Самая большая в мире атомная подводная лодка «Тайфун. Подводный тайфун Часы подводная лодка акула 941

Самая большая подводная лодка «Акула», выпускавшаяся в Советском Союзе была гордостью ВМФ и ужасом для противников. Однако, прекращение холодной войны и подписание ряда соглашений привели к тому, что большая часть кораблей получила трагичное продолжение своей истории.

На сегодняшний момент гроза подводного мира осталась в одиночестве.

История создания

Легенда мирового подводного судостроения была впервые спущена на воду в Северодвинске в 1981 г. Находясь на земле, на её корпусе в передней части нарисовали оскал акулы, обвивающий трезубец. После спуска на воду изображение скрылось и больше его никто никогда не видел, но машина уже получила своё название, ставшее впоследствии официальным.

Последующие модификации, производящиеся по данному классу, именовались также, а экипаж получил нарукавную нашивку с нарисованным хищником. Иностранные журналисты окрестили лодку кодовым названием «Typhoon», а через несколько лет её так стали называть и в Союзе.

Поручено начать работы над созданием первой подлодки с возможностью носить на себе несколько современных твёрдотопливных трёхступенчатых межконтинентальных баллистических ракет Р – 39, превосходящих «Трайдент»(ракету США) количеством взрывчатого вещества и дальностью полёта.

Вес ракет достигал 100 т, а количество, требующееся для размещения на корабле-24 единицы. Из-за этого длина советских кораблей практически в 2 раза превосходила иностранные аналоги.

Работа по созданию подлодки была начата летом 1976 года, под контролем генерального конструктора Сергея Никитича Ковалёва. После выполнения первой проектной документации определились габариты «Акулы»: длина – почти в 2 футбольных поля и высота – 9-этажного дома.

Первая официальная информация о создании нового проекта прозвучала на XXVI съезде КПСС, проходившем весной 1981 года. Леонид Ильич умышленно назвал машину «Тайфуном», с целью обескуражить и сбить с толку соперников по Холодной войне, начавшейся практически сразу после победы СССР в ВОВ. До этого все сведения, касающиеся новейшей разработки, оставались засекреченными.

Конструкция подводной лодки «Акула»

Расположение энергетического блока на подводной лодке «Акула» произведено по уникальной схеме: она установлена в прочном корпусе с автоматизированной системой пожаротушения и отключения подачи электроэнергии.


Данный процесс происходит под надзором импульсного оборудования, предназначенного для осуществления контроля над работой и состоянием атомных реакторов.

Технические характеристики и конструкция машины сбыли созданы таким образом, что корабль имел потрясающий для того времени запас плавучести – больше 40%, так как после погружения на воду 50% водоизмещения приходилось на воду, использующуюся в качестве балласта.

Благодаря этому многие называли подлодку «водовоз».

Такие характеристики, касающиеся запаса плавучести и наличием рубки, собранной из специального сплава, позволяют впервые использовать корабль для несения боевых дежурств подо льдами Северного Ледовитого океана. Корабль способен проламывать глыбы толщиной более 250 см. без нанесения какого-либо ущерба корпусу.

Корпус

Одна из основных особенностей проекта «Акула 941»– это многослойный корпус, отличающийся своей уникальной прочностью. В нём располагаются 5 обитаемых камер диаметром 10 м, размещённых параллельно относительно друг друга. В носовой части вмещаются ракетные шахты, впервые построенные впереди рубки.

Рядом с ней ещё 3 отсека:

  1. Торпедный.
  2. Модульный, на котором расположен центральный пост.
  3. Кормовой механический.

Схема расположения внутренних отсеков позволила снизить пожароопасность и увеличить выживаемость корабля.

По словам конструктора Ковалёва: – «Авария, случившаяся с «Курском» не может повториться на «Акуле». Даже в том случае, если торпеда взорвётся внутри подлодки, благодаря тому, что она находится внутри отдельного модуля – серьёзного разрушения носовой части и смерти всей команды не произойдёт».


Всего в «Акуле» имеется 19 водонепроницаемых и 2 спасательные камеры, предназначенные для эвакуации всего экипажа. Расположены они под основанием командного поста, рядом с оградой выдвижного устройства.

Силовая двигательная установка

Движение многотонной подлодки происходит с использованием ядерного энергетического комплекса, спроектированного блочным принципом.

Он и ещё ряд агрегатов, соединённых проектировщиками в одно целое делают «Акулу» подвижной:

  1. Водо-водяной реактор, мощностью 190 МВт – 2 шт.
  2. Паро-турбинная система, имеющаяся в каждом корпусе – 2 шт.
  3. Двухкаскадная установка – 1 шт.
  4. Семилопастной винт с фиксированным шагом с установленными кольцевыми обтекателями (фенестронами) – 2 шт.

Кроме этого, есть 2 резервных двигателя на 190кВт каждый, они могут обеспечить непрерывную работу подводной лодки в случае остановки главных агрегатов в течение нескольких часов.

Осуществление манёвров в закрытом пространстве имеются 2 отдельно расположенных мотора на 750 кВт, установленных в подруливающем механизме со своим поворотным винтом, размещённым с каждой стороны корабля.

Вооружение

Подводная лодка «Акула» укомплектована основным и второстепенным оружием, которое предназначено для уничтожения цели противника, расположенной в прямой видимости или на расстоянии более 8 000 км.

Основное

Данная подводная лодка имеет установку Д-19 с баллистическими ракетами, имеющими стартовый вес 90 т и длину 17 м. Дальность полёта в боевом исполнении составляет 8 300 км с отделяющейся частью на 10 боеголовок по 100 килотонн каждая.

За всю историю использования такого оружия, подводная лодка проекта 941 и её последующие модификации, являлись его единственным носителем, других аналогов, способных принять на себя такое количество взрывчатого вещества нет.

Запуск полного боекомплекта осуществляется единичным выстрелом или очередными залпами, как на поверхности, так и из погружённого состояния. Максимальная глубина погружения при старте Д-19 достигает 56 м, без ограничений по погодным условиям.

Всего подводная лодка «Акула» имеет на своём борту 20 единиц таких ракет, хотя изначально Ковалёв планировал установку 24 штук, однако главнокомандующий ВМС С. Г. Горшков принял решение остановиться на 20.

Второстепенное

Помимо стратегического оружия, подводный ракетоносец имеет на своём борту систему установки минного заграждения, 6 устройств торпедного цикла со стволом 533мм, использующихся для огневой поддержки ракетным торпедам, 8 ПЗРК «Игла 1» и целый ряд радиоэлектронного вооружения:

  1. «Омнибус», военизированный информационный комплекс управления.
  2. «Скат-КС», система гидроакустики.
  3. «Арфа МГ-519», гидроакустическая установка по поиску мин.
  4. «Север МГ-518», эхолот для измерения толщины льдов.
  5. «БуранМРКП-58», устройство радиолокации.
  6. «Симфония», блок навигации.
  7. «Молния Л-1», аппарат радиосвязи, оборудованный спутниковой системой «Цунами».
  8. МТК-100, ТВ блок.
  9. 2 антенны – буйка, которые при нахождении лодки на глубине более 150 м, всплывают и принимают радиосигнал и информацию со спутника.

Начавшаяся после Великой Отечественной Войны 1941 – 1945 гг. холодная, продолжавшаяся длительной гонкой вооружений двух мировых держав, закончилась благодаря частичному вкладу подводных лодок серии «Акула».

