Кафедральный собор святого джона мальта. Собор св. Иоанна Предтечи. История Латеранской базилики

Так уж устроена европейская цивилизация, что практически у каждого крупного или просто значимого города есть свой собор, который претендует на звание «самого»… высокого, красивого, мрачного и т.д. и т.п., у кого насколько фантазии хватит. Есть чем в этом плане похвастаться, далеко не самому крупному и, возможно, не очень экономически и политически значимому, но, безусловно, одному из интереснейших городов Европы - мальтийской столице Валлетте.

Речь идет о Соборе Святого Иоанна Крестителя - главном Сокафедральном соборе мальтийских рыцарей. На искушенного, повидавшего многие европейские храмы туриста внешний вид Собора Святого Иоанна вряд ли произведет впечатление: массивное сооружение, больше напоминающее крепость, нежели чем культовое место. Впрочем, так оно и есть.


Собор был заложен в 1572 году спустя семь лет после Великой осады Мальты османами. Наверняка рыцари хорошо помнили, что от верной гибели их спасли крепкие стены, стойкость защитников и немного удачи. Поэтому можно предположить, что свою главную церковь они хотели видеть не только местом, где они будут молиться, но и местом, где они будут принимать последний бой и умирать, поэтому ее строительство было поручено военному архитектору Глорму Кассару. Однако ход истории внес свои коррективы: звон скрещиваемых мечей, крики поверженных и стоны раненых стены Собора так и не услышали.


Расцвет Мальтийского ордена, приток пожертвований позволили рыцарям щедро компенсировать внешнюю скромность своего собора внутренними барочными «изысками» и великолепием. Лучшие художники того времени занимались росписью внутренних стен храма. Основную часть работы выполнил живописец Маттиа Прети, его кисти принадлежит весь свод Собора, который украшен сценами из жизни Святого Иоанна Крестителя, алтарь Арагонской часовни, на котором изображен Святой Георгий Победоносец, алтарь Итальянской часовни, посвященный Святой Екатерине и многие другие места в храме.



Отдельное место во внутреннем убранстве Собора Святого Иоанна занимают две работы Карваджио: «Усекновение головы Иоанна Крестителя» и «Святой Иероним», которые можно увидеть в Молельне, построенной в 1602-1605 гг. для того, чтобы в ней могли обращаться к Богу новообращенные братья. По задумке руководителей ордена, картины Карваджио должны были настраивать молящихся на нужный душевный лад.


Что касается «самого-самого»... Только в Соборе Святого Иоанна можно увидеть самый большой полный комплект гобеленов в мире. Коллекция состоит из 29 полотнищ: 14 из них представляют собой сцены из жизни Христа и аллегорические сюжеты, еще 14 изображают Деву Марию, Христа Спасителя и 12 Апостолов. Площадь каждого из этих гобеленов составляет внушительные 40 кв. м. На последнем из гобеленов, площадь которого вдвое меньше других, изображен Великий магистр Рамон Перелльос и Роккафуль. Именно он, когда в 1697 году был возведен в ранг Великого магистра, заказал изготовление этих гобеленов фламандскому мастеру Джудокусу де Вос. В качестве эскизов были использованы работы Питера Поля Рубенса.


Множество других подарков от Великих Магистров и рядовых членов Мальтийского ордена выставлено в самом Соборе и в его музее, расположенном на втором этаже. В частности, это великолепная коллекция из 13 литургических одеяний великих магистров, расшитых золотыми и серебряными нитями, позолоченная дарохранительница, в которой содержались мощи Иоанна Крестителя, коллекция хоральных книг ордена и многие другие произведения искусства.


Каждый, кто переступает порог Собора Святого Иоанна, в буквальном смысле слова начинает ходить по истории Мальтийского ордена, поскольку вся его центральная часть выложена мраморными надгробиями, тех, кто, собственно ее и творил - рыцарей ордена. Каждое из них представляет собой самостоятельное произведение искусства, изображающее жизнь и деяния покоящихся героев, поэтому посетительницам на высоких каблуках необходимо быть готовыми переобуться в тапочки, услужливо продаваемые по 1 евро за пару.


