Фотографии с раскопок старинных кладбищ. Пришел на кладбище, раскопал могилу и, вероятно, надругался над телом. Международный аэропорт Саванна

6.3. Уничтожение старых русских кладбищ (раскопки 1999–2000 годов в Лужецком монастыре Можайска)

В подмосковном городе Можайске находится один из древних русских монастырей - Богородице-Рождественский Луж?цкий мужской монастырь. Считается, что он «был основан святым Ферапонтом в 1408 году по просьбе Андрея Дмитриевича Можайского - сына великого князя Дмитрия Донского» , с. 100. Монастырь существует до сих пор, хотя и в перестроенном виде, рис. 6.43.

Рис. 6.43. Лужецкий Богородице Рождественский монастырь в Можайске. Вид с северной стороны. Фотография 2000 года.

В 1999–2000 годах, в ходе археологических и реставрационных работ, на всём пространстве Лужецкого монастыря строители убрали двухметровые напластования земли. На рис. 6.44 мы приводим фотографию 2000 года, сделанную в Лужецком монастыре после снятия верхних слоёв земли. Толщина снятых пластов чётко отмечена тёмной закрашенной полосой, идущей по низу монастырского собора. Дело в том, что когда нижняя часть собора, находившаяся под землёй, оказалась на виду, её закрасили тёмной краской. После этих раскопок на поверхности монастырского двора обнажился слой второй половины XVII века. При этом обнаружилась поразительная картина, о которой мы расскажем в этом разделе. Мы глубоко благодарны Ю.П. Стрельцову, обратившему наше внимание на факты, о которых здесь пойдёт речь.

Рис. 6.44. Лужецкий монастырь в Можайске. Монастырский двор, где в 1999 году был снят пласт земли толщиной около двух метров. Прежний уровень земли хорошо виден по тёмной полосе, идущей по низу монастырского собора. Видно также, что окна собора были подняты, кроме одного, которое до раскопок начиналось от самой земли. На переднем плане - надгробия XVII–XIX веков, выкопанные из-под земли во время раскопок и аккуратно поставленные в ряды. Теперь на поверхности монастырского двора обнажился уровень земли XVII века. Фотография 2000 года.

Выяснилось, что во второй половине XVII века в Лужецком монастыре происходило бурное строительство. При этом в фундаменты возводимых в XVII веке построек замуровывались старые надгробные плиты с русских кладбищ. Надгробий, пущенных на строительный камень, оказалось настолько много, что возникает впечатление, что окрестные кладбища были в некий момент практически полностью очищены от надгробных плит. При этом, спрятанные сегодня от глаз в фундаментах, эти старые надгробия, как правило, совсем не похожи на те, которые нам выдают сегодня за якобы «старинный русский образец». Почти все старинные надгробия, раскопанные в Лужецком монастыре, покрыты такой же резьбой, что и надгробные плиты Старо-Симонова монастыря: на них изображён трёхконечный вилообразный крест, рис. 6.45.

Рис. 6.45. Одна из старинных русских надгробных плит, извлечённых из фундаментов XVII века при раскопках 1999–2000 годов в Лужецком монастыре. Была использована как строительный камень в эпоху первых Романовых. Фотография 2000 года.

После снятия верхнего слоя земли, у северной стены главного монастырского Собора Рождества Богородицы открылся фундамент небольшой церкви, построенной в XVII веке, рис. 6.46, 6.47. Можно даже точнее указать время её постройки - после 1669 года. Дело в том, что строители заложили в фундамент не только старые надгробные плиты XVI - начала XVII веков, но - в отдельных случаях - и совсем недавние, «свежие». Таких плит в фундаменте мало, но они есть. Летом 2000 года мы видели две такие плиты. Одна датирована 7159 годом, - то есть в пересчёте на современное летосчисление 1651 годом н. э., - а вторая датирована 7177-м годом, то есть 1669 годом н. э., рис. 6.48 и рис. 6.49. Следовательно, фундамент клали после 1669 года, поскольку плита 1669 года уже оказалась замурованной в нём.

Рис. 6.46. Лужецкий монастырь в Можайске. Раскрытое в 1999 году основание разрушенной церкви XVII века, в котором старые русские надгробные плиты использованы как строительный камень. Согласно надписям на замурованных здесь надгробиях, это - остатки строительства 1669 года или позже. Фотография 2000 года.

Рис. 6.47. Лужецкий монастырь в Можайске. Раскрытое в 1999 году основание церкви XVII века, построенное в значительной степени из старых надгробных плит. Фотография 2001 года.

Рис. 6.48. Надгробная плита XVII века, замурованная в фундаменте разрушенной церкви Лужецкого монастыря, Фундамент открыт при раскопках 1999 года. Надпись на плите: «Лета 7159 генваря в 5 день преставися раба Божия Татияна Даниловна во иноцех схимница Таисея». Дата 7159 год означает 1651 год н. э. Фотография 2000 года.

Рис. 6.49. Надгробная плита XVII века, замурованная в фундаменте разрушенной церкви Лужецкого монастыря. Фундамент открыт при раскопках 1999 года. Надпись на плите: «Лета 7177 декабря в 7 день преставися раб Божий инок схимникъ Саватей [Ф]едоров сын Позняковъ». Дата 7177 год означает 1669 год н. э. Фотография 2000 года.

Общая картина, открывшаяся перед глазами после раскопок 1999 года в Лужецком монастыре, такова. Оказывается, в XVII веке в массовом порядке старые надгробия с кладбищ были убраны и пущены на строительный камень. В частности, в упомянутом фундаменте небольшой церкви XVII века в качестве блоков для стройки использовано НЕСКОЛЬКО ДЕСЯТКОВ СТАРЫХ НАДГРОБНЫХ ПЛИТ. Многие из них были при этом расколоты или отбиты с краю, чтобы подогнать их под соседние камни, рис. 6.50-6.56. Многочисленные обломки старых надгробий вывалились из кладки во время раскопок. Сегодня некоторые из них очищены от земли и аккуратно сложены на монастырском дворе, рис. 6.57, 6.58.

