Страна которая поставляет пресную воду в нидерланды. Жилье на воде в нидерландах. Примечательные места Нидерландов

July 5th, 2017

Это всем известная история о том, что голландцы давно и упорно строили дамбы и увеличивали территорию своей страны таким образом. Но когда начинаешь читать все подробности, все сложности, которые были связаны с этим процессом, начинаешь по другому смотреть на это историческое действо.

Ведь треть территории современной Голландии отвоёвана у моря. Давайте узнаем подробнее как это происходило...

Около 1/3 территории Нидерландов лежит ниже нулевой отметки. Но не только эти земли были бы залиты, не будь плотин. Жертвой моря стали бы дюны и некоторые участки низменностей; всего было бы затоплено и смыто около 50% площади страны, где сосредоточено в настоящее время 3/4 всего населения - более 10 млн. человек. Как голландцам удалось отвоевать у моря такие обширные территории? Об этом рассказывается в книге Леонида Бондарева «Суша отвоёванная у моря» (издательство «Мысль», 1979 год).

Терпы

Холмы-убежища возвышаются на 9-12 м. На них расположены многочисленные населенные пункты. В Нидерландах такие холмы называют терпами («терп» по-фризски означает «деревня»), а на немецком побережье Северного моря - варфтами. Наиболее старые терпы имеют возраст более 2000 лет, их стали насыпать ещё со времен римского владычества. В Вемелдинге, в западной части страны, есть терп высотой в 16 м. Его склоны террасированы - на уступах можно разместить стада скота.


(Распространение терпов на побережье Северного моря)

Крупные терпы создавались в течение длительного времени в несколько приёмов. Раскопки у Эзинге (северо-восточная часть Нидерландов) показали следующее. В 300 г. до н. э. обнесенное частоколом первоначальное поселение - два прямоугольных жилища со стенами из хвороста, обмазанными глиной, и амбар на сваях - располагалось прямо на поверхности марша (марш - низменный берег, который подвергается затоплению время высоких приливов и штормовых нагонов воды). Затем был устроен холм из торфянистого дёрна высотой 1,2 м и 35 м в поперечнике, на котором нашли приют четыре фермы. Эти жилища были перестроены около 50 г. до н. э., когда терп поднялся до 2,1 м, а его ширина увеличилась до 100 м. Наконец, в римское время высота искусственного холма достигла 3,4 м, а диаметр - 150 м. В III в. н. э. селение было уничтожено пожаром, но впоследствии восстановлено. Затем, в 800-950 годы и в XII веке, терп надстраивался и расширялся; он был обитаем до XIII века.

(Археологические исследования показали, что не только местные племена, но и пришлые римляне насыпали искусственные холмы. Близ Утрехта раскопан римский терп высотой около 6 м над уровнем марша. Найденные таблички с римкими надписями позволили установить, что терп был обитаем с 42 по 260 годы.)


(Территория Нидерландов в римское время (I в. до н.э. - III в. н.э.): 1 - дюны; 2 - крупные озёра; 3 - крупные болотные массивы; 4 - современная граница Нидерландов)

В начале XIX века выяснилось, что насыпной грунт терпов - своеобразный культурный слой, богатый органическим веществом, - содержит много фосфатов и представляет собой великолепное удобрение. Крестьяне стали срывать холмы и разбрасывать землю на полях для подкормки трав. Неразумность такой практики обнаружилась очень скоро - во время штормового нагона воды в 1825 года, когда было затоплено 2/3 страны. Но богатая черная земля терпов (terpaarde) ценилась столь высоко, что разрушение островов спасения продолжалось во всё возрастающих масштабах. Холмы срывали до заборов стоявших на них ферм, до церковных стен. Один терп мог принести доход в 40-50 тыс. франков. После 1830-х годов многие терпы продавались целиком: Они рассеивались на окрестных полях, на отвоеванных у моря польдерах, загружались в лодки и в трюмы судов, которые развозили плодородную землю в другие части Нидерландов.

Разрушение достигло апогея в последней четверти XIX столетия. Из 1250 некогда заселённых искусственных холмов более 600 совершенно исчезли с лица земли, и от них не осталось никаких следов. Другие были срыты частично - их неправильная форма и крутые склоны - не первоначальный облик, а результат позднейшего вмешательства человека. Больше всего пострадали терпы Фрисландии, в меньшей степени - провинции Гронинген.

Безудержная волна уничтожения терпов, порожденная алчностью, была в конце концов остановлена. Причин несколько. Во-первых, терпы до сих пор все ещё не перестали играть роль островов спасения, для которой они и предназначались. Далее, при их истреблении безвозвратно утрачивался ценнейший археологический материал. В настоящее время в Нидерландах работает Общество по изучению терпов.

Резонными были также и возражения гигиенистов. Основания терпов лежат ниже уровня окружающих их полей и лугов. После полного изъятия земли возникали западины, которые заполнялись грунтовыми водами и становились рассадниками комаров.

Терпы вновь стали разрушать во время второй мировой войны. В «Голландских письмах» М. Шагинян пишет: «Немцы, в последнюю войну грабившие все оккупированные ими страны, вывозили из Голландии вагонами - знаете что? Почву. Почву, ювелирно возделанную, творчески созданную столетиями почву, дающую (цифры 1948 года) с одного гектара 4260 кг урожая пшеницы, в то время как Англия в этом же году дала 2820 кг, Франция 1910, а Америка-1110».

Первые дамбы

В Нидерландах первые дамбы возникли вдоль речных русел. Их предшественниками были римские дороги. Территория нынешних Нидерландов - холодной, болотистой, сырой и туманной страны имела важное стратегическое значение. Расположенные там римские гарнизоны прикрывали с северо-востока от германских племен богатую провинцию Галлию. Укрепления были связаны судоходством по Рейну и Маасу, и по этим же долинам проходили дороги, которые, избегая болот, тянулись по песчаным отмелям вдоль рек. Полотно дороги надстраивалось, поднималось, и получалось, что в одно и то же время строятся и дорога, и дамба. Прошло некоторое время, и проницательный римский военачальник Друск уже стал возводить на Рейне специальные насыпи для защиты от разливов.