Впечатляющие размеры корабля и имеющийся на его борту огромный арсенал, позволяющий в любой момент запустить залп из 20 ракет в любую точку земного шара, внёс свой вклад в многолетнее противостояние и прекратил его, подписанием мирного соглашения.

Тактико-технические характеристики

Как выразился Начальник Управления Северного флота, впервые побывав на «Акуле»: – «Поместив её на всеобщее обозрение в качестве памятника, можно быть уверенным, что увидевшее её человечество навсегда избавится от идеи развивать войны».

Это объясняется даже не наличием огромного потенциала и современного вооружения скрытого от посторонних глаз, а внешним видом корабля и его ужасающими габаритами.

Ознакомиться с ними можно в таблице ТТХ приведённой ниже:

Наименование критерия Величина
Тип судна ТРПКСН
Скорость на поверхности, узел 13
Скорость при погружении, узел 26
Водоизмещение (над водой), т 23 100
Водоизмещение (под водой), т 49 000
Длина, м 172,9
Ширина, м 23,4
Высота, м 23,4
Рекомендуемая глубина погружения, м 400
Максимальная глубина погружения, м 500
Экипаж/ офицерский состав 160/ 52
Длительность автономного плавания, сутки 180

Модификации

Как говорилось ранее, первая подводная лодка «Акула» была стравлена на поверхность воды в декабре 1981г.

Изначально в планах было собрать 7 аналогичных кораблей, однако по договорённости о сокращении численности стратегического оружия, Советский Союз ограничился 6 экземплярами.

Работы над 7 моделью ТК-210 остановили, а остов разобран на переработку.

Собранные и использовавшиеся модификации представлены ниже:

  • ТК-208 «Дмитрий Донской» , строительство начато 17.06.1976г, спущен в воду спустя 4 года. В 2002г снят с вооружения для последующей модернизации. На сегодняшний момент переоборудован для нового вида вооружения «Булава».
  • ТК-202 , спущен в воду в 1982 г., введён в ВМФ спустя 1 год, лишь в 1983. После 22 лет эксплуатации был распилен на металлолом.
  • ТК-12 «Симбирск» использовался с 1983 по 1998г, затем списан. В 2005 г. корабль доставили в Северодвинск и утилизировали совместно с американцами.
  • ТК-13 , принятый на вооружение в 1985 г. использовался до 2007 г. Лишь после списания были начаты работы по его утилизации. На сегодняшний момент полностью разобран и переработан, а ядерный реактор перемещён в Заполярье для длительного хранения.
  • ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь» в 2006 году выведены из состава ВМС России. Решение об их дальнейшей судьбе пока не определено.

Почти все последующие модификации «Акулы», созданные Советским Союзом, потеряны. На сегодняшний момент осталось всего 2 экземпляра, находящихся под вопросом и 1 действующий. Все остальные демонтированы. Основной причиной стали результаты переговоров о сокращении ядерного оружия и прекращение холодной войны. На сегодняшний момент, весь боекомплект баллистических ракет Д-19 утилизирован, а для производства последующих нет оснований и мотиваций.

Поверхностное мнение о принадлежности подводных лодок проекта 971 к «Акуле» ошибочное. Данная модель является индивидуальной разработкой генеральных конструкторов Чернышёва и Фарафонтова с коллегами.

Маркировка разработки получила , основанная на ранних работах над . При этом НАТО назвало её преемницей советского гиганта и присвоило маркировку подводная лодка «Акула» (Acula).

Кроме этого есть ещё ряд любопытных нюансов, связанных с подлодкой:

  1. Технические характеристики 941 настолько впечатляющие, что аналогов на сегодняшний момент так и не создано.
  2. Длина корабля превышает размеры самого большого ровно в 2 раза.
  3. В Северодвинске пришлось построить новый цех, ставший самым большим в мире производственным помещением.
  4. Члены экипажа одной из модификаций рассказывают, что после первого выхода в тёплые воды, произошёл интересный случай. В момент запуска двигателей, настоящая акула зависла рядом с рубкой. После полного набора мощности двигателей подводной лодки, лодка и акула начали двигаться одновременно. После этого моряки подводники были уверены в правильности названия их корабля.

Начавшаяся история строительства таких кораблей прекратилась внезапно также, как началась. По состоянию на сегодня, из 7 моделей подлодок, в строю остался только «Дмитрий Донской».

Корабль был модернизирован и подвергся капитальному ремонту, длившемуся несколько лет, в результате чего, он остаётся в ВМФ страны как минимум до 2020 г.

Видео

Крупнейшая в мире атомная лодка, предназначенная для несения боевого дежурства в высоких широтах.

Создание крупной стратегической лодки-ракетоносца стартовало в начале 1970-х годов, в ответ на американскую программу по разработке атомоходов типа Ohio с 24 баллистическими ракетами Trident I (в дальнейшем Trident II). Проект вело ленинградское ЦКБ МТ «Рубин», главный конструктор Сергей Ковалёв. Головная лодка вошла в состав флота в декабре 1981 года, последняя в серии — в сентябре 1989 года.

При разработке учитывались характерные районы боевой службы лодок — высокие арктические широты. Ограждение рубки выполнено с подкреплением, которое позволяло при всплытии проламывать тяжелые льды толщиной до 2−2,5 метров.

Первоначальное симметричное требование (24 ракеты) было сокращено главкомом ВМФ Сергеем Горшковым до 20. Это было связано в том числе и с массогабаритными характеристиками: ракеты Р-39 комплекса Д-19 , превосходя «Трайденты» по основным параметрам, были значительно крупнее «американок». Это сразу увеличило габариты и самой лодки.

Пять из шести построенных ПЛАРБ проекта 941 TYPHOON в Западной Лице, 1980−90-е годы. Фото: Волк

Поэтому «Акула» получилась выдающаяся во всех отношениях. Это самая крупная субмарина, когда-либо построенная в мире — 48 тыс. тонн подводного водоизмещения (примерно половина из них приходится на емкость цистерн балласта, за что проект 941 непочтительно прозвали на флоте «водовозом»), наибольшая длина 170−173 метра у разных представителей проекта, ширина корпуса свыше 23 метров. Лодка выполнена по многокорпусной схеме: под легким корпусом у нее находится пять (!) прочных корпусов из титана, из которых два основные (диаметрами по 10 метров) расположены параллельно по принципу катамарана. Корпуса соединены капсульными изолированными отсеками-переходами только в трех местах. По сути, под легким корпусом находятся сразу две лодки, что резко повышает живучесть.

Главная энергетическая установка представлена двумя реакторами ОК-650 и двумя паротурбинными агрегатами, расположенными парами в соседних прочных корпусах — по сути, двигательная система лодки полностью дублирована. Максимальная скорость подводного хода 25 узлов по нормативу, реальная 26,3−28 узлов (у разных представителей проекта). Максимальная надводная скорость 13−14 узлов. Рабочая глубина погружения 400 метров.

Размеры лодки позволили создать для экипажа (168 человек) немыслимые по стандартам советского подплава комфортные условия обитания. Офицеры размещались в двух- и четырехместных каютах с умывальниками, телевизорами и кондиционерами, матросы — в маломестных кубриках. На лодке имелся спортзал, плавательный бассейн размером 4 на 2 метра и глубиной 2 метра, обшитая дубом сауна, солярий, салон для отдыха, комната с игровыми автоматами и даже «живой уголок».