Рис. 6.50. Старая русская надгробная плита, использованная как строительный камень в фундаменте церкви XVII века в Лужецком монастыре Можайска. Фундамент обнажился после раскопок 1999 года. Фотография 2000 года.

Рис. 6.51. Надгробные белокаменные плиты с трёхконечным крестом. Заложены в фундамент церкви XVII века. Лужецкий монастырь в Можайске. Фотография 2000 года.

Рис. 6.52. Надгробные белокаменные плиты с трёхконечным крестом. Использованы как строительный камень в фундаменте церкви XVII века. Лужецкий монастырь в Можайске. Фотография 2000 года.

Рис. 6.53. Надгробная белокаменная плита с трёхконечным крестом. Замурована в фундамент церкви XVII века. Лужецкий монастырь в Можайске. Фотография 2000 года.

Рис. 6.54. Надгробная белокаменная плита с трёхконечным крестом - как строительный камень в фундаменте церкви XVII века. Лужецкий монастырь в Можайске. Фотография 2000 года.

Рис. 6.55. Надгробные белокаменные плиты с трёхконечным крестом, вмурованные в фундамент церкви XVII века. На торце одной из них видна надпись: «Лета 7191 февраля в 7». Дата 7191 в пересчёте на наше летосчисление даёт 1683 год. Лужецкий монастырь в Можайске. Фотография 2000 года.

Рис. 6.56. Обломок надгробной каменной плиты с трёхконечным крестом необычно большого размера. Видна сохранившаяся центральная часть креста. Кроме того, на торце плиты видны остатки характерного узора, часто присутствующего и на других старых русских надгробных плитах. Из кладки церкви XVII века в Лужецком монастыре Можайска. Фотография 2000 года.

Рис. 6.57. Старинные русские надгробные плиты, извлечённые из кладки XVII века, выставлены сегодня в Лужецком монастыре Можайска. Фотография 2000 года.

Рис. 6.58. Обломки старинных русских надгробных плит, извлечённых из кладки XVII века и выставленных в Лужецком монастыре Можайска. Фотография 2000 года.

На подавляющем большинстве этих старых надгробий изображён трёхконечный вилообразный крест. Но есть и исключения. Так, например, на одном из кусков, найденных в Лужецком монастыре, вырезан четырёхконечный крест. Но не такой, к которому мы привыкли сегодня, а вилообразный, напоминающий птичий след, рис. 6.59.

Рис. 6.59. Четырёхконечный крест на старинном русском надгробии похож на птичий след и напоминает трёхконечный вилообразный крест с дополнительной веткой сверху. Он сильно отличается от привычной сегодня формы четырёхконечного креста на христианских надгробиях. Лужецкий монастырь Можайска. Фотография 2000 года.

Ещё один редкий пример креста на русских надгробиях - ПЯТИКОНЕЧНЫЙ ВИЛООБРАЗНЫЙ КРЕСТ. Плиту с таким крестом нашли Ю.П. Стрельцов и один из авторов - Г.В. Носовский, летом 2000 года, в кладке основания каменных ступеней, которые когда-то вели к двери собора Рождества Богородицы с западной стороны. Сегодня ступени разрушены и вместо них стоит современная железная лестница. Однако часть основания под ступенями сохранилась. Там, под железной лестницей, и была найдена эта редкая старая надгробная плита, рис. 6.60.

Рис. 6.60. Старинная русская надгробная плита с пятиконечным вилообразным крестом, извлечённая из кладки XVII века. Лужецкий монастырь Можайска. Фотография 2000 года.

В МОНАСТЫРСКОМ СОБОРЕ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ ОКАЗАЛИСЬ СБИТЫМИ ВСЕ ФРЕСКИ. Эта картина уже знакома нам по соборам Московского Кремля, см. выше. Там тоже сбили до-романовские фрески, которые, кстати, были ещё совсем не старыми к тому времени, когда их уничтожали. Им было меньше ста лет. Видимо, нечто подобное произошло и в Лужецком монастыре Можайска. Горы мелких кусочков сбитой штукатурки, покрытых яркими красками старинных фресок, были свалены прямо на монастырском дворе. Они обнажились после раскопок 1999 года. Мы видели их там летом 2000 года, рис. 6.61. Видимо, старинные фрески русских соборов были совсем не такими, какими они должны были быть, по мнению романовских историков. Мешали внедряемой Романовыми версии русской истории. Поэтому были разрушены. Сначала в Московском Кремле, а потом и по всей России.

Рис. 6.61. Это - всё, что осталось от старинных фресок Собора Рождества Богородицы Лужецкого монастыря. Фрески были сбиты вместе со штукатуркой в эпоху XVIII–XIX веков и свалены кучей у южной стены монастыря, недалеко от ворот. Груды кусочков штукатурки были найдены здесь после раскопок 1999 года. Фотография 2000 года.

Уничтожение фресок на стенах старинных русских церквей и соборов - типичная картина. Иногда историкам удаётся списать это на счёт «плохих польско-литовских интервентов» времён Великой Смуты. Которые, судя по учебникам истории, были охвачены ничем не объяснимой страстью разрушать монастыри с библиотеками, старинными росписями и всем тем, что могло бы донести до нас сведения о старой русской жизни. Иногда нам говорят, что, мол, «этот старинный собор так никогда и не был расписан». Якобы денег построить огромное здание хватило - а расписать нет. Пришлось просто побелить стены. Но в некоторых случаях, как, например в Лужецком монастыре Можайска, всё же признают, что старинные фрески уничтожали сами романовские власти. Зачем? Вразумительных объяснений не даётся. С точки зрения нашей реконструкции всё понятно.

Вернёмся к русским надгробным плитам старого образца, найденным в Лужецком монастыре. Конечно, особый интерес представляют надписи на них. Особенно, если бы нашлась надпись, относящаяся к до-романовскому времени. К сожалению, выяснилось, что на плитах или вообще нет надписей, - как видно, например, на рис. 6.45, - либо надписи якобы XVI века есть, но они, скорее всего, поддельные. Либо же надписи подлинные, но относятся уже к эпохе Романовых. Подробнее об этом мы скажем ниже. Пока лишь повторим, что ни одной подлинной надписи до-романовской эпохи на этих камнях нам обнаружить не удалось. По-видимому, все старые надгробия с надписями были просто уничтожены или же надписи были полностью зачищены. Но даже оставшиеся после такой зачистки немые камни, видимо, всё же мешали романовским историкам своим «неправильным» видом. Их не оставили мирно лежать на кладбищах, а заложили в фундаменты, подальше от глаз. После реформы религиозных обычаев на русских кладбищах стали устанавливать надгробия нового романовского образца, совсем не похожие на прежние . Потом сделали вид, будто «так было всегда».

