В чем разница между байдаркой и каноэ. Чем отличается каяк от байдарки и каноэ. Что такое каноэ

В последнее время сплавы на каяках стали пользоваться огромной популярностью в Харькове и во всей Украине. В этом нет ничего удивительного, ведь в современном мире далеко не все могут найти время и средства на полноценный отдых, а провести выходные на каяках или байдарках – это удовольствие, доступное почти каждому.

Каяки, также, как и байдарки, заслужили свою популярность благодаря относительно небольшому весу и отличной манёвренности. Байдарки и каяки легко могут пройти в таких местах, в которых не пройдет обыкновенная лодка. Поэтому любители водных походов отдают предпочтение именно этим плавсредствам.

Байдарки и каяки – разные конструкции, одинаковые функции

Не смотря на растущую популярность сплавов на каяках и байдарках, очень мало людей понимает, в чем отличия между ними. Для человека, который не углублялся в вопрос, а просто хочет хорошо провести время, отправляясь в поход на каяках, разница и правда не очевидна. С виду оба типа очень похожи – вытянутые лодки с узким носом и кормой, для управления обеими используются весла, а также оборудованы места для сидения гребца. Мы же рассмотрим ситуацию немного глубже.

Первое и самое главное отличие между этими двумя лодками заключается в том, что байдарка – разборная, в то время как каяк – цельный. Это делает первую удобной для транспортировки и хранения – если вы не планируете ходить в поход, ее можно разобрать и сложить в мешок до следующей необходимости. Каяк разобрать не получится, для его хранения нужно больше пространства, да и перевозить его с места на место не так уж просто. Зато на сбор байдарки уходит от 30 минут до часа, тогда как для сплава на каяках вам нужно лишь привезти их к реке – и можно отправляться в путешествие.

Второе различие в том, что корпус байдарки представляет собой водонепроницаемую ткань ПВХ, которую легко повредить корягой, скрытой под водой, или острыми камнями. Корпус каяка – полимерный, следовательно, гораздо лучше переносит столкновение с острыми предметами. Однако за счет этого он тяжелее, это тоже нужно учитывать, если вы собрались в сплав на каяках.


И последнее, чем отличается байдарка от каяка – это маневренность. За счет легкого каркаса и мягкой шкуры байдарка становится незаменимой на небольших порогах и прямых дистанциях, но достаточно неуклюжа при резких маневрах. Твердая конструкция каяка дает больше возможностей для того, чтобы использовать все тело гребца при маневре и позволяет лучше реагировать на неожиданные препятствия на реке.

Что выбрать для незабываемого сплава – байдарку или каяк?

С этим вопросом вы обратились по адресу. Ответ прост: для незабываемого отдыха выбирайте ХурмаТУР и не беспокойтесь обо всем остальном! В наших сплавах на байдарках вам не нужно будет самостоятельно их собирать, а если вы решите отправиться в сплав на каяках, то можете быть уверены, что дальше чем из реки на берег вам их не придется нести. Ведь ХурмаТУР – лучшие идеи для отдыха.

Северные народы (алеуты, эскимосы, инуиты, чукчи и другие) плавали на долгих и узких охотничьих лодках, на которых рыбачили и занимались охотой, в частности преследовали морских животных. Это суденышко длиной до шести метров назывался каяком, но в странах бывшего СССР его традиционно называют байдаркой, и это название является более понятным для граждан СНГ.

Характеристика

Исторически каяк делался из дерева или кости — из этих материалов изготавливался каркас, который обтягивался шкурами морских животных — нерп, тюленей, моржей. Охотник размещался сидя, посадка осуществлялась через люк посредине лодки — «кокпит». Гребля осуществляется с помощью двостороннего весла, эта особенность является главным отличием каяка от каноэ.

Каяки делятся на два типы:

  • лодки, в которых спортсмен сидит внутри каяка, они называются каяки sit-in;
  • каяки sit-on-top — это недавнее изобретение, в таком типе лодки каякисты гребут, сидя сверху, они называются sit-on-top.

Каркасные

Каркасные каяки еще называют разборными. Именно этот тип является традиционной байдаркой. Каркас делают из дерева либо металла и обшивки (так называемой «шкуры»), которая покрывает сверху каркас. В прошлом «шкуры» действительно изготавливались из кожи животных, сейчас они синтетические, за ними проще ухаживать. Каркасные байдарки предназначены для перевозок грузов на тихой воде.

