В каком монастыре находится могила св нины. Сигнахи и монастырь бодбе. Как добраться в монастырь Бодбе

Монастырь Святой Нины в Бодбе (ბოდბის წმინდა ნინოს სახელობის მონასტერი) — монастырь в Сигнахском районе, который иногда для простоты называют «монастырь Бодбе», центр Бодбийской епархии Этот знаменитый монастырь находится совсем рядом с Сигнахи , примернов 2 километрах. Самое интересное здесь, несомненно, могила Святой Нино. На территории монастыря находится кафедральный собор Святого Георгия, в виде базилики. Центральный престол собора посвящен Георгию, а в южном пределе находится могила Святой Нино. Экскурсии практически всегда заезжают сюда по пути в Сигнахи.

История

Как мы знаем из жития Святой Нины (которое писалось под её диктовку где-то в этих самых местах), после обращения в христианство царя Мириана и постройки первых храмов Нина отправилась на восток, в Тианети и Уджарму, оттуда пошла на юг, в местечко Бодбе (или Буди), где поселилась в палатке. Если верить житию, местность эта относилась к Кахетинскому царству, хотя вообще-то она называется Кизики и в то древнее время могла быть ещё независимой от Иберийского царства. Нина пришла в Бодбе не просто так. В свое время царю Мириану явились 4 звезды, которые разлетелись к различным горам и на этих горах впоследствии поставили кресты. Четвертый крест предполагалось поставить где-то около Бодбе и установку отложили до личного посещения Ниной этого места, но был ли крест в итоге установлен - не вполне понятно.

В Бодбе Нина прожила некоторое время, и там же умерла в 342 или в 347 году. Решено было похоронить её там же, чтобы местная христианская община получила такое вот священное место. Правда, царь Мириан собирался вывезти тело Нины в Мцхету, но запряженные волы не смогли сдвинуть телегу с телом, так что затею с перевозом отменили. Нину захоронили на том месте, где стояла её палатка и на могиле был построен храм, который до настоящего времени не сохранился.

Со временем вокруг храма возник монастырь. Он быстро стал культурным центром и считается, что от него была большая социальная польза: он стал фактором консолидации местных эретийских и кахских племен с картскими (центральногрузинскими). Очень скоро монастырь стал центром Бодбийской епархии. Первым известным истории епископом Бодбийским стал Лазарь, участник Двинского собора 505 года — того самого, который проголосовал за переход в монофизитство.

В списке епископств, учреждённых при в 480-е годы не значится Бодбийское, из чего следует, что оно появилось немного позже, в 490-е годы.

При монголах произошло нечто неизвестное и монастырь выпал из поля зрения хронистов,хотя сапа епархия существовала. В эпоху единого грузинского царства епископ бодбийский был 7-м в иерархии 35-ти грузинских епископов.

В XV веке, после образования независимого Кахетинского царства в 1466 году, монастырь снова стал известен и знаменит. Первый царь новообразованного царства передал административную власть епископам, так что епископ Бодбийский администрировал примерно четверть всей Кахетии.

В Бодбе стали короновать кахетинских царей. Например, в 1574 году здесь короновался царь Александр, вопреки завещанию отца, который хотел передать царство младшему сыну. Епископ бодбийский в данном случае решил династический спор в пользу Александра.

Говорят, что персидский шах Аббас присутствовал тут на коронации Теймураза I в 1605 году, что не помешало ему несколько позже разрушить Бодбийский монастырь. Присутствие шаха в принципе вероятно, он в том году действительно находился в Закавказье.

В 1777 году к Бодбийской епархии перешла часть сокращенной Черемской епархии. В 1837 году, после отмены автокефалии грузинской церкви , российская администрация ликвидировала Бодбийскую епархию. В Бодбе осталось только несколько монахов, тогда у монастыря поотбирали земельную собственность и перевели его на госсодержание, отчего монастырь окончательно пришел в упадок. В 1888 году император Александр III посетил Сигнахи, а в 1989 году велел восстановить монастырь. Бодбе отремонтровали, подарили ему пахотные земли, населили его монахинями (русскими) и он вскоре превратился в крупнейший монастырь в Кахетии.

В 1924 году монастырь закрыла советская власть. Здесь разместили больницу. Иверскую икону Богоматери превратили в операционный стол. Сейчас эта икона со следами скальпеля стала одной из реликвий монастыря.

Весной 2019 года был достроен и освящён собор Святой Нины.

Что есть сейчас

Бодбийский монастрь имеет историю в полторы тысячи лет, но мало что сохранилось от его прошлого. Только храм Св. Гиоргия сохранился с IX века, но и он перенёс какие-то реновации. Поэтому сейчас мы видим монастырь в дизайне конца XIX века. Как тут всё было в Х или XII веке мы не можем представить даже приблизительно.

Сейчас монастырь выглядит очень прилично и окультуренно, тут чисто, есть парковка и даже кафешка при парковке. Место тихое и спокойное, однако ничего визуально фееричного здесь нет. Я не помню, чтобы когда-либо туристы особенно восхищались этим местом.

Сейчас в монастыре есть Храм Святого Георгия, еще один большой храм Святой Нины, родник Святой Нины, хозяйственные постройки и парк. Монастырь обнесен невысокой стеной, в 19:00 ворота закрывают.

