Собор св яна. Кафедральный собор святого яна в варшаве. Время работы церкви

В исторических источниках первые сведения о католическом приходе города достигают второй половины XVI в. Центром прихода был костел св.Андрея, который располагался в западной окраине городской территории вблизи Луцких ворот . Письменным упоминанием этот старый костел зафиксирован в 1596 г.


В 1625 князь А. Заславский утвердил замену грунтов между костелом и бернардинами для построения последними комплекса монастыря. Согласно этому соглашению костел был перенесен в северную часть центра города, где он расположен и в наше время. Историк В.Гупало предполагает, что костел был построен в том месте, где князь Януш Острожский поселил бернардинцев, осуществлявших службу при замковой часовне.

Историю приходского костела дополняют книги его визитаций, которые находятся в Заповеднике города Дубна. Эти книги содержат отчеты по 1799, 1810, 1814 и 1816 годам. В первой книге зафиксировано документ о предоставлении в 1612 году Владиславом-Домиником Заславским права на обеспечение рыбой на время поста дубенского плебана . В 1676 году князь Дмитрий Корибут Вишневецкий, белзький воевода, коронный польный гетман, передал костелу село Тростянец с приселком Иваниничи. Зафиксировано также фундуши княгини Теофил-Людвики Любомирской, мстиславского ловчего Адама Богдашевского, комиссара Дубенского ординации, местного самоуправления, луцкого и дубенского еврейских кагала. Эти предоставления измерялись деньгами (от 3000 злотых до 7000), недвижимым имуществом (усадьбы, земли), декретами и всевозможными привилегиями.


Вот только в неспокойном позднем средневековье среди стихий природных и человеческих выжить деревянному храму было практически невозможно.

Только за последнее столетие существования в деревянном облике в 1725 году костел разрушила сильная буря, испепеляющее пламя в 1749 и 1811 годах поглощало фарный костел святого Яна Непомуки целиком, не смотря на покровительство всех владельцев Дубно Острожских, Заславских, Любомирских и активную поддержку местной паствы. После последнего пожара все его имущество было перенесено в бернардинскую обитель , которая стала временным пристанищем прихода. Там совершались богослужения бывшего фарного костела и осуществлялись другие ритуалы. В то время, когда работал временный костел, началось строительство более надежного, каменного. В 1816-ом был заложен глубокий фундамент, возведены стены до шести локтей, но нестабильная политическая ситуация в стране приостановила строительство почти на три десятилетия.


Официальной датой окончания его возведения стал 1830 год, когда храм был освящен. Фарний костел, построенный местным священником о. Алоизом Осинским. Причем деньги на строительство собирали всем миром, включая щедрые пожертвования от еврейской кагалы Луцка и Дубно.


В архитектурном плане костел представлял трехнефную базилику, сложенную из камня и кирпича с последующим оштукатуриванием. Он является самобытным представителем романской архитектуры с небольшими вкраплениями ренессансных элементов: арочная ниша с фигурой святого Яна Непомуки, ризалит центрального входа с ломанной линией фронтона, колонный портал центрального входа дорического ордера, широкий фриз в обрамлении профилированных карнизов, высокие арки оконных проемов, лопатки боковых фасадов, который дополняет трехпилонная колокольня в юго-восточном углу комплекса.

Внутренний интерьер костела выдержанный в таком же сдержанном стиле отличают две разделяющие нефы колоннады дорического ордера, деревянная винтовая лестница на хоры, крестовые завершения боковых и полуциркульное на распалубках центрального нефов, пилястры тосканского ордера, раскрепованные карнизы, шлифованные каменные половые плиты.

На фасаде фарного костела Яна Непомука в Дубно более чем через полвека снова появилась надпись на латыни «GLORIA TIBI DOMINE», что означает «Слава тебе, Господи!».

Трехпилонная арочная колокольня на высоком цоколе комплекса с разорванным треугольным фронтоном, центральную часть которого украшает квадратная надстройка на два колокола под четырехскатной кровлей с венчающим крестом. Из декоративных элементов ее можно выделить объемный геометрический рисунок нижней части и профилированный карниз.

На протяжении XIX столетия костел Яна Непомуки не только вернул свою былую славу религиозного оплота католицизма дубенской земли (в его приход входила не только городская община, но и верующие из тридцати деревень уезда), но и превратился в центр милосердия и просвещения: при нем действовала школа в которой преподавались азы письма, чтения и христианства, а так же под его эгидой действовал госпиталь с приютом для немощных.


