Схема трасс домбая. Подъемники и трассы Домбай состояние склонов

Трассы Домбая хорошо подходят как для начинающих сноубордистов и горнолыжников так и для профессионалов. Склоны достаточно широкие, нет излишней крутизны. При всем этом уверенные горнолыжники смогут найти массу возможностей для фрирайда и внетрассового катания.

С вершины Мусса-Ачитара можно осуществить спуск по десятку различных вариантов трасс разной степени крутизны, скорости, сложности. Это позволяет удовлетворить потребности и новичков и опытных горнолыжников. Любители экстрима могут попробовать свои силы в фрирайдах и heli-ski.

Для начинающих горнолыжников есть несколько склонов:

  • склон «Лягушатник» , который расположен недалеко от гостиницы « » внизу на самой Домбайской Поляне. Широкая пологая трасса Лягушатника обслуживается бугелем (длина 300 м).
  • Пологий склон шириной 40 м, с поляны под Мусой, 3 бугельных подъемника по 100 м дилны каждый.

Схема трасс Домбая

  1. Зеленые трассы - самые легкие, предназначены для начинающих. Трассы ровные, бугров нет.
  2. Синие трассы - начальная степень сложности, предназаначены для лыжников и сноубордистов, которые совершенствуют технику катания. Трассы ровные, бугров нет.
  3. Красные трассы - средний уровень сложности, трассы более крутые, с существенным перепадом высот и отсутствием пологих участков. Предназначены для опытных сноубордистов и лыжников.
  4. Черные трассы - высокий уровень сложности, трассы с местами узкими местами и крутыми перепадами высот. Предназначены для катания профессионалов. Трассы ратраками не обрабатываются. На приведенной выше схеме черные трассы находятся в пределах зоны безопасности.

Канатные дороги Домбая

В Домбае представлено несколько систем подъемников, доставляющих горнолыжников до зоны катания, которая расположена на 4-ой и 5-ой очередях канатной дороги. Эта зона является основной зоной катания, так как расположена она на широком плато, склоны обрабатываются ратраком. Максимальная высота, на которую можно подняться на канатке - 3170 м над ур. моря.

В Домбае функционирует несколько канатных дорог:

  • ККД -старая очередь канатно-кресельных дорог (1-/2-х кресельные) + сеть бугельно-буксировочных дорог
  • МКД - старая маятниковая канатная дорога
  • современный комплекс канатных дорог пр-ва Doppel Mayer (гондольная + 2 очереди 4-/6-ти местн. кресельных дорог)

Время работы канатных дорог:

Начинают работу подъемники с 8.00-8.30 утра. Пятая очередь закрывается около 16.00-16.30. Маятниковая канатная дорога обычно работает до 17.00-18.00.

Во время плохой погоды подъемники могут не осуществлять свою работу. Из-за сильного ветра могут стоять кресла пятой очереди, в то время, когда работает «югославка». Бывает также, что в хорошую погоду пятая очередь работает, а «югославка» не осуществляет работу. В самую плохую погоду могут запустить маятниковую дорогу, для того чтобы поднять всех желающих.

МКД - маятниковая канатная дорога

высота - 1630-2260 м над ур. моря

На маятниковой канатной дороге работают два вагона (вместительность каждого до 40 человек). В то время как один вагон поднимает людей вверх, другой спускает людей вниз. Маятниковая КД позволяет осуществить подъем на склон Мусса-Ачитара, минуя 2 очереди ККД, на высоту 2266 м над ур. моря. Перепады высот составляют около 636 м, время пути - 8 мин. Нижняя станция МКД расположена в центре Домбайской поляны.

ГКД - гондольная дорога (производства Doppel Mayer)

высота - 1590-2270-3168 м над ур. моря

Дорога открылась в 2007 году. Первая станция находится на расстоянии 50 м от маятниковой дороги, первая станция поднимает на высоту 2270 м над ур. моря (недалеко от 2-ой станции МКД), потом на 6-ти кресельной канатке на высоту 3035 м над ур.моря. Всего у комплекса 3 уровня.

1-я очередь, гондола (8 чел.)
1590-2270 м
Поднимает туристов на высоту 2270 м, путь 1800 м гондола проходит за 6 минут.