Храм Святого Георгия — это классическая трехнефная IX века, построенная из кирпича. Внутри она выглядит симпатично, но не по-грузински. Все фрески поздние, и алтарь создавался явно в российскую эпоху. Вместо привычного грузинского аскетизма здесь присутствует русско-европейское барокко. В 1823 году российская аминистрация даже надстроила храм куполом, который был снесен в советское время. Видимо, как антихудожественный.

Фрески храма Святого Георгия

Могила Нины — внутри, в правой части алтаря. Особенных ограничений на посещение нет, разве что фотографировать не разрешают.

Есть ещё одна могила, менее знаменитая. В 1803 году в этом храме был захоронен прах генерала Василия Гулякова — того самого, что разбил дагестанцев на Иори, а потом брал штурмом Белоканы. Надгробная доска с надписью от генерала Цицианова вмурована в опорный столб — северный из двух центральных.

Если пройти на восток за храм, там будет хорошая смотровая площадка и спуск по лестнице вниз, к роднику Святой Нины. Со смотровой площадке хорошо видна Алазанская долина и по этому поводу один журнал еще в XIX веке написал так: Покойный государь Александр III, будучи в Сигнахе в 1888 г., любуясь этим видом воскликнул: "Видели ли мы что-нибудь подобное в Швейцарии!?" .

Собор Святой Нины — большой и интересный собор, который начали строить где-то после 2010 года и строили очень долго. Он был открыт только весной 2019 года, хотя его интерьеры пока не оформлены, как надо. Заказчики и архитекторы подошли к делу с душой. Собор построен в стиле соборов Х века: это триконх, напоминающий или Баграти, но немного в своём стиле. У него три апсиды, а западный неф разделён двумя рядами колонн. Авторам хватило ума не воспроизводить типовые храмы XII века. Экстерьер храма тоже нетривиален, с облицовкой из очень пористого известняка, в который вмурованы украшения из более плотного камня. Общая гамма собора серовато-розовая. Этот собор можно внести в десятку достижений современной архитектуры.

Собор Святой Нины

Источник Святой Нины — это важнейшая достопримечательность монастыря, и сюда часто приезжают набрать воды или погрузиться в эту воду. Спуск к источнику начинается от смотровой площадки, что сразу к востоку от храма Георгия. Сразу предупреждаю — спускаться придётся далеко, и подниматься обратно тоже будет нелегко. К роднику есть автомобильная дорога, однако состояние её нехорошее, так что некоторые машины там не пройдут, а некоторые пройдут только вниз. Что касается родника, то он представляет собой кирпичное сооружение: сверху находится храм Завулона и Сосаны (родитлей Нины), а под ним — собственно бассейн. Туда ведёт арка, перекрытая занавеской. Пускают по очереди то мужчин, то женщин. Вода очень холодная. Обычно присутствует небольшая очередь - человек в десять.

К сожалению, в 2015-2019 году сюда стали возить всех подряд, и уже был случай, когда какая-то группа приехала просто искупаться и встала в очередь прямо в купальниках. Получился небольшой скандал.

По какой-то причине Бодбе был основательно забыт ещё в 2010-2013 году и мало кто обращал на него внимание кроме паломников, но маркетологи 2015-2018 года распиарили его на весь интернет. Связано это с тем, что через Сигнахи пролегает самая удобная для водителей дорога на Кахетию, поэтому фирмы любят возить группы по маршруту Тбилиси-Сигнахи-Кварели. Маршрут это скучный, и для оживляжа людей завозят в Бодбе. Так монастырь стал обязательным пунктом самых попсовых кахетинских экскурсий. Он даже стал чем-то вроде маркера попсовости.

Как добраться

Самостоятельно попасть в Бодбе несложно, хотя потребуется приложить некоторое мозговое усилие. Например, можно в Тбилиси сесть на маршрутку до Сигнахи , и выйти перед Сигнахи, у поворота на Бодбе. Сложность в том, что со стороны Тбилиси поворот обозначен плохо и его легко проскочить даже тому, кто бывал тут неоднократно. Заранее попросите маршруточника остановить на этом повороте. Может быть, он его угадает. Если вы все же проскочили поворот и въехали в Сигнахи — ничего страшного. Из Сигнахи до монастыря всего два километра — сначала по дороге на Тбилиси, потом налево у указателя.

Что есть рядом

Совсем рядом Сигнахи . Неподалеку находится село Мирзаани с , но попасть туда можно или на такси, или вообще непонятно как. Дорога весьма запутанна. Все прочие интересные места уже сильно дальше.

Святая Нина (по грузински Нино), равноапостольная просветительница Грузии. В Православной Церкви празднуется 27 января, а в католической Церкви 15 декабря .

Родилась, согласно восточно-православной житийной литературе, около 280 года в городе Коластры в Каппадокии; её отец Завулон был родственником великомученику Георгию Победоносцу, мать Сусанна была сестрой Иерусалимского Патриарха .