Каркасные каяки (байдарки) могут компактно складываться, храниться в ограниченном пространстве и перевозиться даже на обычном легковом транспорте, в этом плане они очень удобны. Одноместная байдарка широко применялась в туристических целях в Советском Союзе.

Чем байдаки неудобны:

  1. Сборка каркасного каяка производится до от получаса до одного часа в зависимости от модели спортивного судна. Обычный каяк не настолько компактный, но его не нужно собирать и он сразу после прибытия к водоему готов к спуску в воду. Скорость монтажа считается негативным фактором, но скорее он нейтральный, ведь он компенсируется удобством транспортировки и хранения.
  2. А вот действительно негативный фактор каркасного каяка — трудности обеспечения симметричности носа и кормы относительно обшивки (шкуры). Качество пошива пошива имеет большое значение.
  3. Байдарка с каркасом не приспособлена для плавания на бушующей воде, ведь если она налетит на камни, оболочка в большинстве случаев повреждается, что может привести к катастрофическим для спортсмена последствиям.
  4. Каркасные байдарки могут быть довольно опасными, так как они не снабжены герметическими камерами, как современные пластиковые лодки. Кроме того, большие размеры и низкая посадка спортсмена делают управляемость не самой лучшей, так как из-за слишком низкой посадки тело в управлении принимает недостаточно участия.
  5. При встречах с камнями байдарку нужно постоянно ремонтировать — латать шкуру, заделывать повреждение пеной. Для непотопляемости байдарку снабжают емкостями, например надувными камерами.
  6. Каркасная байдарка при движении неуклюжа, не способна к резким маневрам. Она предназначена для прямолинейного движения по спокойной воде.

Надувные

Надувные каяки — это фактически надувные лодки, которые имеют байдаркоподобную форму. Они также имеют свои недостатки:

  1. Главным недостатком является отсутствие жесткости — гребец своим весом может прогибать надувной каяк, при чем нос и корма поднимаются над водой. На двухместных надувных каяках эта проблема не так выражена, но также существует. Чтобы решить проблему, надувное суденышко дополнительно нагружают спереди и со спины гребца, а это лишние заботы.
  2. Недолговечность синтетических материалов, из которых сделан надувной корпус. Борта довольно легко повредить. Вместо камер для вещей в лучшем случае предусмотрены не очень вместительные карманы, но и их может не быть. Чтобы надувной каяк был удобней, в некоторых моделях делают более широкое дно, но в таком случае теряется обтекаемость и этот спортивный снаряд становится похожим на обычную надувную лодку.
  3. Надувной каяк подвержен действию ветра, в ветряную погоду его трудно надувать и грести. Каяк может изменять направление вместе с ветряными порывами и с этим трудно бороться. Чтобы при порывах ветра плыть, придерживаясь прямой линии, движение стабилизируют рулевыми веслами.

Чтобы уменьшить негативные свойства, выпускают комбинированные каяки — жесткое дно и надувные борта. Стоит отметить и преимущества — большая грузоподъемность, непотопляемость при неповрежденной поверхности, компактные размеры в не надутом виде и удобство транспортировки.

Неразборный вид каяков имеет сплошной, преимущественно полиэтиленовый корпус, который максимально закрыт, место есть только для гребца (так называемый кокпит). Неразборный каяк достигает в длину пять метров (при минимуме — 2,5 метра), ширина начинается от 45 сантиметров и достигает 80 сантиметров.

Каяки делают из различных полимеров, стеклополимеров, композитов и других синтетических материалов. Неразборным каякам нет серьезной альтернативы в спорте, они имеют лучшие эксплуатационные характеристики и используются в каякинге в большинстве случаев.

Преимущества цельных неразборных каяков:

  1. Надежность, длительный срок службы, стойкость к ударам, столкновениям, причем даже с твердыми и острыми поверхностями. Конечно, царапины остаются, но целостность поверхности не нарушается. Если образовалась вмятина, она должна выпрямится, если лодку просто поставить на солнце.
  2. Хорошая теплоизоляция, что немаловажно на холодной воде, когда гребец долгое время остается неподвижным, а размять ноги не получится из-за ограниченного пространства.
  3. Жесткая конструкция дает возможность использовать все тело для маневров, а также специальным движениям весла выворачиваться из воды (если спортсмен перевернулся в воду», совершая «эскимосский переворот»).

Выбор

Если каяк выбрать правильно, его можно использовать в разных водных условиях. Однако при активном плавании в определенных водах, желательно выбрать специализированную лодку, поскольку разные каяки ведут себя в разных стихиях по-разному.