2-я очередь, 6-ти местн. кресельный подъемник
(2270-3035 м)
Располагается выше пятой станции ККД. Поднимает туристов на высоту 3035 м, время в пути (2200 м) - 10 минут.

3-я очередь, 4-х местн. кресельный подъемник
(3035-3168 м)
Соединяет верхние станции новой 6-ти кресельной дороги и 5-й очереди старой 2-х кресельной ККД с верхушкой горы Мусса-Ачитара. Поднимает туристов на высоту 3170 м, время в пути (660 м) - 4 минуты.

"Старый" комплекс ККД (канатно-кресельная дорога Домбая)

Из 6 кресельных подъемников ККД первые три являются вспомогательными, которые позволяют добраться в зону катания.

1-я очередь
1636-1751 м над ур. моря
860 м пути за 8 мин.
Одно-кресельная дорога, начинается поблизости отеля «Крокус» и турбазы «Селена», тянется до поляны Лии.
Функции канатной дороги только транспортные, так как на этом гором участке можно кататься только в очень снежную погоду, можно самостоятельно добраться до Домбайской Поляны из зоны катания четверной и пятой канатки - это пологий долгий спуск по тропинке.

2-я очередь
1700-1800 м над ур. моря

1142 м пути за 14 мин.
Одно-кресельная дорога на Русскую Поляну в сторону от зоны катания.
Дорога проходит в лесу, вдоль ущелья Домбай-Ульген.

3-я очередь
1719-2266 м над ур.моря
581 м пути за 18 мин.
Парнокресельная дорога.
Проходит от поляны Лии до конца Маятниковой дороги (на высоте - 2260 м над ур.моря (Пик Инэ). Это на нижней границе зоны катания. Канатная дорога круто уходит вверх (2-ая плавно поднимается вправо), большей частью идет по лесу. Предназначена для доставки горнолыжников в зону катания.

4-я очередь
2266-2500 м над ур.моря
1502 м пути за 8 мин.
Парнокресельная дорога.
Канатная дорога доставляет до места дислокации бордеров и горнолыжников, на поляну под горой Муса, на высоте в 2500 м над уровнем моря. Тут расположены кафе, пункты проката, инструкторская и спасательная службы. На 4-ой очереди можно кататься вдоль дороги, трасса обрабатывается ратраками. Длинна этой трассы - примерно 1 км.

5-я очередь
2500-3002 м над ур.моря
1700 м пути за 18 мин.
Парнокресельная канатная дорога.
Начинается на поляне Мусы и заканчивается на ее плече (высота - 3000 м над ур.моря). Здесь находится кафе под названим «3012 метров», которое является самым высоким на Кавказе. Из кафе открывается отличный вид на ущелье Гоначхир, в ясную хорошую погоду можно увидеть Эльбрус. Трасса кресельная, длинна около 2,5-3 км, постоянно обрабатывается раткарами.

«Югославская»
2550-2980 м над ур.моря

Трасса начинается в 400 м слева от поляны Мусе. Здесь расположено небольшое уютное кафе. Ведет туда же (плечо Мусы) что и 5-ая очередь. По дороге имеется промежуточная станция, расположена она примерно посередине. В 20-ти метрах ниже от конечной станции 5-ой очереди расположена конечная станция очереди «Югославская» Здесь более современные кресла, сделанные из пластика. Имеют специальное покрытие, позволяющее аккумулировать солнечное тепло.

Три бугельных подъемника
Каждый - около 100 м. Обслуживают склон, предназначенный для тренировок, ширина склона - около 400 м. Склон называют «лягушатником». Здесь катание возможно осуществлять с середины ноября или начала декабря.

«Швабры»
Под Мусой, с поляны резко уходит вверх подъемник - «швабры» - длинна - 300 м. Заканчивается примерно в середине «Югославской». Здесь обычно не катаются, так как трасса слишком каменистая, она используется как трансфер к «Югославской».

На схеме подъемников и горнолыжных трасс Домбая обозначены кресельные и гондольные канатные дороги. Условные обозначения трасс соответствуют общепринятым стандартам:

Зеленые трассы - для начинающих. Простые, ровные трассы. Идеальны для катания горнолыжников, которые только обучаются катанию. Трассы ухожены, бугров нет.

Синие трассы - средний уровень сложности. Трассы с переменным рельефом. Подходит для лыжников, которые желают усовершенствовать технику своего катания. Трассы ухожены, бугров нет.

