Церковь иоанна предтечи в городе керчь. Церковь иоанна предтечи в керчи. Посещение храма и маршрут к нему

Предполагают, что храм был построен в VIII-IX век предполагаемое время постройки храма. Подтверждением тому служит греческая надпись на одной из колонн, поддерживающих свод храма: "Здесь покоится раб Божий, сын Георгия. Преставился месяца мумия 3 (дня) часа 10 (в лете) от Адама 6260 (от Р. X. 752)".


Это крестово-купольный трехапсидный храм с полусферическим куполом на высоком барабане. Стены возведены из белых известняковых блоков с прожилками из красного кирпича. Это делает его необычным и незабываемым творением старых мастеров. Храм освящен в честь святого Иоанна Предтечи и Крестителя Христова.

Старинное греческое надгробие.

Во время существования Крымского ханства (XV-XVIII века) многие христианские храмы были обращены в мечети, эта участь не миновала и храм Иоанна Предтечи. С присоединением Крыма в состав Российской империи, церковь вновь стала православным храмом. В документах того времени она именуется "греческой церковью" без посвящения святому.

В начале XIX века появилось нынешнее название храма: церковь усекновения главы Иоанна Предтечи".

Существует версия, что храм построен на месте ещё более древнего культового сооружения. Так, некоторые учёные полагают, что капители церкви относятся к раннему типу византийских и коринфских капителей, а их возраст берет начало в конце V - начале VI вв., поэтому есть предположение, что колонны и капители храма изготовлены задолго до строительства церкви и взяты из древней базилики, находившейся, возможно, на том же самом месте.

Доказательством тому служат следы гари, найденные в районе храма, относящиеся к IX в., когда хазары были изгнаны с Боспора, - исследователи выдвинули точку зрения, что базилика просто сгорела, а на её месте и был построен храм Иоанна Предтечи.

Сегодня церковь состоит из древней части и постройки XIX века. Во дворике церкви сохранилась каменная плита с углублением, которое напоминает след человеческой стопы. По местным сказаниям, этот след принадлежит Иоанну Предтече или Андрею Первозванному.

К моменту присоединения Крыма к России церковь находилась в запущенном состоянии. Фундамент её сильно осел, так что для входа в храм соорудили лестницу в восемь ступеней. Трёхнефный притвор в псевдовизантийском стиле пристроили к храму в 1834 году с западной стороны.

В 1845 году комплекс пополнился ещё и двухъярусной колокольней и северным притвором, построенными по проекту архитектора Александра Дигби. В эти же годы строители, занимающиеся реконструкцией, обнаружили под куполом фрески изображение двух святых. По мнению Игоря Грабаря, фрески могли быть написаны учениками Феофана Грека.

С 30-х годов XX века церковь Иоанна Предтечи закрыли "из-за отсутствия прихода". Долгое время храм находился в запустении. На территории прилегающей к храму построили рыбный рынок. Лишь в 1957 на храм обратили внимание и стали его изучать.
Возможно здесь и находился рынок.

В 1963 году церкви был присвоен статус памятника архитектуры республиканского значения.

Начиная с 70-х годов храм Иоанна Предтечи начали реставрировать. Работы по его реставрации проводились в 1974-1978 годах.

После реставрации в церкви Иоанна Предтечи была открыта лапидарная коллекция музея. В июне 1990 году церковь передана керченскому православному религиозному обществу. В настоящее время она действует как православный храм, в котором совершаются богослужения.

После краткого экскурса в историю, почерпнутого на просторах интернета, более полную картину об истории этой жемчужины можно прочесть там же, войдем внутрь и просто молча, без комментариев осмотрим его изнутри.

Христос Воскресе! Воистину Воскресе!


Церковь Иоанна Предтечи в Керчи

Храм Иоанна Предтечи, расположенный в самом центре Керчи, является самой старой действующей православной церковью Крыма, памятником истории и замечательным образцом византийского зодчества. Храмы с подобной архитектурой возводились с VIII века по всей Византийской империи. Схожие по архитектурному стилю церкви, оборонительные сооружения, дворцы и административные здания целиком или частично сохранились и до сего дня на территории современных Греции, Турции и Кипра.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Что же касается керченской церкви Иоанна Предтечи, то о дате её возведения до сих пор нету единого мнения среди историков, обычно её строительство относят к периоду между VIII и XI веками. Но о древности церкви однозначно свидетельствуют амфоры VIII века найденные в кладке церкви, и использованные в ней в качестве голосников. Возможно, что надпись на Тмутараканском камне, датируемым VII веком и выставленным в Эрмитаже, косвенно говорит о храме Иоанна Предтечи, определяя расстояние от него до ныне не существующей церкви Богоматери на Таманском полуострове. А также на одной из колон, внутри здания храма, имеется надпись гласящая, что: «Здесь покоится раб Божий Кириак, сын Георгия, внук Виндира. Скончался месяца июня 3, индикта 10, в лето от Адама 6265» Из этого следует, что Кириак умер в 757 году. Впрочем, археологические исследования проведённые в храме и на территории вокруг него в 60 годы XX века
показали, что колоны, скорее всего, были взяты из базилики стоявшей на месте Предтеченской церкви ранее, построенной в VI веке и разобранной за ветхостью. А нынешний храм, вероятно, был построен в IX - X веках, после изгнания хазар с территории Керченского полуострова. Строительство нового храма, который стоит и по сей день, бесспорно связано было с возросшим влиянием Византии в Крыму. Сегодня уже невозможно ответить, кто именно строил храм – боспорские мастера или константинопольские зодчие. Скорее всего, столь масштабная постройка была не под силу местным архитекторам и строительство проходило под контролем столичных мастеров, присланных имперской администрацией или Константинопольской патриархией.

АРХИТЕКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

На сегодняшний день здание церкви представляет собой сложный архитектурный комплекс, полностью оформившийся лишь к концу XIX века. Изначально же это трёхапсидный четырёхстолпный крестово-купольный храм, построенный стиле характерном для восточно-христианской архитектурной школы. Сразу обращает на себя внимание тип кладки использованной во внешних стенах. Блоки из известняка, небольшие и тщательно обработанные, чередуются с тонкими кирпичами из глины (так называемой «плинфы»). Подобное
исполнение не только придавало стенам пышность и нарядность, но и увеличивало сейсмоустойчивость. Данный тип кладки широко применялся византийскими архитекторами при строительстве крупных общественных зданий в Константинополе, Солуни и Херсонесе. С помощью плинфы также выложены арки под куполом, основание барабана купола, его верхняя часть и навершия узких окон. Венчает церковь Святого Иоанна Предтечи единственный полусферический купол, установленный на светонесущем барабане, который и образует центр креста. Фасады храма украсили пилястрами и перспективными арками.

И ЕЩЁ НЕМНОГО ИСТОРИИ

В период владычества в Северном Причерноморье генуэзцев, благодаря отличной сохранности и внушительным размерам, Предтеченская церковь была довольно известна. Вероятно, потому Керченский пролив в тот период именуют проливом Святого Иоанна, а Керчь – портом Святого Иоанна, не смотря на то, что официальное название его тогда было Черкио или Воспоро. Впервые, церковь упоминает в своих наблюдениях знаменитый арабский путешественник и купец Ибн-Баттута, посетивший её в 1334 году. В 1634 году интересную легенду донёс до нас монах-доминиканец Эмиддио Дортелли д’Асколи, она повествовала о том, будто церковь была найдена на дне моря. В этом его убедили
отпечатки и останки морских ракушек на известняковых блоках, из которых был построен храм. А в 1666 году известный османский путешественник Эвлия Челеби, описывая «прекрасный замок Керчь», в своём произведении «Книге путешествий» упоминает о «церкви неверных», которую, по его мнению, возвели генуэзцы в период своего господства в регионе. В период существования Крымского ханства и Турецкого владычества, церковь служила мечетью. Поэтому до нас не дошли фрески, наличие которых было отмечено средневековыми путешественниками, они был варварски соскоблены и покрыты толстым слоем штукатурки. После строительства турками крепости, храм очутился посреди земляного вала, что в совокупности с естественным оседанием фундамента привело к тому, что попасть в церковь можно было только спустившись вниз по лестнице из восьми ступеней. Немногочисленная греческая община Керчи с трудом поддерживала такой большой храм, и он постепенно приходил в упадок. Положение дел изменилось после присоединения Крыма к Российской империи, государство взяло на себя заботу по восстановлению немногочисленных сохранившихся греческих храмов на территории полуострова. А храм Иоанна Предтечи был передан архипелажским грекам, которых поселили на южных границах империи в конце XVIII века. В течении всего XIX века храм постоянно ремонтировался и достраивался. В 1801 году построен был западный придел, в 1834 году к церкви пристраивают трёхнефный притвор в псевдовизантийском стиле. А в 1845 году, по
проекту архитектора Александра Дигби, архитектурный ансамбль церкви дополняется ещё и северным притвором и двухъярусной колокольней. В этот же период, во время очередной реконструкции, строители обнаружили под слоем штукатурки изображение двух святых. Существует версия, согласно которой, фрески были написаны учениками преподобного Феофана Грека. До самого закрытия храма большевиками в 20-е годы минувшего столетия, он оставался крупным центром религиозной и культурной жизни греческой общины. При нём действовали греческая и русская церковноприходские школы. Огромное количество народа стекалось каждый год на храмовый праздник. Во время всех крупных праздников из специального футляра доставалась главная святыня церкви Святого Предтечи – камень с отпечатком подобия человеческой стопы, который предание приписывает либо Андрею Первозванному, либо самому Предтече Господнему. В неё наливали святую воду, и верующие отпивали из неё для исцеления от недугов. И не смотря на столь высокую духовную жизнь населения, власти закрыли храм по совершенно лживой причине – за отсутствием прихожан…
Не обошла стороной Предтеченский храм и Великая Отечественная война, помимо разрушений в самом здании, был утрачен позолоченный иконостас XVIII века, иконы Богородицы, Иоанна Предтечи и Варвары Великомученицы того же периода, уникальные греческие Евангелие и Апостол XI и XII веков.

