Мангуп благовещенский монастырь. Свято-благовещенский мужской монастырь на горе мангуп в бахчисарайском районе. Как добраться до монастыря

October 21st, 2011 , 08:02 pm

Южный монастырь Мангупа расположен несколько в стороне от основных сооружений, размещенных на горном плато, и ниже уровнем. Чтобы спуститься к Южному монастырю, нужно преодолеть несколько крутых опасных спусков, которые чередуются с горячими от солнца, шатающимися деревянными лестницами. Последний опасный поворот пройден, и вот передо мной возник монастырь, который вырублен в скале, нависающей над Адым-Чокракской долиной. Путь к храму был нелегок, однако теперь, стоя на этих уступах - на первый взгляд очень хрупких, но на самом деле выдержавших миллионы паломников - и вдыхая воздух необычайной чистоты и даже ощущаемой в нем высоты, я начинаю чувствовать себя уже немного подготовленной для того, чтобы войти в храм, который так близок к небу и так труднодоступен для земной повседневной жизни.

Храм принимает всех. Это веками намоленное место радушно открывает свои врата перед всеми путниками, чьи взоры устремлены ввысь. Монастырь существует с VI века. Основали его готы - остатки готских дружин и сопровождавшие их монахи, которые приняли христианство не от Византии, а напрямик из Иерусалима. Христианизация Крымской Готии произошла очень рано: Святое Писание было переведено на готский еще в IV веке. Труднодоступное для врагов горное плато Мангуп привлекало людей и в более ранние эпохи: археологами найдены следы жизни времен энеолита.

В VI веке город на горе Мангуп получил название «Дорос» и стал центром области Дори - будущего княжества Феодоро. «Феодоро» переводится с греческого языка как «дар Божий», и действительно это княжество было щедрым подарком Господа. Веками Феодоро активно взаимодействовало в торговле и военном деле с Византией, держало в страхе остальные крымские государства, постоянно соперничало с генуэзцами за право обладания военными крепостями. Но и оно пало. Подобно другим мощным государствам Феодоро не выдержало в XV веке натиска турков.
Если татары относились к памятникам христианской культуры более или менее терпимо, то турки причиняли церквям часто непоправимый ущерб. Южный монастырь пострадал, однако всё же не так сильно, как пещерный комплекс Челтер-Коба. В мангупской церкви сохранились даже фрагменты фресковой живописи, тщательно прикрываемой сейчас для сохранности иконами.

Название «Южный монастырь» можно встретить только в путеводителях, в реальности же монастыри всегда возводят и называют в честь какого-то христианского праздника или святого. Мангупский мужской монастырь носит имя Благовещенского.
В монастыре живет только один монах - отец Олег. Когда я поднялась по пещерной галерее и лестнице, ведущей в монастырь, я встретила монаха (или он встретил меня?) прямо у входа в церковь. В его приеме чувствовались особые теплота и сердечность. Монах сразу же заговорил со мной, и казалось, что он всё про меня знает, по крайней мере, он доподлинно знал о моих страхах и переживаниях.
Отец Олег рассказал, что в этой церкви Благовещенского монастыря княжества Феодоро хранится икона Богоматери Федоровской - покровительницы рода Романовых. Посетила ли монаршая семья Благовещенский монастырь в Мангупе - остается неизвестным. Краеведы ищут какие-то сведения об этом факте, но, к сожалению, находят только документальные подтверждения других горных крымских путешествий Романовых. Скорее всего, до Мангупа они так и не добрались, так как это было бы для них весьма тяжело. Однако теперь в стенах церкви висят портреты (не иконы) царской четы.

Монастырь обладает еще одной ценностью - чудотворной иконой Богоматери Скоропослушницы, которая многих исцелила от тяжелейших болезней. Помолиться и поклониться этой иконе в Мангуп приезжают тысячи паломников с разных концов нашей планеты. Эта икона является списком с чудотворной афонской иконы Богоматери Скоропослушницы. Это древний чудотворный образ находится в монастыре Дохиар. Монастырское предание относит время ее написания к Х веку, ко времени жизни настоятеля обители святого Неофита. С этой иконой связывают такую историю. В 1664 году трапезарь Нил, проходя в ночное время в трапезную с зажженной лучиной, услышал от образа Богородицы, висевшего над дверью, голос, призывающий его впредь здесь не ходить и не коптить икону. Монах подумал, что это кто-то из братьев шутит над ним, и продолжал ходить в трапезную с коптящей лучиной. Внезапно он ослеп. И вот, в горьком раскаянии начал Нил молиться перед иконой Божьей Матери, умоляя о прощении. И, о счастье! Он услышал чудный голос, возвещающий о прощении и исцелении. Называют с тех пор эту икону Скоропослушницей, так как она являет скорую помощь и утешение всем страждущим, обращающимся к Ней с верой и мольбой.

