Ансамбль регистан в самарканде. Площадь Регистан в Самарканде: фото и описание, история. Что обязательно посмотреть на площади Регистан

Регистан (узб. Registon; от рег - песок и стан - место ; буквально - место, покрытое песком ) - площадь в центре Самарканда. «Регистаном» называли главные (парадные) площади в городах Среднего Востока. Самаркандская площадь является самым известным регистаном благодаря расположенному на ней знаменитому архитектурному ансамблю XV-XVII веков, центром которого являются медресе Улугбека (1417-1420), медресе Шердор (1619-1636) и медресе Тилля-Кари (1646-1660). Ансамбль из трёх медресе является уникальным примером искусства градостроительства и замечательным образцом архитектурного оформления главной площади города. Является одним из ярчайших примеров персидской архитектуры. В 2001 году этот ансамбль вместе с другими древними историческими зданиями Самарканда был включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Медресе Улугбека

Медресе Улугбека на площади Регистан

Медресе Улугбека является старейшим медресе на площади Регистан и было возведено в 1417-1420 гг. правителем государства Тимуридов и учёным-астрономом Улугбеком. Возведение этого сооружения, а чуть позже и обсерватории, принесло Самарканду славу одного из главных центров науки средневекового Востока.

Медресе было построено в западной части площади Регистан, напротив него несколькими годами позже была возведена ханака Улугбека, а северная сторона была занята караван-сараем. Два последних сооружения простояли около двух столетий, а потом на их месте в начале XVII века появились дошедшие до наших дней медресе Шердор и медресе Тилля-Кари.

Прямоугольное в плане медресе имело четыре айвана и квадратный внутренний двор, по периметру которого были расположены глубокие ниши, ведущие в двухъярусные кельи, где жили студенты. Задняя сторона двора была занята мечетью, над угловыми учебными аудиториями медресе возвышались четыре купола, а по углам здания располагались четыре минарета. Здание обращено к площади величественным восточным порталом с высокой стрельчатой аркой, над которой находится мозаичное панно с геометрическим орнаментом, выполненное из цветных кирпичиков, поливной и резной керамики.

Медресе Улугбека было одним из лучших духовных университетов мусульманского Востока XV века. По преданию, в нём обучался знаменитый поэт, учёный и философ Абдурахман Джами. В учебном заведении читались лекции по математике, геометрии, логике, естественным наукам, сводам учений о человеке и мировой душе и богословию и читали их известные учёные того времени: Кази-заде ар-Руми, Джемшид Гияс ад-Дин Ал-Каши, Ал-Кушчи, а также сам Улугбек.

Медресе Шердор

Фрагмент мозаики на портале медресе Шердор с изображением барса с солнцем на спине

Медресе Шердор было построено на месте ханаки Улугбека, возникшей в 1424 году в восточной части площади напротив медресе Улугбека. К началу XVII века ханака наряду с другими зданиями площади обветшала и пришла в негодность. По распоряжению правителя Самарканда Ялангтуша Бахадура было начато строительство медресе Шердор и Тилля-Кари. Медресе Шердор (медресе «с тиграми», «Обитель львов») было возведено зодчим по имени Абдул-Джаббар, мастер декора Мухаммед Аббас.

Медресе Шердор почти зеркально повторяет стоящее напротив медресе Улугбека, хотя и в искажённых пропорциях. Его отличает непомерно большой по размеру купол, что могло послужить причиной постепенного разрушения здания уже через несколько десятков лет после его сооружения. Стены медресе покрыты цитатами из Корана, на входном портале изображён герб Самарканда - барсы с солнцем на спине, в центре арки помещена свастика, а наверху особым арабским шрифтом записано «Господь Всемогущ! ». Украшение наружных и внутренних фасадов выполнены из глазурованного кирпича, мозаичных наборов и росписей с обилием позолоты. Отделка медресе Шердор заметно уступает в изысканности медресе Улугбека, возведённому в XV веке, на который пришелся «золотой век» архитектуры Самарканда. Тем не менее, гармония больших и малых форм, изящный рисунок мозаики, монументальность, чёткость симметрии - все это ставит медресе в один ряд с лучшими архитектурными памятниками города.

Медресе Тилля-Кари

Медресе Тилля Кари

Медресе Тилля-Кари было возведено в северной части площади через десять лет после медресе Шердор на месте караван-сарая 1420-х годов. Главный фасад квадратного в плане здания симметричен и состоит из центрального портала и двухъярусных фронтальных крыльев с арочными нишами и угловыми башнями. Просторный двор застроен по периметру небольшими жилыми кельями, худжрами . С западной стороны двора расположено купольное здание мечети с двумя смежными галереями на столбах.

Здание медресе богато отделано мозаикой и майоликой с геометрическим и растительным орнаментом. В декорации интерьера обильно использована позолота, что и дало название медресе, означающее - «отделанное золотом». В мечети позолочены михраб и минбар, поверхность стен и сводов покрыты росписью кундаль с обильным применением золота.

На протяжении всей своей истории медресе Тилля-Кари было не только местом обучения студентов, но и выполняло роль соборной мечети.

