Исаакиевский собор исаакий. Исаакиевский собор. Колоннада. Виды с высоты. Внутреннее великолепие собора св. Исаакия

Исаакиевский собор является одной из главных высотных доминант Санкт-Петербурга и символом Северной столицы. Построенный в первой половине 19 века, Собор стал олицетворением духовной силы Российской империи, которая в это время находилась на историческом пике своего могущества, победив «великую армию» Наполеона и став на три десятилетия сильнейшей европейской державой. Исаакиевский собор— это больше чем культовое сооружение, это — памятник великой эпохе, вобравший в себя самые лучшие достижения и высочайшие душевные порывы всего нашего Отечества.

Назван храм в честь византийского монаха 4 в. н.э. — Исаакия Далматского, который обладал даром предвидения и почитается церковью. День его памяти, 30 мая, — совпадает с днём рождения Петра Великого по юлианскому календарю, именно Исаакия Далматского император почитал за своего небесного покровителя, и один из первых храмов Санкт-Петербурга был освящен в честь этого святого.

Данный собор является четвёртым Исаакиевским собором Петербурга. Первая Исаакиевская церковь была освящена в 1707 г. Именно здесьв 1712 г. состоялась церемония бракосочетания Петра 1 и Екатерины 1, будущей императрицы. Церковь располагалась напротив Адмиралтейства, где сейчас бьетфонтан.

Камень в основание второй Исаакиевской церкви заложил лично Пётр 1 в 1717 г., и стояла она на месте нынешней Сенатской площади, именно там где находится знаменитый памятник Медный всадник. По облику она напоминала Петропавловский собор. Это сходство ещё более усиливалось благодаря стройной колокольне с часами-курантами, привезёнными Петром 1. Однако, находясь столь близко от реки, фундамент церкви сильно размывался, а после пожара её вовсе разобрали.

Екатерина II повелела перенести собор дальше от Невы, на его современное место. Проект создал Антонио Ринальди, любимый архитектор императрицы. «Мастер мраморных фасадов», как называли Ринальди, подобный приём применил и в строительстве третьего Исаакиевского собора.

Но к моменту смерти Екатерины II, стены были возведены лишь на половину своей высоты и облицованы мрамором. Новый хозяин земли русской, Павел Петрович,матушку не любил, и все её начинания стремился свести на нет. Впрочем, у него были на то причины… Винченцо Бренна было предложено насколько возможно скорее закончить строительство, поэтому стены и своды доделали из кирпича, а от четырёх ринальдиевских куполов решили отказаться вовсе.

Конечно, можно согласиться с автором этой острой эпиграммы. Собор получился приземистым, неказистым и совершенно не соответствовал статусу, ему подобающему. Но это обстоятельство заставило искать пути выхода из положения. Недолгое правление Павла 1 закончилось, и «дней Александровых прекрасное начало» сулило перемены, в том числе и в вопросах градостроительства и застройки Петербурга. Александр 1, воспитанный своей бабкой Екатериной Великой, считал себя продолжателем её дел. Не был обойдён вниманием и Исаакиевский собор. Объявлялись конкурсы на переделку собора, главным условием которых царь постановил максимальное сохранение техфундаментов и стен собора, что успели возвести при Ринальди. Весь цвет русской и даже мировой архитектуры (А. Д. Захаров – создатель современного Адмиралтейства, А. Н. Воронихин – строитель Казанского собора, Ч. Камерон – создатель резиденции Павла 1, и др.)представили свои проекты, однако каждый из них был отвергнут, т.к. не соответствовал главному условию – сохранению стен или хотя бы алтарной части ринальдиевского собора. Начавшаяся Отечественная война 1812 г. и заграничные походы русской армии, отвлекли внимание от строительства, но к вопросу вернулись позже.Августин Бетанкур, глава Комитета по делам строений и гидравлических работ, предложил рассмотреть проект на тот момент молодого архитектора — Огюста Рикара де Монферрана. Монферран подготовил более 20 набросков, и один из проектов Александру понравился. Согласился Монферран выполнить и условие – максимальное сохранение стен старого собора. Карьера никому не известного француза на русской службе пошла наилучшим образом: он был назначен императорским архитектором и разработал детальный проект реконструкции (а фактически строительства нового) собора.

20 февраля 1818 г. пришло высочайшее утверждение, а летом следующего года состоялась закладка.

Главные усилия по строительству леглина плечи крепостных крестьян. Работа шла в тяжелейших условиях, 13-16 часов в день, в том числе в праздничные и воскресные дни. Более 400 000 строителей со всех концов Империи в разное время принимало участие в работах. Для начала, чтобы укрепить болотистую почву, было забито более 10 000 свай. После этого приступили к возведению портиков. Каждая колонна – это гранитный монолит, высеченный из скалы, весом 114тонн и высотой 17 метров. С помощью специальных лесов конструкции Бетанкура, одна колонна устанавливалась в течении всего лишь 45 минут. Все колонны были установлены с 1828 по 1830 гг.

Затем пришло время стен и купола. Они выполнены из кирпича, облицованы различным камнем. Толщина стен достигает 5 метров. Купол на самом деле состоит из 3 куполов: внутреннего круглого, среднего конического, внешнего параболического. Внутренние конструкции выполнены из металла для облегчения веса, что было новшеством в то время. Внутри купола для термоизоляции и улучшения акустики помещены особым образом 10 000 керамических горшков.

Колоннадой также украшен и внешний барабан собора, диаметр которого 25,8 метра. Кстати, знаменитое здание в Вашингтоне, столице США – Капитолий, архитектурно очень напоминает Исаакиевский собор. И это не случайно. Американской стороне были предоставлены чертежи собора и строение купола выполнено в схожей манере.

Высота Исаакиевского собора 101,5 м., 111,3 м. в длину и 97,6 м. в ширину. Это четвертый по величине в мире купольный собор.Портики украшены барельефами на библейские сюжеты, а также изображениями страниц жизни Исаакия Далматского:восточный(«Исаакий Далматский останавливает Императора Валенса») и западный («Исаакий Далматский благословляет Императора Феодосия»). Каждая архитектурная деталь внешнего и внутреннего убранства глубоко символична и о них необходимо говорить отдельно, что невозможно в подобном формате. Созданием скульптур занимались лучшие зодчие того времени – Клодт, Витали, Логановский и др. Коленопреклонённые ангелы по углам собора держат в руках факелы. До революции 1917 г. они использовались по назначению – в праздничные дни в факелах зажигались специальные газовые горелки, что делало сооружение ещё более монументальным и потрясающим воображение.