(Разные типы дамб в Нидерландах, сменяющие друг друга во времени: 1 - торфяные кирпичи; 2 - утрамбованная земля; 3 - камень; 4 - прокладка из камыша или морских водорослей; 5 - глина; 6 - песок)

Что касается побережья Северного моря, то там самые первые дамбы были построены на южном берегу эстуария Шельды и на острове Толен у Весткерке и Схерпениссе. Они датируются VII веком. Около 1000 года были построены дамбы на правом берегу эстуария Мааса к западу от современного Роттердама; прежде заболоченный район осваивается. Появляются первые польдеры - так называют в Нидерландах участки низменной земли, отвоеванные у моря, озера или реки и защищенные от них дамбами.

В Фрисландии еще в середине X века не было плотин. Однако уже в то время существовали их предшественники - диквегены (dijkwegen) - поднятые тропы, ведущие от одного терпа к другому или соединявшие фермы на низких берегах.

На рубеже X-XI веков набеги викингов прекращаются, к тому же ослабевает морская трансгрессия. Обитатели Нидерландов, избавленные от бешеных атак людей и природы, начинают осваивать марши. Каждодневный опыт показывает им, что диквегены, утоптанные ногами людей и лошадиными копытами, сдерживают проникновение соленых морских вод на обрабатываемые земли и пастбища при приливах и ветровых нагонах воды. Постепенно в населённых местностях диквегены развиваются в систему защитных сооружений. Там, где они пересекали небольшие естественные русла или дренажные канавы, ставились предшественники шлюзов - простые деревянные щиты, которые можно было опустить при морских наводнениях и избежать засоления используемых земель. Когда нагон морской воды прекращался, щиты поднимали и сбрасывали скопившуюся пресную воду. В X веке щиты заменяются створками, похожими на открывающиеся в сторону моря ворота. Они действовали автоматически: приливная волна смыкала створки, а во время отлива створки распахивались.

Человек не мог не обратить внимание на подсказку природы - естественные дамбы - дюны, которые протягиваются почти вдоль всего внешнего побережья Фландрии и Голландии и представляют собой естественную плотину, преграду на пути морских волн. Выделяют две генерации дюн - древние и современные. Формирование первых относят к атлантическому времени (5-2-е тысячелетия до н. э.). Они располагаются вдоль внутреннего края полосы молодых дюн, то примыкая к нему вплотную, то удаляясь на некоторое расстояние. Максимальная высота холмов не превышает 4 м. Молодые дюны возникли в историческое время. Их высота доходит до 60 м - для низинной Голландии это настоящие горы. В некоторых местах они надвинуты на древние дюны.



(Осушение бухты Долларт)

Дамбы в полосе дюн начали сооружать около 1000 года в тех местах, где прерывались естественные песчаные гряды, защищавшие материк от набегов морских волн. Один из таких прорывов образован руслом Старого Рейна. Бреши были заполнены, болота вдоль внутреннего края пояса дюн осушены и превращены в пашню и пастбища.

Привлекают внимание и ватты - земли у внешнего края дюн, которые освобождаются от воды при отливе. Ослабление подъема уровня моря после 950 года позволило начать их освоение. Обвалованные и освоенные участки у внешнего края дюн голландцы называют коогами (koog); их появление относится к 1100-1200 годам.

В XIII веке в Северной Голландии вместо простых насыпей из утрамбованной земли появляется новый тип дамб - «дамбы из грязи» (slikkerdijk). Их внешняя часть обкладывалась «кирпичами», вырезанными из торфянистого дерна, или комьями вязкой глины, затем на склон набрасывали слой морских водорослей, назначение которых было воспрепятствовать быстрому размыву. Водоросли имели хорошее сцепление со склоном, прилипали к нему, но постепенно сгнивали, и тогда покрытие из них приходилось обновлять. При отсутствии водорослей внешнюю часть дамбы покрывали вязанками камыша, укладывая их вдоль склона. Такая облицовка была еще менее долговечной, чем из водорослей, - её меняли через 5-6 лет.

К исходу XIII века практически все нидерландские берега были ограждены валами, насыпанными человеком. Дамбы опоясывают острова, лежащие у эстуариев Шельды и Мааса, сопровождают берега крупных рек. Наиболее сложная система плотин сформировалась в Северной Голландии, в так называемой Водяной стране (Waterland). Своему названию она обязана множеству существовавших тогда озер, соединённых протоками друг с другом и с морем. Положение осложнялось тем, что подъём уровня моря при штормах и при аномальных приливах затруднял сток внутренних вод и озера выходили из берегов. Во время больших наводнений опасность в этом лабиринте угрожала повсюду. Извне морские волны часто вторгались через Зьепп, где прерывалась полоса дюн. Но постепенно здесь везде на границе воды и суши выросли плотины.

Начиная с XV века при строительстве дамб широко используется дерево. Эластичная подушка из водорослей на внешнем склоне защищается частоколом. Сначала его ставят вертикально, но очень скоро практика показала, что гораздо успешнее противостоят волнам наклонно вбитые сваи.


(Осушение земель в Нидерландах. Земли, осушенные: 1 - в 1200-1600; 2 - в 1600-1900; 3 - в 1900-1970; 4 - земли, которые могут быть осушены к 1980; 5 - дамбы; 6 - горизонталь +1 м. Эту линию условно можно считать границей освоенных земель в том случае, если бы человек не противостоял морю)

Позднее стали сооружаться плотины с каркасом из здоровенных бревен. Громадные сваи связывались друг с другом толстыми дубовыми поперечными досками. В основании внешней части Весткаппельской плотины таких параллельных рядов свай насчитывалось одиннадцать! Нижняя часть больших плотин складывалась из камней. Строя дамбы, голландцы целиком очистили свою страну от валунов - нигде на поверхности не увидеть ни одного камня. Гранитные глыбы привозились даже из Норвегии! Использовался и кирпич. Верхушка насыпалась из глины, внутри которой укладывались прокладки из хвороста. Ширина в основании составляла 50-100 м, а средняя высота - 8-10 м. Обращённый к морю склон делался пологим и защищался рядами свай от набегающих волн. Это были настоящие крепости из земли, камня и дерева.

Постепенно технология строительства становилась более дешёвой. Плотины стали возводить из песка с фашинной «арматурой» (из хвороста), камни укладывали лишь в основании.