ВОЗРОЖДЕНИЕ

Уже после войны, в конце 50-х годов, о церкви Святого Предтечи вспомнили, и заговорили как об уникальном памятнике византийской архитектуры, присвоив ей в 1963 году статус памятника республиканского значения. Несмотря на этот факт, прямо возле церкви был открыт рыбный рынок. В этот же период проходят археологические раскопки под руководством Т.И. Макаровой. Благодаря им удалось прояснить и узнать много нового об истории храма. Возле него обнаружили остатки баптистерия VI века, установили что церковь, в период до турецкого владычества, была центром и завершением архитектурного ансамбля Керчи, и что береговая линия с VI века проходила совсем близко от здания храма. Можно сказать, что церковь была украшением средневековой набережной. С 1974 по 1978 годы, в ней развернули крупномасштабные реставрационные работы. Во избежание обрушения купола, под ним был установлен мощный металлический
каркас, отреставрировали стены пристроек и колокольни, частично восстановили старинные росписи и штукатурку. Гораздо трудней оказалось работать со старой и основной частью комплекса – для сохранения аутентичности храма реставраторы сами изготавливали аналоги древней черепицы и плинфы. Удалось подобрать такой же камень-известняк, как и тот, из которого двенадцать веков назад была возведена эта церковь. По окончании работ, над храмом Иоанна Предтечи установили крест, хотя разрешение на это ни кто не давал. До 1990-х годов в храме действовала выставка керченского музея истории, а затем церковь передали местной православной общине. Теперь в ней снова совершаются богослужения, то для чего много веков назад и была построена эта прекрасная и величественная церковь.

Церковь Иоанна Предтечи расположена в центре современной Керчи , на площади Таврической (в недавнем прошлом - пл. Ленина). Временем сооружения древней части здания считается X век.
Церковь - уникальный памятник византийского зодчества . Классифицируется как крестово-купольный храм , выполненный в традициях восточно-христианской архитектурной школы. Наиболее близкие аналогии памятника существовали в азиатских областях Византийской империи и в ее столице - Константинополе.


Церковь представляет собой четырехстолпный крестово-купольный храм , увенчанный плоским куполом. Купол при помощи парусов опирается на крестообразные своды, которые поддерживаются четырьмя крестчатыми в плане столбами. Всю конструкцию несут на себе четыре мраморные колонны с византийско-коринфскими капителями, взятыми из более раннего храма.

После реставрации в церкви Иоанна Предтечи была открыта лапидарная коллекция музея . В июне 1990 году церковь передана керченскому православному религиозному обществу. В настоящее время она действует как православный храм , в котором совершаются богослужения.

[b]Церковь Иоанна Предтечи в Керчи является выдающимся памятником ранневизантийского культового зодчества конца IX – начала X вв.
http://img.photobucket.com/albums/v58/atavin/IMGP6169.jpg