Село Ходжи-Сала (где я ночевала) рядом с Мангупом.

Вид с обеденного стола:) Село Ходжи-Сала.

Отец Олег предложил почитать мне что-нибудь из молитвослова. После чтения он повернулся ко мне и, глядя в глаза, стал рассказывать о моей жизни, о том, что меня беспокоит и как это преодолеть, на какой путь выйти и как подавить в себе страхи. Из пещерной церкви я вышла просветленной.

Когда я покидала монастырь, он, назвав мое имя, несколько раз сказал мне вслед: «Всё будет хорошо». Теперь я ничего не боюсь.

P.S. Начало истории, посвященное монастырю Челтер-Коба и Сюйреньской крепости можно почтитать

Хотя на плато Мангупа, где в средние века располагалось легендарное княжество Феодоро, ведет чуть ли не каждый второй туристический тур, здесь есть немало мест, в которых редко кто бывает и не каждый слышал. На прошлой неделе мы открыли для себя один из таких уголков Мангупа – Северный монастырь, расположенный в верховьях балки Табана-Дере.

Маршрут похода Терновка – Мангуп – Красный Мак

Антон проложил очень затейливый путь: вместо того, чтобы подъехать из Терновки до Хаджа-Сала на попутке, мы, старательно обходя трассу, пару часов шли без остановок по лесным дорожкам. И после посещения монастыря нас ждал еще немалый путь в Красный Мак. Так что еле успели на 18-часовой автобус до Северной стороны Севастополя.

Вот наш маршрут:

Видео похода Терновка – Мангуп – Красный Мак

Все эти подходы под монастырь подробно показала в видео, поэтому оно получилось чрезвычайно долгим – почти 16 минут. Надеюсь, не уснете. Кстати, подписывайтесь на наш канал, иногда там появляются видеорепортажи из походов, о которых здесь нет отчетов.

Терновка – Мангуп. Северный монастырь

Мое любимое направление с автостанции на 5-м км Севастополя – это как раз на Терновку. Ехать недолго (примерно 40 минут), автобус не такой уж и наполненный. Наша 2г10месячная Саша даже не успела задремать.

Проговорив по пути, что неплохо бы зайти в аптеку и купить мазь “Спасатель”, мы вышли из автобуса и ринулись быстрее прочь от цивилизации, напрочь забыв о фармацевтических планах. За нами было увязалась собака, но после первого технического привала для того, чтобы снять “лишнюю” одежду, она не стала дальше нас провожать.

Сначала мы шли по кромке скальных обрывов, но они становились все непроходимее. Так что в какой-то момент свернули в кусты и пошли по азимуту то теряя, то вновь находя тропинку. Довольно скоро выбрались к крайним домам Красного Мака.

В автобус, который, к нашей удаче, немного опоздал, садились уже в темноте.

Пещерные города и монастыри Крыма - уникальные достопримечательности горной части полуострова , каждая из которых впечатляет не только живописными пейзажами, открывающимися со скал, но и своими особыми тайнами древности. В особенности интересны старинные пещерные монастыри полуострова, многие из которых до сих пор остаются действующими и хранят историю развития православия в этих местах. К их числу относится и Свято-Благовещенский пещерный мужской монастырь, возникший среди крымских скал на рубеже 14-15 веков.

Располагается эта православная святыня Крыма чуть ниже Мангупского плато, но так же, как и соседний пещерный город Мангуп , возвышается над окружающей долиной. Расположение монастыря за пределами мангупских оборонительных сооружений наталкивает исследователей этих мест на мысль о возведении Свято-Благовещенского монастыря в мирное время, когда уже не существовало серьёзных угроз для православных монахов. Тем не менее, эта святая обитель достаточно труднодоступна, а вход в неё длительное время был сокрыт, да и сейчас ведущая к Свято-Благовещенскому монастырю тропа не заметна с первого взгляда. Именно такие кажущиеся непригодными для жизни места и становились в древности укромными обителями православных монахов, стремящихся избежать мирской суеты и приблизиться к Богу.

Чтобы добраться до Свято-Благовещенского монастыря не требуется специальной подготовки, но путь всё же непрост. Необходимо преодолеть подъём всего в 200 м, но прохождение даже столь небольшого участка потребует определённых усилий. Зато это путешествие приятно порадует возможностью созерцания окружающих живописных пейзажей и будет по-своему довольно интересным.