«Летние», «зимние», «спящие» - такая своеобразная терминология сложилась по отношению к нидерландским плотинам. Летними называют новые плотины, строительство которых ещё окончательно не завершено. Они выполняют свое назначение летом, но не дают гарантированной защиты от жестоких зимних бурь, когда штормовые волны иногда перехлестывают через гребень и временно заливают и засоляют земли, используемые как пастбища. Зимние дамбы - самые высокие, крепкие, надёжные, выдержавшие не одно тяжелое испытание, защищающие города и плодородные обрабатываемые земли. И наконец, спящими, уснувшими называют те старые дамбы, которые по мере отвоевания земель у моря оказались далеко от берега внутри страны. Это ветераны, выполнившие свой долг. Часто шлюзы этих дамб разобраны и дороги ведут через проломы. А иногда их разбирают для строительства новых дамб.

Золотой век и нашествие червя-древоточца

XV век называют золотым веком Нидерландов. Стихия успокаивается. Штормы пошли на убыль. Повреждённые плотины приведены в порядок, укреплены, надстроены и расширены. Осушаются озера, прорываются каналы, устраиваются шлюзы. Тысячи мельниц перекачивают воду. На осушенных пространствах создаются ухоженные поля.

Голландцы соперничают с англичанами, французами, португальцами, испанцами. Голландские капитаны бороздят все моря. Они открывают Австралию (одно время материк назывался Новой Голландией), Новую Зеландию, обосновываются на мысе Доброй Надежды, скупают пряности в Ост-Индии, торгуют с Японией и Китаем, закладывают в устье Гудзона город Новый Амстердам, ставший впоследствии Нью-Йорком. А в 1667 году голландцы поднялись по Темзе и сожгли пригороды Лондона.

Торговый флот Нидерландов насчитывал 34 тыс. судов и был равен объединённому флоту всех других народов. Морская торговля приносит неисчислимые доходы. В Амстердам, Утрехт, Лейден, Гарлем, Гаагу

Опрятные голландские города отгорожены от неспокойного моря настоящими крепостями, громадинами из земли и дерева. Специальная служба неусыпно следит за состоянием плотин, защитные валы с каждым годом становятся крепче и надёжнее.

Но недолог был золотой век. Соперничество Нидерландов с Англией и Францией становится всё более напряжённым и переходит в длительные, изнурительные войны, истощающие страну.



(Основание будущего Нью-Йорка голландцами)

Для ведения войн нужны были деньги. Неудержимо растут налоги - их были десятки. Облагалась продажа дома (4,5% стоимости), содержание прислуги, учеников и вся недвижимость - дом и двор, печь, мельница, переправа, земля, лес. Брались налоги на чай и кофе - только присяга в том, что эти напитки совершенно не потреблялись в доме, освобождала от обложения. Налог на соль был вдвое больше стоимости самой соли. Взималась церковная десятина и налоги на вино, пиво, водку, мыло, уголь, повозки, табак, убой скота, помол, наследство. Был налог на весы, причем особо облагалось взвешивание масла и сыра. Хозяин коровы должен был раскошеливаться 5 раз - за саму корову, за масло, сыр, пастбище и шкуру. Большие налоги на плотины и польдеры отбивали охоту осваивать новые земли, и во второй половине XVII - начале XVIII века строительство плотин приходит в упадок.

А тут ещё новая беда, которая пришла неожиданно.

В 1731 году в Зеландии и Западной Фрисландии появляется и необычайно быстро размножается древоточец тередо (Teredo limmoria или Т. navalis), завезённый судами, возвратившимися из дальних плаваний. Древоточец этот - двустворчатый моллюск, раковина которого в процессе эволюции переформировалась в своеобразное сверло с раздвинутыми створками и зазубренными гребнями и бугорками.


(Червь-древоточец)

Уже через одну-две недели после появления на свет тередо прикрепляется к дереву и начинает пробуравливать в нем ходы, делая 8-12 сверлильных движений в минуту. Он решаетпри этом две задачи - создаёт убежище для своего мягкого тела и получает пищу. Желудок корабельного червя всегда набит опилками. Он питается также планктонными организмами, которых засасывает через сифон. Тередо избегают друг друга - их ходы в древесине самым причудливым образом меняют направление, но никогда не пересекаются. Поверхность ходов покрыта известковистыми выделениями.

Морской древоточец издавна был опасным врагом парусных судов, теперь же он набросился на деревянные части нидерландских дамб. В один прекрасный день голландцы с ужасом увидели, как ломаются и крошатся изъеденные сваи и море начинает размывать откосы плотин, лишенные защитного покрытия.

Новость быстро облетела Европу. Гибель Нидерландов близка! Вред в самом деле был очень велик. Уже в 1732 году червями были совершенно уничтожены сваи Вестфризензейской дамбы на протяжении 50 км, а на соседнем участке в 20 км повреждения также были весьма значительными. Тогда для защиты от червей бревна стали сплошь покрывать гвоздями с широкими шляпками и железными пластинами, а в некоторых местах использовали привезенную за тысячи километров твёрдую тропическую древесину. Сваи из красного и чёрного дерева! Для борьбы с морским червем применяли препараты мышьяка.

Но в конце концов стало ясно, что неизбежно придется отказаться от привычных традиций возведения плотин. Их внешние откосы от подножия до гребня одеваются камнем. При строительстве шлюзов стали использовать кирпич. Реконструкция стоила очень дорого - более 5,5 млн. гульденов - громадная сумма для того времени. Зато угроза плотинам миновала - позднее тередо упоминается очень редко. Но и червь приспосабливается: в 1931 году он был обнаружен поселившимся в фашинах из хвороста одной из наполовину построенных дамб в районе Зёйдерзе, причем успел нанести ощутимый вред - пришлось переделывать выполненную работу. Вместо прокладок из хвороста стали применять соломенные маты.


Нацисты: последнее испытание

Последнее испытание нидерландским защитным сооружениям пришлось на годы Второй Мировой войны. В мае 1940 года Нидерланды были оккупированы фашистской Германией. В 1944 и в начале 1945 года фашисты, опасаясь высадки десанта союзников, взорвали дамбы и затопили большие площади земель вдоль больших рек и морского побережья.

Под водой оказалась широкая полоса по Рейну - от устья до германо-нидерландской границы, многие низины в Фрисландии. Почти целиком скрылись под водой острова Волхерен, Толен, Схаувен. Всего было затоплено более 3,6 тыс. кв. км - примерно столько же, сколько было осушено голландцами к концу XIX столетия в результате многовекового упорного труда. Затопление земель совершалось буквально до последних дней войны. Так, дамба, защищавшая Вирингермер, первый польдер, освоенный после перекрытия Зёйдерзе, была взорвана 17 апреля 1945 года. С военной точки зрения эта акция была совершенно бессмысленной, ибо советские войска уже штурмовали Берлинский укрепленный район, а союзники перешли Рейн.