Другие сооружения

Мавзолей Шейбанидов

Мавзолей Шейбанидов

К востоку от медресе Тилля-Кари расположен мавзолей Шейбанидов, представляющий собой нагромождение надгробий, старейшее из которых относится к XVI веку. Основателем державы Шейбанидов был внук Абул Хаира, Мухаммед Шейбани, который в 1500 году, с поддержкой Чагатайского Ханства, обосновавшегося тогда в Ташкенте, завоевал Самарканд и Бухару, свергнув правивших там последних правителей из династии Тимуридов. После этого Шейбани обратился против своих благодетелей и в 1503 году захватил Ташкент. В 1506 году он захватил Хиву и в 1507 году напал на Мерв (Туркмения), восточную Персию и западный Афганистан. Шейбаниды остановили наступление Сафавидов, которые в 1502 году завоевали Аккойунлу (Иран). Мухаммад Шейбани был лидером кочевых узбеков. В течение последующих лет они прочно обосновались в оазисах Центральной Азии. Узбекское вторжение XVI века было последним компонентом в этногенезе современной узбекской нации.

Торговый купол Чорсу

Позади медресе Шердор расположен древний торговый купол Чорсу , подтверждающий статус площади Регистан как торгового центра средневекового Самарканда. Дошедшее до наших дней шестигранное купольное здание было построено в XV веке, а в начале XVIII веке перестроено. В 2005 году торговый купол был отреставрирован, при этом был счищен трёхметровый слой грунта, чтобы восстановить полную высоту здания. Сейчас в нём расположена галерея изобразительного искусства, где выставлены работы узбекских художников и скульпторов.

Легенды и мифы

Говорят, что название площади - место, усыпанное песком - произошло от того, что земля здесь была усыпана песком, чтобы впитывать кровь жертв публичных казней, которые якобы совершали на этом месте вплоть до начала XX века. Ещё говорят, что Регистан был местом, где Тамерлан выставлял напоказ головы своих жертв, которые были наколоты на штыри, а также местом, где народ собирался, чтобы послушать королевские указы, перед чтением которых громко трубили в медные трубы. Однако следует помнить, что во времена Тимура, который умер в 1405 году, на той площади не было ни одного из существующих ныне зданий, считающихся шедеврами восточной архитектуры.

Галерея

Регистан в нумизматике

  • В 1989 году в СССР отчеканена юбилейная монета номиналом 5 рублей, посвященная Регистану.

Отправить заявку

Регистан – жемчужина Центральной Азии, красивейшая площадь, расположенная в центре города Самарканда. Все, кто побывал на этой площади, оставили неизгладимые впечатления: величественный Регистан вызывает абсолютно у всех людей чувство неподдельного восхищения.

По преданию, на заре 15 столетия и до начала 20 столетия на этой площади проводились публичные казни, и чтобы следы крови не были заметны и лучше впитывались, землю усыпали песком. Этот факт по преданию и дал название площади Регистан, что означает «рег» - песок, а «стан» - место, то есть, усыпанное песком место. Кроме того, тут было место сбора народа, куда все приходили послушать королевские указы, а перед оглашением с площади было слышно, как громко дуют в трубы. Однако первоначально, на заре 15 века, на площади не было выстроено еще никаких архитектурных сооружений средневекового периода, которые там находятся сегодня.

Регистан – огромная по размерам площадь, которая замощена булыжником и специальным обожженным кирпичом. На ней размещен архитектурный ансамбль, к которому относятся три университета средневековой постройки. В 2001 году он включен в Перечень мировых достопримечательностей ЮНЕСКО. Главное здание ансамбля– это медресе Тилля-Кари, с двух сторон, слева и справа от него расположены два медресе, названные Улугбека и Шердор.

Строили медресе в различные периоды времени. Первым по приказу Улугбека - внука Тимура построили медресе Улугбека (годы строительства 1417 - 1420). Спустя два века Баходур Ялангтуш, который в то время был самаркандским правителем, распорядился выстроить еще два медресе. Все здания оформлены богато - филигранные узоры по камню украшают поверхности стен и порталов. Медресе венчают купола голубого цвета, изготовленные из обожженного кирпича, с облицовкой, выполненной из сияющей на солнце глазурованной плитки. Медресе Улугбека отличается драгоценной ажурной мозаикой, Шердори величественными минаретами, Тилля-Кари богатыми золочеными росписями стен.

Но площадь Регистан пережила и времена запустения. К завершению 17 века и на заре 18 века был кризисный период: столицу ханства перевели в Бухару, а дороги Великого Шелкового Пути стали огибать Самарканд. Все медресе обветшали и обезлюдели. Современники тех времен свидетельствовали, что в эти времена город покинули почти все люди, а в медресе поселились дикие звери. Но к концу 18 столетия Самарканд снова начал возрождаться, и в Регистане опять жизнь закипела: площадь была уставлена мелкими лавками и постройками. Площадь выровняли, замостили, и она снова стала центральным местом в городе.

Дважды в год на этой площади организовывается проведение крупного музыкального фестиваля под названием "Шарк тароналари" (в переводе "Мелодии Востока"), где демонстрируют свои таланы азиатские творческие коллективы. Тут проводятся и другие праздничные мероприятия, а в будни здесь открывают свои двери мастерские и многочисленные лавочки, где туристы могут выбрать и купить на память предметы восточного народного творчества.

Медресе Улугбека
Построил Медресе Улугбека в 1417-1420 гг. внук Тамерлана. Это строение по праву можно считать самым лучшим из всего, что он создал.

Портал здания медресе со стрельчатой аркой устремлен к площади. На нем можно увидеть орнаментные узоры из резного мрамора и мозаики, плитки из майолики. На облицовке сооружения можно увидеть аллиграфические письмена потрясающей красоты.