С самого же Мангупского плато тропа к Свято-Благовещенскому монастырю ещё короче и составляет всего 20 м пути, но такой спуск ещё более непрост и довольно рискован, ведь придётся перемещаться по валунам в скалистой расселине. Поэтому сюда проще подниматься из долины. Туристы могут спуститься к Свято-Благовещенскому пещерному монастырю от Мангупского плато по наклонному туннелю, который называют «Мышеловкой». На этой тропе придётся протиснуться под зависшую над обрывом между двух скал каменную глыбу, которая когда-то отвалилась от скального массива. Пройдя этот непростой путь, можно выйти на площадку просторного естественного грота, с обеих сторон которого располагаются монастырские помещения.

Углубление в скале, выводящее в этот грот, служит своеобразной прихожей. Здесь женщины при необходимости могут взять платки и халаты, ведь в Свято-Благовещенский монастырь, как и в иные православные обители, разрешается вход только в подобающем убранстве. Каменная лестница, ведущая к средней части скального массива, в некоторых, наиболее опасных местах, снабжена деревянными поручнями. Слева, в западной части монастыря, располагаются кельи монахов.

Кухонная пещера
Подсобное хозяйство в пещерах
Свято-Благовещенского монастыря

Справа, в восточной части, на самом краю обрыва находится небольшая церковь, где осуществляются богослужения. Вблизи этого храма в скальных нишах располагаются иконы, а свечи освещают часть грота, в которой проходят службы. В самом же храме можно заметить две вырубленные в полу гробницы. Вполне вероятно, что они принадлежали кому-то из князей Мангупа. Есть в этом пещерном храме и небольшая старинная колокольня.

Алтарь церкви
Свято-Благовещенского монастыря

Довольно контрастное зрелище на фоне скальных помещений верхних пещер представляют собой современные окна, украшающие пролёты в скалах.

Свято-Благовещенский монастырь образуется двумя пещерными храмовыми комплексами, в которых в общей сложности насчитывается до 20 расположенных в два яруса пещер различного назначения. Самое большое из этих пещерных помещений в древности служило, скорее всего, для масштабных собраний. Все кельи, храмовые и хозяйственные помещения этой православной обители располагаются в искусственных пещерных гротах, возникновение которых датируется ещё 6 веком, но возникновение самого Свято-Благовещенского монастыря приходится на 14-15 века.

Гроты Свято-Благовещенского монастыря:
Вход в монастырь Гроты VI века

В былые времена этот монастырский комплекс именовался просто Южным, из-за своего расположения на южной стороне плато Мангуп.

Южный склон горы Мангуп - место расположения
Свято-Благовещенского монастыря

С распадом княжества Феодоро прекратил своё существование и расположенный по соседству с его столицей Свято-Благовещенский монастырь. Но в начале 90-х годов 20 века обитель была возрождена монахами Крымского полуострова, и, как и в былые времена, сюда вновь стремятся паломники из разных уголков, чтобы соприкоснуться с этой неподвластной времени православной святыней.

Когда приближаешься к Свято-Благовещенскому монастырю, невольно задумываешься над тем, скольких же усилий стоило когда-то людям вырубить в скалах такое архитектурное чудо, ставшее местом сохранения православной веры на территории средневекового Крымского полуострова. В гроте располагается действующий Богоявленский источник - одна из святынь Свято-Благовещенского монастыря. Ещё одна святая реликвия этой православной обители - икона Божьей Матери «Скоропослушница».

Особую известность и популярность не только среди паломников, но и у обычных туристов Свято-Благовещенский монастырь приобрёл благодаря частично сохранившимся старинным фрескам, датируемых 14-15 веками, которыми расписана арка и апсида в алтаре. В середине 50-х гг. 20 века эти уникальные росписи были исследованы и частично реставрированы крымским археологом и искусствоведом Домбровским. На стенах алтаря частично сохранились фрагменты старинной фресковой росписи с изображением Христа на троне. Одной рукой Спаситель возносит благословления, а во второй - держит Евангелие. Фрески были испорчены не столько разрушительным влиянием времени, сколько горе-туристами. К тому времени, когда эта православная святыня обрела новую жизнь с поселившимися здесь монахами, от величия старинных фресок уже остались лишь незначительные фрагменты.

Православная обитель в скалах под крымскими небесами через годы небытия вновь вернулась к жизни. Монахи Крымской епархии продолжают возрождать былую святую обитель, бывшую одним из важных центров православия в эпоху княжества Феодоро . Возрождаются пещерные храмы и базилики, в которых вновь звучат богослужения. Со смотровой площадки монастыря можно полюбоваться завораживающими пейзажами окружающих скал Главной гряды Крымских гор, и в который раз поразиться, насколько тесно переплетается здесь влияние человека и природы, и как были правы средневековые монахи, выбирая для уединения от мирской суеты такие благословенные места.