Генерал Зейс-Инкварт, отдавший варварский приказ о взрыве дамб, был впоследствии судим в Нюрнберге как военный преступник и приговорен к смертной казни через повешение.

источники

Половина территории Нидерландов лежит ниже уровня моря, так Амстердам от затопления защищают многичесленные дамбы и плотины. Даже название города произошло от двух слов: Амстел и дам. Амстел - название реки, на которой расположен город, а дам обозначает в переводе «дамба». Стони лет голандцы отвоевывают у моря землю. Строительство на дефицитной земле становится очень затратным - болотистые почвы требуют забивать большое количество свай.

В сегодняшнем посте я расскажу об альтернативном виде жилья - домах на воде. Эти сооружения изготовлены из лёгких, но прочных пород дерева и алюминия. Дома располагаются на специальной плавучей платформе, так что их можно легко перемещать с места на место с помощью лодки. Изобретение призвано решить проблему нехватки земли для жилищного строительства в стране. Голландские архитекторы намерены за 50 лет создать целый город на воде. Если сейчас в Нидерландах в год строится около 200 плавучих домов, то по прогнозам экспертов к 2025 году это число возрастет в 100 раз – до 20 тысяч домов на воде. При таком темпе голландцам, видимо, придется вновь затоплять с таким трудом отвоеванную у воды землю.

Небольшая предыстория про плавучие дома в Амстердаме.

В Голландии водные дома появились довольно давно, а распространились в прошлом веке. После второй мировой войны жилья катастрофически не хватало. В это время голландский флот модернизировался, и люди, лишенные «сухопутного» жилья, стали обживать старые списанные корабли, оказавшиеся на приколе. Сейчас в стране насчитывается около 10 тысяч водных домов, из них около 2,5 тысячи пришвартованы в Амстердаме и окрестностях.

Раньше плавучие дома считались очень неудобными, и покупали их пенсионеры-шкиперы, потому что это был дешевый способ поселиться в центре Амстердама. Старинная баржа – это, как правило, две, максимум три, комнаты, малюсенькая кухня, туалет и душ, в котором надо стоять «по стойке смирно». Плюс плохая вентиляция и повышенная влажность. В Амстердаме до сих пор можно встретить старинные баржи 19 века, которые все еще неплохо служат по прямому назначению.

Со временем такие дома вошли в моду, и сегодня иметь такой очень престижно. Баржи-дома, расположенные в центре стоят огромных денег, так как места на каналах больше не осталось. Средняя цена на жилую баржу около 500 тысяч евро. Еще примерно 1 тысяча евро в год уходит на ремонтные работы. Сюда добавляются плата за швартовку, водный налог, и обязательная отправка на удаление ржавчины с корпуса каждые 5 лет.

Кроме того, для «людей в лодках» существует множество других законодательных ограничений. Ипотечный кредит на покупку плавучих домов выдает всего лишь один голландский банк – ING. Лицензия на швартовку именная и при продаже жилой лодки власти вправе не переписывать лицензию на нового владельца. Расстояние между лодками должно быть не меньше 2 метров, а от моста они должны находиться минимум в 7 метрах. При этом внешний вид лодок менять нельзя без разрешения местных властей.

Места для домов на воде в центре давно закончились, и сейчас в Амстердаме, одним из немногих мест, где можно пришвартовать свой дом является район Айбург, который начали стоить в 1996 году. Многие выступали против строительства, утверждая, что оно нарушит природный баланс озера Ijmeer. Местным властям пришлось провести референдум в 1997 году, 60 процентов проголосовавших высказались против. Но из-за низкой явки (всего 41 процент) результат не был признан, и строительство продолжилось. Айбург состоит из 3 островов, район будет полностью готов в 2012 году. 18.000 домов вместят жителей и дадут работу более 10-ти тысячам человек. План предусматривает дома, школы, магазины, спорт центры, рестораны, пляж и кладбище.

После того, как у воды отвоевали немного площади для дорог и домов, в новом районе образовалось озеро. С одной стороны искусственного озера расположился плавучий квартал, спроектированный архитектурным бюро Марлиеса Ромера. Здесь есть разные дома, и большие с бассейном и дома на несколько семей.

Плавающий дом состоит из бетонного поддона высотой около полутора метров, на нем ставят деревянный каркас, который облицовывают стендовыми панелями. Бетонные коробки пришвартованы к пирсам.

У этих домов есть одна особенность, они могут изменяться и передвигаться по желанию хозяев. Например можно к своему дому пришвартовать пантон с теплицей или лужайкой, или расширить существующий дом, купив модуль с дополнительными комнатами. Дома собираются как конструктор.

Дома вдоль берега стоят на сваях, а дальше плавают на воде. Из-за того, что больше трети Голландии находится ниже уровня моря, строить дома на земле очень дорого. Плавающие дома собирают на верфях и по воде доставляют на место.

Проект архитектора Marlies Rohmer (www.rohmer.nl). Дома были спроектированы в 2001 году, а квартал доставили с верфи в 2009. Стоимость строительства 1000 евро за кв. метр.

Вот так уже полностью готовые дома с отделкой плывут на свои места.

Обычно плавучий дом имеет 3 этажа. В дому подведены все необходимы коммуникации.

Сейчас в Нидерландах проходят испытания плавучие дома нового поколения. Эти сооружения изготовлены из лёгких, но прочных пород дерева и алюминия. Дома располагаются на специальной плавучей платформе, так что их можно легко перемещать с места на место с помощью лодки. Изобретение призвано решить проблему нехватки земли для жилищного строительства в стране. Голландские архитекторы намерены за 50 лет создать целый город на воде. Если сейчас в Нидерландах в год строится около 200 плавучих домов, то по прогнозам экспертов к 2025 году это число возрастет в 100 раз – до 20 тысяч домов на воде. При таком темпе голландцам, видимо, придется вновь затоплять с таким трудом отвоеванную у воды землю.

На государственном уровне была создана структура по поддержке строительства экспериментального жилья. В будущем, когда плавучие дома закрепятся на рынке недвижимости, планируется строить целые плавучие районы и маленькие города.

Вдоль другого берега единственное место в Амстердаме, где можно поставить дом по своему проекту.