По углам медресе Улугбека установлены купола и минареты, а арка главного входа украшена мозаичным панно с замысловатым орнаментом. Во дворе квадратной конфигурации расположена мечеть, комнаты для проведения лекций и 48 двухуровневых худжр, в которых жили студенты. На первом этаже своих комнат студенты учились, а на втором - отдыхали. Освещали эти помещения с помощью масляных ламп. Этот университет в 15 веке занимал лидирующие позиции среди духовных восточных университетов. Тут получил образование Абдурахман Джами – известный ученый, философ и талантливый поэт.

Интересно, что остается неизвестным кто спроектировал это потрясающее здание. Ряд первоисточников утверждают, что Улугбек принимал активное участие в постройке медресе.

Здание медресе, несмотря на свою монументальность, выглядит довольно изящным. Его стены не утяжелены рельефными деталями. Легкость конструкции придают мелкие декоративные узоры, небесно-голубые изразцы н вытянутые минареты цилиндрической формы. Для декоративной отделки преимущественно использовались синий, белый и голубой цветовые сочетания, которые характерны для творчества мастеров этого региона.

В стенах Улугбека читали лекции многие прославленные умы, например, ученые Маулана Кушчи, Казы-заде Руми и другие. В этих стенах учили студентов точным и естественным наукам. Ректором был выбран Маулан Мухаммед Хавфи – скромный, простой человек, но весьма образованный.

Улугбек тоже занимался преподаванием, он был великим ученым, преуспел в математике и астрономии. Ему не удалось избежать опасности, которая исходила от собственного сына по имени Абдулатиф, по приказу которого в 1449 году Улугбека убили. Но подлого Абдулатифа спустя 5,5 месяцев с момента убийства отца, самого казнили и на его могиле написано “отцеубийца” в назидание будущим поколениям.

Медресе Шердор
В переводе медресе Шердор означает «Пристанище львов». Такое название было дано по причине того, что на портале здания был изображен барс на спине с солнцем, который считается в Самарканде символом власти. Так же на портале можно увидеть большую свастику, в которой арабским шрифтом написано «Господь Всемогущ!».

Считается, что медресе в начале 17 века построили по плану архитектора Абдулы Джаббара. Медресе Шердор напоминает медресе Улугбека, но отличается по пропорциям. Вероятнее всего, купола чрезмерно больших размеров стали причиной разрушения здания спустя несколько десятилетий после возведения.

На стенах медресе везде можно видеть цитаты из Корана. Фасады украшены с большим размахом: великолепные драгоценные мозаики, бирюзовые купола, стены облицованы глазурованным кирпичом. Дворовые арки украшены мозаичными панно с необычными сложными цветочными орнаментальными узорами. По сравнению с внешним убранством здания, интерьер худжр с гладкими, белыми стенами выглядит строго и аскетично.

В начале 20 века на территории комплекса были проведены масштабные реставрационные работы, в которых участвовали лучшие мастера и художники со всего Узбекистана. Восстановили кирпичный свод портальной арки, укрепили резную мозаику тимпана, переложили свод главного портала и отремонтировали худжры. Во время выполнения работ были соблюдены древние традиции, разборку и кладку свода выполняли без кружал. Кладку завершили в 1925 году. Несколько позднее переложили купола и потолки худжр, облицевали внешние стены. На центральной стене медресе на протяжении 1960-1962 гг. была проведена реставрация двух минаретов.

Медресе Тилля-Кари
Переводится название медресе Тилля-Кари как «Отделанное золотом». Его постройка началась в 1646 году. Ранее на этом месте размещался караван-сарай Мирзои. Ялангтуш бий Баходур решил, что этот медресе должен замыкать с северной стороны архитектурный ансамбль на площади Регистан. Непосредственно в здании предусматривалась мечеть специально для студентов, чтобы они совершали намаз. В медресе выполнена потрясающая стенная живопись, а внутренние стены центрального помещения отделаны позолотой.

Внутрь ведет широкий портал главного фасада. Он украшен фронтальными крыльями с двухъярусными худжрами, которые имеют арочные ниши-лоджии и угловые башни – гульдаста, выходящие на площадь. Двор имеет четыре айваны, а по его периметру расположены кельи в двух уровнях. Все остальные стены и потолок полностью покрыты позолоченной росписью. Позолотой покрыт и михраб - ниша в стене для молитв, которая обращена к Мекке, а так же минбар с11-тью ступеньками (возвышение, предназначенное для имама). Тилля-Кари с узбекского – Позолоченный мерседес, вся отделка здесь действительно позолочена. Фасады облицованы разнообразной узорчатой плиткой и майоликой. Двери выполнены из дерева редкой породы и украшены резьбой.

В начале 19 века Тилля-Кари было разрушено землетрясением. Верхняя часть здания позже отстроили заново, однако изразцовая облицовка не была восстановлена. Реставрация медресе началась в 20-х годах 20 столетия: усилиями узбекских мастеров-керамистов уцелевшие изразцы были укреплены, а разрушенные изразцы заменили на новые. Реставрационные работы велись и в 1950-1956 гг.: была восстановлена облицовка фасадов внутреннего двора и центральный барабан, укреплен юго-западная часть медресе и южная галерея. Реконструкцию продолжили и в 1958 году. Тогда отремонтировали портал и восточную стену внутреннего двора.