В целом, Собор Святого Иоанна Крестителя в Валлетте без преувеличения можно назвать одной из сокровищниц исторического и культурного наследия общемирового значения, без посещения которой визит на Мальту не может считаться состоявшимся.

Кафедральный собор Св. Иоанна в Валлетте (Мальта) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры по всему миру

Кафедральный собор Св. Иоанна в Валлетте - это одна из тех достопримечательностей, которые жалко пропустить, причем сразу по нескольким причинам: собор очень хорошо сохранился, тут много всего причудливого, его не перестраивали с 16 столетия - да и просто потому, что это очень красивое здание.

Владевшие Мальтой рыцари составляли рыцарский орден св. Иоанна, поэтому собор, посвященный своему покровителю, они начали строить почти сразу же после утверждения на острове - он был возведен между 1573 и 1578 гг. Позже интерьеры собора переделали в барочном стиле и мало после этого меняли - только подновляли убранство, да и то очень ограниченно, поэтому это пышное барочное великолепие 17 столетия дошло до нас практически без изменений и потерь. А так как орден это был церковный, могущественный и богатый, то собор получился внушительный, с огромным количеством всего - и все это сейчас можно посмотреть.

Все здание собора Св. Иоанна - как один огромный музей.

Спланировал стройку военный инженер Джироламо Кассар. По его идее, здание должно было снаружи быть похожим на форт, а внутри - на итальянские соборы. Так и сделали: основной фасад действительно похож на форт. Центральная его часть состоит из входа, оформленного колоннами и надстройкой, по бокам расположены две квадратные башни-колокольни, а позади него видны два крыла здания. Украшено это все очень скромными бордюрами, и по этой части здания совсем незаметно, какие богатства таятся внутри.

У здания очень необычная форма: прямоугольник, к которому пристроено 13 почти симметричных часовен, а помещение для основного алтаря соединено с остальным зданием довольно узким коридором. Основных часовен тут восемь - по одной на каждый ланг ордена св. Иоанна (в него принимали рыцарей из разных стран, поэтому их объединяли в отряды-ланги по стране, откуда они происходили), отдельная большая часовня построена была для редкостной иконы - Virgin of Philermos (она сейчас в музее), и еще несколько - для других нужд. Все части оформлены сложнейшим образом - тут можно увидеть все, чем может похвастаться стиль барокко. Делали все это лучшие мастера, поэтому получилось на самом деле ни на что не похоже.

Основной неф 53 м в длину. По сторонам от него отходят арочные входы в часовни. Потолки и частично стены расписаны сценами из жизни св. Иоанна, причем так искусно, что предметы и фигуры кажутся объемными. Это подчеркивается и резными элементами, которые помогают создать такой эффект. Росписи очень сложные. Пол и стены заняты могильными плитами рыцарей ордена. В центре алтаря помещена скульптурная группа «Крещение Христа» 17 века, также в алтаре помещены некоторые подарки собору от Великих магистров ордена, это тонкой работы церковные предметы 15-18 столетий.

Обязательно сходите внутрь!

Первая справа часовня - часовня Германского ланга. В ней помещен алтарь в честь Богоявления с редкостной картиной в центре. Следующая часовня - ланга Италии, она декорирована причудливыми золотыми орнаментами по стенам, редкими картинами и алтарем, посвященным св. Катерине. Третья часовня - ланга Франции, она была богато оформлена сложной резьбой по дереву, но довольно большую ее часть (как и алтарь, исходно посвященный апостолу Павлу) убрали в начале 19 столетия. Сохранившаяся часть все еще очень хороша. Рядом с ней расположена часовня ланга Прованса - самая старая из всех, она украшена необычной резьбой по камню и росписями. Последняя часовня по этой стороне - часовня Англо-Баварского ланга, она когда-то использовалась для хранения ценных религиозных предметов, принадлежавших ордену. Предметы переместили, а вот оформление осталось: и резьба, и росписи, и очень красивые маленькие скульптуры.

