Нарикала тбилиси церковь. Древняя крепость нарикала в тбилиси. Что сохранилось от строения

Основные моменты

Мощная цитадель возвышается на одном из отрогов горы Мтацминда – холме Нарикала, который является частью Сололакского хребта. В переводе с грузинского языка «Мтацминда» означает «святая гора». Гора поднимается над Тбилиси на правобережье Куры, практически в центре города. Она доминирует над всей городской застройкой и является одним из символов Тбилиси.

Старые стены и бастионы крепости Нарикала были открыты во время археологических раскопок в 1966 году. А в 1996 году, когда строители восстановили древнюю церковь Святого Николая, каменный форт стал выглядеть еще более живописно.

Туристы могут легко попасть к крепости по канатной дороге, проложенной вдоль склона холма Нарикала. Многие предпочитают подниматься на вершину в кабинках, а спускаться в город пешком. Со смотровой площадки возле крепостных стен открывается захватывающий вид на долину реки Куры, кварталы города и улочки Старого Тбилиси. Здесь очень тихо, так как шумные улицы находятся далеко внизу и почти не слышны. Неудобство одно – возле крепости нет деревьев, и в жаркий день здесь трудно найти спасительную тень. В темное время суток крепостные стены и башни Нарикалы красиво подсвечиваются.

История крепости Нарикала

Считается, что крепость Нарикала появилась при персах. Они соорудили на холме каменную цитадель, чтобы отражать набеги неприятелей. В VIII веке, при арабском владычестве, когда город был столицей Тбилисского эмирата, цитадель расширили. Во времена правления грузинского царя Давида IV Строителя (1089-1125) старую крепость укрепили и еще более увеличили в размерах. Современный вид оборонительное сооружение приобрело в XVII-XVIII веках.

Внутри форта постоянно находились персидские или турецкие гарнизоны. Известен случай, произошедший во время антиперсидских восстаний XVII века. Персов удалось изгнать со всей территории Грузии, и только в крепости Нарикала оставался гарнизон, который не сдавался несколько месяцев и продолжал ждать помощи от своей армии. Попытки выбить персов с холма предпринимались несколько раз, но они не привели к успеху.

В XVIII веке крепость Нарикала входила в сложную систему оборонительных сооружений, построенных вдоль левого берега Куры. Они позволяли не только обеспечивать надежную защиту Тбилиси, но и вести контроль за торговыми путями, пролегавшими по долине реки.

Главная крепость занимала верхнюю часть холма. Ниже стояла так называемая Верхняя крепость. Возле берега реки находилась еще одна крепостная стена с башнями, предназначенная для обороны Нижнего города. Здесь возвышался армянский храм Сурб Геворк или «крепостная церковь», сохранившаяся до наших дней. Бастионы, окружавшие Нижний город, были снесены очень давно, еще в XIX веке.

В 1827 году на территории Грузии произошло сильное землетрясение, от которого пострадали многие здания. Крепость Нарикала, как и другие древние постройки, была сильно разрушена. С тех пор она больше никогда не использовалась для военных целей.

В 1990-е годы власти города предпринимали попытки реставрировать исторический памятник. Строители укрепили древние стены и башни и восстановили храм Святого Николая, который существовал в цитадели с XII века.

В 2012 году была построена канатная дорога, с помощью которой можно за пару минут подняться на Сололакский хребет. Она начинается на левом берегу Куры в парке Рике и за пару минут довозит туристов к крепости Нарикала.

Что можно увидеть в крепости сегодня

Древняя цитадель сохранилась не целиком, а лишь фрагментарно. Высокие стены крепости Нарикала словно вырастают их зеленых склонов холма. Через почти равные промежутки на них видны округлые башни, которые крепостной гарнизон использовал для ведения огня. Каменный форт был сильно разрушен землетрясением, однако в некоторых местах на стенах сохранилось аккуратное зубчатое завершение.

Если подниматься к крепости Нарикала пешком, то маршрут нужно начинать от Майдана и идти мимо старинного армянского храма Сурб Геворк. Отсюда дорога выводит к парковке, расположенной перед главными воротами цитадели. От парковки вправо уходит тропа к станции канатной дороги. А если пойти влево, то по малозаметной тропе можно спуститься вниз к серным баням на Ботанической улице в районе Старого Тбилиси, который носит название Абанотубани. Ботаническая улица – одна из первых в городе, ее построили около 1500 лет назад.

На вершине крепости Нарикала установлен крест. Это место является высшей точкой Старого Тбилиси. Кроме основного форта, на холме сохранились отдельные фрагменты крепостных стен. Один из них тянется по Сололакскому хребту на запад до башни Шахтахти.

Многие путешественники стараются попасть к крепости Нарикала, чтобы осмотреть Тбилиси сверху. Прямо под холмом течет Кура и отлично виден широкий автомобильный мост Метекхи. Немного ниже по долине через реку перекинут ажурный мост Мира, ставший одной из современных достопримечательностей столицы Грузии. Это необычное мостовое сооружение было построено в 2010 году по проекту итальянского архитектора Микеле де Лукки. По мосту Мира можно выйти в зеленый парк Рике. Со смотровой площадки также отлично видны президентская резиденция и золотой купол собора Святой Троицы.