Достаточно интересными с точки зрения истории есть и другие сведения, которые подаются в книгах визитаций фарного костела. Например, в приход костела входило 30 деревень Дубенского уезда, где больше всего католиков проживало в Дитиничи (54 человека), Молодаво (44), Мирогоще (40), Тараканове (в документе Троканов, 34), и меньше (по 1 человеку) в Переросле, Буще, Судобичах. В инвентарях недвижимого и движимого имущества, принадлежащих к костелу сел Сады, Тростянец, поселка Иваниничи, пригорода Забрамы подаются поименные списки подданных. В селах фигурируют исключительно украинские фамилии, а на Юридице (от вала до Ильинского собора) - исключительно польские. Подается также детальное описание земель и сенокосов, поместий (тростянецкого и дубенского), скота, птицы, лесов и садов. Немало места отведено описаниям интерьера и атрибутики костела (алтарь, иконы, кресты, дарохранительницы, одежда священников, книги). В костельных книгах находим названия улиц города Дубна - Замковая, Фарская, Панская, Паненська, Твердая, Ладная, Чернеччина, Забрама (дословно - Забрама Луцка), Бернардинская, Сурмицька, Сурмицький пригород.

С 1927 г. обязанности пробоща (настоятеля) в костеле Яна Непомука начал исполнять Станислав Кузьминский. Он справлялся с обширной плебанией (служебными и хозяйственными зданиями и штатом священников и помощников), сочетая пастырскую службу и хозяйственную. 18 мая 1942, в номинации луцкого епископа Станислав Кузьминский получил степень инфулата Олицкой капитула. Эта степень оказывал священнику ряд привилегий, которые приравнивались к епископских. Именно этому настоятелю костела святого Яна Непомуки обязаны были своим спасением новорожденные еврейские дети Дубно, так как в страшные годы Второй мировой войны многих из них он уберег от немецкого геноцида выданным свидетельством о крещении. Гестапо арестовало пробоща, но через покровительство князей Радзивиллов отпустило, установив за ним слежку. В 1944 г.. Кузьминского предупредили о новом аресте. Он поспешно уехал из Дубно, не рискнув испытывать судьбу. За особые заслуги перед родиной инфулат Кузьминский был награжден орденом Белого Орла - чрезвычайно высокой наградой Польши.

Согласно "Универсальному дополнительному практическому толковому словарю". И. Мостицкого, изданному в 2005–2012 годах словосочетание "фарный костёл" означаетцерк. приходской, принадлежащий только приходу, а не какому либо монашескому ордену и т.п. «Фарой» называют и «приход» , так что «фарный» означает «главный костел прихода» .

Костел носит имя Яна Непомука, который родился приблизительно между 1340- м и 1350- м годом в поселении Помук (современный чешский Непомук), недалеко от монастыря цистерцианского ордена у холма «Зелёная Гора». В том месте, где сегодня располагается церковь Святого Яна Непомуцкого, ранее (по устным источникам) располагался дом, где и родился Ян. Отец Яна — Велфин — был в 1355—1367 годах бурмистром населённого пункта Помук, о матери ничего не известно. Базовое образование Ян получил в школе при церкви святого Иакова.

В 1370 году он стал нотариусом пражского архиепископа, в 1380 году был рукоположен в священники.

После получения сана продолжил образование, изучал право, в 1381 году получил степень бакалавра в Праге, а в 1387 году в Падуе — докторскую степень.

В 1389 году стал каноником Вышеградского капитула и был назначен генеральным викарием пражского архиепископства.

Чешский король Вацлав IV (1378—1419) постоянно конфликтовал с высшим духовенством страны, отстаивал приоритет светской власти и вмешивался во внутрицерковные дела, полагая пражское архиепископство одним из главных своих оппонентов во внутренней политике.


