением советской власти храм был передан инспирированными ОГПУ «обновленческому расколу». Униженный, но не сломленный, храм продолжал действовать. Однако пережить советской культурной революции, как часть российского общества, русской культуры и науки он не смог.

В 1930 году в период активной антирелигиозной кампании собор святой великомученицы Екатерины был снесён, освободив место для здания УралОбкома ВКП(б) и фонтана «Каменный цветок» (его открыли в сентябре 1960 года архитектор Петр Дмитриевич Деминцев), которые вместе с небольшим сквером до сих пор находится на месте величественного здания собора. Вместе с этим старейшая площадь Екатеринбурга в его левобережной части, прежде назвавшаяся Церковной, Соборной, Екатерининской, стала называться площадью Труда.

К 275-летию города на месте храма была воздвигнута часовня по проекту архитектора А.В. Долгова. В 2013 г. инициативной группой верующих был зарегистрирован приход Собора святой великомученицы Екатерины, а с Пасхи 2014 года в часовне началась полноценная богослужебная жизнь. Был устроен иконостас, и все необходимое для совершения регулярных служб. Приход надеется, что храм святой Екатерины будет восстановлен.

Тунис