На юго-востоке от крепости Нарикала раскинулась территория Ботанического сада Тбилиси. Со стороны цитадели туда можно попасть от башни Ганджийских ворот – древних Восточных ворот города. Старая башня печально известна как место, откуда сбрасывали политических преступников.

Крепостная церковь

Храм Святого Николая, который стоит внутри цитадели, был построен в XII веке. Во время имперского периода гарнизон крепости использовал эту церковь в качестве порохового склада, а при землетрясении 1827 года старый храм разрушился. Долгое время руины церкви были покрыты землей и зарослями кустарника.

В 1966 году при проведении археологических работ, специалисты откопали фундамент храма, а спустя тридцать лет его отстроили заново. Примечательно, что строители сумели сохранить блоки от старого основания храма. По фактуре и размерам они заметно отличаются от современной кладки.

Сегодня церковь Святого Николая – действующий храм, где регулярно походят церковные службы. Его стены расписаны фресками, на которых изображены сцены из Библии и события в истории Грузии. На одной из фресок можно увидеть портрет грузинского поэта Ильи Чавчавадзе (1837-1907).

Как добраться

Крепость Нарикала расположена на правом берегу реки Куры, в районе Старого Тбилиси. Те, кто хочет подняться сюда пешком, должны знать, что дорога на холм довольна крутая, и с ней могут справиться только выносливые путешественники. Самый простой путь попасть в Нарикалу – доехать на общественном транспорте до современного парка Рике и подняться к цитадели по канатной дороге.


Нарикала - крепостной комплекс различных эпох на горе Мтацминда в Старом Тбилиси.
Точное время основания крепости в Тбилиси неизвестно, но в VII веке она уже существовала и называлась Шурис-Цихе.


Простите за качество фото, снимала я)))


Есть несколько вариантов значения слова Нарикала – на грузинском языке это означает неприступная и крепость, находящаяся на высоком холме. Действительно Нарикала с трех сторон окруженная скалами, а с четвертой – водами реки Куры, которую, кстати, грузины недавно переименовали и присвоили ей историческое название Мктвари, действительно во все времена практически была недоступна для врагов. Тот, кто владел крепостью, был властелином и всего города. Другой вариант перевода слова Нарикали предполагает, что это слово – производное от двух слов – нарин и кала, по-монгольски это означало малая крепость.
Несмотря на то, что крепость находится на высоких скалах, в древние времена было организовано водоснабжение при помощи акведуков и каналов, а из крепости были прорыты тайные выходы к речке. Крепость начинали строить еще в четвертом веке нашей эры, ее постройка являлась, по сути, началом рождения города Тбилиси, в разные времена крепость перестраивалась и достраивалась, о чем свидетельствуют разные материалы кладки стен.
В VII и XI - XII веках крепость была расширена. В то время крепостные стены спускались к реке Куре и таким образом цитадель контролировала торговые пути, проходящие по берегам реки.
При Давиде Строителе арабская крепость была укреплена и расширена. Современное название ей дали, как считается, монголы. Близкий к современному вид тбилисская цитадель приобрела в XVII-XVIII вв.,
Находящаяся в крепости церковь Святого Георгия, одна из нескольких сотен, построенных в Грузии в честь этого почитаемого святого, в 1800 году была превращена в пороховой склад, а в 1827 году, во время разрушительного землетрясения, церковь вместе с порохом взорвалась, разрушив и значительную часть крепости.

Нарикала в 1911 году

После этого Нарикала уже не восстанавливали, и сейчас она находится в том же состоянии. Сейчас единственной отреставрированной частью крепости является церковь Святого Николая, расположенная на территории крепости.
В 1990-е гг. предпринимались попытки реставрации Нарикалы, в частности, была отстроена церковь св. Николая, существовавшая на территории крепости в XII веке.
Крепость Нарикала - душа Тбилиси. Весь город лежит перед ней как на ладони. Крепость расположена на горе Мтацминда, подъем достаточно крутой, но даже пожилые люди, которые поднимаются, чтобы помолиться в святом месте, говорят, что не чувствуют усталости.

Фото Юрия Мечитова, вид с Нарикалы на Тбилиси

December 6th, 2014

Надо признаться, что когда я прибыл в Тбилиси, я не планировал как-то детально изучать город. Это было вызвано некоторой усталостью (до этого я больше двух недель ездил по Армении), и моим пониманием того, что Тбилиси - город весьма сложный, с непростой историей, и легко он свои тайны не отдаст. Но благодаря помощи уважаемого avesta_1 я смог увидеть больше, чем планировал, и у меня появился хоть какой-то материал для размышлений, и для того, чтобы сделать из него пару постов.

Конечно, если вы приехали в Тбилиси просто отдохнуть - поесть хинкали, попить вина и походить по его старым улочкам, то проблем у вас особых не возникнет. Но, если вы захотите детальней осмотреть город, понять его историю, вам придется приложить много усилий. Так как, как не странно, в сети не так много доступной информации, путеводителей тоже мало, и сама информация о столице Грузии весьма противоречива.
Тбилиси - город очень древней, он много старше других столиц Закавказья - Еревана и Баку. И наиболее древней его частью является главная цитадель - Нарикала. С нее то мы и начнем осмотр..