По преданию, отправилась в Иверию (территория современной Грузии), чтобы найти Хитон Господень . Её воспитательница Нианфора рассказала ей о том, как Хитон Господень был перенесён из Иерусалима во Мцхету. Но главной целью, которую возложила на святую сама Богородица, было просвещение Иверии, так как Иверия (Грузия) - первый удел Божией Матери. Нина захотела отправиться в ту страну, где находится Хитон Господень, чтобы найти гробницу Сидонии, которая была погребена с Хитоном Христа , поклониться Его Хитону и затем посвятить себя проповеди Евангелия жителям Иверии. Господь являлся святой Нине в видениях и благословил её на равноапостольский подвиг, а Дева Мария чудесным образом вручила ей крест из виноградной лозы.

Христианская реликвия, крест, сплетённый из виноградных лоз, который, по преданию, Богородица вручила святой Нине перед тем, как направить её в Грузию.

После смерти святой Нины крест до 458 года хранился в соборе Светицховели в Мцхете . Сегодня этот собор 12 апостолов одно из главных духовных мест Грузии.

В пол вмурованы надгробные плиты - могилы почти исключительно князей Багратион-Мухранских.

Так же в соборе можно увидеть список с древней иконы "Божья матерь Цилканская" Древняя грузинская святыня названа по месту её первоначального нахождения - Цилканскому монастырю. Ныне чтимый древний список (копия) иконы - одна из главных святынь Патриаршего собора Светицховели. Икона - ровесница святой Нины, 4 век..

В южный неф в XIII или XIV веке встроили часовню. Может возникнуть иллюзия, что это нечто древнее, но на самом деле это скорее подражание Храму Воскресения в Иерусалиме.

Собор Светицховели - древнейший православный собор в Грузии, являющийся ее духовным символом. В нем проводились коронации и захоронения царей семьи Багратиони , последний представитель которой умер относительно недавно, не оставив после себя наследников.

Легенда о основании собора очень интересная. В I веке местный раввин Элиоз, ставший свидетелем распятия Иисуса Христа, выкупил у воинов часть Хитона Господня и привез его в Грузию, своей сестре Сидонии. Но как только Сидония прижала Хитон к своей груди, тут же пала замертво. Священное полотно так и не смогли забрать у нее из рук, поэтому похоронили его вместе с Сидонией. На могиле вырос чудесный кедр, которому поклонялись как божеству и считали целебным.
Три столетия спустя святая Нина принесла в Мцхета благую весть о христианстве. По ее просьбе царь Грузии Мириан ІІІ основал церковь на месте, где покоился Хитон. Из священного кедра вырубили семь колонн для деревянного храма. Однако выкорчевать пень не удалось, а из его ствола истекало благовонное миро. Согласно преданию, этот столп творил чудеса по излечению людей, поэтому его назвали светицховели, что в переводе с грузинского означает «Животворящий столп» .

В подтверждение правдивости этой легенды в церкви есть икона изображающая эти события.


Собор очень величественно смотрится снаружи, красив он и внутри. Внутренние стены расписаны фресками, большинство из которых, к сожалению, не сохранились в своем первоначальном состоянии. Многие иконы также были заменены, а оригиналы хранятся в национальных музеях Грузии. Большая фигура Иисуса у алтаря была написана русским художником в XIX веке. Барельефы украшают гроздья винограда, что является особенностью многих храмов Грузии.

Обязательно нужно обратить внимание на каменные купели IV века, в которых крестили королей . К сожалению остатки оригинального животворящего столба увидеть невозможно, так как над ним построена колонна . В правом пределе храма есть колодец, время от времени в нем набирают ведро воды и ставят его рядом. Вода эта считается целебной. И ее может пить каждый желающий.
Еще хочется сказать пару слов о надгробных плитах расположенных в церкви. Служащие церкви их постоянно моют, поэтому внимательно смотрите под ноги - не наступайте из уважения к умершим.

В храме так же находится плащ Ветхозаветного Пророка Илии.

В храме были похоронены католикос Мелхиседек (найдено археологами), царь Вахтанг Горгасал (не знаю, известно ли место) и Ираклий II. После смерти царицы Тамары ее тело некоторое время находилось в Светицховели, потом было захоронено в Гелати.
Этот собор, самая важная часть туристического Мцхета. Храм имеет огромное значение в духовной жизни Грузии, именно здесь исторически назначаются грузинские Патриархи ..

Из Тбилиси сюда ходят маршрутки за 1 лари. Маршрутка делает пару остановок неподалеку от храма. Найти его легко, он виден почти отовсюду.

Перед основными воротами ограды размещается инфоцентр, вокруг массово торгуют сувенирами.

Считается, что на том месте, где сейчас стоит храм, была захоронена Риза Христова , ее привезли из Иерусалима женщины, отправившиеся посмотреть на Иисуса и послушать его проповеди. Поставлен он был в IV веке, но с тех пор неоднократно перестраивался , а его вид на сегодняшний день считался таким красивым, что архитектору Арсакидзе отрубили руку, чтобы он не повторил успеха (руку с чертежными инструментами можно увидеть на левой стене).
Внутри же, среди толпы туристов и молодоженов, приехавших за благословением, стоит разглядеть удивительную икону Христа — если долго на нее смотреть, то кажется, что Христос то закрывает глаза, то открывает их.