В целях сохранения исторического облика городов, фантазии архитекторов принято жестоко отрезвлять бюрократическими требованиями, иногда абсурдными. Обладатели ключей от новых плавучих вилл в амстердамском районе Зеебург уже не рады, что ввязались в строительство экспериментального микрорайона Айбург. В Айбурге планируется установить более ста домов на воде, однако многие из этих домов никак не могут доехать до Амстердама, потому что не соответствуют строгим правилам по глубине или высоте плавучих строений.

Плавучая вилла не должна погружаться в воду на более, чем полтора метра. Ее высота от уровня воды не должна превышать семь с половиной метров. Чтобы подогнать свои дома под эти требования, владельцы вилл тратят десятки тысяч евро, но идеального результата достичь не удается.

"Реймонд Хасселерхарм, владелец другой виллы: Я нанял специалистов из, пожалуй, наиболее квалифицированного в этой области архитектурного бюро в Голландии - Waterstudio. Они пригласили своих контрактников-строителей, привлекли серьезных инженеров. В итоге даже столь опытной команде не удалось построить дом на воде, который бы полностью удовлетворял всем требованиям города."

"Когда я смотрю на свое новое жилище, то, невзирая ни на что, прежде всего, любуюсь им и живописным видом вокруг. Это уникальный дом, дом на воде - это в любом случае необычно. Но если бы я заранее знал, насколько экспериментальным окажется этот проект (ведь, изначально я полагал, что для Голландии это - почти рутина, и что строители, инженеры, архитекторы и городские власти о чем, о чем, а о водных сооружениях уже давно договорились), так вот, если бы я знал, что все эти договоренности еще на стадии разработки, я бы не пошел на такое строительство. Оказалось, что я сам избрал для себя мученическую долю. "

Негде выгуливать собачку? Нет проблем! Купите своему дому лужайку с деревом!

Мало места? Негде покурить марихуану? Для вас специальный модуль с уличной мебелью и барбекю;)

Еще про хорошую архитектуру и интересные проекты.

“Половина территории Нидерландов лежит ниже уровня моря, так Амстердам от затопления защищают многочисленные дамбы и плотины. Даже название города произошло от двух слов: Амстел и дам. Амстел - название реки, на которой расположен город, а дам обозначает в переводе «дамба». Сотни лет голландцы отвоевывают у моря землю. Строительство на дефицитной земле становится очень затратным – болотистые почвы требуют забивать большое количество свай.

Со временем появились альтернативные виды жилья – дома на воде. Эти сооружения изготовлены из лёгких, но прочных пород дерева и алюминия. Дома располагаются на специальной плавучей платформе, так что их можно легко перемещать с места на место с помощью лодки. Изобретение призвано решить проблему нехватки земли для жилищного строительства в стране. Голландские архитекторы намерены за 50 лет создать целый город на воде. Если сейчас в Нидерландах в год строится около 200 плавучих домов, то по прогнозам экспертов к 2025 году это число возрастет в 100 раз – до 20 тысяч домов на воде. При таком темпе голландцам, видимо, придется вновь затоплять с таким трудом отвоеванную у воды землю”.

В целях сохранения исторического облика городов, фантазии архитекторов принято жестоко отрезвлять бюрократическими требованиями, иногда абсурдными. Обладатели ключей от новых плавучих вилл в амстердамском районе Зеебург уже не рады, что ввязались в строительство экспериментального микрорайона Айбург. В Айбурге планируется установить более ста домов на воде, однако многие из этих домов никак не могут доехать до Амстердама, потому что не соответствуют строгим правилам по глубине или высоте плавучих строений.

Небольшая предыстория про плавучие дома в Амстердаме.

В Голландии водные дома появились довольно давно, а распространились в прошлом веке. После второй мировой войны жилья катастрофически не хватало. В это время голландский флот модернизировался, и люди, лишенные «сухопутного» жилья, стали обживать старые списанные корабли, оказавшиеся на приколе. Сейчас в стране насчитывается около 10 тысяч водных домов, из них около 2,5 тысячи пришвартованы в Амстердаме и окрестностях. Раньше плавучие дома считались очень неудобными и покупали их пенсионеры-шкиперы, потому что это был дешевый способ поселиться в центре Амстердама. Старинная баржа – это, как правило, две, максимум три, комнаты, малюсенькая кухня, туалет и душ, в котором надо стоять «по стойке смирно». Плюс плохая вентиляция и повышенная влажность. В Амстердаме до сих пор можно встретить старинные баржи 19 века, которые все еще неплохо служат по прямому назначению. Со временем такие дома вошли в моду, и сегодня иметь такой очень престижно.

Баржи-дома, расположенные в центре, стоят огромных денег, так как места на каналах больше не осталось. Средняя цена на жилую баржу около 500 тысяч евро. Еще примерно 1 тысяча евро в год уходит на ремонтные работы. Сюда добавляются плата за швартовку, водный налог и обязательная отправка на удаление ржавчины с корпуса каждые 5 лет. Кроме того, для «людей в лодках» существует множество других законодательных ограничений. Ипотечный кредит на покупку плавучих домов выдает всего лишь один голландский банк – ING. Лицензия на швартовку именная, и при продаже жилой лодки власти вправе не переписывать лицензию на нового владельца.

Расстояние между лодками должно быть не меньше 2 метров, а от моста они должны находиться минимум в 7 метрах. При этом внешний вид лодок менять нельзя без разрешения местных властей. Места для домов на воде в центре давно закончились, и сейчас в Амстердаме, одним из немногих мест, где можно пришвартовать свой дом, является район Айбург, который начали строить в 1996 году.

Многие выступали против строительства, утверждая, что оно нарушит природный баланс озера Ijmeer. Местным властям пришлось провести референдум в 1997 году: 60 процентов проголосовавших высказались против. Но из-за низкой явки (всего 41 процент) результат не был признан, и строительство продолжилось. Айбург состоит из 3 островов, район будет полностью готов в 2012 году. 18 000 домов вместят жителей и дадут работу более 10-ти тысячам человек. План предусматривает дома, школы, магазины, спорт центры, рестораны, пляж и кладбище.

После того, как у воды отвоевали немного площади для дорог и домов, в новом районе образовалось озеро. С одной стороны искусственного озера расположился плавучий квартал, спроектированный архитектурным бюро Марлиеса Ромера. Здесь есть разные дома, и большие с бассейном и дома на несколько семей.