Сейчас, чтоб попасть на вершину горы, где располагается цитадель, можно воспользоваться канатной дорогой, ее кабина быстро домчит вас от набережной реки Куры до самой вершины.
Но, мы ведь легких путей не ищем) Поэтому лично я взбирался туда пешком. И делал я это не из любви к физкультуре или экономии денег за подъем, а из желания осмотреть прилегающий к горе живописный квартал Клдисубани.

Но, прежде чем лезть наверх, ознакомимся немного с историей столицы Грузии.
Как всякий город, а особенно кавказский, Тбилиси имеет две истории - легендарную и реальную, т.е. основанную на исторических фактах. Естественно, официальной историей считается именно легендарная, так как, это Кавказ, и вообще "Восток - дело тонкое")
Легендарная история гласит, что Тбилиси основал, соответственно, самый легендарный грузинский царь - Вахтанг Горгасал, это такой местный Король Артур. Он якобы охотился на фазана в лесах, растущих на месте будущего Тбилиси. Раненый царем фазан, то ли излечился в местном серном источнике, то ли сварился в нем - в общем, таким образом местные термальные источники были обнаружены, и рядом с ними основали город Тбилиси, чье имя может переводиться как "теплый".

Понятное дело, что к реальной истории города эта легенда отношения иметь не может, так как наличие термальных источников не может быть главенствующим фактором для основания городов. Но самое главное, легендарная история Тбилиси существенно короче, чем реальная. Кстати, это удивительный случай, когда ради привязки основания города к некоей легендарной личности жертвуют возрастом этого самого города. Ведь Вахтанг Горгасал жил в конце 5 в. н.э., а первое письменное упоминание о Тбилиси, как крепости и центре власти, относится к 4 в. н.э., а археология свидетельствует о еще более раннем времени основания поселения на месте Тбилиси.
Отрывок из "Картлис мокцева" - Обращения Грузии, это одно из первых упоминаний Тбилиси:

ОБРАЩЕНИЕ ГРУЗИИ
"И стал после него царем Вараз-Бакур. И при нем марзпаны персидского царя вступили в Сивниети, и он отступил за Хидари. И архиепископом был тот же самый Иов. И тогда Крам Хуар Бор Зад, питиахш персидского царя, вступил в город Тбилиси — в крепость, и Грузия стала его данником, и [также] Армения, и Сивниети, и Гуаспураган."

При этом грузинский хронист Л. Мровели уточняет, что именно персидский ставленник - питиахш „Построил...Тифлис, промеж врат, крепостью [противу] Мцхета"

Т.е. Тбилиси основали персы в 20 км от древней грузинской столицы Мцхеты. Крепость в Тбилиси нужна была персидским марзпанам, чтобы контролировать столичный город Картли (т.е. Грузии того времени). В дальнейшем, Тбилиси стал постоянной ставкой персидского наместника Грузии.

Поэтому если грузинский царь Вахтанг Горгасал и мог охотиться на фазанов в районе Тбилиси, то только под окнами дворца персидского марзпана)

Ну, а мы начнем подниматься по улице-лестнице в гору. И сразу увидим, прицепившуюся к склону церковь - Квемо Бетлеми или Нижний Вифлеем.

Квемо Бетлеми до переименования была армянским храмом Св.Стефана, Сурб Степанос. В 1725 - 1727 гг. армяне, переселенные из Ирана, построили на этом месте женский монастырь и небольшую церковь. А 1868 г. была возведена та, что мы видим сейчас. Ну, а в конце 20 века, она была "приватизирована" Грузинской православной церковью, также как и многие другие армянские церкви в Тбилиси. Сейчас вокруг этих церквей идет бесконечная армяно-грузинская война в СМИ. В связи с этим, информация о церквях в Тбилиси весьма противоречива, так как обе стороны "наводят тень на плетень"- путается принадлежность храмов, даты их постройки и даже названия.

Выше по склону стоит еще одна бывшая армянская церковь - Св.Богородицы, сейчас это церковь Верхний Вифлеем - Земо Бетлеми. Она постарше нижней - была возведена в начале 18 века для армянского монастыря Петхаин. Сейчас ее тоже приватизировала Грузинская церковь. Об этом как-бы намекает, стоящая на вершине горы статуя Грузия-Мать, Мать Картли - очень эффектный, кстати, монумент, возведенный в 1963 г.

Верхняя церковь помонументальней, чем нижняя. Она возведена из камня, а не только из одного кирпича, хотя и на старом кирпичном основании. Кладка здесь очень характерная для Грузии - использовались камни-булыжники и кирпичи, и все это достаточно хаотично сложено. Такой тип кладки пришел в Грузию, видимо, из Персии, в Византии булыжник так не использовали.

Интерьер церкви Земо Бетлеми. К сожалению, все фрески здесь новые, написанные уже в 20 веке. Найти средневековые изображения в тбилисских церквях практически невозможно, да и самих древних церквей почти не осталось - Тбилиси все свое существование сильно страдал от нашествий и землетрясений.