После усиления языческих гонений крест был взят иноком Андреем и перенесён в область Тарон, в Армении. Позднее крест в течение около 800 лет укрывали в различных армянских городах и крепостях. В 1239 году грузинская царица Русудан обратилась к монгольскому полководцу Чармагану, захватившему город Ани, где в то время находился крест святой Нины, и попросила вернуть его в Грузию. Чармаган удовлетворил просьбу царицы, и крест вернулся в Светицховели. Во время опасности крест неоднократно укрывали в храме Святой Троицы на горе Казбек или в крепости Ананури.

Троицкая Церковь расположена на высоте 2 170 м у подножья Казбека вдоль Военно-Грузинской дороги в грузинской деревне Гергети на правом берегу Чхери (приток Терека), прямо над посёлком Степанцминда.

Построенная в XIV веке святыня является единственным крестово-купольным храмом в области Хеви. Подле храма сохранилась средневековая колокольня.

Во время нашествия на Тбилиси персов (1795 год) в Гергети укрывали крест святой Нины. В советское время церковь была закрыта, ныне возвращена Грузинской православной церкви. Популярна среди туристов.

В 1749 году грузинский митрополит Роман, отправляясь из Грузии в Россию, тайно взял с собою крест святой Нины и передал его проживавшему в Москве грузинскому царевичу Бакару. С этого времени в течение более 50 лет крест хранился в селе Лыскове, Нижегородской губернии, в имении грузинских князей. В 1801 году князь Георгий Александрович преподнёс крест святой Нины императору Александру I, который повелел вернуть реликвию в Грузию. С 1802 года крест хранится в Тифлисском Сионском кафедральном соборе около северных врат алтаря в киоте, окованном серебром. На верхней крышке киота помещены чеканные миниатюры из жития святой Нины.

Сиони (სიონი) — исторически главный храм Тбилиси и один из двух главных в Грузинской церкви; назван в честь Сионской горы и освящён в честь Успения Пресвятой Богородицы. Стоит на берегу реки Куры в историческом центре города. До строительства собора Цминда Самеба (2004) здесь находилась кафедра грузинского католикоса. В соборе погребены некоторые иерархи Грузинской церкви, в частности Католикосы-Патриархи Кирион II (канонизирован в 2002 году), Давид V (Девдариани) . В этом соборе города Тбилиси и находится сегодня крест святой Нины. .

Согласно «Житию св. Нины» , в 303 году, спасаясь от преследований римского императора Диоклетиана, святые Нина, Рипсимия , Гаиания и несколько девушек-христианок бежали. Когда они оказались на территории Армении, царь Тиридат получил письмо от Диоклетиана, в котором говорилось о беглянках и о необычной красоте Рипсимии. Царь Армении решил завладеть ею, но получил отказ, за это он приказал изрубить всех дев. Спаслась только святая Нина. И уже в одиночестве она продолжила свой путь в Иверию.

Её проповедь привела ко Христу всю Грузию .

Умерла около 335 года. Мощи покоятся под спудом в женском Бодбийском монастыре, в Кахетии (Грузия) .


Могила Св.Нины

Бодбийский монастырь — монастырь, расположенный в двух км от Сигнахи в Кахетии, Грузия. В нём покоятся мощи просветительницы Грузии святой равноапостольной Нины, умершей там же в 347 году, на 67 году жизни, после 35-летнего апостольского подвижничества. Храмовой праздник отмечается 14 января.

Город Мцхета , в котором жила и молилась святая Нина, является административным центром края Мцхета-Мтианети. Город расположен в нескольких километрах севернее Тбилиси. Население составляет 7 423 человек. Очень милый тихий древний центр Грузии, многонациональный город. К русским отношение братское.

Монастырь Джвари .
"Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь..."
(М.Ю.Лермонтов)


Маленький монастырь пятого века Джвари — первый в стране памятник Всемирного наследия и любимое место для венчаний : с вершины горы, на которой он стоит, открывается невероятный вид на слияние Арагвы и Куры. Романтики добавляет мнение, что именно из Джвари сбежал лермонтовский Мцыри .


Кто посетил это место это место хоть однажды, тот получил духовный заряд на всю жизнь. Это великолепное старинное место. Одно из самых сильных впечатлений в Грузии. Там сильно дует ветер, видно далеко вокруг и на душе очень хорошо. Храм очень закопчён от времени.

Монастырь Самтавро 4 век..

Небольшой монастырь всегда оживлен: во-первых, тут идет реставрация, во-вторых, снуют, ухаживая за садом, монахини, в-третьих, на маленьком кладбище кого-то хоронят, а в-четвертых (и в главных), паломники толпятся у могилы архимандрита Гавриила. Считается, что приложив руки и опустив нательные крестики в землю могилы, можно зарядиться энергией. Памятник архимандриту, к слову, мироточащий. В храме похоронен царь Мириан и его жена Нана - первыми принявшие крещение христианской верой от Святой Нино в 337 году.

Здесь же находятся мощи святого Шио. Почитается как чудотворец в христианстве. По удалении родителей в монастырь, Шио раздал всё своё имение и отправился к преподобному Иоанну , жившему возле Антиохии, в пустыне, и подвизался в течение 20 лет. Он был среди тех двенадцати, которых Иоанн взял с собой в Иверию для утверждения верующих, обращённых святой Ниной. Шио поселился в пещере, в пустыне близ Мцхета Вокруг него вскоре собралось до 25 пустынножителей.