Плавающий дом состоит из бетонного поддона высотой около полутора метров, на нем ставят деревянный каркас, который облицовывают стендовыми панелями. Бетонные коробки пришвартованы к пирсам.

У этих домов есть одна особенность, они могут изменяться и передвигаться по желанию хозяев. Например можно к своему дому пришвартовать пантон с теплицей или лужайкой, или расширить существующий дом, купив модуль с дополнительными комнатами. Дома собираются как конструктор.

Проект архитектора Marlies Rohmer (www.rohmer.nl). Дома были спроектированы в 2001 году, а квартал доставили с верфи в 2009. Стоимость строительства 1000 евро за кв. метр.

Вот так уже полностью готовые дома с отделкой плывут на свои места.

Обычно плавучий дом имеет 3 этажа. К дому подведены все необходимы коммуникации.

Плавучий дом

Дом с лужайкой

Сейчас в Нидерландах проходят испытания плавучие дома нового поколения. Эти сооружения изготовлены из лёгких, но прочных пород дерева и алюминия. Дома располагаются на специальной плавучей платформе, так что их можно легко перемещать с места на место с помощью лодки. Изобретение призвано решить проблему нехватки земли для жилищного строительства в стране. Голландские архитекторы намерены за 50 лет создать целый город на воде. Если сейчас в Нидерландах в год строится около 200 плавучих домов, то по прогнозам экспертов к 2025 году это число возрастет в 100 раз – до 20 тысяч домов на воде. При таком темпе голландцам, видимо, придется вновь затоплять с таким трудом отвоеванную у воды землю.

Плавучий дом.

На государственном уровне была создана структура по поддержке строительства экспериментального жилья. В будущем, когда плавучие дома закрепятся на рынке недвижимости, планируется строить целые плавучие районы и маленькие города.

Плавучий дом в Амстердаме.

Вдоль другого берега единственное место в Амстердаме, где можно поставить дом по своему проекту.

Плавучая вилла не должна погружаться в воду на более, чем полтора метра. Ее высота от уровня воды не должна превышать семь с половиной метров. Чтобы подогнать свои дома под эти требования, владельцы вилл тратят десятки тысяч евро, но идеального результата достичь не удается.

Амстердам (и немного Голландия) на раз-два-три na_shpilke wrote in January 10th, 2012

По сравнению с водой в Израиле голландская вода хорошего качества - первое, чем делятся с новичками живущие здесь давно, так это тем фактом, что воду здесь можно пить прямо из крана (в Израиле для питья используется только бутылированная вода). А еще есть что-то чарующее и умиротворяющее в системе каналов, пронизывающей, подобно артериям и венам, организм голландского города или деревни.

Амстердам

Ляйден (Лейден)

Гаага

- Философия терпимости. Именно эта культурной особенностью обязаны голландцы началом своего процветания - пока в 15 веке великие католические державы устраивали гонения "неугодных" (читай "иноверцев"), воспитанные в протестантской традиции голландцы открыли свои границы, руководствуясь тем, что "терпение и труд все перетрут". То есть пока человек работает и честно отрабатывает свой хлеб, он имеет в стране права и привилегии. Количество гонимых но предприимчивых людей наполнило тогда страну, так что к 17-му веку Голландия достигла своего расцвета. Голландские города и в частности Амстердам, и сегодня гордятся тем, что никогда не являлись городами дворцов и церквей, но городами буржуазии.

Амстердам

Сегодня терпимость к инакомыслящему позволяет Нидерландам быть одной из редких стран, где узаконены легкие наркотики и проституция (что ежедневно приносит казне миллионы евро, оставленные здесь туристами). Амстердам же воистину международный город, где количество иностранных работников едва ли не равно количеству местных, а иностранные компании стремятся открыть здесь свой филиал. Все это создает необыкновенную интернациональную, доброжелательную и открытую атмосферу - люди знакомятся и интересуются человеком, стоящим перед ними, а уж потом его национально-культурным багажом. Никогда раньше не было у меня такого количества иностранных знакомых и такой скорости "набора" новых друзей.

- Стремление к равенству . Еще один аспект положительного влияния протестантской религии на общество. И, наверное, обще-европейское чувство вины перед захваченными когда-то колониями. Религия воспитала голландцев в уважении к человеку работающему, поэтому я не видела здесь презрения к какому-либо виду труда. В отличие от построенных на системе эмигрантов стран (Америка, Израиль), где самая грязная работа всегда достается новоприбывшим (а потому располагающимся внизу социальной лестницы), здесь я часто вижу, что распределение труда - скорее функция возраста и образования: в первой гостинице большинство горничных были молодые девушки и ребята - белые голландцы. В спортзале тренера и сидящие на ресепшн секретари (в не зависимости от своего происхождения) в конце рабочего дня сами пылесосят залы, моют полы в студио и убирают в раздевалках и туалетах, а не ждут, пока придет русская и эфиопская уборщица (часто престарелая), приехавшая в страну пару месяцев назад и только поэтому другого положения не заслуживающая.

Три вещи, которые ты категорически не принимаешь в приемной стране:
- Бюрократия . Голландцы называют себя нацией бюрократов и очень этим гордятся. И хотя я тоже верю в то, что верная дорога ведет в верному результату, иногда эта дорога оказывается такой долгой! Простой пример: чтобы стать клиентом компании сотовой связи, мне пришлось 6(!) раз посетить филиал. Дважды из-за недостающего документа (и не помог никакой документ тождественный, имеющийся у меня в тот момент), а остальные разы из-за того, что каждый раз происходил какой-то сбой или недочет в системе и никто из работников не было готов оформить контракт на месте, а уж потом одобрить его в системе - отклонение от процедуры им неведомо!

- Некоторая ограниченность . Связано с первым пунктом. Обожествление системы и процедуры не позволяет голландцам мыслить творчески - искать нетрадиционное решение новых проблем. Вот почему здесь очень тяжело принимают нововведения, нестандартные решения и т.д. Если у вас возникла проблема с какой-либо услугой, обычным ответом будет: приходите завтра и мы проверим, что произошло не в соответствии с протоколом. Вряд ли рядовой служащий будет искать варианты, как решить проблему здесь и сейчас. Мне довелось столкнуться с тем, что многие здесь мыслят закрытыми системами и заданными параметрами: квартира в этом районе должна стоить сумму n, следовательно ничего другого невозможно (и не важно, что есть люди, уезжающие и срочно сдающие свое жилье по более низкой цене - маклер не будет утруждать себя поиском, который он считает заведомо напрасным).