Расположенные рядом здания
С восточной стороны медресе Тилля-Кари построен мавзолей Шейбанидов. Это место, где очень много надгробий, самое древнее из которых установлено в 16 веке. В то время у власти была династия Шейбанидов, а столицей снова стала Бухара. Основал династию Шейбани-хан, который приходился внуком Абул Хаира. Шейбани-хан, пользуясь покровительством Чагатайского ханства, в 1500 году покорил Самарканд и Бухару, предварительно забрав власть у последних потомков Тамерлана. Но хан не этом не остановился и в 1503 году напал на своих покровителей и завладел Ташкентом, в 1506 году Хивой, в 1507 году покорил Мерв, восточную Персию и западную часть Афганистана. Все последующие годы кочевые узбеки, предводителем которых был Шейбани-хан, смогли обосноваться на лучших центрально-азиатских территориях.

Доказательством того, что в средневековье площадь Регистан была основным торговым, является торговый купол Чорсу медресе Шердор. Старинный 6-тигранный купол 15 столетия сохранился до наших дней. Правда, в 18 веке он пережил небольшую перестройку. Купол отреставрировали с использованием современных технологий в 2005 году. С целью восстановления первоначальной высоты здания, было убрано три метра грунта. В куполе Чорсу регулярно проводятся выставки работ мастеров изобразительного искусства со всего Узбекистана.

Достиг расцвета. Большинство дворцов и мечетей построены во время правления Тимуридов. Нет на свете человека, который бы не слышал сказки 1001 ночи. Самарканд воплощает в реальность фантазии автора. Прогуливаясь по исторической части города, ждешь неожиданной встречи с жадными султанами, хитрыми визирями с их несметными богатствами и с самим Ходжой Насреддином. Туристов окружает магия Востока.

Одно из уникальных мест Самарканда – площадь Регистан.

Площадь Регистан

Регистан известна благодаря трем построенным в разные исторические эпохи монументальным сооружениям. Медресе Улугбека – ранний архитектурны шедевр. Еще два здания – Шердор и Тилля Кари – органически вписались в ансамбль позднее. Площадь Регистан в окружении строений – великолепный архитектурный ансамбль, памятник восточного зодчества Средних веков.

История строительства, архитектура и происхождение названия

Регистан – сердце Самарканда, историческая достопримечательность. Во времена правления Тимура это было главное место в городе, к которому вели 6 дорог со всех концов Самарканда. Здесь кипела торговля, зачитывались указы правителей, отправлялись в набеги воины.

Регистан переводят с узбекского как «песчаное место». В давние времена участок был покрыт песком. Здесь казнили людей, неугодных режиму правителей. Песок прекрасно впитывал кровь и уничтожал следы кровавых злодеяний.

Кроме этого, Регистан был центром ремесел и торговли. Правители династии Тимуридов вносили изменения в облик и назначение площади.

Внук Тамерлана Мирзо Улугбек кардинально ее изменил. Он был образованным и стремился развивать в стране науку и образование. В XV веке по его приказу началось строительство первого учебного заведения, которое потом назовут медресе Улугбека. Рядом с ним через 2 столетия построили еще две постройки – Шердор и Тилля Кари.

Эти исторические постройки – уникальный образец оформления главной площади города, шедевры персидской архитектуры. Они олицетворяют исламскую историю нескольких веков и находятся под защитой ЮНЕСКО. Фасады зданий обращены друг к другу и ограничивают пространство с трех сторон, позволяя любоваться комплексом, находясь в центре площади. Архитектурный ансамбль украшен мозаикой по канонам азиатской культуры. Стены зданий покрыты восточными орнаментами и росписями.

Медресе Улугбека

Здание медресе, построенное за 3 года в период с 1417 по 1420 годы, стало началом формирования архитектурно-исторического комплекса в Самарканде. Это крупнейший научно-образовательный центр в Средней Азии. Студенты изучали богословие, математику, астрономию. Здесь учились и Абдурахман Джами. Есть сведения о том, что в этом учебном заведении читал лекции сам Улугбек.

Здание имеет прямоугольную форму и выполнено в архитектурных традициях Востока. Кирпичные, желтоватого цвета стены строения покрыты геометрическими рисунками и мозаичным панно. Украшение фасада – портал, стены которого расписаны орнаментом и исламскими письменами изумительной работы. По бокам построены высокие минареты и купола, сияющие ярким голубым цветом. Использование синего и белого цветов, мелкий орнамент и цилиндрическая форма минаретов придают постройке легкость и изящество.

По традиции древних строителей, двор медресе квадратный. Туда выходят двери учебных комнат и помещений, где жили студенты. Во дворе имеется мечеть. Многочисленные феодальные военные конфликты практически разрушили строения, но в XX веке была проведена большая реставрационная работа. Благодаря реставрации медресе Улугбека предстает в прежней исторической красе.

Медресе Шердор

На площади Регистан расположено еще одно медресе – Шердор. Его строительство велось 17 лет. Создатели хотели воспроизвести точную копию постройки Улугбека. Но его возводили 200 лет спустя, поэтому здание получилось похожим, но не зеркальной копией.

Планировка объекта повторяет общую композицию оригинала. Стены из глазурованного кирпича украшены мозаикой и расписаны цитатами из священной книги мусульман. Орнамент стен зданий надолго останавливает туристов.

Главное отличие постройки – узор на центральной арке портала. Два золотистых тигра с гривами львов, на спинах которых изображено солнце, устремились в погоню за ланями. Смысл рисунка заключается в погоне за знаниями. В переводе с узбекского Шердор означает «украшенное тиграми».