Храм представляет собой сложный архитектурный комплекс, окончательно сформировавшийся лишь в конце XIX в. Первоначальная византийская постройка, занимающая ныне восточную часть церкви, представляла собой четырехстолпный трехапсидный крестово-купольный храм. На нижнем кубическом массиве возвышался крестообразный верх, который хорошо выделялся сверху благодаря пониженным угловым частям. Внутри крест был нарушен отдельно стоящими колоннами, в результате чего церковь органически объединяет две архитектурные системы: базиликальную и крестово-купольную. Подобные храмы строили начиная с IX в. в восточных районах Византийской империи. Сейчас невозможно ответить на вопрос, кто же построил храм: боспорские мастера или заезжие зодчие. Можно говорить о том, что строительство подобного храма вряд ли было под силу местным мастерам*. Его сооружение несомненно контролировалось имперской администрацией и константинопольской патриархией.
Даже при беглом осмотре здания в глаза бросается оригинальный тип кладки внешних стен. Небольшие, хорошо обработанные блоки известняка, чередуются с прослойками тонких обожженных кирпиче и плинф.
http://img.photobucket.com/albums/v58/atavin/IMGP6167.jpg
Этот необычный прием придает стенам некоторую пышность и нарядность. Подобный тип кладки был хорошо известен византийским зодчим и неоднократно применялся при строительстве больших общественных зданий в Херсоне, Солуни и Константинополе. При помощи кирпича выложены также внутренние арки ветвей креста, верхняя часть барабана купола и навершия узких окон. Церковь венчает единственный полусферический купол, образующим центр креста. Он установлен на круглом светонесущем барабане, который придавал церкви стройные очертания. Фасады были украшены перспективными арками и пилястрами.
http://img.photobucket.com/albums/v58/atavin/IMGP6178.jpg
В композиции храма господствовала вертикаль. Несоразмерностъ поперечных и вертикальных размеров церкви еще в 1867 г. отметил инженер Рыдзевский, тщательно обследовавший храм. Благодаря этой особенности она являлась архитектурной доминантой в городской застройке.
Интерьер храма формировался подпружными арками и парусами опиравшихся на четыре крестообразных в сечении столба. Они, в свою очередь, поддерживались четырьмя изящными мраморными колоннами. увенчанными резными капителями. Колонны, как и капители, были сделаны из сероватого с голубыми прожилками мрамора. Этот сорт мрамора добывали на острове Проконнсс в Эгейском море вплоть до конца VIII в**. Здесь же находились мастерские, где изготовляли различные архитектурные детали. Впоследствии готовые изделия направлялись во все концы Византийской империи и украшали храмы Константинополя, Равенны, Афин, Венеции и многих других городов.
Капители керченской церкви относятся к одному из самых ранних типов византииско-коринфских капителей и датируются концом V – началом VI вв.
Еще в конце XIX в. исследователь средневековой Таврики А.Л. Бертье-Делагард обратил внимание на сборный характер капителей и колонн, которые даже не совпадали по диаметру. Кроме того, было хорошо заметно, что тонкие, изящные колонны и не менее причудливые капители не вписываются в строгое, несколько тяжеловесное убранство интерьера. На этом основании Н.П. Кондаков предположил, что на месте церкви Иоанна Предтечи раньше находился более древний храм, который, судя по колоннам, имел базиликальную форму. По мнению исследователей, колонны и капители, изготовленные задолго до постройки церкви были взяты из древней базилики. Подобные случаи известны в Херсоне, когда крестово-купольные храмы построенные в IX в., украшались мраморными деталями из полуразрушенных христианских храмов юстиниановского времени.
Для улучшения акустических свойств, в паруса церкви были вмонтированы небольшие амфоры. Несколько из них было обнаружено пол слоем поздней штукатурки во время реставрационных работ.
Вокруг церкви, по древнему обычаю, на протяжении нескольких столетий совершались захоронения. Во время раскопок были обнаружены десятки могил, устроенных в виде каменных ящиков. Некоторые из них служили семейными усыпальницами. Внутри таких погребений обычно содержались останки нескольких человек. Судя по немногочисленному скромному инвентарю, большинство могил относилось к XII–XV вв., хотя самые ранние можно датировать временем постройки храма
Благодаря прекрасной сохранности, церковь издавна привлекала внимание путешественников и ученых. Первые упоминания о ней относятся к 1334 г., когда ее посетил арабский путешественник Ибн-Батута. В 1634 г. церковь подробно описал монах-доминиканец Эмиддио Дортелли д"Асколи. Он донес до нас очень интересную, но неправдоподобную легенду, согласно которой церковь была найдена в море. В этом путешественника убеждали многочисленные отпечатки морских ракушек на блоках известняка-ракушечника, из которых сложены стены и своды храма. В 1666 г. в своей «Книге путешествий» Эвлия Челеби, описывая «прекрасный замок Керчь», упомянул и о «церкви неверных», которую построили, по его мнению, во времена владычества генуэзцев.
После присоединения к России, в 1783 г. в Крыму создалась благоприятная обстановка для изучения его древностей. К концу XIX в. в науке сформировалось две точки зрения относительно времени постройки храма. Большинство ученых датировали его первой половиной–серединой VIII в. При этом в качестве аргумента использовали надпись, обнаруженную на северной колонне храма. В переводе В.В. Латышева, надпись, написанная на греческом языке, выглядела следующим образом «Здесь покоится раб Божий Кириак, сын Георгия, внук Виндира. Скончался месяца июня 3, индикта 10, в лето от Адама 6265». Таким образом получается, что Кириак скончался в 757 г.
http://img.photobucket.com/albums/v58/atavin/IMGP6176.jpg
Другие исследователи считали, что колонна, которая была взята из более древнего храма, попала в церковь Иоанна Предтечи уже с надписью. Следовательно, храм относился к позднему времени. На основании архитектурных особенностей они датировали его X и XII вв.
Этот сложный вопрос был окончательно разрешен лишь после того, как в 60-х гг. XX в., внутри храма и вокруг него были проведены археологические раскопки под руководством Т.И. Макаровой. Используя вновь полученные данные, ученые смогли воссоздать в целом историю храма.
Место, на котором находится церковь Иоанна Предтечи, было за селено человеком относительно поздно, в первые века нашей эры. До этого, судя по мощному слою стерильного, без всякой примеси керамики, морского песка, где-то поблизости проходила береговая полоса В начале VI в., после того как центр Боспора переместился с вершины горы Митридат к ее подножию, здесь был построен большой храм-базилика. В эпоху правления императора Юстиниана I строительство подобных храмов развернулось по всей империи. Не был исключением и Боспор. Во время раскопок внутри северной часовни церкви, ниже ее фундаментов, были обнаружены фрагменты древних монументальных кладок, сложенных из хорошо обработанных квадров известняка В восточной части храма выявили остатки древней апсиды, кривизна которой не совпадала с диаметром апсиды церкви Иоанна Предтечи Эти находки подтвердили гипотезу о существовании на этом месте древнего храма. Помимо этого, во время раскопок было собрано большое количество расколотых плит и архитектурных деталей, изготовленных из проконесского мрамора, излюбленного материала зодчих юстиниановской эпохи.