Но к такому радикальному решению Романовы, как мы увидим ниже, пришли не сразу. Вначале, вероятно, попытались переделать надписи, по крайней мере, на некоторых старых плитах. Начались работы. Плиты с до-романовскими надписями либо уничтожались, либо с них счищались надписи. Затем на их место, или па плиты без надписей, наносились новые тексты, датированные ДО-РОМАНОВСКОЙ эпохой. Как мы увидим на примере Лужецкого монастыря, сделано это было настолько небрежно, что сразу бросается в глаза. По-видимому, чиновники XVII века, проверявшие качество «работ по исправлению истории» на русских кладбищах, остались недовольными, увидев получающийся результат. И тогда, вероятно, решили все старые плиты с кладбищ просто убрать. И в дальнейшем делать надгробные плиты нового образца. Может быть, в частности, и с той целью, чтобы легче было находить и уничтожать остатки до-романовских надгробных плит с «неправильными» надписями или символами.

Итак, обратимся к надгробным надписям. Все надписи, которые мы видели на старых надгробиях в Лужецком монастыре, начинаются со слов «В лето такое-то… погребён». Таким образом, в начале всегда стоит дата. На обнаруженных нами в Лужецком монастыре старинных плитах самые ранние даты, казалось бы, указывают на XVI век, то есть на до-романовскую эпоху. Мы нашли и другие плиты ТОЧНО ТАКОГО ЖЕ ОБРАЗЦА с датами XVII века, уже времён Романовых. Конечно, ничего удивительного в этом нет. Как мы уже говорили, обычаи захоронения - в том числе и тип надгробных плит - Романовы изменили лишь во второй половине XVII века. Поэтому несколько десятков лет в начале романовской эпохи на Руси использовался ещё старый образец надгробий. Отметим, что техника и качество исполнения каменного узора - вилообразного креста и окаймляющей полосы - на «романовских» и «до-романовских» плитах СОВЕРШЕННО ОДИНАКОВЫЕ. Резчики XVII века по уровню своего мастерства не отличались от резчиков XVI века. Хорошо видно, что ни приёмы, ни стиль их работы не претерпели в ту эпоху никаких качественных изменений.

Но вот что удивительно. НА ПЛИТАХ, ГДЕ УКАЗАНЫ ДАТЫ ЭПОХИ РОМАНОВЫХ, ВСЕ НАДПИСИ ВЫПОЛНЕНЫ ТАК ЖЕ КАЧЕСТВЕННО, КАК И УЗОР. Буквы и узор вырезаны в камне глубоко и красиво, профессиональным резчиком, рис. 6.62-6.64. Мастер следил за игрой тени на буквах, добивался сочетания линий различной толщины, что делало их красивыми, как бы выписанными «с нажимом». Такие же приёмы применялись и в деталях окаймляющего узора и вилообразного креста.

Рис. 6.62. Надгробная плита переходного образца с узором старого типа, однако, уже без вилообразного креста. Изготовлена в эпоху первых Романовых. Содержит две надгробные надписи с датами: «лета 7149-го августа в 6 [де]н[ь] преставис[я] ра[бъ] Божий м[ладе]н[е]цъ Андре[й] Павлов с[ы]нъ Федоровича Клементьева» в левом столбце и «лета 7151 феврал[я] в 5 [де]н[ь] преставис[я] ра[бъ] Божий м[ладе]н[е]цъ Пётр Павлов с[ы]нъ Федоровича Клементьева» в правом столбце. В переводе на современное летосчисление это - 1641 и 1643 годы. Буквы надписи выполнены профессиональным резчиком, так же как и окаймляющий плиту узор. Надпись на этой плите - подлинная. Лужецкий монастырь Можайска. Фотография 2000 года.

Рис. 6.63. Надгробная плита старого образца с вилообразным крестом, изготовленная в эпоху первых Романовых. Надпись: «лета 7142 м[еся]ца июля в 10 [день] преставися раба Б[о]жия У… авлова… ровича Кле… … …». Точками мы отметили утраченные или неразборчивые буквы. В переводе на современное летосчисление это - 1634 год. Буквы надписи выполнены столь же качественно, как и окаймляющий узор. Надпись - подлинная. Лужецкий монастырь Можайска. Фотография 2000 года.

Рис. 6.64. Надгробная плита старого образца с вилообразным крестом, изготовленная в эпоху первых Романовых, в 1631 году. Найдена в расколотом виде при раскопках 1999–2000 годов под колокольней Лужецкого монастыря. Собрана из кусков и помещена во вновь оборудованной под колокольней часовне. Надпись на ней гласит: «лета 7139 (= 1631 год н. э.) июня в 15 д[е]н[ь] на память с[вя]таго …ий Максимович Ванейка а во иноцех Аркадий сх[и]мник постриженик сея обители». Надпись, скорее всего, подлинная. Фотография 2000 года.

Кроме того, НАДПИСИ РОМАНОВСКОЙ ЭПОХИ ВСЕГДА ЗАНИМАЮТ ВСЁ ОТВЕДЁННОЕ ИМ МЕСТО МЕЖДУ КАЙМОЙ И КРЕСТОМ. Поясним, что надгробная надпись делалась на свободном поле между окаймляющей полосой узора и двумя верхними ветвями вилообразного креста. На разных надгробиях размер поля делался различным. Это достигалось как за счёт изгиба ветвей креста, так и за счёт размещения центра креста на надгробии. Совершенно очевидно, что мастер, изготавливавший надгробие, в каждом случае знал заранее - какой длины надпись он собирается тут поместить. Поэтому оставлял для неё соответствующее место.