Красные трассы - высокий уровень сложности. Имеют более возросшую крутизну. Предназначена для опытных лыжников и сноубордеров. Трассы отличаются тем, что на них практически нет пологих участков. Трассы ухожены, могут появляться бугры к концу дня при большом числе катающихся.

Карта предоставлена сайтом-партнером Домбай ИНФО

Домбай является известным , который каждой зимой посещает огромное количество любителей и тех, кто желает просто насладиться красотой величественных гор.
Лыжный сезон в Домбае длится с 20 декабря по 15 апреля. Толщина снежного покрова местами достигает 3-х метров.
Для тех, кто приезжает в , лыжи - это самый главный способ отдохнуть и отвлечься от будничных проблем. К услугам отдыхающих трассы различной сложности - для начинающих и уже опытных мастеров . Большая часть трасс Домбая предназначена для комфортного катания: умеренный наклон, сглаженный рельеф, мало бугров. Экстремальное горонолыжное катание осуществляется в нижней лесистой части. Общая протяженность трасс в Домбае - около 25 км.













Наилучшим местом катания считаются юго-западные склоны горы Мусса-Ачитара. Эта зона катания Домбая находится на высоте 1630-3168 м. В верхней части склона трасса ровная, спокойная без крутых перепадов. Такая трасса идеально подойдет для тех, кто неуверенно еще чувствует себя на лыжах. В нижней части горнолыжного склона трасса более крутая, с наличием бугров. Здесь находятся так называемые "красные", местами даже "черные" участки для катания, привносящие определенную остроту ощущений горнолыжникам.

В последние годы все большую популярность приобретает сноуборд. уже более 10 лет является местом проведения одного из крупнейших сноуборд-фестивалей.









Большая часть горнолыжных спусков заканчивается выкатом на поляну под Муссой. Здесь отдыхающим нужно быть особенно внимательными - поляну облюбовали не только любители скоростных спусков на лыжах и сноубордах. Здесь много всевозможных саночников и экстремалов, катающихся на снегоходах.

Для наиболее экстремальных любителей Домбай приготовил необходимые условия для Хели-ски (вертолетная высадка и катание с вершин) и Фри-райда (свободное катание вдали от ухоженных горнолыжных трасс ). Для фри-райдеров в Домбае предусмотрены несколько внетрассовых маршрутов, начинающихся от верхней станции 5-й очереди кресельного подъемника. Большая часть таких маршрутов проходят по северному склону Мусса-Ачитара, а заканчиваются выходом в ущелье Гоначхир или на трассу Теберда-Домбай.











В Домбае работает горнолыжная школа, предоставляются услуги опытных инструкторов, которые помогут Вам в освоении горных лыж и сноуборда. Обучение осуществляется как в группе, так и индивидуально. Также предусмотрены детские лыжные курсы. Поэтому, планируя поездку в Домбай, обязательно возьмите с собой своих детей. Сейчас на склонах курорта все чаще можно встретить малышей, лихо разъезжающих на миниатюрных лыжах.

Если после активного отдыха на горнолыжных склонах захочется перекусить или выпить горячего глинтвейна, то на поляне для этого предусмотрено большое число уютных кафе и закусочных.








Добирались мы из Москвы до Минеральных Вод самолетом, далее до Домбая на такси. Договорились с "бомбилой" у аэропорта даже дешевле, чем через официальное такси в Минеральных Водах (2500 руб вместо 3000). Так что совет первый: запишите заранее несколько телефонов такси, и не спешите заказывать в самом здании аэропорта (там несколько стоек, где девушки активно призывают воспользоваться услугами именно их компании).
Наш путь к Домбаю проходил через земли терских казаков, черкессов и карачаевцев. Дорога, покрытая туманом, вела нас через поля, вдоль бурной лазурной реки Кубань и постепенно уводила в горы. Как-то незаметно равнины стали исчезать и привычный нашему глазу пейзаж перешел в кавказские вершины, поначалу голые и слоистые, на которых, по словам таксиста-экскурсовода, тренируются альпинисты. А с каждым километром после Карачаевска все отчетливее становились видны снежные шапки, ради которых мы и ехали в эти края. И вот, наконец, Он! Домбай! Величественные прекрасные глыбы гор вокруг просто завораживали!