Если возвращаться к входу по другой стороне, то первой у алтаря расположена часовня Virgin of Philermos, оформленная, пожалуй, пышнее всех: тут и скульптуры, и золотые узоры, и тонкая мозаика и много что еще. Икона теперь в музее, а та, что помещена в часовне сейчас, - другой образ Мадонны, итальянской работы, авторства знаменитого мастера.

Вторая часовня - ланга Оверна, тут алтарь, посвященный св. Себастьяну, золотые цветочные гирлянды и красивые барельефы. Соседняя часовня ланга Арагона посвящена св. Георгию и оформлена куда пышней - тут очень много всего, в лучших традициях барокко. Последняя часовня ланга Кастилии, Леона и Португалии, она посвящена св. Иоанну, покровителю Испании, и оформлена резьбой, позолотой и полотном работы одного из итальянских мастеров.

С двух сторон от входа пристроены ризница (декорированная росписями в барочном стиле) и оратория. Оратория оформлена сложными росписями и барельефами, тут находятся ценные картины и скульптуры. К оратории пристроены картинная галерея и выставочный зал для постоянной экспозиции (тут хранятся дары ордена собору), здесь можно посмотреть собрания древних книг, гобеленов, церковных предметов и т. д.

В соборе хранится множество редких и драгоценных предметов: картин (в том числе работы Караваджо), скульптур, религиозных реликвий и т. д. Отдельная достопримечательность - захоронения рыцарей.

Все это здание - как один огромный музей. Оформление собора делалось лучшими мастерами, в основном итальянскими. Декор очень причудливый и сложный, с изобилием мелких деталей. Разглядывать можно очень долго, уровень сохранности просто редкостный.

Внутреннее оформление

Практическая информация

Адрес: St John’s Co-Cathedral, St John Street, Valletta. Смотреть эту часть города удобнее всего пешком.

Время работы: «туристическое» время - с понедельника по пятницу с 9:30 до 16:30 и в субботу с 9:30 до 12:30. В воскресенье собор для туристов закрыт.

Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

Фото: Кафедральный собор Св. Иоанна Богослова

Фото и описание

Кафедральный собор святого Иоанна Богослова на Амстердам-авеню – четвёртый по величине христианский храм мира. Его строительство ещё не завершено, история возведения колоссального здания напоминает эпопеи средневековых храмов.

Собор относится к Епископальной церкви США – обособившейся в годы войны за независимость ветви англиканской церкви. Главой англикан является британский монарх – поэтому духовенство отложившихся колоний учредило независимую от недавней метрополии церковь. Таким образом, она является протестантской.

В 1887 году епископ Генри Кодмен Поттер выдвинул идею строительства протестантского собора, не уступающего размерами и притягательностью католическому собору святого Патрика, что на Пятой авеню. Проект в византийско-романском стиле разработали архитекторы Джордж Льюис Хейнс и Кристофер Грант Лафарж, строительство начали в 1892 году. С самого начала оно столкнулось с трудностями: из-за слабых грунтов фундамент пришлось заглублять на 22 метра. К 1900 году удалось построить только громадный склеп, в котором и проходили поначалу службы. К 1911 году выяснилось, что первоначальный дизайн здания устарел, византийско-романский стиль вышел из моды. К переделке проекта привлекли архитектора Ральфа Адамса Крэма, сторонника готики, в которой он видел вершину западной архитектуры.

Первый камень нефа был заложен в 1925 году. Нью-Йоркский комитет по сбору средств для строительства собора возглавил адвокат Франклин Делано Рузвельт, который спустя восемь лет стал президентом США. Благодаря собранным деньгам работы продолжались даже в годы Великой депрессии.

Собор был открыт 30 ноября 1941 года, за неделю до нападения Японии на Пёрл-Харбор. В годы войны работы прекратились: епископат счёл, что в тяжёлое время ресурсы церкви лучше тратить на дела милосердия, да и рабочих рук не хватало. Архитектор Крэм ещё лелеял идею замены византийского купола на готические башни, но план так никогда и не был реализован, в соборе соединяются различные архитектурные стили. В 1979 году мэр Нью-Йорка Эдвард Кох пошутил: «Мне говорили, что некоторые из великих соборов строили по пятьсот лет. Мы ещё в первом столетии».