Каяки морского и экспедиционного типа можно использовать в любых водах, кроме мест, где есть быстрое течение и пороги, небольшие водопады. Ограничение связано с тем, что такие суда длинные, достигают пяти метров в длину, и они не имеют нужной маневренности. Короткие каяки для белой, то есть пенистой воды можно использовать для катания по волнам, однако небольшая длина делает их неудобными в спокойных водах. Универсальными каяками можно плавать и на бурных реках, и на спокойном озере, и на море с волнами, но серьезного спортивного интереса они не представляют, а рассчитаны на любителей.

Самые распространенные и самые универсальные каяки — пластиковые, изготовлены из полиэтилена, сделанные по технологии ротомолдинга, под высоким давлением (без швов), а также методом склеивания. Такие пластмассовые каяки дешевы, устойчивые к износу.

Несмотря на технический прогресс, сейчас продолжают делать каяки из дерева, которые могут иметь утилитарное прогулочное применение, а также могут быть имиджевыми вещами, так как имеют богатую отделку. Деревянные каяки перед пластиковыми имеют преимущество — они легче, но есть и серьезные недостатки — менее стойкие к повреждением, со временем могут рассыхаться с образованием щелей. Каяки из дерева могут продаваться в виде конструкторов для самостоятельной сборки.

Сравнение каяков sit-on-Top и sin-in

Sit-on-top

Каяки Sit-on-top предназначены для активного отдыха. Каякинг — это довольно новое быстро набирающее популярность массовое занятие, отличное от простого спортивного соревновательного либо экстремального занятия. Лодки этого типа легкие, удобные в эксплуатации и управлении. На них довольно безопасно, так как при переворачивании человек выпадает из лодки, а не опускается головой в воду, как это случается в каяках sit-in, которые используют «юбку» для водной защиты.

При выборе sit-on-top не нужно учится делать сложных эскимосских переворотов, ведь вы находитесь на каяке, а не в каяке. Этот тип каяков имеет разные модификации — от плоских для одного гребца до четырехместных, они могут использоваться на спокойной воде, а также на речном течении или на морских волнах.

Преимущества sin-on-top:

  • простота в использовании, хранении, в самопомощи при переворачивании на воде, что особенно ценится новичками,
  • небольшой вес позволяет легко переносить;
  • не нужно дополнительно укомплектовывать юбкой;
  • на нем можно хранить больше вещей, которые, правда, должны быть упакованы в водонепроницаемые мешки либо контейнеры;
  • могут использоваться для разных функциональных целей, например как плавучая основа для дайвинга, рыбалки, на плоской поверхности лодки удобно размещать снасти и оборудование для ныряния;
  • стабильно держится на воде, удобный обзор, относительная дешевизна, хороши для людей, которым трудно двигаться.

Недостатки каяков Sit-on-Top

  • открытые к водной стихии, атмосферным осадках, например этот вид лодки неудобен во время дождя, поэтому его использование зависит от времени года и даже погоды;
  • защиты от влаги никакой — гребец будет мокрым всегда, поскольку на пластиковой поверхности кокпита (место сидения человека) образовывается лужа; проблема решается дренажными отверстиями, которые на спокойной воде и при хорошей погоде закрываются пробкой, но таким образом проблема не решается полностью, поэтому или нужно грести аккуратно или же заниматься плаванием в теплых водах и в теплую погоду, из-за этого каяки sit-on-top называются летними;
  • в холодное время нужно пользоваться гидрокостюмом, кроме того, зимнее плавание является экстремальным и практически невозможным;
  • противоположная проблема — ноги могут обгореть на солнце, но это касается и всего тела;
  • трудность с выполнением эскимосского переворота (хотя он возможен);
  • нужда в дополнительных сидениях, которые имеют регулировку, при длительных плаваниях;
  • трудность с транспортировкой;
  • каяки с внешней посадкой более медленные, нежели те, у которых полая внутренность; это связано с меньшей устойчивостью и необходимость сделать sit-on-top шире.

При отсутствии юбки кокпит быстро заполняется водой, становится тяжелым и воду слить можно только на берегу. Нужно изучить «эскимоский переворот», который позволяет быстро перевернуть лодку в рабочее положение.

Преимущества sit-in:

  • более легки в управлении и могут развивать большую скорость при меньших усилиях;
  • гребец и его вещи имеет больше шансов остаться сухими;
  • лучше подходят для долгих плаваний.