Однако настоящее чудо ожидает нас внутри храма. Лучшие художники расписывали своды и стены (К. Брюллов, Т. Нефф и др.). Мастера-мозаичисты и камнерезы создали великолепный интерьер.Карл Брюллов, автор знаменитой картины «Гибель Помпеи», прекрасно расписал купол (Богоматерь в окружении апостолов), …ценой собственной жизни. Работы шли на большой высоте, мастер часто лично поднимался на леса, простудился и заболел. После неудачного лечения в Италии Брюллов умер, так и не вернувшись в Россию. На самой вершине помещён голубь – символ Святого Духа.

Стены облицованы мрамором, а иконостас оформлен колоннами из уральского малахита, выполненными в стиле русской мозаики, царские врата украшены двумя бесценными колоннами из афганского лазурита. В таких количествах лазурит нигде в мире больше не использовался.

Живопись в сыром петербургском климате сохраняется плохо и по предложению
Николая 1 началась работа по замене живописи мозаикой. Эта работа шла с 1851 г. до 1917 г., но так и не была доведена до конца. Использовалось более 12 000 оттенков смальты (сплав стекла и металла) для создания мозаик. На одной из Всемирных выставоквторой половины 19 в. мозаики Исаакиевского собора были признанынеподражаемыми и совершенными произведениями искусства.

Единственным в своём роде является витраж. Для русской церковной архитектуры этот элемент является совершенно не типичным и нигде в церквях его невозможно встретить. Но Николай 1 увлекался европейской готикой и по предложению немецкого архитектора Лео фон Кленце (строителя Нового Эрмитажа и придворного архитектора Баварского королевства) витраж решено было сделать. Особое разрешение Священного Синода понадобилось, чтобы эта идея воплотилась. Немецкий мастер Айнмиллер изготовил этот витраж, размещённый за царскими вратами, в алтаре. Во время богослужений, в кульминационный момент, когда отворялись царские врата, перед прихожанами возникал образ Христа, будто спускающегося с небес. Особую торжественность и трепет придавала система освещения витража – за ним были помещены газовые горелки, и витраж на фоне языков пламени просто оживал.

Церемония освящения состоялась 30 мая 1858 г., в день памяти Исаакия Далматского. Сорок лет ушло на строительство этого выдающегося храма. Огюст Монферран полностью реализовал себя как архитектор в этом проекте, он получил признание ещё при жизни, построил великолепные сооружения (Александрийский столп, особняк Лобанова-Ростовского и др. здания в городах России). Умер великий зодчий спустя месяц после освящения храма… Ирония Клио (музы истории) прошла красной нитью через жизнь этого человека: Монферран в составе наполеоновской армии воевал против России, затем приехал в нашу страну, стал императорским архитектором и даже создал великолепный памятник победе над Францией (Александрийскую колонну), грандиозный Исаакиевский собор; носупруга после смерти мастера приняла решение перевезти его тело во Францию, где могила затерялась. Монферран совершенно не известен на своей родине, но он смог пройти свой творческий путь здесь, в России. К нашей стране зодчий относился с любовью и теплом, своим творчеством он осознанно работал на её благо, считал (это достоверно подтверждается по переписке и документам Монферрана), что создание памятников и зданий должно служить цели воспитания в людях высших моральных принципов, и делал это.

Исаакиевский собор стал главным храмом Российской империи. После Октябрьского переворота 1917 г. собор оставался действующим до 1928 г. Затем тут был устроен антирелигиозный музей. Во время Великой Отечественной войны собор не был разрушен, но серьёзно пострадал. В его подвалах хранились ценности изпригородных дворцов. После победы начались реставрационные работы, а с 1990 г. проводятся церковные службы. Однако здание собора, к счастью, остается в ведении музея.

Потрясающее чувство трепета и подъёма появляется в сердце каждого, кто посещает Исаакиевский собор. Совершенство пропорций, лучшие творения мастеров, гений зодчего соединяются для высокой цели храма быть тем местом, где соприкасаются Небо и Земля. Чтобы почувствовать это стоит посетить Исаакиевский собор.

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге – православный храм с многовековой историей, «жемчужина» мировой и отечественной архитектуры. Посвящен святому Исаакию Далматскому. Исаакиевский собор, фото которого представлены на нашем сайте, является одним из символов Петербурга. Его золоченный купол и высокий барабан видны еще с Финского залива.

Исаакиевский собор. История создания

История Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге насчитывает более 300 лет. Над ним трудилось множество именитых архитекторов, живописцев, инженеров, скульпторов, ломщиков гранита и камнерезов.

Исаакиевский собор в Петербурге: начало

В XVII веке берега Невы подвергались частым подтоплениям и не подходили для заселения. Но молодой Петербург должен был расти, поэтому Петр I распорядился возвести здесь Адмиралтейство – центральную верфь страны.

Ее строительством занималось более 10 тысяч человек, которым требовались место для обращения к Богу. Но храмов, куда могли бы ходить люди, рядом не было. В конце 1706 года Петр I приказал найти помещение и переоборудовать его под церковь. Выбор пал на большой амбар, расположенный с западной стороны Адмиралтейства.

Первая Исаакиевская церковь создавалась под руководством графа Апраскина Ф. М., а проектирование шпиля занимался архитектор Х. ван Болес. Храм получился одноэтажным, с небольшой колокольней. Высота Исаакиевского собора была 4-4,5 м. Крыша покрыта восково-битумной водонепроницаемой смесью, которую использовали для пропитки днищ кораблей.

Создание храма заняло всего 3 месяца. Освятили его в мае 1707 года именем святого Исаакия Далматского, которого Петр I считал своим покровителем. Государь придавал Исаакиевской церкви большое значение. В 1712 году здесь произошло его венчание с Екатериной Алексеевной, а в 1723 году царь издал указ, согласно которому моряки должны были присягать только в Исакиевом храме. Церковь прослужила городу больше 10 лет и была разобрана, когда стало ясно, что она очень мала для развивающегося Петербурга.