Церковь Земо Бетлеми

А Мать-Грузия хороша, надо сказать - атлетичная такая девушка)

Удивительно, но грузино-армянскими "взаимоотношениями" история этого квартала не ограничивается. Когда я искал информацию по монастырю Петхаин, я нашел вот такой чудесный текст:)

"Наш дом стоял в середине Петхаина, где встарь жили только евреи.
Хотя позже в этом районе поселились грузины, армяне, татары, русские, курды, персы, турки, греки и даже поляки с немцами; хотя рядом с центральной синагогой стояли кафедральный собор православных христиан и шиитская мечеть, Петхаин по-прежнему считался «Грузинским Иерусалимом»: полдюжины сефардских и ашкеназийских синагог, сотни еврейских торговых и ремесленных лавок и даже этнографический музей грузинских иудеев.
Петахин был пусть и уставшим, но всё-таки сердцем города. Его самым беспокойным нервом."

Оказывается, грузино-армянская борьба за обладание культовыми помещениями в Тбилиси разворачивается на фоне места проживания еще одного древнейшего народа - "где встарь жили только евреи", а все остальные подвалили лишь потом - "позже в этом районе поселились грузины, армяне, татары, русские, и т.д." Т.е. армянский монастырь Петхаин, как-то должен был быть связан с соответствующим еврейским кварталом, или наоборот, квартал с монастырем, потому как, кто тут "самый древний" и не разберешь:)

И в этом весь Тбилиси - древний город, населенный десятками народов, город - проходной двор. Здесь Азия встречалась с Европой. И именно поэтому современный грузинский национальный характер существенно отличается от подобных, например, в Армении, где постоянно чувствуется жесткое противостояние с тюркским миром, или на Украине, где местное население не знает своих корней. Грузины очень интернациональны, по своей сути, и могут совмещать не совмещаемое.

Именно здесь на склоне Клдисубани можно почувствовать дух древнего Тбилиси, причем не старого, а именно древнего. К сожалению, в Старом городе Тбилиси сохранились лишь дома 19 века, они, будучи ветхими, конечно, создают определенную ауру, но это не тот дух, которым проникнуты стены Клдисубани - здесь ощущается именно тысячелетняя история города.

Тут спит история персидского и арабского Тбилиси. Возможно здесь, наверху, рядом с цитаделью Нарикалой и зарождался древний город.
Персы, захватившие всю Грузию, неуютно чувствовали себя в старой столице Картли Мцхете, им нужна была своя неприступная крепость. И рядом с ней начал расти новый город.

Так описана история Тбилиси в "Обращении Грузии":

"И после него царствовал Дачи Уджармели, и католикосом был Самовел. При нем люди начали селиться в Тбилиси и выстроили [церковь] Святой Марии, и католикосом был Петр.

И при этом же Бакуре пресеклась царская власть в Грузии.

Тогда Мцхета стала редеть, а Тбилиси — обстраиваться, Армаз стал падать, Кала — возвышаться. Персы владычествовали в Грузии, Армении, Сивниети и Гуаспурагане."

"Кала стала возвышаться". На самом деле, это естественный процесс роста древних городов, особенно в Азии, они все вырастали вокруг центров власти. Реальная власть в Картли принадлежала персидскому наместнику, грузинский царь в то время, это скорее менеджер по связям с общественностью, некий местный "фольклорный элемент", он помогал наместнику доводить волю персидских шахов до племенных сообществ. Поэтому, в конце концов и он перебрался в ставку марзбана, т.е. в Тбилиси.

Колокольня старого армянского монастыря Петхаин.

И безусловно, персы принесли в Грузию свою культуру, прежде всего религию. Речь идет о зороастризме. Сасанидские шахи всегда были строги в вопросах веры, их маги разжигали свои костры по всему Закавказью. Это сейчас, с высоты прошедших тысячелетий, кажется, что христианство победоносно шествовало по всему миру - то один царь делал его государственной религией, то другой. Но, в большинстве случаев, это лишь желание более поздних христианских хронистов, чьи тексты дошли до наших дней, в то время как писания магов-зороастрийцев почти все исчезли.

Скорее всего, основной верой в Закавказье вплоть до арабского нашествия было огнепоклонничество, т.е. зороастризм, а христианство существовало только как конкурирующая конфессия. Такая ситуация складывалась прежде всего на территориях подвластных персам, на землях Кавказа, подчиненных Византии, процесс христианизации естественно шел быстрее.

Один из зороастрийских храмов огня сохранился в Тбилиси, как раз, в районе Клдисубани. Это Атешга или Дом Огня, это помещение успело побывать и церковью, и мечетью. Сейчас, снаружи, это высокая кирпичная башня. Кстати, чтоб попасть внутрь Атешги, нужно постучаться в дверь частного дома, что на фото.

Атешга внутри. Помещение напоминает собой более поздние исламские мавзолеи. В углу, на фото, реконструкция храма огнепоклонников.

В 19 веке Атешга, будучи мечетью, имела купол.

Безусловно, христианское духовенство пыталось бороться с магами, но скорее всего, зороастризм в Грузии существовал еще долго.