В 20 метрах к северу от церкви были обнаружены остатки монументального здания, носившего, по-видимому, общественно-культовый характер. Об этом свидетельствовали находки могилы, устроенной в полу здания, остатки фресок, оконных стекол и фрагмент большого мраморного ритуального сосуда-лутерия. Во время раскопок неоднократно встречались части архитектурных деталей, сделанных из проконесского мрамора. Помимо этого, внутри помещения были обнаружены колодец и большой резервуар для воды, которые и послужили ключом к разгадке назначения этой постройки. По мнению археологов, что был баптистерий – специальное здание для крещения вновьобращенных. А резервуар и мраморный лутерий служили соответственно купелями. Подобные крещальни обычно располагались недалеко от базилик и составляли с ними единый архитектурно-культовый комплекс. Такие комплексы известны в Херсоне и других крупных религиозных центрах Византии.
Дальнейшую историю базилики можно реконструировать, используя немногочисленный археологический материал, обнаруженный в засыпи ограбленной могилы внутри баптистерия. Судя по находкам небольших кусочков амфор, красного лака и стекла, могила была ограблена в промежутке между серединой VI и серединой VII вв. Как раз на этот отрезок времени, приходится тюркский погром 576 г., когда Боспор, судя по упоминавшейся выше строительной надписи дуки Херсона Евпатерия, был основательно разрушен. Именно с его восстановительной деятельностью можно связать реконструкцию баптистерия, во время которой ограбленная могила была засыпана, а поверх ее настлали новые мраморные полы. Но пострадала ли сама базилика, к сожалению, выяснить археологам пока еще не удалось.
http://img.photobucket.com/albums/v58/atavin/IMGP6174.jpg
В конце VII в. Боспор вновь становится ареной борьбы, но теперь уже между Византией и Хазарским каганатом, попытавшимся заявить свои права на имперские владения в Крыму. В результате этих событий была разрушена крещальня. На ее руинах были построены хазарские постройки. Однако базилика, по-видимому, не пострадала. На это косвенно указывает «надпись Кириака», датированная 757 г. Хазары, известные своей веротерпимостью, могли сохранить христианский храм, хотя территория самого комплекса значительно сократилась. Побывавший на Боспоре в конце VIII в. византийский монах Епифаний видел в городе большой храм во имя Святых Апостолов. Вполне вероятно, что под «большим храмом» Епифаний подразумевал обширные внутренние пространства базилики.
http://img.photobucket.com/albums/v58/atavin/IMGP6171.jpg
Гибель храма вероятно связана с событиями конца IX в., когда хазары были изгнаны с Боспора. Но единственно, что может подтвердить это предположение – небольшой слой гари, обнаруженный в слоях этого времени во время раскопок внутри храма. Нельзя исключать, что перед постройкой новой церкви, старая, обветшавшая базилика была попросту снесена.
В конце IX – начале X вв. на руинах хазарского времени сооружаются жилые кварталы и церковь Иоанна Предтечи. Подобный ход событий прекрасно иллюстрируют данные археологических раскопок древней западной стены храма. Здесь были обнаружены остатки paзрушенной, а после снивелированной усадьбы VIII в. Как показали раскопки, кварталы строились уже с учетом храма. На это указывает на правление средневековой улицы, идущей к северному входу в церковь. Возведение нового храма несомненно было связано с усилением могущества Византии и Константинопольской патриархии в Крыму.
На протяжении следующих четырех столетий судьба храма остается практически неизвестной. Можно говорить лишь о нескольких небольших ремонтах. В XIV в. храм был капитально реконструирован. Первоначальные, граненые, апсиды исчезли под массивной грубой обкладкой из необработанных камней. Внутренние стены были покрыты слоем штукатурки и фресками.
http://img.photobucket.com/albums/v58/atavin/IMGP6177.jpg
Во время реставрации, с восточной части церкви, под поздними наслоениями были обнаружены лики святых. Цветовая гамма росписей была сильно ограничена. Складки одежды святых и их лица были окрашены в темно-красный цвет. Нимб над головой обведен коричневой и белой краской. По мнению исследователей, фрески можно было отнести к кругу работ мастеров школы Феофана Грека.
http://img.photobucket.com/albums/v58/atavin/IMGP6179.jpg
В дальнейшем в отдельные периоды турецкого господства церковь возможно, меняла свою конфессиональную принадлежность и превращалась в мечеть. Возможно поэтому были разобраны апсиды, и до наших дней не дошли фрески, которые были варварски соскоблены со стен и покрыты новым слоем штукатурки. Интересно отметить, что новый слой штукатурки был за мешан на шерсти. Такие растворы очень часто использовали мусульманские зодчие. Сейчас уже тяжело сказать, когда точно были уничтожены фрески, но в 1666 г. их еще видел Эвлия Челеби.
В результате строительства турецкой крепости, церковь оказалась посреди земляного вала. Чтобы в нее попасть, приходилось спускаться по нескольким ступенькам. Немногочисленная греческая община не могла поддерживать храм в хорошем состоянии, и он постепенно ветшал и разрушался.
После того, как в 1774 г. Керчь вошла в состав Российской империи, церковь была передана архипелажским грекам, поселенным в конце XVIII в. на южных рубежах империи.
Заботу о сохранности и восстановлении немногочисленных греческих церквей взяло на себя государство.
На протяжении XIX в. церковь неоднократно ремонтировалась и достраивалась. В 1801 г. с запада был пристроен небольшой придел. Тогда же, по-видимому, в его южную стену были вмонтированы древние надгробные стеллы, которые были обнаружены во время земляных работ***.
http://img.photobucket.com/albums/v58/atavin/IMGP6166.jpg
По крайней мере, уже в 1818 г. их уже видел адъютант Александра I А.И. Михайловский-Данилевский. Эти античные надгробия и сейчас можно увидеть на стене храма.
В 20-х годах XIX в. по генеральному плану одесского архитектора Франсуа Шаля, Керчь, как и многие южнорусские города, приобрела регулярную застройку. В 1827 г. на месте разобранной турецкой крепости была разбита прекрасная восьмигранная площадь, главным украшением которой становится церковь Иоанна Предтечи. В 1832–1834 гг. снова удлиняется западный притвор. Продолжая перспективу храма, он тоже делился колоннами на три нефа. С западной стороны к притвору была пристроена невысокая колокольня.Спустя несколько лет, в 1842 г., по проекту архитектора Александра Дигби, была сооружена новая, двухъярусная колокольня.
http://img.photobucket.com/albums/v58/atavin/IMGP6163.jpg
Причем зодчий постарался придать ей формы, максимально близкие к архитектуре византийских храмов. Ее фасады были украшены многочисленными фронтонами, нишами и карнизами-сандриками. В 1894–1896 гг. с северной стороны храма, на месте портала, сооруженного в первой четверти XIX в., была построена часовня.
Вплоть до закрытия большевиками в 20-е годы, церковь оставалась культурным и религиозным центром греческой общины. При ней содержалась греческая и русская церковноприходские школы. Каждым год, при огромном стечении народа, справлялся храмовый праздник. Снаружи храма, под стеклянным футляром, хранился камень с оттиском подобия человеческой стопы. Согласно легенде, он был оставлен апостолом Андреем Первозванным или Иоанном Предтечей. Во время праздников стопу аккуратно вынимали из футляра, заполняли водой и жаждущие могли черпать ее руками для исцеления своего недуга
Алтарь храма был украшен прекрасным резным иконостасом XVIII в. Он был сделан из орехового дерева и в 1857 г. покрыт позолотой. В центральной апсиде находился престол во имя покровителя церкви Иоанна Предтечи, в западном располагался жертвенник, а в правом – еще один престол, во имя святой Екатерины. При церкви хранились священные реликвии: греческое рукописное Евангелие XI в., рукописный «Апостол» XII в., иконы Богоматери и Иоанна Предтечи, икона Варвары Великомученницы (1703 г.), три старинных медных подсвечника и паникадило. Все эти реликвии погибли во время Великой Отечественной войны.
В настоящее время Церковь Иоанна Предтечи является храмом Русской православной церкви. Это уникальный памятник средневекового зодчества, который является древнейшим действующим православным храмом Восточной Европы.
http://img.photobucket.com/albums/v58/atavin/IMGP6168.jpg