Вторая Исаакиевская церковь в Петербурге

Второй Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге был построен в 90 метрах к западу от Адмиралтейства по чертежам архитектора Г. И. Маттарнови. Официальная закладка первого камня произошла в августе 1717 года. Храм высотой несколько десятков метров имел куранты, шпиль и небольшой центральный купол.

Архитектор Исаакиевского собора Маттарнови умер в 1719 году, и работы возглавил Н. Ф. Гербель. Через 3 года храм подвели под крышу, а еще через пару лет закончили сооружение купола и двух ярусов колокольни. С этого времени в соборе начали проводить службы. Куранты, шпиль и третий колокольный ярус доделали через 8 лет.

Ширина церкви составляла 17,5 м, высота колокольни – 24 м, сечение стен – 1,5 м. Главной «изюминкой» интерьера являлся золоченый резной иконостас, выполненный из дерева по эскизу И. П. Зарудного.

К сожалению, строительство Исаакиевского собора происходило в неудачном месте. Неукрепленный прибрежный грунт периодически подмывался водами Невы, что вызывало неравномерную осадку и трещины. В мае 1735 года в церковь попала молния, вызвавшая сильный пожар. В процессе ремонтных работ стало ясно, что даже после восстановления храм будет разрушаться из-за постоянной осадки грунта. Собор решили демонтировать, а новый построить подальше от реки.

Наиболее крупным православным храмом северной столицы России, как нередко называют Санкт-Петербург, является Исакиевский собор. Более правильное название этого собора - Исаакиевский (с удвоенной второй гласной), хотя широко распространен также первый вариант написания и произношения этого названия.

В конце 20-х годов XX века храм получил статус музея. При этом собор является действующим, богослужения проходят в нем ежедневно.
Проект здания, выстроенного в соответствии с канонами классицизма, был разработан знаменитым архитектором Анри Луи Огюстом Рикаром де Монферраном. Собор был возведен в середине XIX столетия .

В ходе строительных работ использовались технологии, являвшиеся новыми для того времени. Это оказало влияние на развитие архитектуры не только во второй половине XIX века, но также и в XX столетии.

Предшественники храма

Хотя храм был построен в середине XIX столетия, история его начинается гораздо раньше - в первые годы XVIII века . Именно тогда для работников верфи была возведена Исаакиевская церковь (не сохранившаяся до настоящего времени). Этот храм являлся фактически перестроенным амбаром. Здание было одноэтажным и очень простым. Главным украшением его являлся шпиль, для возведения которого был приглашен архитектор из Голландии.

Но простоял этот храм недолго: вскоре выяснилось, что он слишком мал и не вмещает всех прихожан. Здание было разобрано. Новый храм был построен в 20-е годы XVIII век а. В ходе строительных работ возникла серьезная проблема: потрескались своды. Причиной стало неудачное проектное решение. После этого руководство строительством было передано другому архитектору. В 30-е годы XVIII века (то есть, уже после того, как храм был достроен и освящен) в здании случился пожар: в храм ударила молния, огонь уничтожил тридцатиметровую колокольню. Сгоревшая часть храма была быстро восстановлена, но спустя два года в здание вновь попала молния. На этот раз храм пострадал от пожара гораздо сильнее. Начались восстановительные работы, в ходе которых были выявлены серьезные проблемы с фундаментом. Решено было разобрать храм и выстроить новый.

В конце 60-х годов XVIII века было заложено новое здание. Строительные работы по ряду причин велись очень долго: лишь в начале XIX века храм был достроен и освящен. Выглядело здание достаточно странно: на роскошном мраморном основании стояли обычные кирпичные стены. Причиной стала нехватка средств на завершение изначального масштабного проекта. Храм вызывал насмешки современников. Вскоре было решено разобрать его и построить новый.

Рассказывая историю трех храмов, ставших предшественниками современного Исаакиевского собора, нужно отметить, что первые два из них располагались не на том месте, где стоит нынешний собор (хотя и неподалеку). Впрочем, где именно находился второй храм - до сих пор остается неизвестным (существуют различные версии).

Строительство собора

В начале XIX столетия был объявлен конкурс проектов нового здания храма. Впрочем, речь шла не о строительстве нового собора, а о кардинальной перестройке старого. Конкурсанты, очевидно, не поняли, что именно от них требовалось: все авторы проектов предлагали постройку нового здания. Победитель так и не был выбран. Вскоре конкурс был объявлен снова - и вновь с тем же результатом. Спустя некоторое время император, не объявляя больше конкурсов, поручил строительство здания молодому и еще не получившему широкой известности архитектору - Анри Луи Огюсту Рикару де Монферрану .

Проект перестройки собора, разработанный новым архитектором, подвергся серьезной критике со стороны члена строительного комитета Антона Модюи . Он указывал на многочисленные ошибки автора проекта и требовал немедленно остановить уже начавшиеся строительные работы. Критик сильно сомневался в прочности фундамента, а также утверждал, что купол спроектирован неправильно и потому может обвалиться.

Решено было внести в проект исправления. Вновь был объявлен конкурс. Все проекты, поданные конкурсантами, были неудовлетворительны, в результате чего император понял невыполнимость поставленной перед архитекторами задачи. После этого задание было частично изменено (чтоб облегчить архитекторам разработку проекта), а затем вновь был объявлен конкурс. Победителем его стал Монферран . Строительство, остановленное на время, возобновилось.

Одним из самых сложных этапов строительных работ стало сооружение колоннады . В каменоломне, расположенной рядом с Выборгом , проводилась выломка огромных гранитных монолитов. Работа была трудной, продвигалась она очень медленно. Транспортировка гранитных заготовок к месту строительных работ осуществлялась при помощи специальных плоскодонных судов. Установка каждой колонны под сводом будущего храма занимала от сорок до сорока пяти минут. Перед установкой колонна обшивалась слоем войлока и циновками. Как свидетельствуют современники, механизм для установки был так совершенен, что ни разу не издал ни малейшего скрипа.

Нужно сказать несколько слов и о золочении куполов. Использовался метод так называемого огневого золочения . Этот метод опасен для жизни позолотчиков (мастеров, золотящих купола): во время строительства собора он унес жизни ста двадцати человек. Из них шестьдесят человек погибли именно во время золочения куполов, а остальные - в процессе золочения различных деталей интерьера.