Вид по дороге от Теберды к Домбаю .


Остановились мы в гостинице "Кристалл". Расположена она недалеко от подъемников, довольно уютная и чистая. Но, хоть и приехали мы к 14:30, а заселение там в 14:00, чистенький номер нас еще не ждал. Нам "благосклонно" разрешили оставить вещи в номере и попросили подождать, пока, наконец, его уберут. Переждали мы это время в кафе "Кристалл", там же, при гостинице. Персонал хоть и не особо радушный, но кухня очень вкусная. К слову сказать, самый вкусный шашлык из баранины в Домбае (не считая кафе в горах, о них чуть позже) мы попробовали именно там! Сочный, мягкий и ароматный шашлычок на бараньих ребрышках! Мммм... Также советую попробовать там хычин с сыром и зеленью. Хычин - местное национальное блюдо. Это лепешка из пресного теста с различными начинками. Самые распространенные на Домбае хычины: с сыром, сыром и зеленью, мясом, картошкой и сыром. И, конечно же, приятным дополнением ко всему этому кавказскому буйству вкусов и ароматов послужит чай на травах! Ароматный и очень вкусный! Наверное, это еще и потому, что питьевая вода на Домбае талая с горных вершин - чистая, необыкновенно вкусная и полезная.

Теперь о подъемниках. Весь подъем делится на несколько этапов.

Карта подъемников Домбая.

Первый этап: подъем через лесную полосу, где катаются только отпетые фрирайдеры. К таким мы себя не причисляем, а потому всегда проезжали мимо.:-) Первый этап можно преодолеть двумя способами: немецкая канатка Допель Майер или старая маятниковая дорога. Ездили в основном на Допель Майере, т. к. различий в цене нет, а вагончики в разы современнее и приятнее. В кассе билет стоит 400 руб с человека за подъем (спуск бесплатный), но совет второй: не спешите в кассу, гораздо проще обойти очередь (бывает такое в выходные и праздничные дни) и прямо подойти ко входу на канатку и договориться за 300 р. с охранником.

Первый этап подъема. Вагончик маятниковой канатной дороги.


Первый этап подъема. Вагончик гондольной канатной дороги Доппельмайер.


Далее начинается второй этап подъема . Завсегдатае Домбая пересаживаются на шестиместный подъемник и сразу едут наверх горы Мусса-Ачитара (что в переводе означает пастбище Муссы).
Мы же пересаживались на двухместный подъемник и попадали в так называемый лягушатник (4-ая очередь) . Целая куча кафешек, прокатов, в общем, тусовочное местечко для горнолыжников.
Отсюда уже несколько путей. Совсем начинающие остаются м-учиться здесь на учебных склонах, подъемники жуткие: чтобы подняться нужно обладать недюжей силой, народу тьма (особенно в выходные). Стоимость подъема 30 руб, можно также приобрести абонемент на целый день, и за 500 руб как следует подкачать мышцы рук, плеч и спины.
На такой шаг мы не отважились и после нескольких подъемов отправились с теми, кто чуть поопытнее, на 5-ую очередь (двухместный подъемник, о стоимости подъема напишу ниже). Также с 4 очереди можно пересесть на "Югославку " (крайний подъемник слева, если смотреть на гору), смысл которой, честно говоря, до сих пор остался нами не познан. :-)
Поднявшись на 5 очередь, которая, к слову сказать, находится на уровне 3012 м. над уровнем моря (и 1412 м. над уровнем Домбая), любители особенно острых ощущений и максимально обширных видов могут подняться еще выше на пик горы Мусса-Ачитара или в простонародье "Макушку" (3168 м. над уровнем моря). Туда ехать мы пока не отважились. :-)


Вид с 5 очереди подъемников горы Мусса-Ачитара .


Но какое же катание без лыж? Свои мы пока не приобрели (о чем, кстати, ни разу не пожалели за время поездки), а брали в прокате "Перекресток" на 4-ой очереди, сразу слева от подъемников.


Прокат "Перекресток". 4 очередь. Лягушатник.