Недостатки sit-in:

  • труднее садиться и выходить;
  • кокпит небольших размеров;
  • нужно использовать юбку при сильных волнах;
  • тело должно быть в определенном положении, что не совсем удобно, если нужно активно двигаться в пределах лодки;
  • в жаркую погоду под палубой может быть высокая температура воздуха, особенно при наличии юбки;
  • доступ к вещам затруднен.

Типы по назначению

Каяки делятся на типы по их назначению:

  1. Для рыбалки — в основном Sit-On-Top, реже — Sit-In, также их делают с педальным приводом.
  2. Для серфинга — до трех метров длиной, с плоским дном и высоко поднятым носом, на них удобно кататься по высоким волнам.
  3. С педальным приводом — тримараны, на который можно ставить парус, лодку толкают вперед не пропеллер, а своеобразные плавники.

Виды каякинга

  1. Рекреационный — для прогулок, в основном двухместные или трехместные, для семейного отдыха.
  2. Туристический — универсальный, для заплывов на целый день или на несколько дней.
  3. Экстремальный — плавание по бурным рекам.
  4. Морской — плавание по морским волнам.
  5. Экспедиционный — прочные каяки для дальних плаваний, лодки такого типа иногда называют океаническими.
  6. Серфинг — каяк похож на серфинговую доску.
  7. Слаломный — профессиональный спорт «гребной слалом на каяках и каноэ», олимпийский вид спорта с 1992 года.

Каякинг может быть видом спорта, способом отдохнуть на воде или возможностью передвигаться по водной поверхности в целях рыбалки, путешествия.

2 ноября 2016

Несколько тысячелетий назад древние люди придумали плавсредства, позволяющие им перемещаться по рекам, озерам и, даже, морям. Одними из самых первых видов суден можно считать байдарку и каноэ. Они имеют малые габариты, очень легки и, с первого взгляда, практически не имеют отличий. Однако это не так.

Что такое байдарка?

Так называется лодка, изначально созданная на севере. Идея создания байдарки исторически связывается с потребностями полярных народов. Именно рыбаки придумали маленькое и очень удобное судно, чтобы плавать на нем по северным рекам и Ледовитому океану. Древние байдарки изготавливались из дерева и перетягивались кожей морских животных. А современные байдарки выполнены из высокопрочных износостойких материалов, которые делают их максимально устойчивыми и долговечными.

Что такое каноэ?

Идея создания каноэ принадлежала индейцам. Первые судна были деревянными, для повышения прочности и улучшения плавучести их дополнительно покрывали корой деревьев. Сегодня известны два основных вида каноэ - для туризма и спорта. То же самое можно сказать и о байдарках.

Отличия байдарки от каноэ

Гребля на байдарке и каноэ имеет ряд отличий как раз из-за разности в конструкции лодок.

Весла. Техника гребли как на каноэ, так и на байдарке подразумевает наличие только одного весла у спортсмена. Однако у байдарочника весло имеет совершенно иное строение, чем у каноиста. На байдарке каждое из весел имеет по две лопасти, это дает возможность спортсмену загребать воду с обеих сторон судна. А у весла каноэ лопасть имеется только с одной стороны, поэтому спортсмен может либо проводить греблю только справа, либо только слева.

Место для гребцов . Спортсмен на байдарке сидит на предусмотренной для человека скамейке, то есть во время соревнований он занимает положение «сидя». А гребец каноэ издревле при гребле опирается на одно из колен. Поэтому техника гребли на каноэ требует большей подготовки и сосредоточенности.

Сколько гребцов на судне ? Максимальное количество мест на байдарке - три. В некоторых соревнованиях участвуют четыре и более спортсмена, но это считается редкостью. Особенности каяка и каноэ предусматривают размещение гораздо большего количества гребцов. На суднах этого типа умещаются 7 и 10 человек.

Рулевое управление . Каноэ не имеют руля. А вот на некоторых современных байдарках предусмотрено рулевое управление. Надо сказать, что руль очень сильно облегчает как управление судном, так и его перемещением по полосе препятствий в бурной воде. Однако на мелководье лучше им не пользоваться, так как велика вероятность застрять на дне.

Рулевое управление на каноэ осуществляется за счет движений весел. Поэтому техника гребли на таком судне – гораздо сложнее, чем на байдарке. Спортсмену требуется не только хорошая практика и опыт, но и большая физическая сила и выносливость.

Как переносятся по суше каноэ и байдарка ? Конструктивные особенности каяка и каноэ выражаются еще и в том, что их довольно просто переносить. Ведь изначально каноэ предназначалось для переноски одним человеком. А вот перенос байдарки требует более серьезных усилий.