Здание неоднократно разрушалось, но было отреставрировано. Узбеки называют его ифтихор шердор, что означает «гордость». И им есть чем гордиться. Здание Шердор – культурное наследие Узбекистана и значимая достопримечательность Самарканда.

Медресе Тилля Кари

Строительство последнего объекта на этом месте началось в 1646 году и продолжалось более 14 лет. Архитектор достиг целостности и единства ансамбля Регистана. Здание Тилля Кари служит органичным фоном для двух других медресе. Формируется ощущение единого замкнутого пространства, объединенного общими архитектурными решениями.

Главный фасад выполнен в виде пятигранной ниши с двумя ярусами худжр по бокам. Здание имеет 2 главных входа, слева виден голубой купол мечети. По бокам построены башенки с куполами. Стены мечети сплошь покрыты позолотой.

Мавзолей Шейбанидов, купол Чорсу и другие достопримечательности Регистана

За зданием Тилля Кари находится еще один исторический памятник – мавзолей Шейбанидов. В XVI веке династия Тимуридов ослабела, и власть в Самарканде захватили Шейбаниды. Есть версия, что основатель династии Мухаммед Шейбани похоронен в мавзолее. Самое раннее захоронение датируется XVI веком.

Сейчас мавзолей представляет собой целый комплекс надгробий, открытый для свободного посещения. При Шейбонидах отмечался расцвет искусства и торговли. Ярким примером этому служит купол Чорсу, находящийся за медресе Шердор. Это торговое здание было построено еще в XV веке, неоднократно реставрировалось и перестраивалось. В 2005 году куполу вернули первоначальный вид.

Сегодня Чорсу – это галерея искусств Самарканда.

Современный Регистан

Реконструкции завершены, Регистан посещают тысячи туристов. Здесь проводятся концерты и крупные городские мероприятия. Недалеко от площади Регистан и памятника Амиру Тимуру построили отель «Регистан Плаза Самарканд», отвечающий современным требованиям сервиса и обслуживания. Он удобен для размещения и посещения исторической достопримечательности Самарканда – площади Регистан.

Туристам на заметку: как добраться, отели рядом

Добраться до главного архитектурного шедевра Самарканда легко из любого района города. Городские автобусы делают на площади Регистан остановки. Голубые купола мечетей, которые видны отовсюду, – прекрасный ориентир. Посещают историческую площадь бесплатно – платят только за вход в музей и за некоторые экскурсии.

Много веков назад великолепный Самарканд называли "сердцем шелкового пути", а площадь Регистан являлась сердцем самого Самарканда. Сегодня она является знаменитой достопримечательностью не только города, но и всего Узбекистана. Раскинувшаяся на возвышении с прекрасным ансамблем, включающим три медресе, она существует вот уже около 600 лет. А вблизи площади расположено несколько недорогих отелей Самарканда.

Немного в мире существует городов, которые могли бы похвастать древностью построек, дошедших до нас в своем первозданном виде. Жители Самарканда говорят, что все пути ведут к Регистану. И, это является правдой, ведь купола и минареты трех медресе просматриваются со всех сторон города, притягивая к себе главные городские дороги.

Величие Улугбека

Каждый, кто посещал площадь, был поражен невероятным величием, которое предстает взору. Мощные пилоны зданий и гигантские арки порталов застыли, словно безмолвные титаны. Поверхность каждой стены великолепно играет роскошью изразцов и арабской вязи. Именно здесь можно уловить дыхание веков и прикоснуться к истории.

Из всех трех строений, расположенных на площади, самым ранним является медресе Улугбека. Внушительный купольный торговый пассаж был возведен еще при Амире Темуре, где неподалеку шумел городской рынок. Однако для строительства нового медресе сооружение снесли. Его главный фасад декорирован великолепной мозаикой с узорами "ислими", а также дополнен высоким порталом с "астральным" орнаментом.

Внутренний двор имеет форму квадрата, который по периметру окружен кельями-худжрами, служившими жильем для учащихся. В каждом, из четырех углов медресе возвышается минарет. Но, из-за частых землетрясений два минарета были разрушены еще в 18 веке.

Медресе «Львиный»

Полностью площадь была застроена во время правления Улугбека, кстати в городе еще можно посмотреть обсерваторию и музей Улугбека . С левой стороны медресе построили царский караван-сарай Мирзои, а прямо напротив него была возведена ханака - прибежище для странствующих суфиев. Спустя 200 лет площадь в очередной раз была капитально перестроена уже другим правителем Ялангтушем Бохадуром. На месте всех старых и полуразрушенных построек он возвел медресе Тилля-Кари и Шер-Дор.

Шер-Дор, возведенное напротив медресе Улугбека, практически повторяет его внешнюю архитектуру, создавая таким образом композицию "кош-медресе". Разница лишь в боковых минаретах, которые у Шер-Дор немного ниже. Двор также квадратной формы и окружен худжрами в два этажа. Стены здания покрывают резные мраморные панели и мозаика с орнаментами. Входной портал исписан арабской вязью, а над его аркой изображены львы.

Замыкает комплекс медресе Тилля-Кари, которое было построено в 17 веке. Фасад здания оформлен стрельчатыми нишами, расположенными в два ряда и внушительным порталом. Своим экстерьером он придает гармонию и завершенность всей архитектурной композиции. В отличии от двух соседних медресе, здесь углы украшены не привычными минаретами, а башнями-гульдаста с куполами.