Утром 20 марта 1393 года во время встречи короля Вацлава IV с архиепископом пражским Яном из Йенштейна в Храме Девы Марии под цепью король приказал схватить и заточить в тюрьму бывших в свите архиепископа Яна Непомуцкого, Микулаша Пухника, пробста Вацлава Кноблоха и Непра из Роупова. Вскоре товарищи Яна были отпущены, а Ян умер от мучительных пыток. После этого тело его сбросили в мешке с Карлова моста во Влтаву. Убийство Яна Непомуцкого имело широкий резонанс, оно послужило поводом к свержению Вацлава с германского престола, об отношении к делу Непомуцкого спрашивали на допросах на Констанцском соборе Яна Гуса, который отрицал своё сочувствие королю. Конкретная причина, по которой гнев короля обрушился именно на Яна Непомуцкого, точно не известна. В 1433 г. хронисты выдвинули предположение, весьма вероятное, но точно не доказанное, что Ян отказался раскрыть королю тайну исповеди королевы, духовником которой он был.

По преданию, в том самом месте, где тело святого погрузилось во Влтаву, над водой возникло свечение в виде 5 звезд, с тех пор Непомуцкий изображается с пятью звездами над головой. Место, возле которого Яна сбрасывали через перила, можно увидеть по правую руку на пути по мосту в сторону Мала Страны, это место отмечено вмурованным в перила моста крестом и двумя медными гвоздями неподалеку от креста.

Тело св. Яна было извлечено из Влтавы и впоследствии захоронено в кафедральном соборе святого Вита в Праге.

В советские времена в помещении костела находился спортзал местной спортивной школы.

В 1990г. здание получило статус памятника архитектуры. Возродился римско-католический приход в Дубно в нач. 90-х гг. Сначала католики имели право отправлять богослужение только в воскресенье и праздники, а уже в 1991 г. костел был неофициально возвращен верующим. Ну а в 1994 году. городская власть вернула храм местной римо-католической пастве.
Судя по надписям на старых фотографиях, улица на которой находится костёл носила название- Фарной .

В 2012 году тут отмечался 400-летний юбилей прихода.

Один из интересных и незабываемых памятников Варшавы – собор Святого Яна, входит в число объектов, которые стоит посетить каждому гостю польской столицы. Пожалуй, его многие считаю главный храм города.

Любопытные факты о соборе Святого Яна

Собор Святого Яна в Варшаве воздвигнут на месте деревянной часовни в XIV веке в жанре кирпичной готики. Он был построен как место для коронации и похорон князей. Изначально культовое строение было обычной церковью, но со временем оно приобретало все большее значение. К XVI веку собор Святого Яна становится самой важной церковью страны.

В XVII веке готический храм меняется в духе того времени на стиль барокко. Собор Варшавы становится одним из самых богатых польских культовых зданий. А это стало возможным потому, что при оформлении интерьера, использованные уникальные произведения, подаренные королями и знатью. К примеру, алтарь украсила картина «Мадонна со Святыми Иоаном Крестителем и Станиславом» художника Джакомо Пальмы. В XVII столетии базилика связана коридором с Королевским замком.

Собор Варшавы – свидетель многих событий, подобных коронации короля Станислава Августа Понятовского в 1764 году. Здесь похоронены деятели польской культуры и истории – Стефан Вышинский (архиепископ), Габриэль Нарутович (первый президент Польши), мазовецкие князья, Генрик Сенкевич (писатель) и еще многие другие. Особое значение имеет факт, что именно здесь в мае 1791 года принята первая европейская Конституция.

Базилика значительно пострадала уже в 1939 году от налетов, а в 1944 она стала ареной боевых действий – немецкие танки дважды врывались в здание. После восстания ее вновь взорвали, разрушив 90% построек. На стене вновь выстроенного храма можно видеть любопытную деталь – часть гусеницы танка. Это напоминание о том, что пришлось претерпеть культовому зданию в годы войны.

После войны оригинальная форма варшавского храма была восстановлена, оставили и прежнюю высоту крыши и форму фасада. Когда заходишь с людной шумной улицы под своды портала, попадаешь в совершенно иную Варшаву, кажется, что попал в прошлое.в июне 1960 года кардинал Стефан Вышинский освятил реконструированный храм.

Что посмотреть в соборе Святого Яна

Внимание туристов привлекает прекрасная часовня с захватывающим звездчатым потолком, средневековый Святой крест, необыкновенная фигура Христа с натуральными волосами (ее подарил Юрга Боричко) и интересная мраморная скульптура над гробницей Малаховского (работа Торвальдсена). В конце XX века в храм перенесли прах Станислава Понятовського – последнего польского короля.

Сегодня варшавский собор Святого Яна является международным центром для продвижения духовной органной музыки, здесь проходят фестивали и концерты. Часто в храме проводят и свадебные церемонии. Принято считать, что заключенный здесь брак благословляет сам Иоанн Креститель.