XX и XXI столетия

В послереволюционные годы здание было национализировано . Впрочем, вскоре его передали прихожанам (соответствующий договор подписали более тридцати человек).

В 20-е годы XX века из собора было изъято сорок восемь килограммов золота и более двух тонн серебра. Примерно в это же время настоятель собора был арестован. Спустя год здание было передано обновленцам (так назывались представители одного из течений в русском православии). В конце 20-х годов договор с ними был расторгнут; в начале 30-х годов XX века храм превратился в антирелигиозный музей .

В 40-е годы здание сильно пострадало от бомбардировок и артобстрела. В военное время в нем хранились экспонаты некоторых других знаменитых музеев страны.

В середине XX века храм был отреставрирован. Именно тогда на его куполе появилась смотровая площадка . В 90-е годы XX столетия в соборе возобновились богослужения. В настоящее время в обществе обсуждается вопрос о необходимости передачи собора под управление Русской православной церкви. Как положительное, так и отрицательное решение этого вопроса имеет множество сторонников. Здание является собственностью города.

На что обратить внимание

Каждый уголок храма, каждая деталь его интерьера, каждый фасад, безусловно, заслуживают самого пристального внимания. В частности, стоит внимательно осмотреть три с половиной сотни скульптур, украшающие храм снаружи. Некоторые из них мы здесь перечислим:

- Северный фасад украшен композицией на тему воскресения Христа. Центральной фигурой этой композиции является Христос, восставший из гроба. Вокруг него - испуганные стражники и изумленные женщины.

Темой скульптурной группы, украшающей западный фасад , является единение духовной и светской властей. Автор скульптур - Джованни Витали . Там же можно увидеть скульптуру, изображающую Монферрана, знаменитого архитектора собора: он держит в руках сильно уменьшенную модель здания.









Описание

Оказавшись в историческом центре Санкт-Петербурга на берегах Невы нельзя не заметить, что в ряду архитектурных ансамблей набережных выделяется здание, поражающее своими размерами и монументальностью – это Исаакиевский собор. При приближении к этому колоссу, восхищение от его мощи усиливается, осознание того, что это было создано гением человеческих мысли и труда, приводит в восторг. Наряду с Петропавловским собором, Исаакий, как архитектурный памятник, является одной из градообразующих доминант исторического центра города на Неве. Фото с парадными видами Исаакиевской площади публикуются во всех путеводителях по Санкт-Петербургу.

Высота Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге составляет 101,5 метра

Исаакиевский собор является самым грандиозным купольным сооружением в России. В мире по своим размерам он уступает лиш трем подобным сооружениям – Собору Святого Петера в Риме (его высота – 132 метра), собору Святого Павла в Лондоне (его высота – 111 метров) и Собору Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции (его высота – 114 метров).

История Исаакиевского собора

Вершиной деятельности архитектора Огюста Рикара де Монферрана и делом всей его жизни стало строительство одного из самых крупных купольных сооружений в мире - Исаакиевского собора, которое длилось 40 лет (1818 - 1858 г.г.), сегодня считающегося одним из главных символов и украшений Санкт-Петербурга.


Возведение первой деревянной Исаакиевской церкви.

История создания Исаакиевского собора неразрывно связана с историей строительства Санкт-Петербурга. Первая деревянная церковь была обустроена в бывшей Чертежной при Адмиралтействе на берегу Невы прямо перед Адмиралтейскими доками. Деревянный храм был основан по повелению Петра I, как домовая церковь и получила название в честь святого Исаакия Далматского – небесного покровителя царя. Летом 1707 года после незначительных переделок (над бревенчатой двухскатной крышей была сооружена четырехгранная башня со шпилем, пристроена алтарная апсида) домовая церковь семьи Романовых была освящена. Работами по сооружению шпиля и реконструкции церкви руководили выдающийся архитектор Доменико Трезини и инженер Герман Ванн Болес.


С возведенным храмом связаны важные события из жизни царской четы и города. Здесь 19 февраля 1712 года Пётр I венчался со своей супругой Екатериной Алексеевной.


К тому времени Северная столица бурно строилась и развивалась, на Заячьем острове возводится каменная Петропавловская крепость, застраивается Васильевский остров, на Левом берегу Невы в Летнем саду выстроен Летний Дворец Петра I, с Адмиралтейских верфей были спущены на воду первые корабли.

Вторая каменная Исаакиевская церковь.

В период царствования императрицы Екатерины I рядом с деревянной церковью по ее образу и подобию возвели новый каменный храм в стиле петровского барокко. К 1724 году конструкции сводов и стен изрядно обветшали. В результате реконструкции вокруг высокой колокольни была построена крытая галерея на высоких каменных столбах. Каменные своды церкви заменили деревянными конструкциями, стены укрепили металлическими связями. На высоком восьмигранном барабане был сооружен купол с башенкой и ангелом с крестом. Работами по реконструкции руководили архитекторы Трезини, Земцов, Усов, Еропкин. Освящение храма состоялось в 1727 году. После пожара, случившегося в 1736 году, храм восстанавливали и перестраивали вплоть до 1746 года.

Третий Исаакиевский собор.


Даже после реконструкции Исаакиевская церковь, расположенная в непосредственной близости от Невы рушилась на глазах из-за ошибок при строительстве и несовершенства конструкций.


Учитывая недостатки прежних построек, было решено строить Исаакиевский собор более основательно. Местом возведения был выбран Адмиралтейский луг.


В 1746 году по высочайшему повелению императрицы Екатерина II, архитектор Антонио Ринальди начинает строительство Исаакиевского собора. Архитектура нового храма напоминала предыдущий образец, однако отличалась большими размерами, идеальными пропорциями, торжественным внешним видом.


Возведение собора затянулось и заканчивал строительство уже при правлении императора Павла I архитектор Винченцо Бренна. Освящение Исаакиевского собора состоялось в 1802 году.

Четвертый Исаакиевский собор.

Из-за нехватки средств, экономили на строительных и отделочных материалах, в результате чего Исаакиевский собор начал ветшать на глазах.
Такое положение дел никак не соответствовало состоянию главного кафедрального собора Российской империи и амбициям нового императора Александра I.