В "Обращении Картли" есть отрывок, повествующий об избиении зороастрийцев византийцами императора Ираклия, захватившими Тбилиси в 627 году:

"И сей Ираклий послал глашатаев в Тбилиси, Мцхета, Уджарму [с приказанием], чтобы все христиане собрались в городских церквах, а все маги и служители огня или приняли крещение, или были истреблены. Но маги, не пожелали принять крещение, обманом смешались с христианами, пока Ираклий не поднял на всех оружие, и потоки крови потекли в церквах. Очистив веру Христа, Ираклий ушел."

Видимо, Ираклий не пощадил и местных христиан, если "поднял на всех оружие".

А это тбилисские котэ)

Дом с балконом в Клдисубани.

Барабан церкви Земо Беглеми и чудо техники - тбилисская канатная дорога.

Ну, и нам пора подняться на вершину Салалакского хребта, где сохранились руины стен цитадели.

Здесь мы опять видим Мать-Грузию. И со спины она тоже хороша!

Сверху открываются живописные виды на Старый город и безумную архитектуру времен М.Саакашвили, хотя возможно этот кошмар продолжают строить и сейчас.

Вид на Куру, храм в Метехи, и на заднем плане современная церковь - Цминда Самеба, главный кафедральный собор Грузинской православной церкви.

Собор Цминда Самеба.

А это армянская церковь Мугни Сурб Геворк, ее, видимо, делить уже не будут, так как она совсем развалилась.

Вот и сама Цитадель. Несмотря на то, что первые укрепления появились здесь еще в 4 веке, большая часть стен сейчас, это скорее творение 17-18 вв. Очень сложно понять, что тут от персов, что от арабов, что от турок, я бы предположил, что очертания руин крепости скорее отображают местные закавказские представления о фортификации. Я видел подобные армянские и грузинские замки, для них характерно нагромождение разнокалиберных башен, часто плотно сдвинутых вместе, что мы и наблюдаем в Нарикала.

К сожалению, Цитадель сильно пострадала от военных действий и землетрясений, особенно разрушительное землетрясение произошло в 1827 году, тогда были разрушены почти все внутренние сооружения крепости.

Цитадель состоит из Верхней крепости - это те стены, что на фото, и Нижней, от нее почти ничего не осталось. Раньше же стены Цитадели спускались непосредственно к реке. Сейчас все нижние стены разобрали.

Крепость была почти неприступна, как правило, ее сдавали вместе с городом, штурмовали очень редко.
В 627 году персы и грузины, надеясь на крепостные стены Тбилиси в открытую глумились над византийским императором Ираклием и хазарским каганом Джибгу, когда те решили штурмовать город. Правда, кончилось это для защитников крепости печально, союзники византийцев хазары взяли Тбилиси штурмом. И все сидевшие за стенами горько поплатились за свою самонадеянность. Как я писал выше, византийцы и хазары истребили всех магов-персов и тех, кто им потворствовал.

Из "Обращения Картли":
"Тогда прошел [по Грузии] Ираклий, царь греков. И начальник тбилисской крепости Кала обозвал царя Ираклия козлом. А он остановился, взял [книгу] Даниила и нашел следующее слово: «Пришел козел Запада и сокрушил рога восточного овна». И царь сказал: «Пусть исполнится это слово, я воздам тебе по заслугам». И, оставив эристава Джибго для ведения осады, сам отправился в Багдад воевать с царем Хуасро.

А этот Джибго после немногих дней взял Кала, пленил упомянутого начальника крепости, наполнил ему рот драканами, затем снял с него живого кожу и послал за царем в Гардабани, в дом Вараза-Григола."

Ворота в Нарикала.

Единственное сооружение в крепости - церковь Св.Григория. Этот новодел возвели совсем недавно, лет 15-10 назад. Но, стоит она на месте старой церкви еще 13 века.

В старой церкви в 1800 г. сделали пороховой склад и при землетрясении она взорвалась. Церковь разметало на куски. Но, некоторые части фундамента и стен старого храма сохранились, их включили в новую постройку.

Внутри церковь расписана, но, естественно, это все - современное творчество.

Остатки старой церкви во дворе Нарикала.

Ранее, в Цитадели было, естественно, больше построек, но к сожалению, от них ничего не осталось.
Есть свидетельство европейского путешественника Турнефора, посетившего Тифлис в 1701 г., где он пишет, что в Цитадели существовали и мечети, правда, непонятно где, в Верхней или в Нижней крепости.

„Церквей греческих (православных) в Тифлисе пять, четыре в городе и одна в предместьи; армянских церквей 7 и мечетей 2, обе в цитадели; третья мечеть, вне цитадели, оставлена."