Центр науки и культуры, бизнеса и промышленности Польши – это Варшава, столица государства. Варшава – самый крупный по населению город в стране, первые упоминания о котором относятся к XIV веку. За несколько веков в Варшаве были построены красивейшие дома, дворцы, скульптуры и памятники, однако во ІІ Мировую войну очень многие из них были уничтожены. Но город практически восстал из пепла: огромнейшую работу проделали архитекторы, реставраторы, строители и скульпторы, восстанавливая город по старинным фотографиям, картинам и чертежам. Благодаря им, центр Варшавы, который можно увидеть сейчас, выглядит почти идентично тому, каким его видели горожане в XVI-XVII вв.

Осмотр достопримечательностей Варшавы обычно начинают с самого величественного символа исторического наследия – Королевского замка. По соседству с ним находится Старый Город, который привлекает своими узкими улочками и прекрасными зданиями, расположенными вокруг центральной площади Рынок. От Замковой Площади начинает свой путь туристический маршрут, носящий название «Королевский Тракт», он тянется через ул. Краковское предместье, ул. Новый Свет, ул. Уяздовские Аллеи, Ботанический сад и приводит к красивейшему дворцово-парковому ансамблю города – Лазенки.

Строительство Королевского замка велось на месте деревянной крепости в 1598-1618 гг., когда страной правил король Сигизмунд III Ваза. На площади перед замком стоит в его честь памятник – колонна Сигизмунда. В 1644 г. ее поставил сын Сигизмунда III король Владислав IV. Бронзовая скульптура, стоящая на 30-метровой колонне, изображает короля, на котором одеты рыцарские доспехи. Правая рука короля держит меч, а левая опирается на большой крест.

Замок получил статус официальной королевской резиденции, когда столицу Польши было решено перенести из Кракова в Варшаву, и стал свидетелем многих исторических событий. Именно в Королевском Замке была принята Конституция 3 мая 1791 г. С 1918 г. здесь работали Президенты Польши и временные главы государства.

Восстановительные работы Королевского замка велись по уцелевшим его фрагментам вплоть до 1988 г. Архитектурное украшение замка – великолепная башня с часами, с которой ежедневно можно услышать мелодию в исполнении трубача. К счастью, во время войны удалось сохранить множество произведений искусства, которые сейчас выставлены в музее, расположенном в Замке. Здесь можно увидеть картины Рембрандта «Ученый за пюпитром» и «Девушка в шляпе», полотно Яна Матейко «Стефан Баторий под Псковом» и старинные виды Варшавы в исполнении итальянского художника Бернардо Беллотто. В Королевском замке также хранится урна с прахом национального героя Польши Тадеуша Костюшко.

В Старом Городе находится главный католический храм Варшавы – это Костел святого Яна (Иоанна) Крестителя, построенный в 1390 г. Костел возведен в стиле кирпичной готики, а внутренне убранство в начале XVII в. было оформлено в стиле барокко. Храм основательно разрушили въезжавшие в него танки во время войны, поэтому в 1963 г. он был восстановлен.

В Костеле св. Яна были коронованы в 1705 г. Станислав Лещинский и в 1764 г. Станислав Август Понятовский. Кроме праха мазовецких князей, здесь же похоронены польский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе Генрик Сенкевич, а также первый президент Польши Габриэль Нарутович. В Костеле св. Яна произносил свои проповеди Петр Скарга, здесь молились генерал Ромуальд Траугутт и Тадеуш Костюшко, а в 1935 г. тут состоялась панихида по маршалу Юзефу Пилсудскому.

Рядом с Костелом св. Яна находится Иезуитский костел, или Костел Милостивой Божьей Матери – храм, построенный в стиле польского маньеризма в 1609-1626 гг. После строительства Костел постоянно украшали, внутри находилась богатая барочная мебель и алтари из мрамора и даже серебра. Однако в 1944 г. здание было разрушено и восстановлено уже в 1950-1973 гг. в наиболее приближенном, но все же упрощенном архитектурном стиле. Внутри костела хранятся: деревянное распятие 1383 г.; восстановленные фрагменты памятника маршалку Яну Тарло; икона с изображением Божьей Благодати – подарок Папы Римского Иннокентия X, сделанный в 1651 г.; каменная скульптура, изображающая лежащего медведя, середины XVIII в. и восстановленные эпитафии Яна Килинского, Матея Сарбевского, Станислава Конарского и Онуфрия Копчинского.