Работы по возведению Исаакиевского собора начались после войны с Наполеоном 1812 года. Строительство было поручено инженеру-архитектору Огюсту Монферрану. Императору Александру был представлен проект, аналогами которого стали соборы Святого Петра в Риме, Святого Павла в Лондоне, Святой Марии во Флоренции.

Строительство собора.

Исаакиевский собор должен был превзойти по своим размерам все возведенные к тому времени храмы. Строительство собора было невиданным по масштабам и продолжительности.


В 1818 году состоялась торжественная закладка Исаакиевского собора. 5 лет ушло на разборку старого собора, забивку свай в количестве 10762 штук и устройство фундамента.


Следующие 2 года ушли на сооружение колоннад четырех фасадных портиков. Работами руководили русские мастера Самсон Суханов и Архип Шихин.


Цельные гранитные куски нужной формы вырубались из скалы под Выборгом, на месте вытесанные колонны высотой 17 метров и весом 114 тонн по Неве на суднах доставляли к месту строительства и устанавливали на свое место. Всего было возведено 48 колонн будущих портиков.

Каменные блоки, песок и щебень доставлялись по воде, остальные строительные материалы – по железной дороге. Возведение стен и подкупольных пилонов заняло 6 лет, еще 5 лет ушло на сооружение сводов собора, барабана центрального купола и четырех угловых колоколен.


Размеры собора грандиозны. Высота составляет 101,5 метра, общий вес здания 300 000 тонн. Все сооружение воздвигнуто на высокий стереобат, что придает ему большую торжественность. Внутренняя площадь собора составляет 4000 квадратных метров. Фасады облицованы мраморными блоками толщиной 40-50 сантиметров.

Купол собора.


Особое конструктивное решение было придумано для купола собора, образцом для которого послужил купол Святого Павла в Лондоне. Для распределения нагрузок и уменьшения веса Огюст Монферран применил металлическую конструкцию, состоящую из трех купольных частей. Первый внутренний, срезанный сверху купол опирается на четыре мощных пилона. Металлические конструкции обшиты досками, покрыты просмоленным войлоком и оштукатурены. Расписал интерьерные поверхности художник Карл Брюллов. Второй внутренний купол опирается на внутренний свод и поддерживает световой фонарик, он изнутри расписан под голубое звездное небо с золотыми лучами. Этот художественный прием придает всему подкупольному пространству легкость и праздничность при всех его громадных размерах. Третий внешний купол снаружи покрыт медными листами и позолочен. На золочение купола было потрачено 100 килограммов червонного золота. Венчает купол световой фонарик и золоченый крест, возведение которого состоялось в 1839 году.

Скульптурное убранство собора.


Главным скульптором Исаакиевского собора стал по настоянию Монферрана Иван Петрович Витали, который создал уникальные двери храма. По образцу «Золотых дверей» баптистерия в Риме работы великого итальянского мастера Гиберти, Витали отлил в бронзе барельефы для дверей собора. Так же были отлиты барельефы для фронтонов портиков. Фигуры ангелов с крыльями и стилизованными факелами в руках были установлены по четырем внешним углам высокого аттика. По большим праздникам в этих газовых факелах-светильниках зажигался огонь. В такие дни Исаакиевский собор приобретал еще большую монументальность и торжественность.

Внутреннее убранство собора.


Исаакиевский собор строился как домовой храм семьи Романовых, все работы по внутреннему убранству проводились при живейшем участии императора Николая I. На отделку и украшение интерьеров ушло 17 лет.


Главные иконописные сюжеты при оформлении иконостаса и внутреннего убранства посвящены небесным покровителям всех венценосных особ, в период царствования которых строились все четыре религиозных сооружения.


Все детали интерьера подчеркивают единение земной императорской власти с властью небесной, освященной самим господом богом. Иконостас сооружен в виде триумфальной арки, имперский стиль подчеркивают шесть десятиметровых малахитовых колонн, расположенных по обеим сторонам от царских врат.



Все иконы в соборе выполнены в технике флорентийской мозаики по живописным оригиналам художников Т. Неффа и Ф. Брюллова.


Поражает своей монументальностью расположенная над царскими вратами скульптурная композиция «Христос во славе», созданная скульптором П. Клодтом и художником Т. Неффом.


Роспись «Страшный суд», над иконостасом, написанная художником Ф. Бруни, наполнена трагизмом, ее колористическое и композиционное решение несут идею о всемогуществе Бога.


В соответствии с европейскими традициями выполнено грандиозное алтарное окно площадью 28 квадратных метров с витражным изображением Иисуса Христа в полный рост работы немецких мастеров. Внутренние поверхности стен и пилонов облицованы мрамором высотой в 43 метра до аттика. Выше аттика стены отделаны искусственным мрамором.



Площадь купольного плафона занимает монументальная роспись под названием «Богородица во Славе», созданная художником Карлом Брюлловым. Росписи на барабане купола, парусных подкупольных сводах и аттике по эскизам К. Брюллова выполнил художник П. Басин. Купол в его основании украшен монументальными статуями двенадцати апостолов.


Освещался собор с помощью семи бронзовых золоченых люстр и канделябров. В 1908 году была произведена электрификация внутреннего пространства. Интерьер Исаакиевского собора поражает своим величием и праздничностью, на отделку декора было потрачено 300 килограммов золота.

История собора после строительства.


Торжественное освящение собора преподобного Исаакия Далматского проходило 30 мая 1858 года в присутствии императора Александра II, членов Августейшего семейства, свиты их двора, почетных гостей иностранных посольств, высокопоставленных сановников и вельмож, дворянства и горожан разных сословий. На заполненной народом площади перед собором были построены полки в парадном строе, которые объехал Государь со свитой, приветствуя их. Вся Августейшая семья и их свита во главе с Императором вошла в Исаакиевский собор, где представителями высшего духовенства был совершен обряд освящения храма. Хроники того времени описывают это событие, как величайший праздник государственного значения. Образ мощи и величия государства и незыблемости престола был воплощен в архитектуре и монументальном убранстве собора.


Величественный силуэт Исаакиевского собора завершил парадный облик столицы Российской империи, став главной архитектурной доминантой наравне с Петропавловским собором.



В 1871 году грандиозное здание, требовавшее немалых ежегодных финансовых вложений, было передано государственному ведомству – Министерству внутренних дел. Так Исаакиевский собор стал нести одновременно две функции: как домовый храм царской семьи и как православный центр для проведения общегородских праздников.