« ТК-17» Архангельск" и ТК-20 « Северсталь» . Фото: Олег Кулешов/Защищать Россию

Основное вооружение атомохода — 20 ракет межконтинентальных твердотопливных ракет Р-39 комплекса Д-19 , размещенные в ракетном отсеке между обоими прочными корпусами. Ракеты несли по 10 высокоскоростных боевых блоков малой мощности. Запуск ракет мог осуществляться с глубины до 55 метров, причем без ограничений по погодным условиям на поверхности моря.

Торпедное вооружение включает шесть 533-мм торпедных аппаратов с боекомплектом из 22 торпед, ракето-торпед типа «Шквал» и противолодочных ракет комплексов РПК-6 М «Водопад» и РПК-2 «Вьюга».

Всего было построено шесть лодок проекта 941, три из них уже утилизированы, две находятся в резерве (решается вопрос об утилизации). Головной корабль серии ТК-208 («Дмитрий Донской») переоборудован по проекту 941УМ и несет 20 ракет Р-30 «Булава», использовался в качестве испытательного стенда при отработке ракеты.

23 сентября 1980 года на судостроительной верфи города Северодвинска, на гладь Белого моря была спущена первая советская подводная лодка класса «Акула». Когда корпус ее был еще в стапелях, на его носу, ниже ватерлинии, виднелась нарисованная оскалившаяся акула, которая обвивала трезубец. И хотя после спуска, когда лодка встала на воду, акула с трезубцем скрылась под водой и больше ее никто не видел, в народе крейсер уже окрестили «Акулой».

Все последующие лодки этого класса продолжали именовать так же, а для их экипажей была введена особая нарукавная нашивка с изображением акулы. На Западе же лодке присвоили кодовое имя «Typhoon». Впоследствии Тайфуном эту лодку стали называть и у нас.

Так, сам Леонид Ильич Брежнев, выступая на XXVI съезде партии, заявил: «Американцами создана новая подводная лодка „Огайо“ с ракетами „Трайдент“. Аналогичная система - „Тайфун“ имеется и у нас».

В начале 70-х годов в США (как писали западные СМИ, «в ответ на создание в СССР комплекса Delta») началась реализация крупномасштабной программы «Трайдент», предусматривающей создание новой твердотопливной ракеты с межконтинентальной (более 7000 км) дальностью, а также ПЛАРБ нового типа, способной нести 24 таких ракеты и обладающей повышенным уровнем скрытности. Корабль водоизмещением 18.700 т обладал максимальной скоростью 20 узлов и мог выполнять ракетные пуски на глубине 15-30 м. По своей боевой эффективности новая американская система оружия должна была значительно превзойти отечественную систему 667БДР/Д-9Р, находившуюся в то время в серийном производстве. Политическое руководство СССР потребовало от промышленности «адекватного ответа» на очередной американский вызов.

Тактико-техническое задание на тяжелый атомный подводный ракетный крейсер-проект 941 (шифр «Акула») - было выдано в декабре 1972 г. 19 декабря 1973 г. правительство приняло постановление, предусматривающее начало работ по проектированию и строительству нового ракетоносца. Проект разрабатывался ЦКБ «Рубин», возглавляемым генеральным конструктором И.Д. Спасским, под непосредственным руководством главного конструктора С.Н. Ковалева. Главным наблюдающим от ВМФ был В.Н. Левашов.

«Перед конструкторами стояла непростая техническая задача - разместить на борту 24 ракеты весом почти 100 тонн каждая, - рассказывает генеральный конструктор проектов ЦКБ МТ «Рубин» С.Н. Ковалев. - После множества проработок ракеты решено было расположить между двумя прочными корпусами. Аналогов такому решению в мире нет». «Такую лодку мог построить только Севмаш», - говорит начальник управления Министерства обороны А.Ф. Шлемов. Строительство корабля велось в самом большом эллинге - цехе 55, которым руководил И.Л. Камай. Применяли принципиально новую технологию постройки - агрегатно-модульный метод, что позволило значительно сократить сроки. Сейчас этот метод применяется во всем, и подводном и надводном кораблестроении, но для того времени это был серьезный технологический прорыв.

Бесспорные эксплуатационные преимущества, продемонстрированные первой отечественной морской баллистической ракетой на твердом топливе Р-31, а также американский опыт (к которому в советских высших военных и политических кругах всегда относились с большим уважением) обусловили категорическое требование заказчика оснастить подводный ракетоносец 3-го поколения твердотопливными ракетами. Применение таких ракет позволяло существенно сократить время предстартовой подготовки, устранить шумность ее проведения, упростить состав корабельного оборудования, отказавшись от ряда систем - газоанализа атмосферы, заполнения кольцевого зазора водой, орошения, слива окислителя и т.п.

Предварительная разработка нового межконтинентального ракетного комплекса для оснащения подводных лодок началась в КБ Машиностроения под руководством главного конструктора В.П. Макеева в 1971 году. Полномасштабные работы по РК Д-19 с ракетами Р-39 были развернуты в сентябре 1973 г., практически одновременно с началом работ над новой ПЛАРБ. При создании этого комплекса впервые была предпринята попытка унификации ракет подводного и наземного базирования: Р-39 и тяжелая МБР РТ-23 (разрабатываемая в КБ «Южное») получили единый двигатель первой ступени.

Уровень отечественных технологий 70-80-х годов не позволял создать твердотопливную баллистическую межконтинентальную ракету большой мощности в габаритах, близких к габаритам предшествующих жидкостных ракет. Рост размеров и веса оружия, а также массогабаритные характеристики нового радиоэлектронного оборудования, увеличившиеся по сравнению с РЭО предшествующего поколения в 2,5-4 раза, привели к необходимости принятия нетрадиционных компоновочных решений. В результате был спроектирован оригинальный, не имеющий мировых аналогов тип подводной лодки с двумя прочными корпусами, расположенными параллельно (своеобразный «подводный катамаран»). Кроме всего прочего, подобная «сплющенная» в вертикальной плоскости форма корабля диктовалась ограничениями по осадке в районе Северодвинского судостроительного завода и ремонтных баз Северного флота, а также технологическими соображениями (требовалось обеспечить возможность одновременной постройки двух кораблей на одной стапельной «нитке»).

Следует признать, что выбранная схема являлась в значительной мере вынужденным, далеко не оптимальным решением, приведшим к резкому увеличению водоизмещения корабля (что дало повод к возникновению иронического прозвища лодок 941-го проекта - «водовозы»). В то же время она позволила повысить живучесть тяжелого подводного крейсера за счет разнесения энергетической установки по автономным отсекам в двух раздельных прочных корпусах; улучшить взрыво- и пожаробезопасность (удалив ракетные шахты из прочного корпуса), а также размещение торпедного отсека и главного командного поста в изолированных прочных модулях. Несколько расширились и возможности по проведению модернизации и ремонта лодки.

При создании нового корабля была поставлена задача расширения зоны его боевого применения подо льдами Арктики вплоть до предельных широт за счет совершенствования навигационного и гидроакустического вооружения. Для пуска ракет из-под арктического «ледового панциря» лодка должна была всплывать в полыньях, проламывая ограждением рубки лед толщиной до 2-2,5 м.

Летные испытания ракеты Р-39 проводились на опытовой дизель-электрической подводной лодке К-153, переоборудованной в 1976 году по проекту 619 (она была снабжена одной шахтой). В 1984 году, после серии интенсивных испытаний, ракетный комплекс Д-19 с ракетой Р-39 был официально принят на вооружение ВМФ.