Центр Старого города и сердце Варшавы – площадь Рынок, четыре стороны которой названы в честь политических деятелей Польши: северная – Яна Декерта, восточная – Франтишека Барсса, западная – Гуго Каллантая, южная – Игнация Закшевского. В 1953 г. завершилась уникальная реконструкция площади Рынок, которая велась по довоенным изображениям. Многие дома на Рыночной площади носят разные названия (например, «Под св. Анной», «Под Василиском», «Под негритенком») и каждый из них имеет свою увлекательную легенду или историю. А основными достопримечательностями, которые стоит посетить на Рынке (кроме множества сувенирных магазинчиков и кафе), являются Музей литературы им. А. Мицкевича, Исторический музей Варшавы и Дом культуры Старого города.

Также на площади Рынок установлен спроектированный в 1855 г. памятник Варшавской русалке, являющейся символом города и изображенной на его гербе. На набережной реки Вислы стоит и второй памятник русалке, созданный в 1939 г.

Барбакан

Варшавский барбакан – полукруглый бастион, предназначенный для защиты города – был воздвигнут в 1540 г. Проектировал его архитектор из Венеции Джованни Баттиста. Ширина стен барбакана составляла 14 м, а высота – 15 м. Как и большинство других зданий Старого города, барбакан не избежал разрушения во время ІІ Мировой войны. Восстанавливали его в 1952-1954 гг. по сохранившимся чертежам XVII ст. В современной Варшаве крепостные стены и барбакан – излюбленное место туристов, здесь выступают уличные артисты, играют музыканты и выставляют на продажу свои полотна художники.

Краковское предместье

Одна из самых красивых улиц Варшавы, где расположены многие достопримечательности города, – это Краковское предместье. Здесь есть на что посмотреть:


  • Костел построен при монастыре бернардинцев еще в 1454 г., реконструирован в 1946-1962 гг. и представляет собой смешение различных архитектурных стилей: от поздней готики до неоренессанса.

  • Инициатор сооружения монумента был Генрик Сенкевич. Памятник воздвигли к 100-летию со дня рождения поэта в 1898 г. на деньги, собранные соотечественниками поэта.

  • Самый большой дворец

    Варшавы имеет несколько названий: Дворец Радзивилов, Дворец Конецпольских, Дворец Любомирских и Дворец Наместника. Президентский дворец создан в XVII в. и практически не пострадал во время войны. Во дворце есть часовня, зимний сад, и различные залы: рыцарский, картинный, синий, белый, колонный, гетманский и зал рококо. На площади перед дворцом установлен памятник князю Юзефу Понятовскому.

  • В XVII в. здание было летним королевским дворцом, а в 1816 г. здесь открыли Варшавский университет – один из самых крупных и престижных ВУЗов современной Польши.

  • Этот костел с фасадом в стиле рококо был построен в 1728-1765 гг. Сейчас он находится в практически неизменном состоянии и является одной из немногих достопримечательностей Варшавы, которые уцелели во время войны. В 1825-1826 гг. великий польский композитор Фредерик Шопен играл в этом костеле на органе, а с 1960 г. здесь служил настоятелем священник и поэт Ян Твардовский.

  • Костел построен в стиле барокко в 1679-1696 гг. Здесь хранятся мощи Святой Фелициссимы и урны с сердцами Фредерика Шопена и Владислава Реймонта, польского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе. Перед базиликой установлена знаменитая статуя Иисуса Христа, несущего крест.

Уяздовские аллеи, вдоль которых расположены красивейшие дома, виллы и дворцы Варшавы, ведут к знаменитому дворцово-парковому комплексу Лазенки, разбитому на 76 гектарах земли. Неподалеку от главного входа в парк возвышается Бельведерский дворец, который сейчас является одной из резиденций президента Польши. Свое название дворец получил от итальянского выражения «belle vedere» — прекрасный вид. А вид на Королевские Лазенки действительно прекрасен и романтичен.