Литература:
Макарова Т.И. Боспор-Корчев по археологическим данным // Византийская Таврика. Киев, 1991.
Макарова Т.И. Боспор-Корчев // Крым, Северо-Восточное Причерноморье и Закавказье в эпоху средневековья. IV–XIII века. Археология. М., 2003.
Макарова Т.И. Археологические раскопки в Керчи около церкви Иоанна Предтечи // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. Вып. VI. Симферополь, 1998.
Подосинов А.В. Керчь – город греческий, хазарский, русский // Восточная Европа в древности и средневековье. Политическая структура древнерусского государства. М., 1996.
Иваненко П.И., Иванина О.А. Керчь: история имени. Керчь, 1996.
Пономарев Л.Ю. Средневековая Керчь. Керчь, 1999.
-----
* Храм является примером константинопольской архитектурной школы этого периода.
** Проконесские каменоломни Пресвятой Девы Марии перестают функционировать в первой четверти VII века.
Элементы храма, вероятней, являются местными сполиями, в т.ч. местного храма Святых Апостолов. Как правило, старались использовать местные сполии.
***Периода Боспорского царства.

Видео:
http://smg.photobucket.com/albums/v58/atavin/?action=view¤t=1242987805_xvid.flv

Храм Святого Иоанна Предтечи в Керчи - уникальный памятник византийского зодчества. Говорят, сам Андрей Первозванный оставил в нем свой след. Много перипетий претерпела эта древняя святыня. В какой-то момент вокруг церкви образовался рыбный рынок. Но, в конечном счете, время расставило все на свои места. Сегодня Святой Иоанн вновь принимает прихожан, и в его стенах, как и раньше, возносятся молитвы Всевышнему.