Сейчас, в Тбилиси рядом с Нарикалой действительно есть одна мечеть, но построена она была позже посещения города Турнефором, в 1723 году.
Надо сказать, что для такого города как Тбилиси - одна мечеть, это невероятно мало. Ведь Тбилиси чуть ли не половину своего существования был исламским городом. Как известно, в 8 веке персов в Тбилиси сменили арабы, здесь сидел наместник Халифата, а в скором времени Тбилисский эмират стал фактически самостоятельным государством, в общей сложности он просуществовал почти 400 лет. В 16 веке Тбилиси опять попал под правление мусульман, многие грузинские цари даже принимали ислам. Но никаких следов исламского присутствия в Тбилиси почти не осталось. Все же интернациональность - интернациональностью, но христиане всегда очень сурово относились к материальному наследию других конфессий. Муслимские бани, конечно, оставили, а мечети видимо все посносили.

Из Нарикала открываются лучшие виды на город, поэтому теперь храбрые туристы штурмуют ее стены.

Внешние стены Нарикалы. Я такую кладку с булыжниками только в Грузии и видел.

"Персидские узоры" на стенах башен. Все же если воспринимать Тбилиси как часть восточного мира, прежде всего Персии, будет лучше понятна его непростая история. Не зря арабский географ Истахри писал, что Тифлис - это город Аррана, т.е. нынешнего Азербайджана, а он, в свою очередь, был частью Персии:
"В Арране не существует городов значительнее, чем Берда"а, Баб-ул-Абваб и Тифлис".

Другие посты о Грузии.

На протяжении многих веков крепость Нарикала защищала столицу Грузии. Она возвышается высоко над городом на одноименной горе Сололакского хребта и отлично видна с центральной его части. Древняя цитадель выполняла лишь оборонительную функцию, поэтому на её территории, окруженной остатками крепостных стен, не найти дворцов или каких-либо других зданий и сооружений, за исключением лишь храма Св. Николая (12-й век) в верхней части крепости, а также армянского храма Сурб Геворг (Св. Георгия), который основал князь Умек Каринци (1251 г.) в нижней части старого города.

Местные жители очень любят свой древнюю крепость и почтительно называют её сердцем и душой Тбилиси .

Археологи точно не могут определить дату сооружения крепости, примерно 4-й век (ещё до основания Тбилиси), тогда она была известна под именем Шурис-Цихе («завидная крепость») . Есть также письменные свидетельства о том, что в 627 году крепость подверглась штурму со стороны императора Византии Ираклия. Начиная с 8-го века и на протяжении примерно 400-х лет, крепостью владели арабы, которые основали здесь столицу Тбилисского эмирата. Считается, что именно благодаря постройке в арабском архитектурном стиле 7-12 веков, а также восстановительным работам 17-18 веков Нарикала и приобрела современный вид.

В кругу историков бытует версия, что такое название крепость получила после монгольского (хорезмийского) нашествия 1236 года, которые и дали имя цитадели «Нарын-Кала» , что означает малая крепость . Ещё одна версия происхождения названия – “Колючая крепость” либо буквально “Чертополоховая крепость” , поскольку в переводе с грузинского языка «нари» – это «осот» либо «бодяк». Наконец, третья иранская версия – в переводе с персидского языка «нарин» также означает «малый» либо «младший» , считается, что персидские завоеватели нарекли крепость этим именем.

Нарикала пережила очень много войн, штурмов и завоеваний. Крепость овеяна славой и легендами, считается, что она была действительно неприступной, её защитников выбить не представлялось возможным, крепость можно было лишь осадить на долгие месяцы, взять долгим измором, либо разрушить с помощью тяжелых орудий.

Как бы то ни было, но крепость переходила из рук в руки, здесь стояли и персы, и турки, и греки.

Территория крепости делится на две части – Верхняя Крепость , собственно, где сейчас и стоит цитадель с храмом Св. Николая , и Нижний город , где выстроен храм Св. Георгия и куда спускаются крепостные стены к берегу реки Кура. Со временем бастионы в Нижнем городе полностью были разрушены (19-й век), а сама Нарикала очень пострадала от крупного землетрясения 1827 г.

Из центра города на территорию крепости можно добраться практически за пару минут , если воспользоваться канатной дорогой.

Храм Св. Николая хотя и имеет многовековую историю, но, к большому сожалению, от старой церкви остался лишь фундамент, в период империи она использовалась в качестве хранилища пороховых бочек и в 1827 г. церковь была полностью уничтожена. В 1966 г. археологи обнаружили фундамент здания, и только в 2004 г. храм был восстановлен в современном виде. Таким образом, росписи (фрески) довольно молоды, но среди них есть довольно примечательная – с изображением прославленного Ильи Чавчавадзе, выдающегося общественного деятеля Грузии.

В Нижнем старом городе можно увидеть главный вход в , это и есть знаменитая Башня Ганджийских ворот , на этом месте когда-то располагались главные восточные врата древнего города, а сама Башня использовалась в качестве места для совершения публичной казни – с её высоты сбрасывали преступников, осужденных по политическим мотивам.

С крепостной стены открывается великолепная панорама города, сюда можно подняться поздно вечером, чтобы полюбоваться огнями ночного города с высоты полета птиц, это лучшая точка обзора.

А это видео воздушной съемки Крепости Нарикала.