Строительство подводных лодок проекта 941 осуществлялось в Северодвинске. Для этого на Северном машиностроительном предприятии пришлось соорудить новый цех - самый большой крытый эллинг в мире.

Первым ТАПКР, вступившим в строй 12 декабря 1981 г., командовал капитан 1 ранга А.В. Ольховников, удостоенный за освоение столь уникального корабля звания Героя Советского Союза. Предполагалось строительство крупной серии тяжелых подводных крейсеров 941-го проекта и создание новых модификаций этого корабля с увеличенными боевыми возможностями.

Однако в конце 80-х годов по экономическим и политическим соображениям от дальнейшей реализации программы было решено отказаться. Принятие этого решения сопровождалось острыми дискуссиями: промышленность, разработчики лодки и часть представителей ВМФ выступали за продолжение программы, в то время как Главный штаб ВМФ и Генеральный штаб ВС выступали за прекращение строительства. Главная причина заключалась в сложности организации базирования столь крупных подводных кораблей, вооруженных не менее «внушительными» ракетами. В большинство существующих пунктов базирования «Акулы» просто не могли войти из-за их стесненности, а ракеты Р-39 могли транспортироваться почти на всех этапах эксплуатации лишь по железнодорожной колее (по рельсам они подавались и на причал для погрузки на корабль). Погрузка ракет должна была осуществляться специальным сверхмощным краном, являющимся уникальным в своем роде инженерным сооружением.

В результате было решено ограничиться строительством серии из шести кораблей проекта 941 (т. е. одной дивизии). Недостроенный корпус седьмого ракетоносца - ТК-210 - был разобран на стапеле в 1990 году. Следует заметить, что несколько позже, в середине 90-х годов, прекратилась реализация и американской программы строительства подводных ракетоносцев типа «Огайо»: вместо планировавшихся 30 ПЛАРБ ВМС США получили лишь 18 атомоходов, из которых в строю к началу 2000-х годов решено оставить лишь 14.

Конструкция подводной лодки 941-го проекта выполнена по типу «катамаран»: два раздельных прочных корпуса (диаметром 7,2 м каждый) расположены в горизонтальной плоскости параллельно друг другу. Кроме того, имеется два отдельных герметичных капсулы-отсека - торпедный отсек и расположенный между главными корпусами в диаметральной плоскости модуль управления, в котором находится центральный пост и размещенный за ним отсек радиотехнического вооружения. Ракетный отсек находится между прочными корпусами в передней части корабля. Оба корпуса и капсулы-отсеки соединены между собой переходами. Общее число водонепроницаемых отсеков -19.

У основания рубки, под ограждением выдвижных устройств, расположены две всплывающие спасательные камеры, способные вместить весь экипаж подводной лодки.

Отсек центрального поста и его легкое ограждение смещены в сторону кормы корабля. Прочные корпуса, центральный пост и торпедный отсек выполнены из титанового сплава, а легкий корпус - из стали (на его поверхность нанесено специальное гидроакустическое резиновое покрытие, повышающее скрытность лодки).

Корабль имеет развитое кормовое оперение. Передние горизонтальные рули расположены в носовой части корпуса и выполнены убирающимися. Рубка снабжена мощными ледовым подкреплениями и крышей округлой формы, служащей для взламывания льда при всплытии.

Для экипажа лодки (состоящего в своей большей части из офицеров и мичманов) созданы условия повышенного комфорта. Офицерский состав разместили в относительно просторных двух- и четырехместных каютах с умывальниками, телевизорами и системой кондиционирования воздуха, а матросов и старшин - в маломестных кубриках. Корабль получил спортивный зал, плавательный бассейн, солярий, сауну, салон для отдыха, «живой уголок» и т. п.

Энергетическая установка 3-го поколения номинальной мощностью 100.000 л. с. выполнена по блочному принципу компоновки с размещением автономных модулей (унифицированных для всех лодок 3-го поколения) в обоих прочных корпусах. Принятые компоновочные решения позволили уменьшить габариты ЯЭУ, увеличив при этом ее мощность и улучшив другие эксплуатационные параметры.

ГЭУ включает два водоводяных реактора на тепловых нейтронах ОК-650 (по 190 мВт каждый) и две паровые турбины. Блочная компоновка всех агрегатов и комплектующего оборудования, помимо технологических преимуществ, позволила применить и более эффективные меры по виброизоляции, снижающие шумность корабля.

Атомная энергетическая установка оснащена системой безбатарейного расхолаживания (ББР), которая автоматически вводится в действие при исчезновении электропитания.

По сравнению с предшествующими атомными подводными лодками существенно изменилась система управления и защиты реактора. Внедрение импульсной аппаратуры позволило контролировать его состояние при любом уровне мощности, в том числе и в подкритическом состоянии. На компенсирующие органы установлен механизм «самохода», который при исчезновении электропитания обеспечивает опускание решеток на нижние концевики. При этом происходит полное «глушение» реактора, даже при опрокидывании корабля.

Два малошумных семилопастных гребных винта фиксированного шага установлены в кольцевых насадках. В качестве резервных средств движения имеется два электродвигателя постоянного тока мощностью по 190 кВт, которые подключаются к линии главного вала посредством муфт.

На борту лодки установлено четыре турбогенератора по 3200 кВт и два дизель-генератора ДГ-750. Для маневрирования в стесненных условиях корабль оснащен подруливающим устройством в виде двух откидных колонок с гребными винтами (в носовой и кормовой частях). Винты подруливающего устройства приводятся в движение электродвигателями мощностью по 750 кВт.

При создании подводной лодки проекта 941 огромное внимание было уделено снижению ее гидроакустической заметности. В частности, корабль получил двухкаскадную систему резино-кордовой пневматической амортизации, были внедрены блочная компоновка механизмов и оборудования, а также новые, более эффективные звукоизолирующие и противогидролокационные покрытия. В результате по гидроакустической скрытности новый ракетоносец, несмотря на свои гигантские размеры, значительно превзошел все ранее построенные отечественные ПЛАРБ и, вероятно, вплотную приблизился к американскому аналогу - ПЛАРБ типа «Огайо».

Подводная лодка оснащена новым навигационным комплексом «Симфония», боевой информационно-управляющей системой, гидроакустической станцией миноискания МГ-519 «Арфа», эхоледомером МГ-518 «Север», радиолокационным комплексом МРКП-58 «Буран», телевизионным комплексом МТК-100. На борту имеются комплекс радиосвязи «Молния-Л1» с системой спутниковой связи «Цунами».

Цифровой гидроакустический комплекс типа «Скат-3», интегрирующий четыре гидролокационные станции, способен обеспечивать одновременное слежение за 10-12 подводными целями.

Выдвижные устройства, расположенные в ограждении рубки, включают два перископа (командирский и универсальный), антенну радиосекстана, РЛК, радиоантенны системы связи и навигации, пеленгатор.

Лодка оснащена двумя всплывающими антеннами буйкового типа, позволяющими принимать радиосообщения, целеуказания и сигналы спутниковой навигации при нахождении на большой (до 150 м) глубине или подо льдами.

Ракетный комплекс Д-19 включает 20 твердотопливных трехступенчатых межконтинентальных баллистических ракет с разделяющимися головными частями Д-19 (РСМ-52, западное обозначение - SS-N-20). Старт всего боекомплекта осуществляется двумя залпами, с минимальными интервалами между пусками ракет. Ракеты могут запускаться с глубины до 55 м (без ограничений по погодным условиям на поверхности моря), а также из надводного положения.