Тилля-Кари служила не только учебным заведением, но и соборной мечети, так как в это время главные мечети города уже представляли собой лишь развалины. Во время землетрясений купол Тилля-Кари также был разрушен, практически сразу по окончанию строительства, но в 20 веке, во время реставрационных работ его восстановили.

Стоит выделить интерьер мечети Тилля-Кари. Рядом с нишей, которая по традиции обращена в сторону Мекки, был возведен мраморный минбар - кафедра для проповедей. Все купольное пространство, а также поддерживающие паруса декорированы великолепной росписью, уникальной в своем роде - "кундаль".

"По преданию, когда был заложен Самарканд , с Зеравшанских гор спустился леопард - палянг. Он побродил вокруг стен, одобрил постройки и удалился обратно в горы.

С тех пор жители Самарканда стали называть себя барсами. На их штандартах и гербах изображался леопард.

Самаркандцы горды и своенравны, не терпят лжи и не стремятся к богатству, душа их лежит только к славе и почестям. Мудрецы говорят, что это земля Самарканда оказывает такое действие, и самаркандцы, в какую бы страну не явились, отличаются от других людей. Душа их открыта к прекрасному, среди них много великих мастеров по части создания чудес, украшающих мир."

Абу-Санд Абду-Рахман Ибн Муххамад Идрис

Еще сам Амир Тимур «…из Дамаска привёз сюда разных мастеров, каких только мог найти. Таких, которые ткут разные шёлковые ткани, или делают луки для стрельбы и разное вооружение, или обрабатывают стекло и глину, которые у них самые лучшие во всём свете. Из Турции он привёз стрелков и ремесленников, каменщиков и золотых дел мастеров, сколько их нашлось. Кроме того, он привёз инженеров, бомбардиров и тех, которые делают верёвки для машин…” (Абдуллаев В.А., "История Самарканда" )

Повествование о Самарканде — большое искушение если любишь путешествовать и почитываешь что-то из истории. Но нельзя объять необъятное, и вряд ли возможно рассказать о Самарканде в двух словах. Боюсь, что заведусь и надолго;) Попробую ограничиться пиком архитектурного творчества Востока — ансамблем Регистан и "Золотым Веком" города барсов — периодом наивысшего подъема Самарканда, когда по красоте и величию, как и замышлял Амир Тимур, он стал равным самым могущественным столицам мира. Ну и своими фотографиями, сделанными там в августе 2008 года...

Сейчас Регистан — это такая огромная, мощеная жженым кирпичом и булыжником площадь, на которой стоят три средневековых образовательных учреждения (медресе).

«Регистан» переводится как «песчаное место». Говорят, это название произошло от того, что земля здесь была усыпана песком, чтобы впитывать кровь жертв публичных казней, которые практиковались тут вплоть до начала 20 века. Еще говорят, что Регистан был местом, где Тамерлан (он же Тимур) выставлял на показ головы своих жертв, которые были наколоты на штыри, и площадью, где народ собирался, чтобы послушать государственные указы, перед чтением которых громко трубили в медные трубы.

Во времена Тимура, на этой площади не было ни одного из существующих ныне зданий-шедевров. Ансамбль возводился почти 250 лет, но уже после смерти этого жестокого и дальновидного правителя.

Самарканд не ограничивался "песчаным местом" с отрубленными головами на штырях. Руками местных и привезённых Тимуром мастеров строятся дворцы Гур-Эмир, Биби-Ханым, ряд мавзолеев Шохи-Зинды, которые сохранились до сих пор и традиционно поражают гостей города красотой и величием. Самарканд во времена Тамерлана утопает в 12 окружающих его садах, а окрестности снисходительно застроены селениями с именами мировых столиц таких как Миср (Каир), Димишк (Дамаск), Багдад, Султания, Фариш (Париж) и др.

Через 4 года после смерти Амира Тимура, страной начнёт править его внук — 15 летний Мирзо Улугбек , ставший в последствии великим учёным, 40-летняя эпоха правления которого пройдёт под девизом “Стремление к знанию — обязанность каждого мусульманина”. Именно Улугбеку Самарканд обязан своим почетным местом в мировой истории.

Созданная Улугбеком обсерватория, не имела равных себе ни тогда, ни много лет позже; благодаря наблюдениям в ней были составлены т.н. “Гургановы” таблицы натуральных значений синусов и тангенсов углов стояния звёзд, верных до девятого десятичного знака, а также каталог географических координат огромного числа различных населенных (и не очень) пунктов на Земле, актуальных на тот момент. Вместе с Улугбеком трудится его ученик и соратник Али Кушчи, также внёсший свой вклад в развитие математики, высчитав, к примеру, значение числа "Пи” с точностью, которую превзойдут только через 250 лет. Напомню, что неспешно тянулась первая половина XV века...

Но основным как архитектурным так и историческим детищем Мирзо Улугбека считается его Университет на площади Регистан. Сейчас в путеводителях так и называется "Университет Улугбека "

Самое первое Медресе на площади Регистан было построено в 1417—1420 годах. Архитектор этого сооружения доподлинно неизвестен. Но Гератский поэт и историк Зайнутдин Васифи, современник Улугбека сообщал, что им был Камаледдин Мухандис , ученик известного математика Казы-заде Руми. Однако больше никаких упоминаний об этом человеке история не сохранила.