А вот на плитах, снабжённых якобы до-романовскими датами, надписи выглядят совершенно по-другому. КАЧЕСТВО ИХ ИСПОЛНЕНИЯ НА ПОРЯДОК ХУЖЕ КАЧЕСТВА УЗОРА, НАНЕСЁННОГО НА ТУ ЖЕ ПЛИТУ. В лучшем случае такая надпись более или менее ровно процарапана на камне каким-то заострённым предметом, рис. 6.65, 6.66. Некоторые из подобных надписей снабжены линейками, между которыми вписаны буквы, рис. 6.67. Что придаёт надписи неуклюжий, ученический вид. Однако окаймляющий узор выполнен по-прежнему чётко и профессионально! Некоторые надписи якобы XVI века, кроме всего прочего, явно не соответствуют оставленному для них полю. Они слишком коротки для него. См., например, рис. 6.68, где надпись чётко датирована 7076 годом, то есть 1568 годом н. э. См. также рис. 6.69, 6.70. Нам встретился и совсем уж откровенный случай переделки надписи: УЗОР НА ПЛИТЕ ВЫПОЛНЕН ПРЕКРАСНО, А НАДПИСЬ ПРОЦАРАПАНА ВКРИВЬ И ВКОСЬ, как будто простым гвоздём, рис. 6.71, 6.72. Эта, вероятно, фальшивая надпись снабжена датой: «Зпи», то есть 7088 год от Адама или 1580 год н. э. Похоже, что в XVII веке взяли старую надгробную плиту и нанесли на неё поддельную надпись с датировкой XVI века, якобы до-романовского времени.

Рис. 6.65. По-видимому, поддельная надпись на старой надгробной плите. Сама плита и узор на ней выполнены профессиональным резчиком по камню. Надпись же просто процарапана каким-то острым предметом. Чтобы изготовить такую надпись, не надо быть мастером-резчиком. Её может сделать любой желающий, с помощью обычного гвоздя. Лужецкий монастырь Можайска. Фотография 2000 года.

Рис. 6.66. По-видимому, поддельная надпись на старой надгробной плите. Узор тщательно выполнен мастером резчиком, а надпись грубо процарапана чуть ли не простым гвоздём. Фотография 2000 года.

Рис. 6.67. Надпись на надгробной плите с вилообразным крестом. Надпись, скорее всего, поддельная. Справа вверху процарапана дата якобы XVI века: «Зн…» или «Зп…», то есть 7050-е или 7080-е годы. Напомним, что для приведения старорусских дат к современному летосчислению надо вычитать 5508, что в данном случае даёт середину или конец XVI века. Хорошо видны грубо нацарапанные линейки, между которыми вписывались буквы. Несмотря на линейки, буквы получились всё равно корявыми. Узор на плите выглядит старше надписи, почти стёрт от времени. Но он, в отличие от надписи, выполнен профессионально. Фотография 2000 года.

Рис. 6.68. Надпись якобы XVI века на старой надгробной плите с вилообразным крестом. Надпись выполнена непрофессионально и явно не соответствует по длине отведённому ей месту. Дата читается однозначно: «7076 октя[б]ра 1 д[е]н[ь] преставися Орина Григориева». Таким образом, надпись датирована якобы 1568 годом (7076–5508 = 1568). Скорее всего, это подделка. Фотография 2000 года.

Рис. 6.69. Надпись якобы до-романовского времени на старой надгробной плите с вилообразным крестом. Надпись выполнена крайне грубо, непрофессионально и совершенно не соответствует размерам отведённого ей места. Дата почти стёрта, однако её вторая половина всё же читается: «..16». Таким образом, было написано либо 7016, либо 7116, что даёт либо 1508-й, либо 1608 год, то есть до-романовскую эпоху. Вся надпись состоит из 4–5 слов и занимает лишь малую часть свободного поля. В то же время, окаймляющий узор и вилообразный крест вырезаны красиво и тщательно. Скорее всего, надпись поддельная. Фотография 2000 года.

Рис. 6.70. Фрагмент предыдущего рисунка с надписью. Фотография 2000 года.

Рис. 6.71. Надпись якобы XVI века на старой плите. Лужецкий монастырь Можайска. Фотография 2000 года.

Рис. 6.72. Увеличенное изображение надписи якобы XVI века на старой надгробной плите. На фоне прекрасно выполненного узора мы видим процарапанную вкривь и вкось, как будто ребёнком, надгробную надпись: «7088 … м[еся]ца … 12 д[е]нь напомет (т. е. на память) св[я]ще[нно]м[учени]ка… преставися раба Б[о]жия …мия». Дата 7088 означает 1580 год н. э. Скорее всего, это - образец откровенной небрежности, допущенной при изготовлении фальшивых надгробных надписей якобы XVI века. Лужецкий монастырь Можайска. Фотография 2000 года.

В целом, вскрывается следующая странная картина.

а) На надгробных плитах с датами романовской эпохи надписи выполнены столь же качественно, как кресты и окружающие узоры.

б) А на надгробиях, снабжённых якобы до-романовскими датами, узор и крест выполнены исключительно тщательно, а вот надписи - весьма грубо. Удивительный контраст между прекрасным узором и примитивной надписью сразу бросается в глаза.

В резьбе «до-романовских» букв нет ни плоских граней - следов резца, ни линий разной толщины. Другими словами, при изготовлении этих надписей не применялись никакие профессиональные приёмы каменной резьбы. Подобную надпись может сделать каждый, обычным гвоздём. Некоторые из таких надписей не закончены, брошены па середине, рис. 6.68-6.70. Но по своему содержанию они не отличаются от надписей романовского времени. Текст следует тому же образцу.

Могут сказать - в XVI веке мастера ещё не научились красиво резать текст на камне. Нет, с таким «объяснением» нельзя согласиться. Ведь сложный узор и крест на надгробиях вырезали безупречно!