Прекрасная церковь неверных

По преданию строительство церкви началось с благословения Святого Апостола Андрея Первозванного. Исследователи предлагают, что храм был возведен в VIII-IX веке. Главное подтверждение - греческая надпись на одной из колонн, поддерживающих свод храма. Она гласит: «Здесь покоится раб Божий Кириак, сын Георгия, внук Виндира. Скончался месяца июня 3, индикта 10, в лето от Адама 6265». Также в стенах храма обнаружены амфоры VIII-IX века. Керамические сосуды небольших размеров в древние времена широко использовались в кладке стен или сводов. Их устанавливали горловинами в сторону внутреннего пространства постройки и называли голосниками. В отличие от кирпича или камня голосники значительно облегчали давление на несущие части здания. Благодаря пустотелости, они повышали акустические свойства помещения.

Древность Керченской святыни также подтверждает надпись на «Тмутараканском камне», представляющем собой мраморную плиту с высеченной на ней кириллической надписью на древнерусском языке. Камень с письменами был найден в 1792 год на Таманском полуострове адмиралом П. Пустошкиным. В настоящее время реликвия хранится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. В старинной надписи косвенно говорится о храме Иоанна Предтечи, определяя расстояние от него до церкви Богоматери на Таманском полуострове.

Археологические исследования, проведенные в 60 годы XX века, показали, что церковь возводилась на руинах еще более древнего храма. Колоны, скорее всего, были взяты из базилики, стоявшей на месте Предтеченской церкви построенной еще в VI веке. Возможно, она была разобрана из-за ветхости или по каким-то иным причинам. Нынешнее здание возвели в IX - X веках. Случилось это после изгнания хазар с территории Керченского полуострова. В этот период возрастает византийское влияние в Крыму, что отражается на архитектуре полуострова. Кто именно строил храм остается вопросом. Возможно, это были боспорские мастера, но скорее всего, масштабная постройка была не под силу местным архитекторам, поэтому строительство проходило под контролем столичных мастеров из Константинополя.

В период владычества в Северном Причерноморье генуэзцев, Предтеченская церковь была популярна. Неслучайно Керченский пролив в тот период называли проливом Святого Иоанна, а Керчь - портом Святого Иоанна.

Знаменитый храм упоминает в своих дневниках арабский путешественник и купец Ибн-Баттута, посетивший Крым в 1334 году. Любопытную легенду поведал потомкам монах-доминиканец Эмиддио Дортелли д’Асколи, побывавший в Керчи в 1634 году. Она повествует о том, будто церковь Иоанна была найдена на дне морском. Красивая сказка - не более чем миф. Действительно, на известняковых блоках, из которых был построен храм, можно обнаружить отпечатки морских ракушек. В течение миллионов лет огромное множество погибших моллюсков и кораллов образовало колоссальные скопления углекислого кальция. Так возникли различные известняки, которые активно используются для строительства.

Османский путешественник Эвлия Челеби, описывая «прекрасный замок Керчь», в «Книге путешествий» также упоминает о «церкви неверных», которую, по его мнению, возвели генуэзцы.

Средневековые путешественники, рассказывая о храме, описывали красивейшие фрески, которыми были украшены его стены. К сожалению, прекрасные творения искусства не дожили до наших дней. В период Крымского ханства и Турецкого владычества в Крыму, церковь Иоанна Предтечи служила мечетью. Стенные росписи в церкви были варварски соскоблены и покрыты толстым слоем штукатурки. После строительства крепости Еникале, храм оказался окруженным земляным валом, что негативно сказалось на состоянии его фундамента. Оседание его привело к тому, что попасть в церковь стало возможно только при помощи лестницы из восьми ступеней.В жизни церкви наступает период упадка. Малочисленная греческая община Керчи с трудом поддерживает в ней порядок.

После присоединения Крыма к Российской империи, государство берет на себя заботу по восстановлению сохранившихся греческих церквей на территории полуострова. Храм Иоанна Предтечи передают в ведение греков, которых поселили на южных границах империи в конце XVIII века. В XIX веке храм реконструируют, ремонтируют и достраивают. В 1801 году был построен западный придел, в 1834 году к церкви пристраивают трехнефный притвор в псевдовизантийском стиле, а в 1845 году, по проекту архитектора Александра Дигби, архитектурный ансамбль церкви дополняется северным притвором и двухъярусной колокольней.