В наше время каяки, байдарки и каноэ пользуются большой популярностью, так как они очень маневренны, мало весят и обладают отличной проходимостью.

На них можно с легкостью проплыть там, где обычная лодка всенепременно застрянет. Поэтому им и отдают предпочтение как любители водного туризма, так и охотники с рыбаками.

Однако при этом мало кто знает, в чем заключается разница между этими типами лодок, часто путая не только названия, но и элементы конструкции. И не мудрено запутаться – все они обладают вытянутой формой, у них заострены нос и корма, управление осуществляется веслами, и делают их из идентичных материалов. Тем не менее, различия есть.

Разница в конструкции

Каноэ – это отдельный тип лодок. В них, например, отсутствуют упоры для ног и спины, запалубленная дека, кокпиты, в то время как в каяках и байдарках они есть. У последних также прямые носовая и кормовая части, а у каноэ они приподняты.

Каяки и байдарки больше похожи между собой, но каяк – это всегда одно- или двухместная лодка, а вот байдарки могут быть рассчитаны и на 4-х человек.

В каяках и байдарках спортсмены сидят или в кокпите, или сверху лодки, а вот в каноэ они находятся внутри. Первые управляются веслами с двумя лопастями, а каноэ – однолопастными. Также каяки и байдарки могут оснащаться отсеками для багажа, емкостями для улучшения устойчивости на воде, герметичными камерами, а в каноэ всего этого нет.

Каноэ могут управлять до 30 гребцов, среди каяков и байдарок таких габаритов не встретить никогда, так как они предназначены для более узких мест и маневров в них.

В каяке гребцу будет намного удобнее в холодную погоду, поскольку корпус предусматривает специальные фартуки и юбки, благодаря которым внутрь не попадают брызги. В каноэ такая защита не предусмотрена. Ее можно увидеть в виде специальной надстройки разве что в океанских вариантах, но таких очень немного (мало кто рискнет выходить в океан на небольшой лодке).

Разница в технических характеристиках

Часто технические характеристики ориентированы исключительно на определенные модели, коих великое множество, поэтому они часто пересекаются. Так, например, надувные каяки могут весить от 4 до 22 кг, а вот каркасные байдарки и каноэ могут весить от 40 и 70 кг соответственно. В результате этого их транспортировка может стать значительной проблемой для любителя просто поплавать на горных реках и спусках, в то время как каяк можно донести до нужного места буквально на руках.

Максимальная скорость каяков и байдарок – 7-8 км/ч с веслами, а вот каноэ можно разогнать до 12 км/ч. Солидно, не поспорить, но ведь только на каяке можно спокойно проплыть по озеру, наслаждаясь красотами природы, а не пронестись, словно стрела, на каноэ.

Область применения каяков, байдарок и каноэ

Современные модели этих малоразмерных лодок изготавливаются из самых разных материалов. Это может быть алюминий, пластик, водонепроницаемая ткань, композиты и так далее. Каяки бывают надувными, корпусными или каркасными. Именно последние, кстати, активно используются любителями туристических походов по рекам и озерам, поскольку такие модели не занимают много места, легко собираются и разбираются, а также хорошо оснащены.

Корпусные каяки и байдарки предпочитают профессионалы. Эти лодки, как правило, комплектуются дополнительными приспособлениями, которые позволяют лучшим образом контролировать их поведение на воде.

Подавляющее большинство современных каяков выпускается именно для рекреационного отдыха. В некоторых из них можно дополнительно установить еще одно сиденье, чтобы плавать в компании. Также они оснащаются дополнительными герметичными люками для багажа.

В целом же эти маломерные лодки предназначены для прохождения узких и извилистых протоков, отмелей или заболоченных мест. Ими легко управлять на волнах, даже любитель сможет сохранить нужный курс при боковом или встречном ветре. Конструкция рассчитана таким образом, что повреждения у каяков бывают очень редки, а если это даже и случилось, то их можно с легкостью отремонтировать прямо на берегу. Легкие и простые каяки с удовольствием приобретают охотники и рыболовы, которые любят богатые уловы или добычу.

Есть специальные каяки и для детей. Они обеспечат не только веселое времяпрепровождение, но и физическое развитие. Во всех детских моделях безопасность в приоритете, поэтому взрослые могут не переживать за детей (однако это не значит, что ребенка можно оставлять без присмотра на открытой воде).

Индия