Могут упорно возразить, что в XVI веке якобы было в обычае использовать старые надгробия «по второму разу». Брали, дескать, со старой могилы красивую плиту, сбивали с неё прежнюю надпись, наносили новую и водружали её на свежую могилу. А в XVII веке такой обычай почему-то исчез. Однако такое «объяснение» также неубедительно. Вдумайтесь в обнаруженный нами факт. ВСЕ плиты в Лужецком монастыре, датируемые якобы XVI веком, имеют ГРУБУЮ НАДПИСЬ И КРАСИВЫЙ УЗОР. А ВСЕ плиты XVII века имеют КРАСИВУЮ НАДПИСЬ И КРАСИВЫЙ УЗОР. Получается, что до нас не дошло ни одной настоящей плиты XVI века с красивым узором и красивой надписью. Якобы уцелели лишь плиты, «использованные по второму разу». Что было бы весьма странно. Ясно, что, по крайней мере, часть плит XVI века всё-таки должна была сохраниться в своём первозданном виде. Нот ни такой плиты XVI века с неуничтоженной надписью мы в Лужецком монастыре не нашли. И в других местах - тоже.

Скорее всего, причина отмеченного несоответствия между красивым узором и примитивными надписями якобы XVI века на старых русских надгробных плитах - в другом. По-видимому, во второй половине XVII века все надписи на до-романовских надгробных плитах были просто уничтожены. Но чтобы это не слишком явно бросалось в глаза, изготовили некое количество новоделов. Некоторые старые плиты были небрежно покрыты новыми надписями с подложными датами якобы до-романовской эпохи. Новые надписи делались уже по образцу, который был принят в эпоху Романовых. Целью фальсификации было «доказать», что никакой смены погребальных обычаев на Руси не произошло, что надгробные надписи на русских кладбищах до Романовых были в общем такими же, как и при Романовых. Примерно то же содержание, буквы, которыми пользовались, язык и т. д. На самом деле, по-видимому, многое было не так.

Поддельные надписи якобы XVI века фальсификаторы XVII века делали крайне небрежно. И это понятно. Если надпись изготавливается на настоящем надгробии, то родственники покойного, оплачивающие работу резчика, тщательно следят за качеством. А вот если надпись делалась не для определённого покойника, а по приказу из далёкой Москвы или Петербурга, то главное было - изобразить «правильный» текст. Высокого качества никто не требовал. Плиту для простоты брали старую, до-романовскую. На ней уже был тщательно выполнен красивый узор и вилообразный крест. Исполнители приказа уничтожали старую надпись и наспех вписывали требуемый текст. Вряд ли они были хорошими мастерами каменной резьбы. По-видимому, отдав приказ изготовить фальшивые надписи, власти поскупились выделить деньги на наём профессиональных резчиков.

Потом поступил новый приказ - вообще все надгробия с кладбищ убрать. Впредь делать надгробия только по новому образцу, причём делать вид, что «так всегда и было». А существующие надгробия - как с подлинными надписями романовской эпохи, так и с фальшивыми «до-романовскими», - пустить на строительный камень. Так будет надёжнее. Теперь уж точно ни один старый подлинник не избежит уничтожения.

Сегодня, после раскопок в Лужецком монастыре, эта поразительная картина искажения старой русской истории и надругательства над могилами предков выступает наружу.

Возникает ряд исключительно интересных вопросов. Что же было написано на подлинных русских надгробиях до-романовской эпохи? На каком языке были надписи - на церковно-славянском, арабском, тюркском? Или, может быть, ещё на каких-то других, возможно уже забытых языках? Здесь уместно напомнить, что на русском оружии, например, в XVI и даже в XVII веке писали преимущественно по-арабски, см. . , , . Может быть и на русских могилах - тоже? Не исключено, что до Романовых арабский язык, наряду с церковно-славянским и греческим, был одним из священных языков Русской церкви.

Все эти вопросы требуют самого тщательного исследования. Без их решения трудно понять, какой была подлинная картина русской жизни до-романовского времени. Здесь открывается широкое поле деятельности для отечественных археологов.

В мае 2001 года мы ещё раз съездили в Лужецкий монастырь. С момента первого нашего посещения прошло около года. И что же мы увидели? Оказывается, раскопанный фундамент старинной церкви, о котором рассказано выше, изменил свой вид. Части некоторых старинных плит XVI–XVII веков, выступавшие из фундамента, сейчас обколоты. Другие - залиты цементом. В результате остатки старинных узоров и надписей частично утрачены. Нам кажется, было бы лучше законсервировать их как ценный исторический памятник. Водить сюда школьников и туристов. Ведь это - подлинные следы древней русской истории. Они достаточно неожиданны, плохо вписываются в заученную версию истории. Обломки некоторых плит, выставленные в Лужецком монастыре в стороне от упомянутого фундамента, пока что уцелели. Хотя и не все. Мы не увидели некоторых обломков, лежавших тут в 2000 году.

В заключение отметим яркое, поразительное на наш взгляд, обстоятельство. Однажды в разговоре с профессиональным археологом мы задали ему вопрос о старых русских надгробиях с вилообразным крестом. Что думают археологи по поводу таких надгробий? - спросили мы. Ответ был буквально следующим. Да - сказал наш собеседник, - подобные надгробия археологам хорошо известны. Их выкапывают из земли довольно часто. Особого интереса для археологической науки их изучение не представляет. МЕЖДУ СОБОЙ МЫ НАЗЫВАЕМ ИХ «МОГИЛАМИ ГРЕШНИКОВ».

Поразительно, как уже на уровне первоначальных слов и понятий прививается археологам глубокая неприязнь и даже пренебрежение к подлинной старой русской истории. ОБЪЯВИТЬ ГРЕШНИКАМИ МНОГИЕ ПОКОЛЕНИЯ НАШИХ ПРЕДКОВ живших до XVII века, - кощунство.

8 июля на бывшей площадке завода «Волгакабель» начались археологические раскопки. Это первые научные исследования Всесвятского кладбища за восемь с лишним десятилетий, прошедших с того момента, как самый большой дореволюционный городской некрополь начали беспрерывно варварски разрушать. Впервые же останки самарцев, умерших около столетия назад и погребённых на Всесвятском, будут перезахоронены, а не смешаны с горами строительного мусора. Как это делалось предыдущие десятилетия при разных политических режимах и правителях.


На совмещении плана инжинера Зимина 1996 года с Google Maps с camapka.ru видно, что территория "Волгакабеля", где сейчас работают археологи, занимает старейшую часть некрополя, обозначенную как "Старое кладбище православное".