Во время очередной реконструкции, под слоем штукатурки было обнаружено изображение двух святых. Стиль письма фресок напоминает манеру знаменитого иконописца Феофана Грека. Возможно, авторство росписей принадлежит его ученикам.

Вплоть до 20-х годов минувшего столетия, храм Иоанна Предтечи оставался центром религиозной и культурной жизни греческой общины. При нем действовали греческая и русская церковноприходские школы. Огромное количество народа стекалось каждый год на храмовый праздник. Многие приезжали посмотреть на уникальную святыню - камень с отпечатком человеческой стопы, который по преданию приписывает либо Андрею Первозванному, либо самому Предтече Господнему. В особо торжественные дни стопу доставали из специального футляра. В нее наливали святую воду, и верующие отпивали по глотку из Священного Грааля, чтобы исцелиться от недугов.

По описанию крымского историка Хрисанфа Зенкевича 1894 года иконы храма были столь стары, что дерево уже начинало тлеть, а кипарисовая доска иконы Иоанна Предтечи превратилась в губку. Для лучшей сохранности икона была помещена в киоту из серебра, украшенную самоцветными камнями. Вынос святыни происходил с осторожностью на специальных носилках. Из особо ценных реликвий в церкви также имелись деревянная чаша красного цвета с едва заметными изображениями святых VI века, две серебряные чаши XVI и XVII веков, серебряное чеканное блюдо, а также венцы, рапиды и запрестольный крест. Алтарь храма украшал резной иконостас XVIII века. Он был сделан из орехового дерева, в 1857 году его покрыли позолотой, а затем в 1889 году заменили на дубовый. При церкви хранились священные реликвии: греческое рукописное Евангелие XI века, рукописный «Апостол» XII века, древние иконы Богоматери, Спасителя и Иоанна Предтечи, икона Варвары Великомученицы 1703 года. Все образа были обрамлены в серебряные богатые оклады.

Наблюдая как «опиум дурманит разум народа», новые власти закрывают храм, цинично формулируя выдуманную причину - «за отсутствием прихожан»…

Однако, главные неприятности поджидают впереди. Во время Великой Отечественной войны, помимо разрушений в самом здании, был утрачен позолоченный иконостас XVIII века, иконы Богородицы, Иоанна Предтечи и Варвары Великомученицы того же периода, уникальные греческие Евангелие и Апостол XI и XII веков.

Возрождение святыни

В советское время храм Иоанна Предтечи был объявлен памятником архитектуры. В конце 50-х годов прошлого века о церкви Святого Предтечи заговорили, наконец, как об уникальной достопримечательности, присвоив ей в 1963 году статус памятника республиканского значения. Храм не разрушали, но и не охраняли. Лишенное крестов, с разрушенным куполом, здание все больше и больше ветшало. Но свято место пусто не бывает. В 60-е годы вокруг церкви возник рыбный рынок. Здесь можно было купить черноморскую кильку, бычков, барабульку и даже осетров... Бойкая торговля происходила на фоне старинного здания, заросшего кустарником, с выбитыми окнами и потрескавшимися стенами. В те времена такой пейзаж никого не смущал. Отрезвление пришло чуть позже.

К счастью, времена безбожия не мешали археологам проводить исследования и изучать историю древних святынь. Во время раскопок, проведенных под руководством Т.И. Макаровой, удалось узнать много нового об истории храма. Так, неподалеку от него были обнаружены остатки баптистерия VI века. Было установлено, что церковь до турецкого владычества являлась изящным завершением архитектурного ансамбля Керчи, а береговая линия с VI века проходила совсем близко от здания храма.

Наконец, в 70-е годы начинается возрождение храма Святого Иоанна Предтечи. Автором проекта стала архитектор Е. Лопушинская. Работа предстояла долгая и кропотливая. Чтобы не рухнули остатки купола, был сооружен металлический каркас, поддерживающий его. Сначала отреставрировали стены пристроек и колокольни. Затем, в 1972 году начали восстанавливать основное здание. Перед художниками стояла важная задача - сохранить все древние детали, заменяя лишь те, что совсем разрушились. Реставраторы предварительно тщательно изучили старинные образцы черепицы, плинфы — плоского и широкого кирпича. Чтобы изготовить нечто подобное, необходимо было разобраться в древней технологии. Для строительства долго подбирали точно такой же известняк, из которого двенадцать столетий назад был построен храм. Остатки росписи и штукатурки, готовые осыпаться в любой момент, были бережно закреплены. Вокруг южного и восточного фасадов храма понизили уровень земли, как было первоначально. На куполе вновь засверкал священный крест, несмотря на то, что официального разрешения властей на это не было. В обновленном храме была открыта лапидарная коллекция исторического музея Керчи, и только в 90-х годах многострадальный храм Иоанна Предтечи был, наконец, возвращен церкви и ее прихожанам.

Марокко