Обновлено 04/07/2019

Крепость Нарикала в Тбилиси – одно из мест грузинской столицы, в котором обязательно надо побывать при ее посещении. Как говорится, must have! Данный оборонный комплекс когда-то был главной защитной силой Тбилиси, но со временем пришел в негодность. Сейчас здесь масса живописных развалин и просто волшебные виды на город. Совсем рядом находится Ботанический сад, а канатная дорога связывает Нарикала с самым необычным парком Тбилиси – Рике.

История крепости Нарикала

Фортификационное сооружение в первые периоды своего существования было главной крепостью Тбилиси. В этом плане Нарикала можно назвать своеобразным аналогом Кремля (как сооружения, центра города, главной оборонной системы). Несмотря на важность крепости, ученые не могут назвать точную дату ее постройки. По одним версиям, Нарикала появилась раньше самого города , по другим – строилась уже в оформившемся поселении. Наиболее вероятной является версия одновременного строительства крепости и города. В таком случае Нарикала датируется концом IV века нашей эры и сведения о приказе от самого Вахтанга Горгасала (основатель Тбилиси) выглядят более правдоподобными.



Крепость Нарикала в Тбилиси первоначально носила другое название, а именно - Шурис-Цихе. С арабского языка это название можно перевести как «завидная крепость», что недалеко от истины (оборонное сооружение было очень сложно взять штурмом). Неприступность крепости обусловлена не только мастерством зодчих, но и природными особенностями – постройку защищали скалы горы Мтацминда и река Кура. Сразу при закладке были проложены подземные ходы для защитников , по которым они могли пройти к реке. Также в крепость провели акведуки для независимого водоснабжения. Но подобные ухищрения не смогли спасти Тбилиси от вражеских войск.

Первое падение на твердыню датируется 627 годом, когда город был взят войсками Византии (точных сведений насчет штурма крепости нет, так что жители Тбилиси просто могли капитулировать). Необычный период мусульманского Тбилисского эмирата (с VII века) принес дополнительные укрепления крепости, которые органично вписались в первоначальную постройку. В тот период бастионы значительно разрослись, стены спускались к самой реке, и власти замка могли взимать огромную пошлину с торговцев, проходивших этим путем. Почти через 400 лет спустя образовалось Грузинское царство, при котором Нарикала (Тбилиси) также стала основой обороны города. В 1236 году столица пережила нашествие войск из Хорезма, который уже тогда начал подчиняться татаро-монголам. Тбилиси разрушили, скорее всего, серьезные повреждения понесла и Нарикала.



Как раз от монголов фортификация и получила современное название (тогда оно звучало как Нарин-Кала – «Малая крепость»). Впоследствии Нарикала служила местом размещения гарнизонов города, здесь стояли и монгольские, и персидские, и османские войска . В XVII веке, когда по всей стране часто поднимались восстания против персов и захватчиков изгоняли из страны, в крепости Нарикала оставался их гарнизон. Войска здесь могли ждать помощи несколько месяцев, крепость предоставляла им надежное убежище. В XVIII столетии замок достиг наибольших размеров. Вершину скалы занимал исторический центр фортификаций, в нижней части склона стояла Верхняя крепость, к Куре спускались стены, которые шли и по ее берегу. Эта часть крепости, известная как Нижний город, была снесена веком позже.

Мощное землетрясение 1827 года серьезно повредило все участки стен и зданий комплекса. Тогдашние власти могли восстановить крепость, но не стали делать этого. Причина крылась в том, что Нарикала к тому времени уже не могла выполнять оборонительную функцию – появление артиллерии сделало многие средневековые замки бесполезными. В руинах крепость стояла больше сотни лет, только в 90-х годах XX века начались реставрационные работы. Был восстановлен один из храмов, приведены в надлежащий вид сохранившиеся стены и башни. В 2012 году от парка Рике в крепость проложили канатную дорогу (не путать с ).

Крепость Нарикала в наше время

В настоящий момент на горе вы найдете фрагментарные участки, оставшиеся от некогда цельной крепости Нарикала. Ядром современной достопримечательности остается исторический центр форта, дошедший до нас практически без утрат. Главные ворота ведут в Нижний форт, а на скалах над ним расположился Верхний форт. Прямо за воротами можно увидеть торговую площадку и современный на вид храм (о нем расскажу ниже). На верхний уровень можно подняться свободно, однако это тяжелое дело , учитывая сильную жару и открытость местности. Вид оттуда открывается интересный, но все же подумайте, хватит ли у вас сил подняться наверх. А видами Тбилиси можно полюбоваться и из других частей крепости.



В Нижнем форте прекрасно видно сувенирный киоск, где можно приобрести классические магнитики с видом на крепость и прочую атрибутику. Но интересен не он, а находящаяся за киоском смотровая площадка. Чтобы попасть на нее достаточно просто обогнуть торговую точку. С обзорной точки открывается хороший вид на расположенный прямо внизу вход в . Строго говоря, сама крепость Нарикала граничит с Ботаническим садом, который находится на месте старых бастионов Нижнего города у реки Кура. Современный вход в сад является старой башней, высившейся над Ганджийскими воротами. В старину ворота служили восточным въездом в Тбилиси, а также место казни (приговоренных просто сбрасывали с башни).