Та территория, где сейчас забит раскоп, представляет из себя хоть и сильно потревоженную, но уцелевшую часть Старого кладбища, которое непрерывно разрушалось с 1930-х. Нужно заметить, что во время прерванных для археологических исследований строительных работ по возведению ТЦ "Гудок" на территории бывшего завода, сохранившаяся часть кладбища практически не пострадала.

Это единственное найденное на данный момент надгробье. Камень лежал в слое строительного мусора, поэтому отношение его к той иной могиле установить невозможно.

Не исключено, что кости супругов Чижовых уже не найдут никогда.

Кстати говоря, чёрный мраморный памятник заказывали в Москве.

Скорее всего, в результате раскопок никого не удастся идентифицировать лично. Благодаря девелоперам 1930-х.

В 1930 году Горсовет издал указ «О реализации памятников, крестов, решеток и надгробных ценностей и знаков в пределах городской черты». Его итогом стало практически полное исчезновение опознавательных признаков могил Всесвятского кладбища. Мародёры за несколько лет растащили надгробные камни и ограды, превратив территорию некрополя в гигантский пустырь, и сделав могилы безымянными. Именно с этого момента можно считать безвозвратно потерянными места погребения матерей Алексея Николаевича Толстого и Фёдора Ивановича Шаляпина, известного мецената и краеведа Константина Павловича Головкина и великого историка академика Сергея Фёдоровича Платонова.

После этого даже тот небольшой участок Старого православного кладбища, который уцелел после строительства цехов завода, был значительно повреждён.

В 1950-е на участке прокладывались керамические трубы, а кости выбрасывались в отвал.

Коллектор, оборудованный прямо в кирпичном склепе. Вероятно, одновременно с прокладкой труб.

Шахта колодца, установленная прямо на погребение.

Археологические исследования на сохранившихся участках начались в прошлый понедельник.

Областной минкульт отчитывается о ходе работ практически в ежедневном режиме . Но объёмы даже сохранившегося участка огромны. И археологи, судя по всему, здесь задержатся надолго.

Всё делается по науке. Это научное исследование некрополя, а не простое перезахоронение останков. Всё фиксируется, зарисовывается...

Костные останки анализирует доктор исторических наук Александр Александрович Хохлов.

Определяется пол умерших, паталогии и заболевания.

Земляными работами занимаются люди с немалым стажем археологических исследований и студенты самарских ВУЗов.

Многие захоронения разрушено строительными работами в 1940-1980-е. Скелеты встречаются не всегда целиком. Порой, кости попадаются не в анатомическом порядке.

Тем не менее, расчистка сохранившегося участка ведётся достаточно педантично.

Одно из немногих хорошо сохранившихся нетронутых погребений.

В гробах на Всесвятском часто попадаются сосуды.

По одной из версий, это сосуды от масла. По традиции масло, оставшееся от таинства соборования, выливалось в гроб усопшего. Не исключено, что сосуд от этого масла клался туда же.

Могила странного происхождения, с которой учёным придётся разобраться в будущем. В неё хаотично были свалены несколько ещё неокоченевших трупов.

И немного о находках, сделанных на прошлой неделе...

Находки складываются, обрабатываются, а затем будут переданы в музейную коллекцию.

Крест из могилы священника. Кроме того, в ней был обнаружен истлевший Псалтырь.

Крестик из полудрагоценного камня.

Чаще встречаются нательные кресты более привычного нашим современникам вида.

Крест и истлевший образок.

Ткань в погребениях истлела, но было найдено два плетёных чёрных платка.

Металлическая деталь украшения. Вероятно, от венка.

За территорией раскопа можно видеть новостройки, построенные на территории того же кладбища. Без проведения каких-либо археологических исследований. О судьбе останков самарцев, находящихся под ними, можно только гадать.

Во все времена люди относились к кладбищам с мистическим трепетом. Особенно это касалось вскрытия могил. Считается, что нарушение покоя усопших повлечет весьма неприятные последствия.

С такими явлениями нередко приходится сталкиваться и археологам, по роду своей деятельности имеющим дело с погребениями.

На раскопках часто творятся странные вещи. Например, сны археологов там часто бывают пророческими. Существует легенда, что знаменитому немецкому предпринимателю и археологу-любителю Генриху Шлиману, нашедшему античную Трою на холме Гиссарлык, во сне явился бородатый царь (видимо, правитель Трои — Приам), который объяснил, где именно спрятана царская сокровищница.

Гастон Масперо, раскопавший в XIX в. немало гробниц в Долине царей, признавался, что многие свои находки сделал под руководством приснившихся ему древних египтян. А раскопавшие Чатал-Хююк археологи видели сны о людях с раскрашенными охрой лицами и о быках, которым эти люди поклонялись.

Сны не только подсказывают, но и предостерегают археологов. Памятный случай произошел в Египте с тем же Масперо, которому явившийся во сне жрец велел прекратить работы. Ученый не внял предостережению, и в последующие дни ядовитые змеи укусили нескольких его сотрудников. В итоге четверо скончались.

Подобный сон-предостережение видели в одну и ту же ночь два археолога во время раскопок на Урале в конце 70-х годов XX в. А наутро произошла трагедия: обвалилась насыпь, под которой велись работы, похоронив сразу целую бригаду.

На раскопках древних кладбищ часто слышатся звуки шагов и бормочущие голоса без видимых признаков присутствия того, кто их издает. Явление это известно еще с древности. Такие места в античную эпоху слыли святыми, а если в невнятном бормотании можно было разобрать слова, то они воспринимались как пророчества. Так в Греции появился знаменитый Дельфийский оракул.

У древних славян бормочущие голоса предвещали чью-то скорую смерть и указывали на присутствие нечистой силы. В Украине был случай, когда подобный голос зазвучал после вскрытия одного из захоронений и не затихал, пока могилу снова не зарыли. На раскопках в Поволжье странные голоса на рассвете произносили отдельные слова на непонятном языке. Позже выяснилось, что это слова из древнего языка волжских булгар.

На раскопках языческого капища в Новгородской области в ясную безветренную погоду возникло локальное движение воздуха, похожее на смерч, как будто какое-то большое невидимое существо носилось взад-вперед среди членов экспедиции. Это происшествие подтвердили несколько десятков свидетелей.