При советской власти в1931 году Исаакиевский собор приобрел статус общедоступного музея.


Экспозиция состояла из трех разделов: история строительства собора, антирелигиозная работа музея и естественно-научная часть.


Во время Великой Отечественной войны в период вражеской фашистской блокады Исаакиевский собор выполнил свою важную миссию – стал главным хранилищем для наиболее ценных музейных экспонатов, вывезенных из пригородных дворцов и городских музеев.


После войны были проведены беспрецедентные по своим масштабам работы по реставрации собора.


Как напоминание об артиллерийских обстрелах города фашистами во время блокады, при которых пострадал Исаакиевский собор, на колоннаде западного портика, реставраторы оставили пробоины от вражеских снарядов.

Собор-музей

В1963 году историко-художественный собор-музей «Исаакиевский собор» был открыт для широкой публики. После реставрации открылись великолепные интерьеры храма, вновь мозаики и росписи мастеров девятнадцатого века предстали перед посетителями в своем неповторимом великолепии.



Особое место среди экспонатов музея занимал маятник Фуко, свисавший с купола собора. В определенное время маятник запускали, при колебании можно было увидеть его отклонение относительно нанесенных меток на полу – это подтверждало, что земля вертится.


В стенах храма стоит великолепный бюст – скульптурный портрет архитектора Огюста Монферрана, изготовленный скульптором А.Фолетти, из тех же сортов мрамора, что были применены при отделке собора. В экспозиции музея выставлены макеты рассказывающие о строительстве здания и макет уменьшенной копии Исаакиевского собора, стенды с подробным описанием и гравюрами, архитектурными чертежами, документами того времени, связанные со строительством и личностью зодчего Огюста Монферрана.



Исаакиевский собор одновременно является музеем, где наиболее полно освещена жизнь и творчество великого зодчего Огюста Рикара де Монферрана. Здесь можно узнать не только о строительстве самого большого храма России, но и о другом не менее значимом и известном памятнике, воздвигнутым гением неподалеку на Дворцовой площади - Александровской колонне.


В процессе экскурсий проводимых в музее, посетители знакомятся с историей возведения собора, способами строительства того времени, инженерными изобретениями, которые впервые были применены при сооружении грандиозного здания. Особый интерес и восхищение у экскурсантов вызывают интерьеры собора, поражающие великолепием и богатством убранства - флорентийские мозаики, росписи, скульптурные композиции, элементы декора.


История жизни и творчества великого зодчего Огюста Монферрана и тех великих мастеров, которые создали этот шедевр архитектуры, будут не мене интересны в повествовании гидов, проводящих экскурсии.


С 1991 года в храме четыре раза в год совершаются церковные богослужения.


Сегодня Исаакиевский собор один из главных культурных центров Санкт-Петербурга, кроме культурно-просветительской и экскурсионной деятельности, здесь ведется большая научная работа в сфере изучения исторического, художественного, декоративно-прикладного и архитектурного наследия, постоянно проводятся и совершенствуются реставрационные работы с применением самых передовых технологий.



Строительство и история Исаакиевского собора неразрывно связаны с историей и жизнью нашего великого города с первых дней его существования по сию пору.


С недавнего времени Исаакиевский собор приобрел совершенно новый художественный облик, который создает подсветка фасадов и купола, рисуя его торжественный силуэт в светящейся панораме ночного города.


Гордость и восторг перед величием человеческого духа охватывают людей, когда они поднимаются на подкупольную колоннаду, где находиться смотровая площадка. С этой высокой точки перед взором гостей открывается прекрасная панорама Санкт-Петербурга и все основные архитектурные достопримечательности исторического центра. Колоннада собора является одной из самых удачных мест для фото и видео съемок парадных видов Петербурга с высоты птичьего полета.

Исаакиевский собор передача РПЦ

10 января 2017 года в средствах массовой информации появилась новость, которая всколыхнула культурную общественность Санкт-Петербурга – Исаакиевский собор передается Русской православной церкви. Это решение было принято правительством Санкт-Петербурга во главе с губернатором города Георгием Полтавченко.



Музейный комплекс Исаакиевский собор является одним из главных музеев и культурных центров России, где постоянно проводятся экскурсии, выставки, концерты и культурные программы. В Исаакиевском соборе ежегодно проводятся торжественные богослужения по большим православным праздникам.


Надо изучать, даже ту что нам дают официально, только в процессе изучения надо помнить что та фальшивая версия развития мира, которая выдаётся нам, является, мягко говоря, полным враньём. Благодаря Интернету в наше время становятся доступными некоторые летописи и книги, случайно уцелевшие во время тотального уничтожения исторических документов в 18-19 веках, а серьёзное отношение к фактам давно ушедших дней позволяет понять, что не всё в нашей истории было так, как показывают фильмы и представляют официальные учебники. От нас не просто пытаются скрыть что-то очень важное — нам нагло врут всю жизнь. Искажено абсолютно всё! Ярким примером является история Питера, а рассмотрим пока только историю знаменитого Исаакиевского собора.

То, что факты намеренно искажены, понимаешь уже после окончания школы, и тогда остаётся только досада: … мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь … Хотя лично я учился нормально хоть в школе хоть в институте. Историю, абсолютно искажённую и перевёрнутую с ног на голову, в школах и вузах преподносили под флагом марксизма-ленинизма, патриотизма и любви к Родине. Это было раньше - сейчас даже Родину любить не учат - запрещено, любить положено Запад и американский стиль жизни.


Те, кому выгодно обманывать, идут проверенными отработанными методами. Реальные факты, которые скрыть невозможно, как ни старайся, поддают сначала нападкам сомнений, искажений и массовым атакам именитых проплаченных «светил» науки, уводящих в сторону от истины, а затем окутывают завесой информационного обмана, сквозь которую лишь изредка пробиваются случайные одиночные голоса оппонентов. Дальше, через несколько лет, преподносят придуманную ими фальшивую историю уже в качестве неоспоримой истины, широко рекламируя очередную новопридуманную версию в СМИ. Глядишь, через несколько лет усиленной обработки общественного мнения Средствами Массового Инфозомбирования вместо сомнения зарождается безразличие ко всем версиям. А через одно поколение массовой обработки в народе уже и не остаётся помнящих о том как было на самом деле. Искажённые факты формируют искажённое представление о стране и месте человека в историческом процессе. При этом возникают искажённые психологические реакции людей на большие исторические периоды или крупные исторические события.