- Нежелание выделиться. А это уже мене приятная сторона голландской религии и традиции. Долгое время голландцев называли "нацией шестерки" - из-за десятибальной системы оценок в школе, ибо вместо того, чтобы твердить подросткам, что нужно стремиться получить 10, голландцев воспитывали, что средняя "шесть" это тоже хорошо. Отсюда нежелание выделяться: на улице (одеждой), на работе (достижениями), в обществе (оригинальными мыслями). К счастью, молодое поколение, более открытое новым культурам, удаляется от этого, но среди людей среднего возраста нередко можно встретить подобную "середнячковость", что, если человек был нанят для предоставления каких-то услуг, может раздражать, ибо всегда думаешь, что не получишь от него результат наилучший из возможных.

Три вещи из дома, которых мне жутко не достает в приемной стране:
- Мамы.
Как и обещала, всегда на далеком расстоянии от Украины идет первым пунктом.
- Изящества и шика . Нежелание голландцев выделиться, холодный климат, поездки на велосипеде - все это ведет к тому, что будучи нацией весьма привлекательной в целом, в одежде голландцы делают ставку на безликий комфорт.

Здешних женщин редко увидишь в платьях и на каблуках, тем более в вещах ярких цветов.

стильно, но мало!

Да, перелом в молодом поколении происходит, но очень медленно (все, кто сейчас закидают меня помидорами с утверждением, что по амстердамским улицам ходят толпы хорошо и оригинально одетых людей - подумайте еще раз: далеко не все из них голландцы, я бы даже сказала, что большинство нет, советую посидеть в кафе подальше от туристических центров и понаблюдать за посетителями). Взять хотя бы тот факт, что самым популярным фэшн-блогером из Амстердама (да и всей Голландии) является девушка-мексинанка, приехавшая в Амстердам несколько лет назад.

- Размах . То, к чему так пренебрежительно и даже осуждающе относишься в своей стране, в Голландии может оказаться в недостатке. Воспитанные на традиции скромности и труда, голландцы не не закатывают званные обеды, не устраивают пышных трапез (они и сами смеются, что в понятии "голландская кухня" объединены два несовместимых понятия: голландский и кухня - еда здесь простая и незамысловатая, чья вкусность для многих под вопросом). Их пугают русские вечеринки, сделанные на широкую ногу или израильские ужины с ломящимся от еды столом - голландцы привыкли к принципу "ты мне - я тебе", а у себя в гостях подают кофе с одним кусочком бисквита, не больше, поэтому такая показная щедрость пугает их.

Первое время моего пребывания в Голландии мне и в голову не приходило, что здесь может быть пляжный отдых или его подобие. В стране, где часто идут дожди, сильные ветра, Северное море, мало солнца и почти не бывает жаркой погоды, какой пляжный отдых? Но приближалось лето, а знакомство с Голландией проходило все ближе. Так выяснилось, что голландцы очень жаркий народ, жаркий в том смысле, что даже в +10 градусов могут ходить в одних кофтах, и дети поздней осенью у них гуляют без шапок и в куртках нараспашку. Чуть солнце выглядывает из-за туч, голландцы высыпают на улицы, в открытые террасы кафе - пить кофе и в свои дворики - жарить барбекю и наслаждаться солнцем. Оказалось, что местные жители очень любят проводить время на пляжах. Поэтому я тоже как большой любитель морских прогулок, решила изучить этот вопрос и побывать на голландских пляжах в разные времена года, летом мне даже удалось искупаться на одном из них.

Общая протяженность голландских пляжей на Западном побережье и Западно-Фризских островах больше 280 километров. На некоторые пляжи сложно попасть ввиду их удаленности от населенных пунктов, поэтому я расскажу о 3 самых популярных и легкодоступных пляжах Голландии.

Особенности голландских пляжей

Но для начала остановлюсь на характерных особенностях отдыха на голландском побережье Северного моря. Собираясь провести время на голландском пляже, не забывайте, что:

  • В Голландии очень сильные ветра. В летнее время вы можете не заметить, как припекает солнце, и сгореть. Кстати, для защиты от ветра на пляжах стоят мини-палатки-ширмы. Я такие больше нигде не встречала. В другие же времена года вас может просто продуть во время прогулок. Каждый раз, собираясь на Северное море, я смотрю прогноз погоды, вроде бы достаточно тепло, не беру с собой теплые вещи, в надежде, что в этот раз будет по-другому, и каждый раз я уезжаю оттуда вся продрогшая, ветер сильнейший! Даже если обещают достаточно теплую погоду, возьмите с собой не продуваемые и теплые вещи.
  • Северное море на то и Северное, чтобы температуры воды в нем была невысокая, в самые жаркие дни температура не превышает 20 градусов. Но с другой стороны и остывает она куда медленнее, поэтому можно попробовать искупаться там и не в самый сезон. Но весной вода казалась очень холодной, возможно, из-за сумасшедшего ветра. А так купальный сезон в Голландии с июля по конец августа.
  • Все пляжи объединяет чистота, протяженность и мелкий песок.
  • На всем побережье красивейшие закаты.
  • Все городские пляжи с хорошей инфраструктурой - кафе, ресторанчики, фудтраки.
  • На пляжах есть все морские развлечения, начиная от прогулок на катере и заканчивая кайт-серфингом.

Пляж в Гааге – Схевенинген

Мое знакомство с пляжами Голландии началось с поездки в Гаагу. Чем ближе подходишь к морю, тем больше ощущается морской воздух, даже строения вокруг меняются на типичные курортные домики. Когда я первый раз оказалась на пляже в Гааге, у меня перехватило дух от такой красоты. На улице стоял май, бескрайний песчаный пляж, люди гуляют по песку около воды, жуткий ветер, сильные волны, вдалеке Англия, спортсмены в гидкостюмах на досках, дети с воздушными змеями и по колено в воде, милые кафешки на берегу и рыбные ларьки, где можно отведать разных морских гадов. Когда попадаешь на этот пляж, сразу возникает ощущение морского курорта. Пляж Схевенинген является самым большим на территории Голландии. Он имеет протяженность до 3 километров (!) оборудованной территории. Пляж очень чистый, специальные машины очищают территорию 2 раза в день. Конечно, не в летний период никто не купается, но приехать туда стоит обязательно даже для того, чтобы просто прогуляться у воды, полюбоваться песчаными дюнами, посидеть в одном из уютных кафе и отведать голландской рыбы, которую вылавливают прямо здесь же.