Медресе Улугбека как и любое другое образовательное учреждение мусульманского Востока (иногда и современное) представляет собой замкнутый прямоугольный двор, заднюю сторону которого занимает мечеть-аудитория. На площадь выходит грандиозный портал. Еще три таких же портала, но меньшего размера, располагались на трех других сторонах здания. Порталы — самые замечательные элементы постройки. Они несут чисто декоративную функцию, их смысл только в производимом впечатлении! И впечатляться есть чем...

Пока я, через 590 лет после возведения Медресе, стоял гипнотизируемый завораживающими узорами портала - непонятно откуда появился милиционер и заговорщически прогнусавил:

Мистер! Ду ю вонт ту гоу ту де ап оф минарэт?

На самый верх?

О, русский? Ага... Брат! 5 тыщ давай и иди!

Такой шанс нельзя было упускать! но...

Ты что! С американцев 5 тыщ бери, а не с брата с братской Украины, брат...

Три тыщи дай, да?

Две с половиной?

Хорошо! Вон с иностранцами пойдешь...

Служитель порядка явно занимался незаконной деятельностью - идти пришлось по необорудованным для туристов внутренностям медрессе Улугбека, где явно идут какие-то реставрационные работы...

На лицах моих попутчиков — дядьки-американца лет 50-ти и студентки из Чехии c книгой " 1000 places to see before you die " был ужас всей западной цивилизации перед дружелюбным, но очень пахнущим пылью восточным раздолбайством...

Вначале подъема, собственно, на сам минарет американец бахнулся головой о не заявленную в путеводителях низко торчащую балку и выбыл из нашей интернациональной команды...

И зря! Вот как можно отказаться пройтись по такой лестнице?

А выглянуть в такое вот средневековое окошко?

На самом верху места для двоих не оказалось, потому пропустил чешку вперед...

А сам рассматривал такие вот артефакты;) Штурман Алисеев (Алиссон?) например побывал здесь же 2 октября 1909 года, интересно сколько заплатил имперским ментам тех лет?

Самарканд сверху хорош! Вид на Медрессе Тилля-Кори...

Вид на Медрессе Шер-Дор и на площадку для представлений (во времена Тимура она же площадка для казней;)))

На макушке одного из минаретов Медрессе Улугбека ты как бы торчишь почти в полный рост из жестяного покрытия, держаться особо не за что - страшновато, но вот как романтично!!! ;)

Азиза + Далмир = ... а вот и не любовь = "Счастье"

Небольшой парк у Медресе...

Купол мечети в медрессе Тилля-Кори...

Предстоял еще нелегкий спуск — в это окошко мне пришлось как-то втискиваться чуть раньше, чтобы разминуться с чешской исктельницей приключений. Потом я, видимо, довольно долго торчал из минарета, а она спустилась вниз и расстворилась в ярком Самаркандском полдне...

В таких местах кажется, что даже темнота в старых окнах истрического значения, средневековая, полная тайн и заговоров...

Вот оттуда, с верхушки я только что и смотрел на доверчивый и светлый современный Самарканд...

Но разве можно покинуть самое известное строение Регистана не поппытавшись прикоснуться еще хоть к какой-то его тайне?

Внутри Медресе Улугбека двор, вокруг которого идут два яруса открытых наружу арок, за ними располагались пятьдесят худжр-келий, в которых проживало свыше ста студентов, когда-то обучавшихся в этом заведении...

По преданию, здесь, помимо целой плеяды учёных (Казы-заде Руми, Маулана Кашани, Маулана Кушчи) читавших свои лекции по математике, геометрии, логике, естественным наукам, астрономии (включая астрологию), сводам учений о человеке и мировой душе, богословию... преподавал, чтобы отвлечься от административных обязанностей, и сам Улугбек. ..

Ректором заведения правитель выбрал человека простого, но очень образованного - Маулана Мухаммеда Хавфи . В день открытия медресе, Хавфи прочитал лекцию в присутствии 90 учёных, но увлекся так, что никто не мог понять его сложный и витиеватый ход мыслей. Кроме самого Улугбека и математика Казы-заде Руми (его учителя) ;-)))) Остальные 90 человек наверное аплодировали сдержанно и озадаченно...

Это Медрессе хранит и тайну гибели Улугбека . К сожалению, великий ученый-просветитель, математик и астроном, был плохим специалистом в семейных и политических интригах и не заметил вовремя опасность, исходившую от самого близкого человека: 25 октября 1449 года Улугбек был убит скорее всего по приказу своего сына Абдулатифа. Тело Улугбека было пренебрежительно брошено на пороге его скромного жилища — кельи в стенах Медресе, одной из этих на фото... Через 5 с половиной месяцев коварный Абдулатиф будет казнён, а на его могиле напишут “отцеубийца”. По-своему вошел в историю, засранец...

Но выйдем из мрака интриг и предательств XV века снова на площадь к другому архитектурному шедевру Самарканда — Медресе Шер-Дор ...

В течении последующих двух веков караванные пути через Самарканд утрачивают своё значение. Упадок торговли и ремесленного производства приводит к застою в экономической жизни. Самарканд входит в состав Бухарского ханства, как особый удел. Но в это время Самаркандский эмир и философ Баходур Ялангтуш на собственные средства строит... не супер-дачу в местном Межигорье, а еще два университета на площади Регистан. Тем самым завершается создание ансамбля центральной площади, какой мы ее видим и сегодня...