Трехступенчатая МБР Р-39 (длина - 16,0м, диаметр корпуса - 2,4 м, стартовая масса - 90,1 т) несет 10 боевых блоков индивидуального наведения мощностью по 100 кг каждый. Их наведение осуществляется посредством инерциальной навигационной системы с полной астрокоррекцией (обеспечено КВО порядка 500 м). Максимальная дальность пуска Р-39 превышает 10.000 км, что больше дальности американского аналога - «Трайдент» С-4 (7400 км) и приблизительно соответствует дальности «Трайдент» D-5 (11.000 км).

Для минимизации габаритов ракеты двигатели второй и третьей ступеней имеют выдвижные сопловые насадки.

Для комплекса Д-19 создана оригинальная стартовая система с размещением практически всех элементов пусковой установки на самой ракете. В шахте Р-39 находится в подвешенном состоянии, опираясь специальной амортизационной ракетно-стартовой системой (АРСС) на опорное кольцо, расположенное в верхней части шахты.

Пуск выполняется из «сухой» шахты с помощью порохового аккумулятора давления (ПАД). В момент старта специальные пороховые заряды создают вокруг ракеты газовую каверну, значительно уменьшающую гидродинамические нагрузки на подводном участке движения. После выхода из воды АРСС отделяется от ракеты при помощи специального двигателя и уводится в сторону на безопасное расстояние от подводной лодки.

Имеется шесть 533-мм торпедных аппаратов с устройством быстрого заряжания, способных применять практически все типы состоящих на вооружении торпед и ракето-торпед данного калибра (типовой боекомплект - 22 торпеды УСЭТ-80, а также ракето-торпеды «Шквал»). Вместо части ракетно-торпедного вооружения на борт корабля могут приниматься мины.

Для самообороны подводной лодки, находящейся в надводном положении, от низколетящих самолетов и вертолетов имеется восемь комплектов ПЗРК «Игла» («Игла-1»). В зарубежной печати сообщалось о разработке для подводных лодйк 941-го проекта, а также ПЛАРБ нового поколения, зенитного ракетного комплекса самообороны, способного применяться из подводного положения.

Все шесть ТАПРК (получивших западное кодовое наименование Typhoon, быстро «прижившееся» и у нас) были сведены в дивизию, входящую в состав 1-й флотилии атомных подводных лодок. Корабли базируются в Западной Лице (бухта Нерпичья). Реконструкция этой базы для размещения на ней новых сверхмощных атомоходов началась в 1977 году и заняла четыре года. За это время была построена специальная причальная линия, изготовлены и доставлены специализированные пирсы, способные, по замыслу конструкторов, обеспечить ТАПКР всеми видами энергоресурсов (однако в настоящее время по ряду технических причин они применяются как обычные плавучие пирсы). Для тяжелых ракетных подводных крейсеров Московским конструкторским бюро транспортного машиностроения был создан уникальный комплекс средств погрузки ракет (КСПР). В его состав вошел, в частности, двухконсольный кран-погрузчик козлового типа грузоподъемностью 125 т. (в строй введен не был).

В Западной Лице расположен и береговой судоремонтный комплекс, обеспечивающий обслуживание лодок 941-го проекта. Специально для обеспечения «плавучего тыла» лодок 941-го проекта в Ленинграде на Адмиралтейском заводе в 1986 году был построен морской транспорт-ракетовоз «Александр Брыкин» (проект 11570) полным водоизмещением 11.440 т, имеющий 16 контейнеров для ракет Р-39 и снабженный 125-тонным краном.

Однако уникальную береговую инфраструктуру, обеспечивающую обслуживание кораблей 941-го проекта, удалось создать лишь на Северном флоте. На Тихоокеанском флоте до 1990 года, когда программа дальнейшего строительства «Акул» была свернута, ничего подобного соорудить так и не успели.

Корабли, каждый из которых укомплектован двумя экипажами, несли (и, вероятно, продолжают нести и сейчас) постоянное боевое дежурство даже во время нахождения на базе.

Боевая эффективность «Акул» в значительной степени обеспечивается за счет постоянного совершенствования системы связи и боевого управления морскими стратегическими ядерными силами страны. К настоящему времени эта система включает каналы, использующие различные физические принципы, что повышает надежность и помехозащищенность в самых неблагоприятных условиях. В состав системы входят стационарные передатчики, транслирующие радиоволны в различных диапазонах электромагнитного спектра, спутниковые, самолетные и корабельные ретрансляторы, мобильные береговые радиостанции, а также гидроакустические станции и ретрансляторы.

Огромный запас плавучести тяжелых подводных крейсеров 941-го проекта (31,3%) в сочетании с мощными подкреплениями легкого корпуса и рубки обеспечил этим атомоходам возможность всплытия в сплошном льду толщиной до 2,5 м (что неоднократно проверялось на практике). Патрулируя под ледяным панцирем Арктики, где существуют особые гидроакустисческие условия, снижающие даже при самой благоприятной гидрологии дальность обнаружения подводной цели посредством наиболее современных ГАС всего до нескольких километров, «Акулы» являются практически неуязвимыми для противолодочных атомных подводных лодок США. Авиационными средствами, способными осуществлять поиск и поражение подводных целей сквозь полярный лед, Соединенные Штаты также не располагают.

В частности, «Акулы» несли боевую службу подо льдами Белого моря (первой из «941-х» такой поход совершил в 1986 г. ТК-12, на котором в ходе патрулирования при помощи ледокола была осуществлена замена экипажа).

Рост угрозы со стороны прогнозируемых средств ПРО потенциального противника потребовал усиления боевой живучести отечественных ракет в процессе их полета. В соответствии с одним из прогнозируемых сценариев, противник мог попытаться «ослепить» оптические астронавигационные датчики БР при помощи космических ядерных взрывов. В ответ на это в конце 1984 года под руководством В.П. Макеева, Н.А. Семихатова (система управления ракеты), В.П. Арефьева (командные приборы) и B.C. Кузьмина (система астрокоррекции) были начаты работы по созданию стойкого астрокорректора для баллистических ракет подводных лодок, способного восстанавливать свою работоспособность через несколько секунд. Разумеется, у противника оставалась возможность осуществлять ядерные космические взрывы с интервалом через каждые несколько секунд (в этом случае точность наведения ракеты должна была значительно снизиться), однако такое решение было трудноосуществимо по техническим соображениям и бессмысленно - по финансовым.

Усовершенствованный вариант Р-39, по своим основным характеристикам не уступающий американской ракете «Трайдент» D-5, был принят на вооружение в 1989 году. Кроме повышенной боевой живучести, модернизированная ракета обладала увеличенной зоной разведения боевых блоков, а также повышенной точностью стрельбы (использование космической навигационной системы ГЛОНАСС на активном участке полета ракеты и на участке наведения РГЧ позволило достичь точности, не меньшей, чем точность МБР РВСН шахтного базирования). В 1995 г. ТК-20 (командир капитан 1 ранга А. Богачев) выполнила ракетную стрельбу с Северного полюса.