Кроме цельных участков замка можно найти на склонах горы и изолированные стены. Одна из них, протянувшаяся в западном направлении, ведет прямо к угловому форту крепости Нарикала. Сама стена частично уничтожена, кое-где реставрирована, но интересней всего именно форт. Этот участок крепости скрыт насаждениями, поэтому найти его бывает непросто (но на деле достаточно идти вдоль стены на запад, мимо участка канатной дороги и статуи , за которой и стоит форт).


Ученые называют это место башней Шахтахти и считают, что в старину тут располагалась обсерватория. Сейчас же форт лежит в руинах, в некоторых местах можно найти врытые в землю грузинские амфоры-квеври.

Храм Святого Николая

В древние времена в стенах замка стояли церкви и храмы, выполняющие важную роль духовной поддержки гарнизона. Немало подобных объектов находилось и за нынешними стенами крепости. В рамках данной статье расскажу о храме Святого Николая. На фото ниже — проход к церкви.
Известно, что церковь была возведена в XII столетии, в годы упадка была практически полностью разрушена. Объект обнаружили после раскопок, а восстановили в 1996 году. Современный вид храма может показаться обыденным и скучным, но реальную историческую ценность представляет фундамент.


Эта часть сохранилась практически без изменений, а значит – ведет свою историю с самого момента постройки церкви. Внутри также интересно,можно полюбоваться на фрески и иконы, представляющие произведения искусства.

Отзывы о посещении крепости

Отзывы о крепости Нарикала в Тбилиси в основном положительные, многие отмечают шикарные виды, открывающиеся отсюда на грузинскую столицу. В этом плане крепость Нарикала и главные конкуренты. Рекомендую побывать и там, и там.

«Главное достоинство крепости – это виды на город, они тут прекрасные! Можно разглядеть собор Святой Троицы, храм , резиденцию президента, улочки и домики. А в другой стороне уже лес и горы. Приятно, что за вход не надо платить, но огорчило отсутствие хотя бы простых кафе» , — Ольга М., 39 лет.

К слову, у верхней станции канатной дороги стоять несколько киосков, где можно купить прохладительные напитки, мороженое или просто воду.

«Отличное расположение крепости, чтобы не идти пешком можно подняться на канатке. В самой крепости смотреть-то особо нечего, старые разрушенные стены и новострой-храм. Но виды отсюда замечательные (именно с высоты крепости Нарикала в Тбилиси фото города получаются лучше всего!), да и посещение можно совместить с визитом в Ботанический сад», — Елизавета М., 26 лет.

«Просто находка для любителей старины и развалин! Поднялись с женой пешком, осмотрели по пути храм Святого Георгия и . А потом вдоволь полазили в самой крепости, тут для этого много места. Рекомендую подняться наверх, к кресту, отсюда лучшие виды на город, но не забудьте удобную обувь», — Виктор И., 33 года.


Полезная информация о Нарикала (Тбилиси)

Время работы: круглосуточно.

Сайт: официального сайта нет.

Как добраться до крепости

  • Самый удобный и интересный способ – прокатиться на канатной дороге из парка Рике. Поездка в одну сторону обойдется в 1 лари. Вам понадобится (если вы пользуетесь общественным транспортом Тбилиси, она у вас наверняка будет);
  • также до крепости можно подняться пешком – к ней ведет улица Орбирию Идем по этой улице, проходим мимо храма Святого Николая, поднимаемся выше и выше.

От главных ворот крепости отходят тропы к канатной дороге – направо и в Старый город, к Серным баням – налево. Фото ниже сделано из кабинки канатной дороги.


Посетить крепость вы можете также в рамках одной из экскурсий по Тбилиси.

Экскурсии по Тбилиси с посещением крепости Нарикала

Отели у крепости Нарикала

Если хотите жить рядом с такой красотой и ежедневно любоваться видами с вершины крепости, выбирайте отель неподалеку. Букинг рекомендует следующие варианты в данном районе.

Citadel Narikala Hotel - оценка 8.3. Этот четырехзвездочный отель находится всего в 5 минутах ходьбы от крепости Нарикала. Стоимость суток размещения в двухместном номере составляет 130 евро (завтра включен).

Apartment Lela on Meidan – оценка 9.3. Оборудованные всем необходимым апартаменты расположены на площади Мейдан. Они могут вместить до пяти человек – стоимость суток размещения начинается от 50 евро.

Apartment on Botanikuri – 9.1. Шикарное расположение апартаментов отмечают большинство постояльцев. Вид на горы и терраса включены в стоимость размещения. Сутки обойдутся в 60-70 евро.

Крепость Нарикала и ее достопримечательности на карте

Нанес на карту все самые важные точки, которые могут понадобиться вам при посещении крепости Нарикала. Карту можно приблизить и уменьшить, также с помощью нее возможно проложить маршрут.

Крепость Нарикала на карте:

Остались вопросы? Задавайте их в комментариях. Понравилась статья? Поделитесь ею в любой из социальных сетей (кнопочки расположены ниже).

Влюбленный в Грузию, Игорь ОЗИН.

Тбилисский Кремль — посещаем крепость Нарикала

4.7 (93.33%) ПРОГОЛОСОВАЛО 6
Израиль