Храм огромен: длиной в два футбольных поля, он вмещает 5 тысяч верующих. Если не знать его истории, можно счесть, что это пример поздней готики северной Франции примерно XIII века. Огромные бронзовые двери западного фасада собора выполнены архитектором и дизайнером Генри Уилсоном. На них изображены сцены из Нового и Ветхого Заветов. Окно-роза над входом – крупнейший в США витраж, художник-монументалист Чарльз Конник изготовил его из десяти тысяч кусочков стекла. Семь часовен собора известны как «часовни языков», они посвящены небесным покровителям различных этносов Нью-Йорка. Рядом – мемориал пожарным, погибшим при исполнении долга.

Возле собора находится скульптура Грега Уайатта «Фонтан мира» – она аллегорически изображает борьбу добра со злом. На табличках вокруг фонтана (в котором никогда нет воды) изображены мыслители и философы: Ганди, Сократ, Эйнштейн, Джон Леннон. В соборе ежегодно отмечают праздник святого Франциска, на котором получают благословение животные – вплоть до верблюдов и слонов.

    Собор Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме - Центральный неф Латеранской базилики. Собор Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме или Базилика Сан Джованни ин Латерано (Basilica di San Giovanni in Laterano, Базилика Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме; офиц. название… … Википедия

    Центральный неф Латеранской базилики. Собор Святого Иоанна Латеранского или Базилика Сан Джованни ин Латерано (Basilica di San Giovanni in Laterano, Базилика св. Иоанна Латеранского; офиц. название Archibasilica Sanctissimi Salvatoris) … … Википедия

    Собор Святого Иоанна Латеранского - или Базилика Сан Джованни ин Латерано (Basilica di San Giovanni in Laterano, Базилика св. Иоанна Латеранского; офиц. название Archibasilica Sanctissimi Salvatoris) кафедральный собор города Рим и место нахождения кафедры римского епископа (а… … Католическая энциклопедия

    Собор Святого Иоанна (Лимерик) - У этого термина существуют и другие значения, см. Собор Святого Иоанна. Католический храм Собор Святого Иоанна Крестителя The Cathedral of St John the Baptist … Википедия

    Собор Святого Иоанна Крестителя (Варшава) - У этого термина существуют и другие значения, см. Собор святого Иоанна Крестителя. Общий вид собора … Википедия

    Собор святого Иоанна Крестителя - У этого термина существуют и другие значения, см. Собор Святого Иоанна … Википедия

    Собор Святого Иоанна (Валлетта) - У этого термина существуют и другие значения, см. Собор Святого Иоанна. Собор Святого Иоанна (мальт. Kon Katidral ta’ San Ġwann) католический собор на Мальте, расположенный в её столице Валлетте. Сокафедральный собор архиепархии Мальты … Википедия

    Собор святого Иоанна Крестителя (Варшава) - У этого термина существуют и другие значения, см. Собор святого Иоанна Крестителя. Главный фасад собора Собор Святого Иоанна Крестителя (польск. Archikatedra św. Jana Chrzciciela, польск. Katedra św. Jana) … Википедия