Пещерные кельи оснащены всем необходимым для проживания современных монахов. Как и в далёком средневековье, когда ещё только зародился Свято-Благовещенский монастырь, здесь всё ухожено и находится в гармонии с окружающей природой. Монахи во всём поддерживают чистоту и порядок. Вход в эту святую обитель украшают красивые клумбы, выложенные из камней, а с высоты расположения Свято-Благовещенского монастыря можно полюбоваться панорамой, от которой захватывает дух.

Свято-Благовещенский пещерный мужской монастырь иногда называют «крымским Афоном», подчёркивая его особую значимость для православия как места, где веками сохраняется духовное наследие.

Располагается Свято-Благовещенский монастырь в 25 км от Бахчисарая , вблизи посёлка Терновка и чуть южнее села Залесное, на южном склоне Мангупа. Добраться сюда можно и из Бахчисарая, и из Севастополя. Экскурсии по Крыму , включающие посещение пещерного города Мангуп-Кале, нередко предлагают всем желающим соприкоснуться с этой частицей православного мира, сокрытого в горах Крымского полуострова и таящего в себе историю давно ушедших лет и событий. К тому же, Свято-Благовещенский монастырь - не единственная православная обитель в этих местах. Всего в 3 км от него располагается ещё один не менее примечательный скальный монастырь - Шулдан, который тоже непременно стоит посетить.

Смотрите фотографии пещерных монастырей Крыма в нашей галерее

Материалы страницы составлены на основе авторской статьи Skywriter13

Действующий Свято-Благовещенский мужской монастырь расположен на южном склоне горы Мангуп, на 25-м км к югу от города Бахчисарая (между селами Залесное и Терновка), на высоте 210 метров над долиной или более 400 метров над уровнем моря, 20-ю метрами ниже уровня Мангупского плато.


Место, данное самим Господом для свершения молитв, поистине являет великолепие крымского пейзажа. Удерживаясь лишь на небольших укреплениях, монастырь является мощным духовным центром для верующих.


Исторически монастырь возник в VI веке от Рождества Христова и позже входил в православное княжество Феодоро. Но в ХV веке был разрушен и опустошен нападением турецкого войска, господствующего в тот период в Крыму.


На рубеже ХХ-ХХI веков монастырь восстановлен силами братии под руководством настоятеля обители. В монастыре нет ни электричества, ни радио, компьютеров, телефона. Как и в прежние времена никаких попечений о земной суетной жизни, лишь размышления о Боге и молитвы.


Подъем к монастырю достаточно трудоемкий. У подхода к монастырю заметны выложенные камнем клумбы, за которыми ухаживают послушники. С этой высоты открывается прекрасный пейзаж и становится ясно, почему люди создают монастыри в столь непригодных для жизни местах.


Помещения монастыря устроены из гротов пещерных городов VI века. Интересно смотрятся вмонтированные в небольшие отверстия верхних ярусов пещер современные окна, за которыми цветут домашние цветы. В монастыре имеется звонница и большой грот, видимо, служивший когда-то для собраний.

Святыни и реликвии монастыря: икона Божией Матери «Скоропослушница», Богоявленский источник в гроте.

Каждый путник имеет возможность не только полюбоваться красотой монастыря, но и помолиться в нем.

В самом верховье Каралезской долины, около дороги Красный Мак — Терновка, высится гора Мангуп. Она похожа на огромную четырёхпалую кисть руки великана с вытянутыми пальцами-бурунами (каменными мысами). Особенность этого массива в цепи Крымских гор второй гряды — высота и крутизна склонов — образует из него естественную крепость. Поэтому на плоской вершине горы в средневековье обосновалась столица христианского княжества Феодоро. Толстые стены по оврагам и 70-метровые скальные обрывы делали её почти неприступной.


Кроме дворцов, жилищных и хозяйственных построек, здесь было много церквей и монастырей. После взятия столицы турками в 1475 году она навсегда была стёрта с карты Крыма.

Жизнь на цветущем плато быстро угасала. Руины величия покрывались пылью столетий. Иногда эту пыль «стряхивали» археологи да романтики дальних дорог, сделав Мангуп неофициальной туристической меккой.

И вот на развалинах небытия через годы забвения пробился росток новой жизни.

В одном из монастырей, в монастырском комплексе Южном, ныне Благовещенский, поселились монахи, вновь обживая покинутую обитель. Туда мы и отправляемся.