В большинстве случаев доказательства находятся буквально перед глазами, однако люди, приученные больше верить официальным источникам, проходят мимо реальных фактов, по привычке не замечая их. Тотальный обман приучил граждан не видеть реальности за вымышленными образами, внушёнными с детства. Поэтому народ в своей массе не отличает предъявляемую официальную информацию от реальной жизни. Это выгодно людям, которые контролируют весь народ, образ жизни, общественное сознание, чтобы держать всех в рабстве, предоставляя иллюзию свободы.

Для исследования взят Петербург, потому что это достаточно молодой город (так гласит официальная версия), и его история полностью прописана в летописях и учебниках. Близкую в веках историю проще изучать. Так почему же и здесь проявляются жестокие искажения действительности? Кому помешала эпоха ПетраI, «интересная и прогрессивная». Читать бы навязанную историю, да радоваться. «Короткая» история великого города даёт возможность поймать на лжи фальшивых летописцев, представить современникам несоответствие описаний исторических моментов и реального положения вещей.

Александровская колонна

Мегалиты, описанные в энциклопедиях, почему-то находятся везде, только не в России . Тем не менее, мегалитический объект есть в самом Петербурге, это подтверждают историки, перечисляя общие признаки мегалитов во всём мире.
Заготовка под Александровскую Колонну имела бы приблизительный вес около 1000 тонн, полный аналог брошенного блока в Баальбеке. Сама Колонна весит более 600 тонн. Это даёт веские основания причислить исторические сооружения Петербурга — Исаакиевский собор и Александровскую Колонну — к мегалитам прошлого времени. Они выглядят достаточно правдоподобными, если грамотно их интерпретировать, подбирая подходящие факты, то можно сделать описание, не умаляющее величия этих объектов.

Исаакиевский собор

В истории Петербурга все факты можно проверить, так как существуют официальные свидетельства и документы. Для подтверждения истинности появления Исаакиевского собора возьмём методику перекрёстного совмещения дат и событий. Энтузиасты провели для этого немало исследований, их результаты размещены в различных статьях и форумах Интернета. Однако их старательно игнорируют представители официальной науки u средств массовой информации. Да и пусть игнорируют - они ведь платные, то есть продажные. Нам самим нужно разбираться.

Исаакиевский собор — страницы фальсифицированной истории

Для начала берём историю строительства Исаакиевского собора, описанную в Википедии. По официальной версии, собор, который сегодня украшает Исаакиевскую площадь, является четвёртым строением. Получается, что его строили четыре раза. А начиналось всё с маленькой церквушки.

Первая Исаакиевская церковь. 1707 год

первая Исаакиевская церковь

Первая церковь Исаакия Далматского строилась для рабочих Адмиралтейских верфей по приказу Петра I. За основу будущей церкви царь выбрал здание чертёжного амбара. Исаакиевский собор начал строиться в 1706 году. Он возводился на деньги государственной казны. Руководил строительством граф Ф.М. Апраксин, для сооружения шпиля церкви пригласили голландского архитектора Герман ван Болес, который уже жил в России с 1711 года.
Первый храм был полностью деревянным, построен по традициям того времени — сруб из круглых брёвен; их длина составляла 18 метров, ширина здания составляла 9 метров, высота - 4 метра. Снаружи стены обили досками шириной до 20 сантиметров, в горизонтальном направлении. Для хорошего схода снега и дождя крышу сделали под углом в 45 градусов. Крыша тоже была деревянной, и по традиции кораблестроения покрыта воско-битумным составом чёрно-коричневого цвета, который использовался для смоления днища кораблей. Назвали постройку Исаакиевской церковью и освятили в 1707 году.

Торжественная встреча петербургского ополчения на Исаакиевской площади 12 июня 1814 г. Гравюра И.Иванова.

Не прошло и двух лет, как Пётр I издал распоряжение о начале реставрационных работ в церкви. Что могло произойти с деревом, обработанным по корабельным правилам, за каких-то два года? Ведь деревянные строения стоят века, показывая величавость и мощь дерева. Решение о реставрации, оказывается, было принято с целью улучшить вид церкви, и избавиться от постоянной сырости внутри храма.
История показывает, что Исаакиевский собор даже в виде деревянной церкви был главным храмом в городе. Здесь в 1712 году венчались Пётр I и Екатерина Алексеевна, с 1723 года только здесь могли приносить присягу служащие Адмиралтейства и моряки Балтийского флота. Записи об этом сохранились в походном журнале храма. Корпус первого храма сильно обветшал (?) и в 1717 году был заложен храм в камне.

Анализ фактов

По официальным данным Санкт-Петербург основан в 1703 году. От этого года ведётся исчисление возраста города. О реальном возрасте Питера поговорим в следующий раз, там потребуется не одна статья.
Церковь заложили в 1706 году, освятили в 1707 году, в 1709 она уже потребовала ремонта, в 1717 году уже обветшала, хоть дерево было пропитано корабельным воско-битумным составом, а в 1927 уже была построена новая каменная церковь. Во врут!

Если взять альбом Августа Монферрана, в нём можно увидеть литографию первой церкви, которая изображена ровно против входа на территорию Адмиралтейства. Значит, храм стоял или во дворе Адмиралтейства, или за его пределами, но напротив главного входа. Именно на альбоме, выпущенном в Париже, строится главная трактовка истории всех строений Исаакиевского собора.

Вторая Исаакиевская церковь. 1717 год

В августе 1717 года была заложена каменная церковь во имя Исаакия Далматского. И куда ж без него деться — первый камень в фундамент новой церкви собственноручно заложил Пётр Великий . Вторую Исаакиевскую церковь начали строить в стиле «петровского барокко», строительством руководил видный зодчий петровской эпохи Георг Иоганн Маттарнови, который находился на службе у ПетраI с 1714 года. В 1721 году Г.И.Маттарнови умер, строительство храма возглавил городской архитектор того времени Николай Фёдорович Гербель. Однако в послужном списке Н.Ф.Гербеля нет указания на его участие в строительстве каменной Исаакиевской церкви. Спустя три года он умирает, строительство завершает каменных дел мастер Я.Неупокоев.