June 2nd, 2013

Немного истории . Рыцари Ордена Святого Иоанна Иерусалимского прибыли на Мальту в 1530 году. После того как турецкая армия выбила их с острова Родос, рыцари долгих семь лет искали себе новое пристанище. В этих поисках им помогал римский папа Климент VII, и тогда испанский король Карл V великодушно уступил им острова Мальту, Гозо и Комино, входившие в его владения, за что королю от благодарных рыцарей полагалась весьма символическая плата в виде одного охотничьего сокола. К этому времени Орден, получивший свое название от иерусалимского госпиталя «Сакра Инфермерия» во имя Иоанна Крестителя, существовал уже более 400 лет. Во время крестовых походов братство превратилось в военно-монашеский орден, символом которого стал белый крест на красном поле. Четыре конца креста символизируют христианские добродетели, сдержанность, постоянство, смелость и справедливость. Восемь углов мальтийского креста означают, согласно Нагорной проповеди Иисуса Христа, восемь путей достижения блаженства и одновременно соответствуют регионам, входившим в международное братство рыцарей. Приплыв на Мальту, рыцари сразу же взялись за укрепление своего нового пристанища.И когда в 1565 г. турецкая армия попыталась захватить остров, рыцари дали отпор. Так мальтийские рыцари спасли себя и Европу от угрозу вторжения турок. Европейские правители, понимая всю сложность и важность ситуации, послали Мальте помощь, чтобы можно было построить новый город, который был назван в честь Великого Магистра Ла Валлетты. И после его смерти другие магистры поощряли строительство новых особняков и церквей.

Так были возведены самые важные для Ордена здания - дворец Великих магистров и собор Святого Иоанна, которые до сих пор называют «сердцем Валлетты». О них и пойдет далее речь.


Дворец Великого Магистра (Grandmaster"s Palace).


Первоначальное деревянное здание было выстроено в октябре 1569 года. По старинному преданию, участок земли под строительство был подарен Ордену одной благородной мальтийской семьей в вечное пользование за символическую плату - 5 зерен пшеницы и стакан воды из колодца. Каменный вариант (из известняка) Дворца Великого Магистра строился по проекту мальтийского архитектора Джероламо Кассара четыре года, и был закончен в 1575 году

В современном виде он имеет два этажа и занимает целый квартал. Он имеет 97 метров в длину и 83 метр в ширину, что делает его крупнейшим зданием города. Фасад его прост, рыцари не придавали большого значения архитектурному декору, потому только оба портала дворца украшены колоннами.

Обратите внимание на закрытые деревянные зеленые балконы (89 м в длину), они были добавлены в XVIII веке.

У него два просторных внутренних двора.

Больший - двор Нептуна с бронзовой статуей морского бога. Эта статуя была принесена сюда с рыбного рынка в южной части города по воле британского губернатора сэра Джона Гаспара Ле Маршана — лицо статуи похоже на лицо Великого магистра Алофа де Виньякур, по заказу которого и была создана статуя.

Меньший, который напоминает больше сад (здесь же кассы в музеи!) - двор принца Альфреда (названный в честь визита одного из сыновей Королевы Виктории в 1858 году), но он более известен, как двор с часами Пинто.

Часы сами по себе - потрясающий экземпляр: выполненные мальтийским часовщиком Гаэтано Велла в 1745 году, имеют четыре диска и показывают время, день, месяц и фазу луны.

Большая часть парадных залов украшена фризами, изображающими эпизоды из истории ордена иоаннитов; здание хранит гобелены, фрески и бордюры, на которых изображено празднование победы при Большой Осаде. В общей сложности дворец служил резиденцией для 21 великого магистра.

После того, как Мальта была в 1798 оккупирована французами, дворец был разграблен и повреждён, однако в 1800 восстановлен британцами в качестве резиденции губернатора. В 1921 во дворце начались заседания парламента, а с 1976 он является резиденцией президента страны.

Здесь же находится Оружейная палата (Palace Armoury) , где собрано оружие и доспехи различных эпох - Арсенал . Великий Магистр Алоф де Виньякур переместил весь арсенал во дворец в 1604 году.

Рассказывают, что в середине XVIII века здесь хранилось снаряжения достаточно для того, чтобы отправить "на фронт" 25 тысяч воинов. Ныне здесь хранится 5721 предмет, все виды рыцарского оружия, начиная от кинжалов и заканчивая осадными машинами.

Наряду со средневековыми мечами, в музейной экспозиции представлены копья, шпаги, алебарды, пистоли, аркебузы, предметы защитного вооружения и конная амуниция: щиты, кольчуги, попоны, сбруя.

В середине зала - целая рота испанских аркебузиров, фигуры исполнены в натуральную величину и одеты в подлинную форму свиты великого магистра Пьера дель Монте.