В 1996 г. из-за нехватки средств были выведены из боевого состава ТК-12 и ТК-202, в 1997 г. - ТК-13. В то же время дополнительное финансирование ВМФ в 1999 году позволило значительно ускорить затянувшийся капитальный ремонт головного ракетоносца 941-го проекта - К-208. За десять лет, в течение которых корабль находился в Государственном центре атомного подводного судостроения, проведена замена и модернизация (в соответствии с проектом 941 У) основных комплексов вооружения. Ожидается, что в третьем квартале 2000 г. работы будут полностью завершены, и после окончания заводских и ходовых приемно-сдаточных испытаний, в начале 2001 года, обновленный атомоход вновь вступит в строй.

В ноябре 1999 г. из акватории Баренцева моря с борта одной из ТАПКР 941-го проекта были выполнены стрельбы двумя ракетами РСМ-52. Интервал между пусками составил два часа. Головные части ракет с высокой точностью поразили цели на Камчатском полигоне.

По состоянию на 2013 год из 6 построенных при СССР кораблей 3 корабля проекта 941 «Акула» утилизированы, 2 корабля находятся в ожидании на утилизацию, и один модернизирован по проекту 941УМ.

В связи с хроническим отсутствием финансирования, в 1990-е годы планировался вывод из строя всех единиц, однако, с появлением финансовых возможностей и пересмотром военной доктрины оставшиеся корабли (ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь») прошли поддерживающий ремонт в 1999-2002 годах. ТК-208 «Дмитрий Донской» прошёл капитальный ремонт и модернизацию по проекту 941УМ в 1990-2002 годах и с декабря 2003 года используется в рамках программы испытаний новейшей российской БРПЛ «Булава». При испытании «Булавы» было принято решение отказаться от ранее используемой процедуры испытаний.

18-я дивизия подводных лодок, в которую входили все «Акулы», была сокращена. По состоянию на февраль 2008 года в её состав входили, находящиеся в резерве после выработки рабочего ресурса ракет «главного калибра», ТК-17 «Архангельск» (последнее боевое дежурство - с октября 2004 года по январь 2005 года) и ТК-20 «Северсталь» (последнее боевое дежурство - 2002 год), а также переоборудованный под « Булаву» К-208 «Дмитрий Донской». ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь» более трёх лет находились в ожидании решения на утилизацию или перевооружение на новые БРПЛ, пока в августе 2007 года главком ВМФ адмирал флота В. В. Масорин не сообщил, что до 2015 года не предусматривается модернизация АПЛ «Акула» под ракетный комплекс «Булава-М».

Интересные факты:

Впервые размещение ракетных шахт впереди рубки осуществлено на лодках проекта «Акула»

За освоение уникального корабля звание Героя Советского союза было присвоено Командиру первого ракетного крейсера капитану 1 ранга А. В. Ольховникову в 1984 году

Корабли проекта «Акула» занесены в книгу рекордов Гинеса

Кресло командира в центральном посту находится в неприкосновенности, исключения нет ни для кого, ни для командиров дивизии, флота или флотилии и даже министра обороны. Нарушивший эту традицию в 1993 году П. Грачев во время посещения «Акулы» был награжден неприязнью подводников.

Тяжёлые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 «Акула» (SSBN «Typhoon» по кодификации НАТО) — серия советских и российских подводных лодок, самые большие в мире атомные подводные лодки (и подводные лодки вообще).

Подводные лодки проекта 941 «Акула» - видео

Тактико-техническое задание на проектирование было выдано в декабре 1972 года, главным конструктором проекта был назначен С. Н. Ковалёв. Новый тип подводных крейсеров позиционировался как ответ на строительство США ПЛАРБ типа «Огайо» (первые лодки обоих проектов были заложены практически одновременно в 1976 году). Размеры нового корабля обуславливались габаритами новых твердотопливных трёхступенчатых межконтинентальных баллистических ракет Р-39 (РСМ-52), которыми планировалось вооружить лодку. По сравнению с ракетами «Трайдент-I», которыми оснащались американские «Огайо», ракета Р-39 обладала лучшими характеристиками дальности полёта, забрасываемой массы и имела 10 блоков против 8 у «Трайдента». Однако, при этом Р-39 оказалась почти вдвое длиннее и втрое тяжелее американского аналога. Для размещения столь больших ракет стандартная схема компоновки РПКСН не подошла. 19 декабря 1973 года правительством было принято решение о начале работ по проектированию и строительству стратегических ракетоносцев нового поколения.

Первая лодка этого типа ТК-208 (что означает «тяжелый крейсер») была заложена на предприятии «Севмаш» в июне 1976 года, спуск на воду состоялся 23 сентября 1980 года. Перед спуском в носовой части ниже ватерлинии на борт подлодки было нанесено изображение акулы, позднее нашивки с акулой появились и на форме экипажа. Несмотря на более поздний запуск проекта, головной крейсер вышел на морские испытания на месяц раньше американской «Огайо» (4 июля 1981 года). ТК-208 вступил в строй 12 декабря 1981 года. Всего с 1981 по 1989 год было спущено на воду и введено в строй 6 лодок типа «Акула». Планировавшийся седьмой корабль так и не был заложен; для него готовились корпусные конструкции.

Строительство «9-этажных» подводных лодок обеспечивало заказами более 1000 предприятий Советского Союза. Только на «Севмаше» 1219 человек, участвовавших в создании этого уникального корабля, получили правительственные награды. Впервые о создании серии «Акула» заявил Леонид Брежнев на XXVI съезде КПСС.

Для обеспечения перезарядки ракетами и торпедами в 1986 году был построен дизель-электрический транспорт-ракетовоз «Александр Брыкин» проекта 11570 с полным водоизмещением 16 000 т, он принимал на борт до 16 БРПЛ.

В 1987 году ТК-12 «Симбирск» осуществил длительный высокоширотный поход в Арктику с неоднократной заменой экипажей.

27 сентября 1991 года во время учебного пуска в Белом море на ТК-17 «Архангельск» в шахте взорвалась и сгорела учебная ракета. Взрывом была сорвана крышка шахты, а боевая часть ракеты — выброшена в море. Во время инцидента экипаж не пострадал; лодка была вынуждена встать на небольшой ремонт.

В 1998 году на Северном флоте прошли испытания, в ходе которых был произведён «одновременный» пуск 20 ракет Р-39.

Конструкция подводных лодок проекта 941 «Акула»

Энергетическая установка выполнена в виде двух независимых эшелонов, расположенных в разных прочных корпусах. Реакторы оснащены системой автоматического гашения при потере электроснабжения и импульсной аппаратурой для контроля состояния реакторов. При проектировании в ТТЗ включался пункт о необходимости обеспечения безопасного радиуса, для этого были разработаны и проверены экспериментами в опытных отсеках методы расчёта динамической прочности сложных узлов корпуса (крепление модулей, всплывающих камер и контейнеров, межкорпусные связи).

Для постройки «Акул» на «Севмаше» был специально возведён новый цех № 55 — самый большой крытый эллинг в мире. Корабли обладают большим запасом плавучести — более 40 %. В погруженном состоянии ровно половина водоизмещения приходится на балластную воду, за что лодки получили на флоте неофициальное название «водовоз», а в конкурирующем КБ «Малахит» — «победа техники над здравым смыслом». Одной из причин такого решения являлось требование к разработчикам обеспечить наименьшую осадку корабля для возможности использования существующих пирсов и ремонтных баз. Также, именно большой запас плавучести, вкупе с прочной рубкой, позволяет лодке проламывать лёд толщиной до 2,5 метров, что впервые позволило вести боевое дежурство в высоких широтах вплоть до северного полюса.