Монастырь Зедазени

Уже одна только дорога до монастыря — испытание веры: лучше брать внедорожник и быть готовым биться на ухабах головой о потолок, обычная легковая даже в сухую погоду не пройдет. Но когда выходишь к полуразрушенной стене, маленькому монастырскому двору с овцами и большому кресту (он, кстати, вечером весь в лампочках — зрелище пробирает до мурашек), про шишку на лбу уже и не помнишь.
Зедазени основал один из тринадцати ассирийских старцев, и, как гласит местная легенда, он открыл целебный источник, который в голодные годы поддерживал обитель.


Шио-Мгвимский монастырь.

Монастырь интересно расположен в окружении гор. В горах видно множество пещер, но сейчас они не используются. В монастыре сохранилось несколько древних интересных фресок. До монастыря ведет довольно жесткая гравийная дорога.

Длинный водопровод, протянутый одним из помощников царицы Тамары из соседнего села еще в XIII веке, почитается здесь не меньше замечательных видов на горные склоны (а монастырь зажат между стенами ущелья) и фресок (самые красивые — в часовне, стоящей поодаль) — как-никак великое человеческое изобретение.

Впрочем, аскетичное и вместе с тем очень крепко сбитое здание самого монастыря тоже вызывает у путешественника не меньшее уважение. Очень своеобразный монастырь, аналогов которому практически нет в Грузии. Также интересны в монастыре многочисленные кельи, вырытые монахами в пещерах окрестных гор.

Сама Мцхета (основан Мцхетосом) — небольшой город, исторический центр которого сконцентрирован вокруг храма Светицховели. Недавно здесь провели масштабную реконструкцию, чтобы сделать город привлекательнее для туристов: старинные улочки замостили булыжником, жителям города построили новые опрятные домики, обнесли все участки одинаковыми заборами, организовали ненавязчивые ларьки с сувенирами и конные экипажи — выглядит немного нарочито, но все равно симпатично.

Древняя столица Иберии еще в первые века была весьма успешным городом, но потом он пришел в упадок, да так и остался — только в XII веке тут вдруг решили построить монастырь, оказавшийся впоследствии тоже заброшенным. Теперь же тут вяло ведутся раскопки с XIX века, и археологи уже откопали фундаменты построек, террасы, кое-какие башни и остатки стен.

Слияние двух мощнейших (и поистине красивых) рек Грузии Агавы и Куры не смогло оставить равнодушным ни грузинских поэтов, ни квартировавшего неподалеку с полком Лермонтова (см. «Немного лет тому назад,/Там, где, сливаяся, шумят,/Обнявшись, будто две сестры,/Струи Арагвы и Куры,/Был монастырь"), и даже с приходом цивилизации в виде автодорог и новостроек не может оставить современного туриста. Смотреть на то, как две бирюзово-лиловые реки сливаются в одну, а у их берегов раскинулся город с башенками храмов, лучше всего с холма у монастыря Джвари.

Сюда можно добраться на такси из Тбилиси. Водители с удовольствием рассказывают о древней столице Грузии как профессиональные гиды))
Дорога к монастырю по серпантину не менее живописна.

Если пройти вниз в сторону слияния рек Арагви и Куры, можно выйти к маленькому древнему но действующему антиохийскому храму, где хорошо отдохнуть от групп туристов: Отличный вид на Джвари, в садике растет виноград.

Ужасно популярное место ресторан Салобио, где вообще-то все вкусно, но гордятся больше всего лобио. "Салобио" растянулся вдоль железной дороги и трассы Мцхета-Тбилиси и напоминает один большой грузинский дом с балконами, на которых за низенькими столиками сидят и обедают друзья-соседи. На огромных подносах приносят хинкали (счет идет не на штуки, а десятки), в горшочках - горячее лобио (в него полагается ломать кукурузные лепешки мчади), на тарелках - маринованный перец, а в кувшинах - домашнее вино.

Город Сигнаги , в котором похоронена святая Нина . Город выглядит очень отполированным. По городу интересно погулять, поизучав архитектуру. Маленький городок в восточной Грузии, на склоне горы, в историческом регионе Кахети . Грузинский город Сигнаги находится в самом сердце Кахетии в 100 км от Тбилиси (2 часа езды). Центр историко-географической области Кизики . Расположен на террасах, соединяющихся извилистыми крутыми улицами.

Здания выстроены в стиле южно-итальянского классицизма с грузинскими элементами. Славится своей одноименной крепостью , входящую в список самых известных и крупных крепостей Грузии. Стены Сигнахской крепости чудесным образом уцелели и сегодня окружают старую часть города и выходят далеко за городские границы. По периметру стен сохранились 28 сторожевых башен, с которых открывается замечательный вид на Алазанскую долину.
В городе есть памятник грузинскому оперному певцу Вано Сараджишвили , уроженцу Сигнахи. Бадбийский монастырь расположен в двух км от Сигнахи.

В Российской империи город именовался Сигнах, город входил в Тифлисскую губернию.