Монастырский комплекс находится на южной стороне горы. Возник он на рубеже XIV-XV веков. Его расположение за пределами оборонительных стен наводит на мысль, что он создавался в мирное время.

К тому же он был труднодоступен, а ход к нему был потаённым. Современная известность к монастырю пришла благодаря фрескам, которыми были расписаны апсида, арка и фриз, окаймляющий алтарь. В конце пятидесятых годов XX века они были исследованы и частично реставрированы известным крымским археологом, искусствоведом Олегом Домбровским. Фрески практически уничтожены.

Дорога по лесистому оврагу Табана-дере, которой мы поднимаемся, приводит к южной оконечности мангупского плоскогорья. Далее нужно спуститься по расселине к основанию скального обрыва и по тропе двигаться на запад три-четыре сотни метров. Тропа эта называется Мышеловкой, потому что над нею между двух скал завис отколовшийся от основного массива огромный камень в несколько тонн весом. Под него нужно «подныривать» и дальше передвигаться на четвереньках с надеждой на лучший исход. После этого «чистилища» препятствий на тропе к монастырю уже не будет.

И вот большое углубление в скале. Это «прихожая» монастыря. На натянутой верёвке висят халаты и косынки для женщин-посетительниц, если их внешний вид не соответствует уставу монастыря. На лестнице-галерее, ведущей в среднюю часть скального массива, в местах обрушения внешней стены стоят жерди-перила, поставленные монахами.

По лестнице мы попали в огромный естественный грот. Он велик не столько глубиной и высотой, сколько шириной.

В дальнем западном углу грота — келья монаха. В ближнем к нам восточном углу, на самом краю обрыва, находилась небольшая пещерная церковь. Около неё на стене висели иконы, очевидно, не вместившиеся в тесное помещение церкви.

В глубине аккуратной поленницей были сложены дрова. Посредине этого каменного зала стоял длинный трапезный стол.

Было время обеда. За столом сидели настоятель пещерных храмов, приехавший из Красного Мака, монах, живущий здесь, в монастыре, один служитель церкви, а также несколько паломников, как мы потом узнали, приехавших, чтобы получить благодать и отслужить всенощную. Один монах прислуживал им за столом, другой читал выдержки из святых книг. Настоятель объяснял паломникам прочитанное. Мы извинились и сели на край обрыва этого грота в ожидании конца обеда, предавшись созерцанию открывшегося перед нами вида Ай-Тодорской долины. Сидеть было приятно, солнце светило мягко и бархатно. Мы смотрели как бы с облаков на кудрявые лесные дали, на сады, на дороги и тропки, по которым идут и едут по своим мирским делам люди-муравьи...


Обед закончился. Мы подошли к настоятелю и попросили показать фрески, из-за которых разгорелся когда-то нешуточный спор между краеведами и церковниками. Настоятель любезно согласился и прошёл внутрь помещения. Откинув полог, показал место, где когда-то были росписи. На сером каменном фоне в нескольких местах мы увидели небольшие пятна и штрихи с остатками потускневшей, едва отличимой от фона старой краски, — всё, что осталось от фресок. Замазали их надписи туристов, въевшиеся глубокими царапинами в стены алтаря. Вот вам и ответ всем противникам вселения в комплекс монахов, которые, мол, обосновавшись, нанесут ущерб старинным фрескам, испортят то, что осталось. Но если бы они и захотели это сделать, портить-то уже нечего!

Приходится только сожалеть, что возрождение крымского Афона началось поздно, когда безвозвратно утеряны многие ценности. А монахи могли бы уберечь, спасти, сохранить историческое и культурное наследие.

Всенощная проходила при свечах. Они были расставлены в больших и малых подсвечниках под иконами и выполняли не только культовое назначение, но при отсутствии других источников света освещали церковь и ту часть грота, в которой проходила служба. Люди, беззвучно повторявшие слова молитвы, иногда осеняли себя крестным знамением, от этого движения колебался воздух и пламя свечей то притухало, то разгоралось сильнее.

В широкий проём открытого зева грота была видна значительная часть ночного неба с горящими на нём звёздами. То ли из-за высоты, на которой находился монастырь, то ли из-за черноты неба они были крупными, яркими и настолько близкими к земле, что казалось, ещё немного и звёзды лягут на ночное плато этой древней горы.

Всенощная проходила несколько часов, в течение которых ночь набрала густые тёмные краски и слилась воедино с темнотой части грота, не освещённой свечами, и казалось, что это свечи мерцают на небе или, наоборот, вместо свечей под образами горят звёзды, откидывая дрожащие лучи на просветлённые лица людей.

И думалось: а на Земле ли ты находишься?

Валерий Рябцев, «

Италия