Свое развитие в классическом стиле парк ведет с XVIII в., когда его приобрел король Станислав Август Понятовский и занялся его разработкой. Слово «лазенки» означает «купальни, бани», и в парке действительно был расположен купальный павильон. Во время II Мировой войны многие здания в парке пострадали от пожаров, но все же сохранились лучше, чем дома в Старом Городе. Реконструкция строений закончилась через несколько лет после окончания войны. К достопримечательностям парка относятся такие здания: Дворец на воде, Римский театр, Белый домик, Дворец Мысьлевице, Храм Сивиллы, Египетский замок, Водосбор, Старая и Новая Оранжереи.

В наше время парк Лазенки – особое место, где можно гулять, дышать свежим воздухом, восхищаться красотой природы, слушать пение птиц и наслаждаться созерцанием прекрасных архитектурных шедевров.

Костёл Святы́х Иоа́ннов - костёл Святого Иоанна Крестителя и Святого Иоанна Евангелиста в Вильнюсе , памятник архитектуры виленского барокко , входящий в ансамбль Вильнюсского университета . Выстроен в 1738-1749 годах по проекту И. К. Глаубица на средства Т. Ф. Огинского .

Располагается на скрещении улиц Пилес (Замковая, в советское время - улица Горького) и Швянто Йоно (Святого Иоанна, в советское время - Сруоги), главным фасадом выходит на университетский Большой двор (прежнее название - двор Скарги). Официальный адрес: улица Швянто Йоно, 12 (Šv. Jono g. 12 ).

Костёл и колокольня (входящие в комплекс зданий Вильнюсского университета) включены в Регистр культурных ценностей Литовской Республики (код храма 26848, колокольни - 26849), охраняются государством как объекты национального значения .

История

Главный алтарь

Строительство костёла было начато в 1387 году по распоряжению Ягайлы сразу же после крещения Литвы (по другой версии, ещё до крещения в 1386 году ). Предположительно деревянный костёл был возведён на старой рыночной площади в центре тогдашнего города, по-видимому, на месте прежнего языческого святилища . Предполагается, что вскоре был выстроен каменный собор, освящённый в 1427 году . Готический храм в три нефа неоднократно ремонтировался и перестраивался. В нынешнем храме сохранились отдельные элементы готики.

Капелла Святой Анны

Фрагмент алтаря и статуя Григория Великого

Наибольшим изменениям здание подверглось при восстановлении после пожара 1737 года . По проекту Иоганна Кристофа Глаубица были выведены новые своды, установлены органные хоры , сооружён большой алтарь , декорирован главный фасад , фронтон пресвитерия . Благодаря этой реконструкции костёл стал выдающимся произведением архитектуры и искусства барокко .

Изредка устраиваются концерты и регулярно происходят торжественные церемонии имматрикуляции студентов, вручения дипломов бакалавров и магистров, окончания учебного года, другие университетские торжества. 5 сентября 1993 года в костёле состоялась встреча интеллигенции с папой римским Иоанном Павлом II .

В костёле проходят прощания с покойными, имевшими выдающиеся заслуги в области науки и искусства, например, с журналистом, писателем, историком литературы Йонасом Булотой в июне 2004 года , писательницей Бируте Пукялявичюте - 24 сентября 2007 года , певцом, актёром и телеведущим Витаутасом Кярнагисом 16 марта 2008 года .

Фасад

Главный фасад

Главный западный фасад обращён к университетскому Большому двору (прежнее название - двор Скарги). Его относят к наиболее оригинальным произведениям архитектуры позднего барокко. Архитектор Глаубиц , не нарушая общего готического характера, облёк фасад в барочную оболочку. Барочные черты приданы прежним дверным и оконным проёмам. Основу композиции главного фасада составляет гармоничный ритм горизонтальных и вертикальных элементов при усложнении форм снизу вверх.

Главный фасад членится на четыре части широкими волнистыми линиями сложного профиля. Портал центрального входа украшают две небольшие колонны, поддерживающие декоративный балкон . Нижний сравнительно скромный ярус скупо украшен рустом ; на нём выделяется пышный портал и установленные позднее таблицы в память второго ректора иезуитской коллегии Якуба Вуека и первого ректора виленской иезуитской академии и университета Петра Скарги .