За стеклом старинного шкафа - доспехи, которые защищали тело де ла Валлетта во время Великой осады.

Среди прочего там можно видеть меч турецкого пирата и адмирала Османской империи Тургут Рейса.

В Парадные покои (State Rooms) тоже пускают туристов, но не всегда, т. к. дворец используется в представительских целях, галереи украшают портреты Великих магистров и рыцарские доспехи, на полу — гербы магистров.

Кафедральный Собор Святого Иоанна (St. Johns Co-Cathedral) .

Кафедральный собор в стиле барокко был построен между 1573 и 1578 годами по проекту Джероламо Кассара. Освященный в честь Святого Иоанна (Иоанн носит эпитеты Крестителя и Предтечи по двум своим основным функциям — как крестивший Иисуса Христа и как тот, кто пришёл с проповедью прежде него в соответствии с ветхозаветными пророчествами), собор был главным местом рыцарей-иоанитов. До этого кафедральным собором на Мальтийских островах считался собор в Мдине, потому их сравнивали по значению и новый называли Co- Cathedral.

Заказчиком строительства выступил в 1572 году великий магистр ордена Жан де ла Кассьер (Jean de la Cassière), а его возведением занимался военный архитектор Джироламо Кассар.

Само здание с довольно строгим фасадом, а интерьер впечатляет, особенно череда мраморных могильных плит, вмонтированных в пол - это захоронения рыцарей (более 380). В частности, сюда из Церкви Девы Марии Победительницы был перенесен прах основателя города, рыцаря и Великого Магистра - Жана де Валлетта. Здесь похоронены все Великие магистры, кроме последнего, немца Фердинанда фон Гомпеша, сдавшего Мальту французам в 1800 году.

Саркофаги Великих магистров...

Внутренним оформлением храма занимался итальянский рыцарь и художник по-совместительству Маттиа Прети (Mattia Preti). Замысловатая каменная резьба, сводчатый потолок и боковые алтари повествуют о жизни Иоанна Крестителя.

Стены собора покрыты инкрустированным и позолоченным известняком. Главный алтарь украшает мраморная скульптурная группа Крещение Христа.

В соборе расположены восемь богато украшенных часовен, которые посвящены восьми святым покровителям ордена мальтийских рыцарей и соответствуют различным регионам Европы, связанным с их деятельностью.

В музее собора размещена коллекция гобеленов, другие уникальные художественные произведения, в часовне находится знаменитая картина Караваджо "Усекновение головы Иоанна Крестителя" (1608),

за нее живописцу был пожалован Мальтийский крест (кстати, он был мальтийским рыцарем - «рыцарем милости», но недолго... зная его скверный характер, неудивительно, что вскоре его исключили из него).
Согласно библейской истории Иоанн, крестивший Христа, был обезглавлен из-за козней иудейской царевны Иродиады и её дочери Саломеи. Саломея в день рождения Ирода Антипы «плясала и угодила Ироду », а в награду за танец Ирод пообещал Саломее выполнить любую её просьбу. Она по наущению своей матери, которая ненавидела Иоанна за обличение её брака, попросила голову Иоанна Крестителя. Данное обещание следовало выполнить, и к Иоанну был отправлен оруженосец, который отсёк ему голову. Об этом последнем моменте в жизни Иоанна Крестителя (Предтечи) рассказывает картина Караваджо.

Есть в Соборе и ещё одно полотно этого мастера, изображающее Святого Иеронима.

Снимать внутри собора можно - но без вспышки, полотна Караваджо - запрещено.

Собор не только храм Мальтийских рыцарей. Когда победоносные мальтийские войска вошли в Валлетту в сентябре 1800, прервав французскую оккупацию, они вместе со своими командирами собрались в Соборе, чтобы принести благодарность Всевышнему. Здесь молились министры и члены первого независимого Законодательного Собрания в 1921 г. и правили службу после снятия Второй Великой осады.

В годы Второй Мировой войны Собор Св. Иоанна Крестителя серьёзно пострадал во время бомбёжек Валлетты и только чудом уцелел от полного разрушения.

Венгрия