С такими перипетиями церковь была построена в 1727 году. План основания храма - равноконечный греческий крест длиной 60,5 метров (28 сажень), шириной 32,4 м (15 сажень). Купол храма имел в своей основе четыре столба, снаружи был покрыт простым железом. Высота колокольни достигала 27,4 метра (12 сажень + 2 аршина), плюс шпиль длиной 13 метров (6 сажень). Всё это великолепие венчали медные вызолоченные кресты. Своды храма были деревянными, фасады между окнами украшали пилястры.

вторая Исаакиевская церковь

По внешнему виду вновь выстроенный храм был очень похож на Петропавловский собор. Сходство усиливали стройные колокольни с часами-курантами, которые Пётр I привёз из Амстердама для двух храмов. Иван Петрович Зарудный, основатель петровского стиля барокко, выполнил резной золочёный иконостас для Исаакиевского и Петропавловского соборов, что только увеличивало схожесть двух храмов.

Второй Исаакиевский собор был построен близко к берегу Невы. Сейчас там установлен Медный всадник. В то время место для собора оказалось явно неудачным - вода размывала береговую линию, разрушала фундамент. Странно, предыдущей деревянной постройке Нева не мешала.

Весной 1735 года молния вызвала пожар, довершив разрушение всей церкви.

Слишком уж много странных событий по разрушению новопостроенного здания. Странно и то что в альбоме А.Монферрана нет изображения второго здания церкви. Её изображения встречаются только на литографиях северной столицы до 1771 года. Да ещё есть макет внутри Исаакиевского собора.

Удивляет тот факт, что прежде на этом месте много лет стоял другой храм, и ему не мешали воды Невы. По данным официальной истории, это же место было выбрано для установки памятника Петру I - опять же вода не помеха. Камень - постамент для Медного Всадника был привезён в 1770 году. Памятник сооружён и установлен в 1782 году. Однако, службы в церкви велись до февраля 1800 года, о чём свидетельствуют записи её настоятеля, протоиерея Георгия Покорского. Сплошные нестыковки.

Третий Исаакиевский собор. 1768 год

Литография О.Монферрана. Вид Исаакиевского собора в период правления императрицы Екатерины II. Литография О.Монферрана

В 1762 году вступает на престол Екатерина II. За год до этого Сенат принял решение воссоздать Исаакиевский собор. Начальником строительства назначили русского архитектора, представителя стиля петровского барокко, Савву Ивановича Чевакинского. Екатерина II одобрила идею нового строительства, тесно связанного с именем Петра I. Начало работ затягивалось из-за финансирования, и вскоре С.И. Чевакинский уходит в отставку.
Начальником строительства стал итальянский архитектор на русской службе, Антонио Ринальди. Указ о начале работ был издан в 1766 году, и было начато строительство на площадке, выбранной ещё С.И. Чевакинским. Закладка здания в торжественной обстановке была проведена в августе 1768 года, в память о таком важном событии даже была отчеканена медаль.

третий Исаакиевский собор

Согласно проекту А. Ринальди, собор планировалось возводить с пятью сложными куполами и высокой стройной колокольней. Стены облицовывались мрамором. Точный макет третьего собора и его чертежи, выполненные рукой А. Ринальди, хранятся сегодня в экспозициях музея Академии Художеств. А. Ринальди не завершил работу, успел довести здание только до карниза, когда умерла Екатерина II. Финансирование строительства сразу же прекратилось, и А. Ринальди уехал.

На престол вступил Павел I. Надо было что-то делать с незаконченной стройкой в центре города, тогда вызвали архитектора В. Бренна, чтобы тот срочно завершил работу. В спешке архитектор вынужден был значительно исказить проект А. Ринальди, то есть вообще не брать его во внимание. В результате уменьшились размеры верхней надстройки и главного купола, не были возведены запланированные четыре малых купола. Изменён был и строительный материал, потому что мрамор, приготовленный для отделки Исаакиевского собора, был передан для строительства главной резиденции Павла I. В результате собор получился приземистый, нелепый, так как на роскошном мраморном основании возвышалась негармоничная кирпичная надстройка.

Замечания по ходу расследования

Здесь можно вернуться к слову «воссоздать». Что оно может значить? Смысловое значение - воссоздаётся то, что полностью утрачено. Получается, что в 1761 году второго строения храма на площади уже не было?

Как описываются эти строительства, на них работали только иностранные архитекторы. Почему не доверено строительство отечественного Храма русским зодчим?

В альбоме А. Монферрана третий храм выглядит не стройкой, а как действующее сооружение, вокруг которого прогуливаются люди. При этом опять на литографии виден центральный вход в Адмиралтейство, a здание Адмиралтейства окружает пышный сад. Что это? Вымысел художника, вырезавшего литографию, или специальное приукрашивание действительности? По официальной истории, здание Адмиралтейства окружал глубокий ров, который был засыпан в 1823 году, когда третьего храма уже не было. История служб Исаакиевского Собора указывает на то, что службы в нём проводил протоиерей Алексей Малов до 1836 года.

Резкое несовпадение дат и событий заставляет серьёзно задуматься - где вымысел, а где правда. Явно противоречащие друг другу факты содержатся в сохранившихся описаниях строительства и содержания Исаакиевского Собора, то есть в государственных документах. Это не просто невинная путаница, это один из многочисленных фактов, доказывающих что настоящая государственная документация России была уничтожена и сфальсифицирована.

Католическая версия

По официальным историческим фактам, первая церковь Исаака Далмацкого строилась на берегу Невы в годы царствования Петра I, в 1710 году. Пожар уничтожил церковь в 1717 году. Новую церковь построили только в 1727 году, также на берегу Невы. Знаменитый Адмиралтейский канал был прорыт в 1717 году, по нему от острова «Новая Голландия» к Адмиралтейству доставляли строительный лес для судов. Амстердамский картограф u издатель Рейнер Оттенс составлял план местности, на которой эта часть Петербурга представляется иначе. Согласно его плану, вторая Исаакиевская церковь начерчена с признаками католической церкви. Её форма похожа на Базилику или корабль. На плане Р. Оттенса третья церковь, построенная по проекту Ринальди, похожа на доработку второй церкви, к которой на плане добавлены только купола.

ОАЭ