Проходя по бульвару около пляжа нельзя пройти мимо работ американского скульптора Тома Оттернесса, которые являются экспозицией современного музея, расположенного недалеко от пляжа. Это забавные человечки разных размеров и в разных позах заполонили часть набережной.

Этот пляж не только самый большой, но и самый популярный, туда приходят и местные жители, и туристы. В летнее время, когда погода все-таки радует голландцев, на пляже не протолкнуться, весь пляж усыпан загорающими, в море плещется куча людей – от самых маленьких до людей почтенного возраста. Но если голландцы привыкли к такому морю, то для приезжих оно может показаться холодноватым. Но помимо спокойного отдыха на пляже есть еще и масса развлечений. Для детей да и для взрослых самый большой аквапарк в Голландии – Дуинрел. Он соединен вместе с зоопарком морских обитателей Северного моря. Кстати, для детей на пляже есть детские зоны, а еще оборудованные площадки для игры в волейбол, баскетбол и футбол.

О, кстати, будьте аккуратны, чайки на пляжах прямо-таки атакуют людей с едой. Они пикируют прямо к вам руки и пытаются ухватить кусочек. Здесь они не из стеснительных обитателей, а настоящие хозяева пляжа.


Как же добраться до Схевенингена? Самый простой и удобный вариант из 2 видов транспорта:

Сначала нужно преодолеть путь от Амстердама до Гааги (Amsterdam Centraal- Den Haag Centraal), который составляет всего 46 минут. Билет на поезд стоит 11,2 евро в одну сторону. Но чтобы сэкономить деньги, перед поездкой не забудьте посетить 2 сайта Spoordeelwinkel и Treinreiziger , где собраны все предложения на транспорт. Так, например, в одном из магазинов Амстердама (Hema, Albert Heijn, Kruidvat и др.) в дни акций можно купить дневной билет на поезда за 14 евро в 2 стороны. Существенная экономия!

Приехав в Гаагу, нужно пересесть на трамвай № 1 или №9 по маршруту Station Den Haag Centraal - strand Scheveningen Noorderstrand, Den Haag, который и довезет до пляжа. Трамваи ходят достаточно часто, а на электронном табло можно посмотреть время ожидания. Стоит проезд в одну сторону 1,76 евро, купить билет можно у водителя. И вот через 20 минут вы на пляже.

Мы же решили не садиться на трамвай, а отправиться смотреть город, посетить парк миниатюр Мадуродам, а дальше уже подойти к морю, поэтому мы выбрали пеший маршрут до пляжа. Ради чудесной прогулки вдоль живописного канала и знакомства с городом можно выбрать этот вариант, но только если вы рассчитываете свои силы. Потому что обратный путь до вокзала мы были уже не в состоянии преодолеть и выбрали поездку на трамвае. Ради экономии времени и сил вполне оправдано.

Пляж Зандворт: 30 минут на поезде и мы у моря!

Второе место, где мы оказались на голландском побережье - это Зандворт, а рядом с ним и Блоемендааль (в 20 минутах ходьбы от Зандворта). Это местечко находится всего в получасе езды от Амстердама. Пляж даже иногда называют амстердамским из-за близости к столице. Что может быть лучше: стоимость проезда в одну сторону от Амстердама до Зандворта (Amsterdam Centraal- Zandvoort aan Zee) – 5,4 евро. И идти до пляжа здесь всего 7 минут. Территория пляжа чуть меньше чем в Гааге, но из-за близости к столице и маленьких тратах на дорогу, можно выбрать этот вариант.

На этом пляже нам удалось искупаться и немножко погреться на солнышке. Море было холодное и очень мутное, вероятно, из-за сильных волн и большого количества народа в воде. Но пляж в Зандворте идеально подходит для детей, потому что береговая линия здесь очень ровная, долго-долго идешь вперед, а вода все равно тебе по колено. В подтверждение слов о чистоте голландского побережья пляжи Зандворта и Блоемендааля отмечены Голубым флагом.

На пляже ездят фудтраки с едой: сначала подъезжает с мороженым, потом с рыбой, потом с напитками, вам даже не надо никуда бежать. Но, конечно, в Зандворте есть и приятные кафешки на берегу, которые с радостью встречают своих посетителей. Кафе работают круглый год, разница только в том, где вы будете сидеть: в летнее время можно расположиться на террасе или под зонтиком, а зимой насладиться приятными интерьерами. Летом на пляжах регулярно проводятся разные вечеринки, тусовки, музыкальные фестивали и диджей-сеты.

Оказалось, что здесь же находится главный нудистский пляж, мы правда его не видели.


На пляж в Зандворт лучше отправляться, если у вас не так много времени: шаговая доступность от вокзала и близость к Амстердаму - главные козыри этого местечка. Не так масштабно как в Гааге, но тоже довольно мило, можно прогуляться вдоль берега, побегать босиком и насладиться морским воздухом.

Остров-мечта Тессель

Пляжи острова Вессель – где солнце садится на воду, где бескрайние просторы, а морская гладь сливается с горизонтом. Все это было показано в фильме «Достучаться до небес». Именно на этот пляж Западно-Фризских островов Голландии приезжали главные герои фильма. Там были показаны потрясающие виды, поэтому очень хочется побывать на этом острове, но моя мечта пока еще не осуществилась. Связано это, прежде всего, с непростой дорогой:

  • Сначала нужно добраться на поезде от Амстердама до Ден Хелдера (Amsterdam Centraal- Den Helder), время в пути 1 час 14 минут, стоимость проезда в одну сторону - 14,1 евро.
  • От станции Ден Хелдера на автобусе до места отправления парома.
  • И затем уже на пароме до острова. Билет продается в обе стороны и стоит 2,5 евро.
  • От порта Тессела отходит маршрутка или автобус 28, который отвозит в столицу Ден Бург или к морю в город Де Коог.

Это экологически чистый район, где вся территория острова занята полями, пастбищами и туристическими зонами. Самое популярное место на острове - город Де-Коог, где проходили съемки фильма. Когда просматриваешь фильм и фотографии оттуда, хочется обязательно оказаться там во время заката. Говорят, что на острове много велосипедных и пеших маршрутов, поэтому можно выбраться туда и не на один день. И главное, опять не забыть теплые и не продуваемые вещи!

Швеция