Там огромный выбор лыж для всех уровней: от начинающих и до фрирайдеров. Советую выбирать прокат на 4-ой очереди, потому что очень удобно после катания сразу сдать лыжи и спуститься в комфортной обуви и без тяжестей. Не берите лыжи внизу, в Домбае. Куда удобнее взять их сразу на выходе с Допель Майера или в лягушатнике (4 очередь), да и цены проката наверху дешевле. Также советую не бегать от одного проката к другому, так как постоянным клиентам предусмотрены скидки и бонусы. :-)
Мы были очень довольны своим прокатом: радушные и дружелюбные профессионалы-горнолыжники, огромный выбор обуви под любую ногу и лыж под любой уровень катания. Мой выбор после пары дней проб различных вариантов остановился на лыжах Rossignol Bandit, выбор мужа пал на Fisher RC4. Прекрасные лыжи, которые отлично держали даже легкую наледь! И обошлось нам это удовольствие в 1000 руб в день за двоих (аренда лыж уровня для начинающих стоит 350 руб на каждого), а к концу нашего недельного пребывания были еще и скидки:-) Так что, спасибо Мураду и Ко за полезные советы и профессиональный подход к подбору горнолыжного оборудования.
Нетрудно посчитать, что взять лыжи в прокат куда менее накладно по деньгам, и куда легче добираться налегке! Так что еще один совет: не спешите покупать свои лыжи, если все ваше горнолыжное катание ограничивается лишь поездкой в горы раз в год:-) Куда выгоднее и проще взять лыжи в местном прокате.
Кстати там же, в прокате, мы оставляли и фотоаппаратуру. Катались налегке и в любое удобное время брали ее, чтобы запечатлеть яркие моменты нашего катания или чудеса природы вокруг. :-)


Парю в облаках на 4 очереди горы Мусса-Ачитара:-)


О подъемах и прокате рассказала, теперь о спусках :-) Опробовать мы успели лишь один, "пятерку ", как ее там называют. Но и там хватало впечатлений и разнообразия. Длина трассы около двух километров. Спуск новичка со всеми отдыхами длится минут 15 - 20, у более продвинутых горнолыжников - 8 мин. Подняться на эту трассу можно из "лягушатника" на двухместном подъемнике (5 очередь). Подъем стоит 100 руб. Также на эту трассу можно подняться и по "Югославке", но та высадит вас метров на 150 ниже. Подъем занимал у нас около 15 минут. В хорошую погоду мы наслаждались теплым горным солнышком и прекрасными видами вокруг!


Виды при подъеме на 5 очередь.

Сама трасса делится на 3 участка:
1. Просторная широкая и плавная целина, катиться по которой - одно удовольствие! Эта часть трассы сначала уведет вас траверсом под "Югославку", затем снова вернет к "пятерке" и начнется новый, более сложный этап трассы...
2. Начинается второй этап с "трубы" 1,5 метра шириной и довольно неплавным спуском. Начинающие проходят его в основном плужком. Сменяется этот участок участком чуть шире (метра 2 шириной) и более плавным спуском. И далее плавно переходит в третий этап.
3. Третий этап очень схож с первым: широкая просторная трасса плавненько выводит в лягушатник.
Сразу хочу оговориться: описывая эту трассу я лишь говорю о том, как едет большинство. Ведь, как часто говорят, на Домбае нет трасс, а есть лишь направления. И в этом его прелесть: каждый волен выбирать направление по вкусу. Катиться по трассе или целине. Так, например, 2 этап трассы не обязывает никого катиться траверсом по "кишке", вокруг не обрыв, а целина, просто чуть менее пологая и более продвинутые и экстремальные лыжники и сноубордисты ездили по ней, пользуясь трассой, как трамплином, пересекая ее поперек.

Ну а после усердного катания, конечно же, не заставляет себя ждать зверский кавказский аппетит:-) По совету Мурада (хозяина проката) мы отправились в кафе "Эрцог" на 4-ой очереди (рядом с подъемником на 5-ю очередь). И ничуть не пожалели! Великолепный вид на горы и парящих птиц, а также вкуснейшая, как домашняя, кухня! К слову сказать, это второе кафе со званием лучшего шашлычного заведения по нашему мнению. :-)

Вот, вроде, и все, что хотелось рассказать о катании. Мы свой отдых не стали ограничивать одними горными лыжами. А День Влюбленных решили отметить в тебердинском заповеднике: покатались на лошадях вдоль прекрасной речки Теберда (что в переводе означает "дар Бога"). Катание длилось 2 часа (стоимость 500 руб в час с человека). За это время мы и рысцу опробовали, и речку вброд перешли, и пофотографировались, и просто природой насладились.