А при раскопках древнего храма на Алтае подобные воздушные порывы были столь сильны, что опрокидывали людей и тяжелые предметы, извлеченные из могил.

Порой на археологов нападает беспричинный страх или мания преследования. В 1970-х группу археологов у древних аланских могильников на Северном Кавказе внезапно охватил такой ужас, что они, бросив все, полезли на деревья и просидели там до утра. С рассветом чувство тревоги уменьшилось, но работы все равно вскоре пришлось свернуть из-за ухудшившегося психического состояния членов экспедиции.

К аномальным происшествиям на раскопках можно отнести и моменты кратковременной потери памяти. Человек во время разговора вдруг умолкал и начинал недоуменно оглядываться по сторонам. При расспросах выяснялось, что он не помнил ничего из случившегося с ним в последние 5—30 минут или даже несколько часов. По некоторым сведениям, беспричинные ретроградные амнезии нередко случались у рабочих, которые вели раскопки в египетской Долине царей.

Все археологи знают, что к захоронениям следует относиться с уважением. В середине 90-х годов в состав экспедиции на Алтай, занимавшейся раскопками скифских курганов, входил аспирант, который, несмотря на замечания старших товарищей, мог жонглировать найденными человеческими костями или наряжать скелеты в шутовские наряды. В один из дней, оступившись, что называется, на ровном месте, он упал в глубокий раскоп и повредил позвоночник, да так, что навсегда остался инвалидом.

Наиболее известным случаем подобной мести мертвецов является проклятие Тутанхамона.

Гробницу этого юного фараона обнаружила в 1922 г. английская экспедиция, возглавляемая египтологом Говардом Картером и археологом-любителем лордом Карнарвоном.

Золотой саркофаг Тутанхамона стоял среди несметных сокровищ, а над ним якобы была высечена надпись: «Смерть не замедлит осенить своими крыльями всякого, кто войдет в эту священную гробницу».

Была ли надпись на самом деле или нет, но не прошло и двух месяцев, как внезапно скончался лорд Карнарвон. По одной из версий, смерть наступила от воспаления легких, по другой — от укуса москита, по третьей — от заражения крови.

Его приятель Джордж Голд поспешил в Долину царей и внимательно исследовал гробницу, надеясь найти какие-нибудь объяснения трагедии, но к ночи у него самого вдруг поднялась температура, и к вечеру следующего дня он тоже умер.

Бульварная пресса тут же разнесла весть о проклятии фараона, которое настигает всех так или иначе причастных к осквернению древней могилы. В течение следующих лет жертвами проклятия стали 22 человека, которые присутствовали при вскрытии гробницы или изучали ее после этого, в том числе вдова Карнарвона и секретарь Картера.

Правда, сам Говард Картер, первым ступивший в злополучную гробницу, прожил еще долго. Впрочем, такие же надписи встречались и в других гробницах фараонов. Правда, почти все они к приходу археологов были уже много веков как пусты, и мы не знаем судьбы древних грабителей...

В Семее вандал, задержанный на местном кладбище, сегодня признался, что он некрофил.

50-летний мужчина, оказывается, раскапывал могилу и вскрывал гроб, чтобы вступить с покойницей в половой контакт. На следственном эксперименте извращенец шокировал даже полицейских: он детально показал, как занимался сексом с трупом.

Шокирующая кладбищенская история обрастает все новыми жуткими подробностями. Сегодня задержанный вандал, который неоднократно раскапывал одну и ту же могилу на местном кладбище, дал первые показания. И признался, что он некрофил.

Любовь до гробовой доски и даже после! В своей жуткой исповеди извращенец признается, что симпатичную Антонину полюбил еще в молодости, но она его отвергла. Тогда даже в самых кошмарных мыслях она и представить не могла, что кавалер вернется к ней уже после ее смерти и осуществит давно задуманное.

Задержанный:

- В общем, я раньше ее любил, на танцах ее встречал, но она не отвечала мне взаимностью. По болезни умерла, и я узнал, что она там лежит. Похоронили ее, пошел туда, на кладбище.

Некрофил рассказывает, что каждый раз путь к своей мертвой возлюбленной он прокапывал два часа, добирался до гроба и ложился в него.

Даулет Садыков, начальник отдела информации УВД г. Семея:

- Разломал крышку гроба, добрался до тела и совершил с ней половой акт.

В день, говорит подозреваемый, он совершал по два-три акта некрофилии, потом закапывал могилу и уходил. Через месяц появлялся на кладбище вновь. Обомлевшие родственники усопшей, увидев вокруг могилы ритуальные атрибуты из гроба, сначала подумали, что на кладбище проводят обряды сектанты. Но после эксгумации версия об извращенце стала основной.

Ольга Чеботарева, сестра усопшей:

- Когда сказали, что на ней не было нижнего белья, возникли такие мысли, что что-то он делал с ней, какое-то сексуальное надругательство над ней было.

Только по предварительным данным, некрофил раскапывал могилу три раза - в июле, августе и сентябре. Все это время его пытались выследить, на кладбище даже организовывали засады. Задержать извращенца в итоге помогли могильщики. Именно они первыми увидели мужчину с лопатой, от которого за 50 метров разило трупным разложением.

Даулет Садыков, начальник отдела информации УВД г.Семея:

- Всю дорогу - и в машине, и в здании - все время данного гражданина сопровождал вот этот неприятный трупный запах.

Полицейские назначили судебно-психиатрическую экспертизу. Впрочем, сам влюбленный в покойницу виновным себя не считает. Говорит, что даже заботился о даме сердца: когда во время очередного полового акта пошел дождь, любовник-извращенец укрыл тело усопшей собственной курткой. На память о каждой тайной встрече некрофил брал из гроба ритуальные атрибуты.

- Единственное, у нас в руки молитва и крест вставляются покойнику. Этого креста нет, потом на голове венчик кладется, его тоже нет.

Задержанный нигде не работает, семьи и дома у него тоже нет. За надругательство над телом покойной ему грозит 5 лет тюрьмы. Злосчастную могилу родные, наконец, привели в порядок и повторно провели на кладбище обряд отпевания.