Центральный портал

Северный фасад

Отделка второго яруса фасада пышнее. В глубокие ниши помещены три высоких узких окна. Четыре группы пилястр и декоративных колонн в простенках продолжают ризалиты нижнего яруса. Две из них продолжаются в третьем, более узком и низком ярусе, соединённым крупными волютами , что придаёт фасаду стройность и устремлённость ввысь. Между колоннами третьего яруса установлены скульптурные фигуры Иоанна Крестителя , евангелиста Иоанна , святого Игнатия и святого Ксаверия скульптора Яна Геделя. В центре третьего яруса расположена ниша, по боком - характерные улиткообразные волюты. В верхней части фасада также помещена ниша. Украшают верхний ярус барельефы , скульптурные детали, ажурный крест и ажурные вазы из кованого металла. Два верхних яруса образуют динамический контур пластичных форм.

Аналогичным образом решён относящийся к тому же периоду барочный фронтон (фацита) восточного фасада костёла, который наилучшим образом обозревается со скрещения улиц Пилес и Шв. Йоно (в советское время Горького и Сруогос). Как и главный фасад, он украшен обильными колоннами, пилястрами, изломанными карнизами , скульптурами, картушами и произведениями металлической пластики. Волнистые плоскости стен и поставленные под углом колонны и пилястры придают фронтону ещё большую динамику. Боковые фасады отчасти сохранили готические формы и конструкции.

На внешней стене пресвитерия с улицы Замковой (ныне Пилес) вмурована большая мраморная памятная таблица семейства Хрептовичей, украшенная в стиле рококо (). Над ней прежде находилось распятие с позолоченной фигурой Спасителя. На восточном фасаде костёла была большая фреска с изображением сцен эпидемии чумы года, закрашенная в XIX веке .

Интерьер

Центральный неф и алтарь

В интерьере сохранилась торжественность готического храма, усугублённая барочной пышностью. Алтарь костёла образует ансамбль из десяти алтарей на разных уровнях, в разных плоскостях. Главный алтарь встроен между двумя массивными колоннами, у которых располагаются другие алтари. Главный алтарь сооружён на средства маршалка Альберта Войцеха Радзивилла. У колонн установлены скульптуры Иоанна Златоуста , папы римского Григория Великого , святого Ансельма и святого Августина . Главный алтарь соединён с алтарями святого Игнатия и святого Ксаверия . За этой группой у южной стены на высоком располагается алтарь Марии Лоретской, окружённый декоративной изгородью кованого железа с воротами. В боковых северном и южном нефах располагаются полукругом, повторяющим форму апсиды , ещё шесть алтарей, - святого Иосафата , святого Казимира , Христа Распятого и святых Петра и Павла, святого Николая и скорбящей Божией Матери. Ансамбль считается шедевром искусства, не имеющим аналогов в мире .

Капелла Огинских

Ещё тринадцать барочных алтарей XVIII века находились у пилонов , поддерживающих своды. Они были разрушены во время реконструкции интерьера в двадцатых годах XIX века . Вместо алтарей на консолях в 1826 году были установлены скульптуры святых с алтарей, разрушенных при реконструкции (по другим сомнительным сведениям, статуи перенесёны из прежних костёлов Святого Казимира , Святого Игнатия и францисканского костёла, конфискованных российскими властями . 18 гипсовых фигур установлены по две у каждой колонны в центральном нефе, обращены одна к входу, другая внутрь храма. Из них 12 изображают различных святых Иоаннов - Иоанна Непомука , Иоанна Дамаскина , Иоанна Крестителя , Иоанна Златоуста , Иоанна Климака , Иоанна Капистрана и других, а также святого Бонавентуру , Игнатия Лойолу , Станислава Костки и других. Статуи относятся ко второй половине XVIII века . .

Своды центрального нефа были расписаны фресками, закрашенными при реконструкции 1820-х годов. В костёле сохранилось семь боковых капелл разного объёма, форм и стилей, украшением которых служат скульптуры, фрески, алтари, колонны и пилястры. Из них наибольший интерес представляет капелла Тела Господня, иначе капелла-мавзолей магнатов Огинских , сооружённая в 1768 году . Её портал выполнен в стиле классицизма . В капеллу Святой Анны ведёт изящный портал в стиле рококо .

Механику Брунеру было поручено демонтировать орган и организовать его доставку в Вильну; отправленный в Полоцк в июне 1835 года , он там умер. После этого доставкой органа, которая потребовала дополнительных расходов (до 1000 рублей серебром) и связанных с ними переговоров, занимался органный мастер Антоний Гуринович. Орган был доставлен в феврале 1836 года в 84 ящиках и весил 1264 пуда (20,25 т). С августа 1837 года до октября 1839 года монтажом и восстановлением повреждённых деталей занимались органные мастера Теодор Тидеманн и его сыновья Теодор и Франц Тидеманн, за что им было заплачено 3000 рублей серебром. У отреставрированного органа было 40 голосов, или регистров, и 2438 труб. Прежний орган Медико-хирургическая академия в декабре 1839 года безвозмездно передала в часовню Виленского благотворительного общества .