Корпус

Особенностью конструкции лодки является наличие внутри лёгкого корпуса пяти обитаемых прочных корпусов. Два из них являются основными, имеют максимальный диаметр 10 м и расположены параллельно друг другу, по принципу катамарана. В передней части корабля, между главными прочными корпусами, расположены ракетные шахты, которые впервые были размещены впереди рубки. Кроме того, имеются три отдельных герметичных отсека: торпедный отсек, отсек модуля управления с центральным постом и кормовой механический отсек. Вынос и размещение трёх отсеков в пространство между основными корпусами позволило повысить пожаробезопасность и живучесть лодки.

Оба главных прочных корпуса соединены между собой тремя переходами через промежуточные прочные отсеки-капсулы: в носу, в центре и в корме. Общее число водонепроницаемых отсеков лодки — 19. Две всплывающие спасательные камеры, рассчитанные на весь экипаж, размещены у основания рубки под ограждением выдвижных устройств.

Прочные корпуса изготовлены из титановых сплавов, лёгкий — стальной, покрыт нерезонансным противолокационным и звукоизолирующим резиновым покрытием общим весом 800 т. По мнению американских специалистов, звукоизолирующими покрытиями снабжены и прочные корпуса лодки. Корабль получил развитое крестообразное кормовое оперение с горизонтальными рулями, размещёнными непосредственно за винтами. Передние горизонтальные рули выполнены убирающимися.

Для того, чтобы лодки были способны нести дежурства в высоких широтах, ограждение рубки выполнено очень прочным, способным проламывать лёд толщиной 2-2,5 м (зимой толщина льда в Северном ледовитом океане варьирует от 1,2 до 2 м, а в некоторых местах достигает 2,5 м). Снизу поверхность льда покрыта наростами в виде сосулек или сталактитов значительных размеров. При всплытии подводный крейсер, убрав носовые рули, медленно прижимается к ледяному потолку специально приспособленным для этого носом и ограждением рубки, после чего резко продуваются цистерны главного балласта.

Силовая установка

Главная ядерная энергетическая установка спроектирована по блочному принципу и включает в себя два водо-водяных реактора на тепловых нейтронах ОК-650 с тепловой мощностью по 190 МВт и мощностью на валу — 2×50 000 л. с., а также две паротурбинные установки, расположенные по одной в обоих прочных корпусах, что значительно повышает живучесть лодки. Применение двухкаскадной системы резинокордной пневматической амортизации и блочной компоновки механизмов и оборудования позволило значительно улучшить виброизоляцию агрегатов и, тем самым, снизить шумность лодки.

В качестве движителей используются два низкооборотных малошумных семилопастных гребных винта фиксированного шага. Для уменьшения уровня шума винты установлены в кольцевых обтекателях (фенестронах). На лодке имеются резервные средства движения — два электродвигателя постоянного тока по 190 кВт. Для маневрирования в стеснённых условиях имеется подруливающее устройство в виде двух откидных колонок с электродвигателями по 750 кВт и поворотными гребными винтами. Подруливающие устройства размещены в носовой и кормовой частях корабля.

Обитаемость

Экипаж размещён в условиях повышенной комфортности. На лодке имеются салон для отдыха, спортивный зал, плавательный бассейн размером 4×2 м и глубиной 2 м, заполняемый пресной или солёной забортной водой с возможностью подогрева, солярий, обшитая дубовыми досками сауна, «живой уголок». Рядовой состав размещается в маломестных кубриках, командный состав — в двух- и четырёхместных каютах с умывальниками, телевизорами и системой кондиционирования. Есть две кают-компании: одна — для офицеров, другая — для мичманов и матросов. Субмарины типа «Акула» моряки называют «плавучим „Хилтоном“».

Регенерация среды

В 1984 году за участие в работах по созданию ТРПКСН пр. 941 «Тайфун» ФГУП «Специальное конструкторско-технологическое бюро по электрохимии с опытным заводом» (до 1969 года — Московский электролизный завод) награждено орденом Трудового Красного Знамени.

Вооружение подводных лодок проекта 941 «Акула»

Основное вооружение — ракетный комплекс Д-19 с 20-ю трёхступенчатыми твердотопливными баллистическими ракетами Р-39 «Вариант». Эти ракеты обладают наибольшей стартовой массой (вместе с пусковым контейнером — 90 т) и длиной (17,1 м) из принятых на вооружение БРПЛ. Боевая дальность ракет — 8300 км, боевая часть — разделяющаяся: 10 боеголовок с индивидуальным наведением по 100 килотонн в тротиловом эквиваленте каждая.

Из-за больших габаритов Р-39 лодки проекта «Акула» были единственными носителями этих ракет. Конструкция ракетного комплекса Д-19 испытывались на специально переоборудованной по проекту 619 дизельной субмарине БС-153, которая базировалась в Севастополе, но на ней смогли разместить только одну шахту для Р-39 и ограничились семью запусками бросковых макетов. Старт всего боекомплекта ракет «Акулы» может быть осуществлён одним залпом с малым интервалом между стартом отдельных ракет.

Запуск возможен как из надводного, так и из подводного положений на глубинах до 55 м и без ограничений по погодным условиям. Благодаря амортизационной ракетно-стартовой системе АРСС старт ракеты осуществляется из сухой шахты с помощью порохового аккумулятора давления, что позволяет уменьшить интервал между запусками и уровень предстартового шума. Одна из особенностей комплекса — с помощью АРСС ракеты подвешиваются у горловины шахты. При проектировании предусматривалось размещение боекомплекта из 24 ракет, но, по решению главнокомандующего ВМФ СССР адмирала С. Г. Горшкова, их число было сокращено до 20.

В 1986 году было принято постановление правительства о разработке усовершенствованного варианта ракеты — Р-39УТТХ «Барк». В новой модификации планировалось увеличение дальности стрельбы до 10 000 км и реализация системы прохождения через лёд. Перевооружение ракетоносцев планировалось проводить до 2003 года — срока истечения гарантийного ресурса произведённых ракет Р-39. В 1998 году после третьего неудачного пуска Министерство обороны решило прекратить работы над готовым на 73 % комплексом. Разработать другую твердотопливную БРПЛ «Булава» поручили Московскому институту теплотехники, разработчику «сухопутной» МБР «Тополь-М».

Кроме стратегического вооружения, на лодке установлено 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм, предназначенных для стрельбы торпедами и ракето-торпедами, а также для постановки минных заграждений.

Противовоздушная оборона обеспечивается восемью комплектами ПЗРК «Игла-1».

Ракетоносцы проекта «Акула» оснащаются следующим радиоэлектронным вооружением:

  • боевая информационно-управляющая система «Омнибус»;
  • аналоговый гидроакустический комплекс «Скат-КС» (на ТК-208 в процессе среднего ремонта установлен цифровой «Скат-3»);
  • гидроакустическая станция миноискания МГ-519 «Арфа»;
  • эхоледомер МГ-518 «Север»;
  • радиолокационный комплекс МРКП-58 «Буран»;
  • навигационный комплекс «Симфония»;
  • комплекс радиосвязи «Молния-Л1» с системой спутниковой связи «Цунами»;
  • телевизионный комплекс МТК-100;
  • две всплывающие антенны буйкового типа, позволяющие принимать радиосообщения, целеуказания и сигналы спутниковой навигации при нахождении на глубине до 150 м и подо льдами.