Тихие мощеные улочки, старенькие ярко-синие "москвичи", забитые вереском и хлебом, частые туманы и окружающие горы и холмы сделали Сигнахи любимым туристическим местом и эпицентром свадеб - его даже называют здесь "город любви". Последнее очень кстати придумал эксплуатрировать Саакашвили, понастроив романтических водопадов, ресторанов и гостиниц - как следствие, масса старушек, торгующих чурчхелой ("Это наш грузинский сникерс" - объясняют они на ломанном английском) и сахарными петушками.

Монастырь Бодбе. Наблюдать за жизнью действующего монастыря лучше осенью — туристов мало, на склонах холмов стоят густые туманы, кипарисы тянутся вверх от мокрых монастырских мощеных дорожек, террасы с помидорами краснеют ягодами, а матушки, прячась от посторонних глаз, старательно полют грядки с потрясающе яркими хризантемами. На територии монастыря целебный святой источник святой Нины.
Именно здесь, в Бодбе, похоронена святая Нино — женщина, принесшая христианскую веру в Грузию и крестившая ее двумя прутиками виноградной лозы, которые связала своими собственными волосами.


Приидите днесь вси,/ воспоим избранную от Христа/ равноапостольную проповедницу Божия слова,/ мудрую благовестницу,/ люди Карталинии приведшу на путь живота и истины,/ Богоматере ученицу,/ усердную заступницу и неусыпающую хранительницу нашу,// Нину прехвальную. .

Адрес: Окрестности г. Сигнахи

Bodbe Monastery, Sighnaghi-St. Nino Monastery, Sighnaghi, Kakheti, Georgia

Основание монастыря Бодбе

В 314 году нашей эры жена иберийского царя Мирана III царица Нана приняла христианство. Ее крестила святая Нино Каппадокийская. Число христиан в Иберии стремительно росло и Миран III решил воспользоваться ситуацией, чтобы укрепить свою власть. Он объявил христианство государственной религией, уничтожил языческих жрецов и снизил влияние Персии на Иберию.

Храм монастыря Бодбе

По одной из легенд, во время охоты царь перестал видеть. Он попросил «Бога Нино» о помощи, и зрение вернулось к нему. Возвратившись с охоты, царь встретился с Нино и вскоре крестился.

В середине тридцатых годов IV века (данные из различных источников отличаются на 2-3 года) Нино Каппадокийская отправилась в место под названием Бодбе, где жила в палатке и вскоре умерла. Причина ее путешествия в эту местность – видение царя. Он увидел четыре звезды упавшие в разные стороны.

В трех из четырех мест, на которые указали звезды, поставили кресты, в четвертое отправилась в последний путь Нино Каппадокийская.

В пятидесятых года IV века на месте палатки Нино царь построил небольшой храм, который со временем разросся, превратившись в монастырь. Форма храма традиционная византийская, в отличие от большинства грузинских храмов. К шестому веку влияние монастыря увеличилось настолько, что он стал центром Бодбийской епархии.

Дальнейшая история

Нашествие монголов опустошило монастырь и до 15 века о нем не упоминают ни в одном историческом документе.

После образования независимого Кахетинского царства монастырь снова обрел популярность, но руководивший персидским вторжением на Кавказ шах Абасс частично разрушил монастырь. Впрочем, влияние монастыря от этого не ослабло.

После присоединения Грузии к Российской империи влияние монастыря ослабело, епархию упразднили. В монастыре осталось лишь несколько монахов, здания обветшали.

Но в 1889 году указом Александра III, отца последнего русского императора Николая II, монастырь восстановили и передали ему часть пахотных земель.

После революции службы в монастыре упразднили а здания повредили (разрушили купол храма). После отделения Грузии монастырь восстановили и возобновили в нем службы.

Как добраться до монастыря

Выезжайте из Тбилиси в сторону городка Сигнахи. Немного не доезжая до него, сверните в сторону монастыря (на дороге установлен указатель).

Действующий монастырь Бодбе – часть истории Иберии, которая со временем превратилась в Грузию. Посетив монастырь, вы увидите памятник архитектуры 3-5 веков, узнаете историю монастыря, увидите могилу святой равноапостольной Нино Каппадокийской.

Хотите приехать сюда? Команда Viva-Georgia организует для вас экскурсию или тур, составит оптимальный маршрут путешествия и окажет любую другую помощь в поездке.





Запросить консультацию менеджера

Галерея

Женский монастырь святой Нино более известен под названием Бодбе. Он расположен в двух километрах на юго-запад от города Сигнахи.

Монастырь был основан на месте захоронения святой Нино и является одним из первых христианских культовых строений на территории Грузии. По легенде, монастырь был основан по приказу царя Мириана, современника Нино. А это четвертый век нашей эры. Археологические изыскания, проводимые на территории монастыря с 1995 года, подтверждают эту версию.

Раскопки позволили обнаружить и остатки первоначальных монастырских построек. В частности, трапезную. Сейчас в церкви святой Нино хранятся несколько исторических находок - это чаша, датируемая первым веком нашей эры, средневековый монастырский колокол, а также более поздние находки.