За три года с момента моего последнего посещения в Домбае косметически обновили существующие трассы и даже лучше стали их готовить. В остальном стабильность, что в принципе не означает плохого катания, но местами вызывает разные эмоции.

В Домбае по-прежнему всего три трассы на всю гору (точнее две с половиной), правда в этом феврале логичнее называть их зонами катания, т.к. склон был раскатан по всей ширине из-за отсутствия свежего снега.

1. Верхние трассы от 3200 до подсадки на четырехкреселку из-за медленного недешевого подъемника мало интересны (трассы совсем узкие, а народу на них много) и там терпимо, если только на остальных канатках крупные очереди (к слову оказавшись на четвертой очереди в толпе, где на одного лыжника приходилось 5-7 пальтошников, я зарекся спускаться туда без острой надобности). По сути туда имеет смысл подниматься только ради фото с кругозора или похода дальше по хребту за фрирайдом.

2. Позитив начинается с трассы под шестикреселкой. Пару лет назад ее расширили и местами изменили траекторию. По сути это единственная полноценная красная трасса в Домбае, по которой приятно летать ранним утром, пока еще не много народа и можно быстро выкатать абонемент на шестикреслку (единичные подъемы стоят таких невменяемых денег, что за них надо еще кормить в полете и укрывать пледом).

3. Местами она даже огорожена. Перед бутылочным горлышком у нижней станции подъемника, где всегда был шкуродер, поставили пушку и стало намного лучше.

4. По цивилизованным меркам трасса честно красная, с одним не самым скоростным сужением метров 200.

5. Как только закрывают канатки, на трассы выползают три ратрака и работают до позднего вечера. Удивительно сложно с заправкой: из поселка дизель возится на гандолке в 30л бочках и у верхней станции перекачивается в баки ратраков.

6. Расширили так же трассу через лес (вроде еще в сезоне 2012), сделав из технологической дороги вполне приемлемый маршрут до поселка, хоть и повторяющий старый серпантин.

7. По ней можно вполне успешно кататься непогоду, когда наверху не включили канатки и глазу не за что зацепиться.

8. В зоне леса стало широко, но плоско. Зато есть куда уворачиваться от снегоходов (было примерно так). Сейчас снегоходы вроде только на поляне ЛИИ и остались, шальных заездов наверху я не застал.

9. Трасса "под пятой очередью" по трафику сравнима "шестикреселкой" за счет кафешной поляны, правда это основной маршрут начинающих после освоения лягушатников и публика на трассе соответствующая.

10. Общий перепад оказался 450м, длинна - 2.1км. Широкая только в верхней части и на выкате в легушатнике. В средней части на "шпильке" традиционно собирается толпа и часто лежат тела.

11. С утра трасса не так сильно разбита и можно быстро кататься. По местным байкам под "пятой" спускаются за полторы минуты, но это видимо по прямой, т.к. нам с трудом удалось проехать за 3 .

12. Это Радмила и ее родной склон.

13.

14. Выкат на лягушатник редко раскатывают даже к середине дня, т.к. учебные подъемники дотянули только до середины.

16. В этом сезоне "югославка" не работала совсем исключительно по экономическим причинам, а не потому, что израсходован ресурс (хотя это мой любимый подъемник, т.к. там никогда не было очередей даже на праздники). По-этому трассу на отрезке от промежуточной до нижней станции подъемника видимо тоже решили не ратрачить. В целом не верится, что подъемник был в минусе, скорее просто перестал давать суперсверхприбыль. Хорошо бы его выкупить и включить в один ски-пасс с новыми канатками, но этот утопичный сценарий наглядно проваливается, если посмотреть на четырехкреселку, где проход по общему ски-пассу работал только первый сезон и сейчас там снова бардак.

17. Зато с верхней станции "югославки" отличный дроп.

18. Не раскачивайте кабинку!

19. Домбай прогрессирует медленно, как будто насильственно и через не могу, а поля для перспектив огромны. Но когда достроят Архыз и обновят Приэльбрусье, поток туристов упадет в разы и будет символическим. И только горы не меняются...

Индия