Медресе Шер-Дор ("Обитель львов") было построено через 200 лет после того, как на ней появился университет Улугбека. Построено оно было на том месте, где при Улугбеке находилась ханака (приют) для суфиев. Здание строилось почти 17 лет (1619—1636 годы). Автором его был зодчий Абдул Джаббар .

Медресе Шер-Дор практически зеркально повторяет первое здание ансамбля — Медресе Улугбека, но в искаженных пропорциях. Все стены исписаны преимущественно цитатами из Корана. С большой фантазией украшены наружные и дворовые фасады. А вот эти ну очень необычные львы/тигры/леопарды даже изображены на купюре в 200 сум (0,1 $) современного Узбекистана!

Медресе облицовано специальным, лишь для него созданным глазурованым кирпичом, мозаичными наборами и росписью. В мозаике много вьющихся цветов, бутонов образующих сложный орнаментальный узор. Мотив таких изображений обычно символическое "древо жизни", часто используется в восточной живописи и архитектуре.

Третье Медресе — Тилля-Кори было построено в 1646-1660 гг. на месте оставшегося ещё со времён Улугбека караван-сарая (гостиницы для торговцев)

По замыслу мецената стройки Ялангтуша бий Баходура, Медресе должно было своим фасадом замкнуть площадь Регистан, а в самом здании должна размещаться и мечеть, чтобы студенты могли совершать молитву, не уходя из университета.

Во дворе Тилля-Кори сейчас множество сувенирных лавочек и просто толпы туристов со всего мира...

Симпатичные узбекские сувениры продаются в кельях, где когда-то жили студенты XVII-XVIII веков...

Мечеть в Медресе Тилля-Кори была также и центральной мечетью города, сейчас это музей и можно легко зайти посмотреть на внутреннее убранство...

Обилие золота в отделке мечети и определило название Медресе. "Тилля-Кори" - переводится как "Позолоченный"

Поверхность всех стен и свода в мечети были сплошь покрыты традиционной росписью "кундаль" с обильной позолотой. Позолочен был михраб (направление на Мекку) и одиннадцатиступенчатый минбар (возвышение для проповедника - имама)...

От внутренней арки невозможно оторвать взгляд - просто попадаешь в какой-то поток оптической золотой вакханалии..

Но даже "Золотой Век" врядли может длиться больше ста лет;)

С конца XVII века наметился новый период застоя и упадка в жизни Самарканда. Столица была перенесена в Бухару. Великий Шелковый Путь проходил стороной, медресе стояли пустыми и забытыми и в их стенах их жили лишь дикие звери. Население города едва насчитывало тысячу семей. ..

Было время, когда в городе, по свидетельству очевидцев "… не осталось ни мужчин, ни женщин, никого, кроме монаха-каландара Шох Джугуза. Благословенные мечети, священные медресе, богоугодные заведения разрушаются… " — как-то сразу такое уважение к этому стойкому монаху появляется...

Перелом к лучшему произошёл лишь в конце семидесятых годов XVIII века. В Самарканд политической волей одного из эмиров были переселены жители из соседних городов и селений.

Город начал возрождаться, закипела жизнь на Регистане, где снова расположились многочисленные мелкие лавки и строения. Тут же маддахи (рассказчики) громким голосом и жестами, полными трагизма, повествовали толпе о подвигах святых и о героизме прославленных воинов давно минувших дней, впрочем так же пиарили власть и воспевали возрождение города.

В 1875 году, уже при владычестве Российской Империи площадь была приведена в порядок — был снят трёхметровый слой земли, образовавшийся за века и скрадывавший высоту строений, поверхность земли выровнена и замощена. Регистан, как и раньше, стал центром города. Правда этим восстановительные работы и ограничились, университеты находились в аварийном состоянии, купола и минареты могли обрушится в любой момент прямо на головы самоотверженных студентов.. .

В 1918 году, после установления Советской власти, деятельность Медресе, как духовных школ, была прекращена. Через год зачем-то снесены лавки.

Однако, что интересно при советах архитектурный памятник не был раздолбан окончательно, а наоборот, страна потратила впечатляющее количество сил и средств на восстановление площади Регистан: все три медресе были подняты из руин и воссозданы практически в первозданном виде.

Неожиданно для себя, я с огромным удовольствием прочитал книгу академика М.Е. Массона "Падающий минарет" об остановке разрушения и восстановлении одного из минаретов Медрессе Улугбека в 20-х - начале 30-х годов (к сожалению не того на который лазил с бэкпекершей из Чехии). Захватывающая книга, о преданности делу несмотря на огромные трудности тех лет, большой любви к истории и этому потрясающему городу...

Реставрационные работы, начатые еще в 20-е годы ХХ века, завершились почти перед самым распадом Советского Союза.

Вот не знаю как Регистан преподнесен в модном путеводителе "1000 places to see before you die" однако, уверен, что не увидев этот выдающийся архитектурный шедевр нечего и думать о лучшей жизни на небесах... Наверняка ведь там, на небе, только и разговоров, что о море... да о площади Регистан! ;)))

Сказочное, завораживающее место! Мало еще где можно с такой ясностью почувствовать себя частью истории — этой невероятной космической машины, и, возможно, случайным странником, прибившимся к каравану времени, что идет сквозь песок веков из вечности в вечность...

Возможно ради таких ощущений мы и живем...

Удачных Вам путешествий!

Венгрия