Монастырь Бодбе

Старейший женский монастырь Бодбе, расположенный в 2 км от города Сигнахи, был основан царем Мирианом в первой половине IV века. Храм был воздвигнут на месте могилы св. Нины. В 12 лет она покинула родину и отправилась вместе с семьей в Иерусалим, но в 14 лет вернулась, чтобы проповедовать христианство в Грузии. Крест из виноградной лозы, с которым Нина пришла в Грузию, хранится в Тбилиси. Ей удалось обратить в православную веру царицу Нану, а уже потом царя Мириана и всю Грузию.

В 1617 году при монастыре появилась школа, где преподавались как церковные дисциплины, так и светские науки. В монастыре была очень богатая по тем временам библиотека.

После революции в 1917 году монастырь был закрыт, и вновь открылся лишь в 1995 году.

Монастырь Святой Нины в Бодбе (ბოდბის წმინდა ნინოს სახელობის მონასტერი) — монастырь в Сигнахском районе, который иногда для простоты называют «монастырь Бодбе», центр Бодбийской епархии Этот знаменитый монастырь находится совсем рядом с Сигнахи , примернов 2 километрах. Самое интересное здесь, несомненно, могила Святой Нино. На территории монастыря находится кафедральный собор Святого Георгия, в виде базилики. Центральный престол собора посвящен Георгию, а в южном пределе находится могила Святой Нино. Экскурсии практически всегда заезжают сюда по пути в Сигнахи.

История

Как мы знаем из жития Святой Нины (которое писалось под её диктовку где-то в этих самых местах), после обращения в христианство царя Мириана и постройки первых храмов Нина отправилась на восток, в Тианети и Уджарму, оттуда пошла на юг, в местечко Бодбе (или Буди), где поселилась в палатке. Если верить житию, местность эта относилась к Кахетинскому царству, хотя вообще-то она называется Кизики и в то древнее время могла быть ещё независимой от Иберийского царства. Нина пришла в Бодбе не просто так. В свое время царю Мириану явились 4 звезды, которые разлетелись к различным горам и на этих горах впоследствии поставили кресты. Четвертый крест предполагалось поставить где-то около Бодбе и установку отложили до личного посещения Ниной этого места, но был ли крест в итоге установлен - не вполне понятно.

В Бодбе Нина прожила некоторое время, и там же умерла в 342 или в 347 году. Решено было похоронить её там же, чтобы местная христианская община получила такое вот священное место. Правда, царь Мириан собирался вывезти тело Нины в Мцхету, но запряженные волы не смогли сдвинуть телегу с телом, так что затею с перевозом отменили. Нину захоронили на том месте, где стояла её палатка и на могиле был построен храм, который до настоящего времени не сохранился.

Со временем вокруг храма возник монастырь. Он быстро стал культурным центром и считается, что от него была большая социальная польза: он стал фактором консолидации местных эретийских и кахских племен с картскими (центральногрузинскими). Очень скоро монастырь стал центром Бодбийской епархии. Первым известным истории епископом Бодбийским стал Лазарь, участник Двинского собора 505 года — того самого, который проголосовал за переход в монофизитство.

В списке епископств, учреждённых при в 480-е годы не значится Бодбийское, из чего следует, что оно появилось немного позже, в 490-е годы.

При монголах произошло нечто неизвестное и монастырь выпал из поля зрения хронистов,хотя сапа епархия существовала. В эпоху единого грузинского царства епископ бодбийский был 7-м в иерархии 35-ти грузинских епископов.

В XV веке, после образования независимого Кахетинского царства в 1466 году, монастырь снова стал известен и знаменит. Первый царь новообразованного царства передал административную власть епископам, так что епископ Бодбийский администрировал примерно четверть всей Кахетии.

В Бодбе стали короновать кахетинских царей. Например, в 1574 году здесь короновался царь Александр, вопреки завещанию отца, который хотел передать царство младшему сыну. Епископ бодбийский в данном случае решил династический спор в пользу Александра.

Говорят, что персидский шах Аббас присутствовал тут на коронации Теймураза I в 1605 году, что не помешало ему несколько позже разрушить Бодбийский монастырь. Присутствие шаха в принципе вероятно, он в том году действительно находился в Закавказье.

В 1777 году к Бодбийской епархии перешла часть сокращенной Черемской епархии. В 1837 году, после отмены автокефалии грузинской церкви , российская администрация ликвидировала Бодбийскую епархию. В Бодбе осталось только несколько монахов, тогда у монастыря поотбирали земельную собственность и перевели его на госсодержание, отчего монастырь окончательно пришел в упадок. В 1888 году император Александр III посетил Сигнахи, а в 1989 году велел восстановить монастырь. Бодбе отремонтровали, подарили ему пахотные земли, населили его монахинями (русскими) и он вскоре превратился в крупнейший монастырь в Кахетии.

В 1924 году монастырь закрыла советская власть. Здесь разместили больницу. Иверскую икону Богоматери превратили в операционный стол. Сейчас эта икона со следами скальпеля стала одной из реликвий монастыря.

Весной 2019 года был достроен и освящён собор Святой Нины.

Что есть сейчас

Бодбийский монастрь имеет историю в полторы тысячи лет, но мало что сохранилось от его прошлого. Только храм Св. Гиоргия сохранился с IX века, но и он перенёс какие-то реновации. Поэтому сейчас мы видим монастырь в дизайне конца XIX века. Как тут всё было в Х или XII веке мы не можем представить даже приблизительно.