В последнем пристанище человека есть что-то мистическое и одновременно жуткое, будоражащее любопытство и воображение. Мы собрали 15 самых невероятных кладбищ со всего мира, куда стремятся туристы, желающие окунуться в атмосферу фильмов ужасов в реале.

Старое еврейское кладбище (Прага, Чехия)


Старое еврейское кладбище в квартале Йозефов в Праге появилось в начале 15-го века. Самое старейшее найденное надгробие датируется 1439 годом, а последнее - 1787 годом. Точное число могильных плит и захороненных людей неизвестно, поскольку на этом кладбище захоронения производились слоями, друг на друга. По приблизительным подсчетам, на кладбище покоятся более 100 000 евреев, при этом есть лишь 12 000 видимых надгробий. Не удивительно, что многие люди видят привидения, проходящие через плотно спрессованные надгробия.

Парижские катакомбы (Париж, Франция)


Катакомбы Парижа представляют собой огромнейший подземный склеп под столицей Франции. Сеть пещер и туннелей тянется почти на 300 км, а покоятся в них останки около шести миллионов человек. О жутких катакомбах, которые буквально устланы черепами и костями, ходит множество историй.


Якобы здесь постоянного происходят паранормальные явления. Иногда перед туристами плавают призрачные шары или туман из эктоплазмы, а иногда даже тени призраков бродят по коридорам среди груд костей.

La Recoleta (Буэнос-Айрес, Аргентина)


Кладбище Реколета, которое находится в районе Реколета столицы Аргентины Буэнос-Айреса, является одной из главных туристических достопримечательностей из-за выдающихся образцов архитектуры 19-20 века. С эти этим кладбищем связана история о "Леди в белом", которая часто посещает могилы в ночное время.


Долина Царей (Каир, Египет)


Долина Царей, в которой находятся гробницы фараонов Древнего Египта, стала известной после вскрытия неразграбленной могилы Тутанхамона и связанного с ней "проклятия фараонов". Почти все, кто принял участие во вскрытии могилы, загадочно умерли несколько лет спустя.

Крипта капуцинов (Рим, Италия)


Для украшения стен этого склепа были использованы кости четырех тысяч францисканских монахов-капуцинов. Использовались человеческие кости и для создания интерьера различных часовен. Например, есть часовни, которые называются "Склеп таза" и "Склеп Черепа".

Bachelor’s Grove (Чикаго, США)


Известное как одно из наиболее часто посещаемых мест в Соединенных Штатах, кладбище Bachelor’s Grove в Чикаго был открыто в 1844 году. Рассказы о призраках на этом кладбище были особо популярны в 1970 - 1980-х годах. Рассказывали о странных шарах, фантомных машинах и даже призрачном доме, который внезапно появлялся перед людьми и затем таял в воздухе. В 1984 свидетели также сообщали, что видели несколько призрачных фигур по всему кладбищу, одетых в мантии монахов.

Река Ганг (Варанаси, Индия)


Из-за своей близости к Гангу, Варанаси является одним из самых святых городов индусов в Индии. Знаменит этот город тем, что в нем принято сжигать трупы на берегу Ганга, а затем просто бросать их в реку. Каждый день на берегу горят костры, а Ганг загрязняется мириадами бактерий. Невероятно, но люди купаются и стирают свою одежду в реке, в то время как мимо проплывают полусожженные останки.

Кладбище Сталл, Канзас


Место захоронение, которое также называется "Врата Ада", по преданию является одним из семи порталов Ада на Земле. Легенда гласит, что если постучать по камню в развалинах церкви, то ответит сам дьявол.

Capela DOS Ossos (Португалия)


В часовне, название которой буквально означает "Часовня костей", на стене висят два скелета, закованные в цепи. При этом стены также оклеены настоящими черепами и человеческими костями.

Ведьмино кладбище штат (Теннесси, США)


Кладбище, расположенное в глубинке Теннесси, является одним из старых в штате. На каменных надгробиях часто встречаются выгравированные пентаграммы, которые, как рассказывают, содержат ведьмовскую силу. Есть также многочисленные заявления о странных огнях, наблюдаемых в лесу в ночное время, а также о призраках животных, которые были принесены в жертву во время ритуалов на кладбище.

Кладбище La Noria (Ла Нория, Чили)


Ла Нория - заброшенный шахтерский городок с пугающей историей, полной насилия и рабства. Кладбище этого города - зрелище ужасное и невероятное. Многие могилы раскрыты. Ходят холодящие слухи, что с закатом мертвые восстают из могил и начинают бродить по заброшенному шахтерскому городу. Жители Чили также сообщали, что видели детей в заброшенных школах, как будто они сидят на обычном уроке.

Седлецкое костехранилище (Кутна Гора, Чехия)


В Седлеце, предместье чешского города Кутна Гора, находится небольшая римско-католическая часовня возле кладбищенской церкви Всех Святых. В этом склепе, по оценкам, содержатся скелеты от 40 000 до 70 000 человек, чьи кости были использованы для создания украшений и мебели для часовни.

Кладбище Чамула (Сан-Хуан Чамула, Мексика)


Хотя на этом месте была католическая церковь в 1960-х годах, священник из прихода соседнего села приезжает на мессу только раз в месяц. Все остальное время местные шаманы используют эту область для создания "волшебных зелий". Часто в жертву приносятся куры по время церемоний исцеления на этом кладбище.

Кладбище в кафе (Ахмедабад, Индия)


Туристы, которые заходят перекусить в ресторан "Нью-Лаки" в западной части индийского города Ахмедабад оказываются на кладбище - по всему зданию размещены древние мусульманские могилы.

Кладбище Окуно-ин (Япония)


Окуно - священная деревня недалеко от 120 буддийских храмов. Местное кладбище связано с жуткой легендой. Кобо Дайси (Кукай), основатель буддийской школы Сингон, как говорят, отдыхает здесь и, согласно легенде, он не умер, а лишь вошел в глубокое самадхи и возродится вместе со своими последователями.

Не менее жуткое зрелище представляют кладбища техники. сразят даже видавших виды путешественников.

Белоруссия