Представители

Первая лодка этого типа, ТК-208, была заложена на предприятии «Севмаш» в июне 1976 года и вступила в строй в декабре 1981 года, практически одновременно с аналогичной ПЛАРБ ВМС США типа «Огайо». Первоначально планировалось построить 7 лодок этого проекта, однако по договору ОСВ-1 серию ограничили шестью кораблями (седьмой корабль серии — ТК-210 был разобран на стапеле).

Все 6 построенные ТРПКСН базировались на Северном флоте в Западной Лице (губа Нерпичья) в 45 км от границы с Норвегией, это: ТК-208 «Дмитрий Донской»; ТК-202; ТК-12 «Симбирск»; ТК-13; ТК-17 «Архангельск»; ТК-20 «Северсталь».


Утилизация

В соответствии с договором об ограничении стратегических вооружений ОСВ-2, а также ввиду отсутствия средств на поддержание лодок в боеспособном состоянии (на один тяжёлый крейсер — 300 млн рублей в год, на 667БДРМ — 180 млн руб) и в связи с прекращением производства ракет Р-39, являющихся основным вооружением «Акул», было принято решение утилизировать три из шести построенных кораблей проекта, а седьмой корабль, ТК-210, не достраивать вовсе. В качестве одного из вариантов мирного применения этих гигантских субмарин рассматривалось переоборудование их в подводные транспорты для снабжения Норильска или в танкеры, однако эти проекты реализованы не были.

Стоимость утилизации одного крейсера составляла около $10 млн, из них $2 млн выделялось из бюджета России, остальное — средства, предоставленные США и Канадой.

Современный статус

По состоянию на 2013 год из 6 построенных при СССР кораблей 3 корабля проекта 941 утилизированы, 2 корабля находятся в резерве, и один модернизирован по проекту 941УМ.

В связи с хроническим отсутствием финансирования, в 1990-е годы планировался вывод из строя всех единиц, однако, с появлением финансовых возможностей и пересмотром военной доктрины оставшиеся корабли (ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь») прошли поддерживающий ремонт в 1999—2002 годах. ТК-208 «Дмитрий Донской» прошёл капитальный ремонт и модернизацию по проекту 941УМ в 1990—2002 годах и с декабря 2003 года используется в рамках программы испытаний новейшей российской БРПЛ «Булава».

18-я дивизия подводных лодок, в которую входили все «Акулы», была сокращена. По состоянию на февраль 2008 года в её состав входили, находящиеся в резерве после выработки рабочего ресурса ракет «главного калибра», ТК-17 «Архангельск» (последнее боевое дежурство — с октября 2004 года по январь 2005 года) и ТК-20 «Северсталь» (последнее боевое дежурство — 2002 год), а также переоборудованный под « Булаву» К-208 «Дмитрий Донской». ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь» более трёх лет находились в ожидании решения на утилизацию или перевооружение на новые БРПЛ, пока в августе 2007 года главком ВМФ адмирал флота В. В. Масорин не сообщил, что до 2015 года не предусматривается модернизация АПЛ «Акула» под ракетный комплекс «Булава-М».

В марте 2012 года появилась информация из источников министерства обороны РФ, что стратегические атомные подводные лодки проекта 941 «Акула» не будут модернизировать по финансовым соображениям. По словам источника, глубокая модернизация одной «Акулы» сопоставима по стоимости со строительством двух новых подводных лодок проекта 955 «Борей». Подводные крейсера ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь» не будут модернизироваться в свете недавно принятого решения, ТК-208 «Дмитрий Донской» продолжит применяться в качестве испытательной платформы для систем вооружения и гидроакустических комплексов до 2019 г.

Тактико-технические характеристики подводных лодок проекта 941 «Акула»

Скорость (надводная)..............12 узлов
Скорость (подводная)..............25 узлов(46,3 км/ч)
Рабочая глубина погружения..............400 м
Предельная глубина погружения..............500 м
Автономность плавания..............180 суток (6 месяцев)
Экипаж..............160 человек(в т.ч. 52 офицера)

Габаритные размеры лодок проекта 941 «Акула»
Водоизмещение надводное..............23 200 т
Водоизмещение подводное..............48 000 т
Длина наибольшая (по КВЛ)..............172,8 м
Ширина корпуса наиб...............23,3 м
Средняя осадка (по КВЛ)..............11,2 м

Силовая установка
2 водо-водяных ядерных реактора ОК-650ВВ по 190 МВт каждый.
2 турбины по 45000-50000 л.с. каждая
2 гребных вала с 7-лопастными винтами диаметром 5,55 м
4 паротурбинных АЭУ по 3,2 МВт
Резервные:
2 дизельгенератора АСДГ-800 (кВт)
Свинцово-кислотная АБ, изделие 144

Вооружение
Торпедно-минное вооружение..............6 ТА калибра 533 мм;
22 торпеды: 53-65К, СЭТ-65, САЭТ-60М, УСЭТ-80. Ракето-торпеды «Водопад» или «Шквал»
Ракетное вооружение..............20 БРПЛ Р-39 (РСМ-52) или Р-30 Булава (пр.941УМ)
ПВО..............8 ПЗРК «Игла»

ТРПКСН ТК-12 «Симбирск» проекта 941 «Акула». Третья подводная лодка этой серии на утилизации.

Субмарины проекта 941 «Акула» известны во всем мире, так как являются самыми большими атомными подводными лодками и подводными лодками вообще. Многие из вас, наверняка, слышали об этих «морских китах», но мало кто в действительно представляет размеры таких судов.

А чтобы вы поняли, мы хотим продемонстрировать несколько наглядных примеров-сравнений подлодки проекта 941 с другими внушительными объектами.

Длина такой субмарины составляет целых 173 метра! Только представьте 50-этажный дом, плавающий под водой!

Чтобы вам еще легче было включить фантазию, приведем несколько примеров:

Это — футбольное поле, используемое для международных матчей. Средняя длина такой площадки составляет около 105 метров.

А вот как это поле выглядело бы на фоне подлодки «Акула». Правда, впечатляет?

На этом снимке изображен самый большой самолет в мире — АН- 225.

Но даже он «не взлетает» по сравнению с этой субмариной. 84-метровый АН почти в два раза меньше «морской хищницы».

В России очень много подводных лодок, и большинство из них имеют впечатляющие размеры. Однако обойти «Акулу» им так и не удалось.

На фото выше вы можете наблюдать, как выглядит субмарина возле других наших подлодок.

Обратите внимание на деталь, выделенную красной стрелкой. Эти маленькие темные фрагменты — выступающие над водой винты подлодки проекта «Акула».

А вот, как этот кадр выглядит вблизи. Не такие уж они и маленькие…

На борту лодки все выглядит также впечатляюще. На фото изображены специальные отсеки, предназначенные для баллистических ракет Р-39.

Вес одного такого снаряда 90 тонн, высота — больше 17 метров.

Таких ракетных шахт на субмарине… целых 20 штук!

Как правило, большая часть подводной лодки скрыта от наших глаз. Обычно субмарина погружается в воду по белую отметку на корпусе (см. фото выше).

Иными словами, та глыба стали и титана, которую мы видим над водой — только 1/3 всего корабля.

Ширина подводной лодки проекта «Акула» 23 метра, в высота — 25 метров. Это целый 8-этажный дом!

А теперь обратите внимание на снимок этих людей…

Вот, как они выглядят издалека!

Ну что, теперь вы понимаете насколько эта лодка большая?

Швеция