Сейчас монастырь выглядит очень прилично и окультуренно, тут чисто, есть парковка и даже кафешка при парковке. Место тихое и спокойное, однако ничего визуально фееричного здесь нет. Я не помню, чтобы когда-либо туристы особенно восхищались этим местом.

Сейчас в монастыре есть Храм Святого Георгия, еще один большой храм Святой Нины, родник Святой Нины, хозяйственные постройки и парк. Монастырь обнесен невысокой стеной, в 19:00 ворота закрывают.

Храм Святого Георгия — это классическая трехнефная IX века, построенная из кирпича. Внутри она выглядит симпатично, но не по-грузински. Все фрески поздние, и алтарь создавался явно в российскую эпоху. Вместо привычного грузинского аскетизма здесь присутствует русско-европейское барокко. В 1823 году российская аминистрация даже надстроила храм куполом, который был снесен в советское время. Видимо, как антихудожественный.

Фрески храма Святого Георгия

Могила Нины — внутри, в правой части алтаря. Особенных ограничений на посещение нет, разве что фотографировать не разрешают.

Есть ещё одна могила, менее знаменитая. В 1803 году в этом храме был захоронен прах генерала Василия Гулякова — того самого, что разбил дагестанцев на Иори, а потом брал штурмом Белоканы. Надгробная доска с надписью от генерала Цицианова вмурована в опорный столб — северный из двух центральных.

Если пройти на восток за храм, там будет хорошая смотровая площадка и спуск по лестнице вниз, к роднику Святой Нины. Со смотровой площадке хорошо видна Алазанская долина и по этому поводу один журнал еще в XIX веке написал так: Покойный государь Александр III, будучи в Сигнахе в 1888 г., любуясь этим видом воскликнул: "Видели ли мы что-нибудь подобное в Швейцарии!?" .

Собор Святой Нины — большой и интересный собор, который начали строить где-то после 2010 года и строили очень долго. Он был открыт только весной 2019 года, хотя его интерьеры пока не оформлены, как надо. Заказчики и архитекторы подошли к делу с душой. Собор построен в стиле соборов Х века: это триконх, напоминающий или Баграти, но немного в своём стиле. У него три апсиды, а западный неф разделён двумя рядами колонн. Авторам хватило ума не воспроизводить типовые храмы XII века. Экстерьер храма тоже нетривиален, с облицовкой из очень пористого известняка, в который вмурованы украшения из более плотного камня. Общая гамма собора серовато-розовая. Этот собор можно внести в десятку достижений современной архитектуры.

Собор Святой Нины

Источник Святой Нины — это важнейшая достопримечательность монастыря, и сюда часто приезжают набрать воды или погрузиться в эту воду. Спуск к источнику начинается от смотровой площадки, что сразу к востоку от храма Георгия. Сразу предупреждаю — спускаться придётся далеко, и подниматься обратно тоже будет нелегко. К роднику есть автомобильная дорога, однако состояние её нехорошее, так что некоторые машины там не пройдут, а некоторые пройдут только вниз. Что касается родника, то он представляет собой кирпичное сооружение: сверху находится храм Завулона и Сосаны (родитлей Нины), а под ним — собственно бассейн. Туда ведёт арка, перекрытая занавеской. Пускают по очереди то мужчин, то женщин. Вода очень холодная. Обычно присутствует небольшая очередь - человек в десять.

К сожалению, в 2015-2019 году сюда стали возить всех подряд, и уже был случай, когда какая-то группа приехала просто искупаться и встала в очередь прямо в купальниках. Получился небольшой скандал.

По какой-то причине Бодбе был основательно забыт ещё в 2010-2013 году и мало кто обращал на него внимание кроме паломников, но маркетологи 2015-2018 года распиарили его на весь интернет. Связано это с тем, что через Сигнахи пролегает самая удобная для водителей дорога на Кахетию, поэтому фирмы любят возить группы по маршруту Тбилиси-Сигнахи-Кварели. Маршрут это скучный, и для оживляжа людей завозят в Бодбе. Так монастырь стал обязательным пунктом самых попсовых кахетинских экскурсий. Он даже стал чем-то вроде маркера попсовости.

Как добраться

Самостоятельно попасть в Бодбе несложно, хотя потребуется приложить некоторое мозговое усилие. Например, можно в Тбилиси сесть на маршрутку до Сигнахи , и выйти перед Сигнахи, у поворота на Бодбе. Сложность в том, что со стороны Тбилиси поворот обозначен плохо и его легко проскочить даже тому, кто бывал тут неоднократно. Заранее попросите маршруточника остановить на этом повороте. Может быть, он его угадает. Если вы все же проскочили поворот и въехали в Сигнахи — ничего страшного. Из Сигнахи до монастыря всего два километра — сначала по дороге на Тбилиси, потом налево у указателя.

Что есть рядом

Совсем рядом Сигнахи . Неподалеку находится село Мирзаани с , но попасть туда можно или на такси, или вообще непонятно как. Дорога весьма запутанна. Все прочие интересные места уже сильно дальше.

Марокко