Восстановленный после многолетних трудов к июлю 2000 года нынешний орган на 65 голосов и с 3600 трубами - самый большой в Литве. На органных хорах установлен бюст композитора Станислава Монюшко , который в -1858 годах жил в Вильне и несколько лет был органистом костёла (годовое жалованье составляло 100 рублей серебром).

Колокольня

Колокольня (ул. Шв. Йоно)

В конце XVI -XVII веках рядом с костёлом была возведена на средства магистрата колокольня с характерным для ренессансных построек ритмичным членением ярусов и расположением проёмов. В нижнем этаже колокольни жил кантор костёла. У колокольни в четыре яруса было три колокола; в пожарах и войнах колокола неоднократно повреждались и уничтожались, взамен отливались новые. Один был подарен Львом Сапегой после пожара года. Во время Первой мировой войны перед вступлением в Вильну германской армии были вывезены все колокола. При реставрации колокольни в - годах был поднят барочный медный колокол известного виленского мастера Яна Деламарса, отлитый в году для костёла Святого Михаила . Высота колокола 58 см, диаметр 92 см.

Собор Святого Яна во время войны был полностью разрушен. Его восстановили в том виде, в каком он был построен в 14-м веке. Разрушали его танки «Голиафы». Точнее, это были не совсем танки, а передвижные «лёгкие носители зарядов», как указано в некоторых немецких документах. А в русской и польской литературе одно из названий этой машины – танк «Голиаф». Короче, это 75 килограммов взрывчатого вещества на гусеницах. Мотоциклетный мотор и дистанционное управление (дистанционное в то время, значит при помощи кабеля). Эти машины должны были применяться для разрушения вражеских укреплений, ДОТов, ДЗОТов, а так же против танков. В Варшаве «Голиафы» въезжали в святыни и изнутри разрушали их. Сколько ненависти надо иметь ко всему на свете кроме себя, чтобы взрослому человеку такими вещами изощрённо заниматься?
Сразу приходят на ум разрушения храмов в революционные годы в России. Но там было другое, там была война с религией. Группа людей не верила в бога, в чём нет ничего предосудительного в нормальном светском обществе. Но они насильно хотели запретить верить всем остальным людям, на тот момент глубоко верующим. А здесь, в Польше, вроде бы христиане варварски танками разрушают христианские же храмы. Хотя о фашистах чего говорить? На их совести миллионы человеческих жизней на фабриках смерти. Что им задумываться о каких-то исторических реликвиях? Они собирались строить тысячелетний рейх. А если не получилось, то гори всё синим пламенем. И это взрослые трезвые люди?!
Так вот, в стену собора Святого Яна впечатан кусок гусеницы танка «Голиаф», который разрушал этот храм. А в этом соборе в 1791 году была подписана конституция. Это была первая конституция в Европе и вторая в мире, после конституции США. В этом соборе захоронены многие епископы и архиепископы, последний польский король Август Понятовский, писатель Генрик Сенкевич, который за роман о раннем христианстве «Камо грядеши?» в 1905 году был удостоен нобелевской премии.
И ещё в храме есть знаменитое распятие. Было время, когда в Германии насаждалось протестантство, католические реликвии уничтожались. Только что вспоминали об уничтожении атеистами церквей в России, и об уничтожении мини-танками храма, о котором, собственно, и идёт речь. Ничто не вечно, а уж детское желание что-нибудь сломать и подавно! Тем более, если не сам это что-то сделал. Когда уже человечество вырастет из коротких штанишек? И вырастет ли вообще? Так вот, во времена уничтожения католицизма в Нюрнберг приехали польские шляхтичи. Они увидели разбитое распятие, выброшенное на улицу. Они собрали это распятие, сложили его, привезли в Варшаву, установили его в соборе Святого Яна. И, по преданиям, начались чудеса. На голове у спасителя начали отрастать волосы. И каждый год волосы отрастают ровно на сантиметр. Девушка-девственница золотыми ножницами подрезает эти отросшие волосы. Конечно, установить истину, отрастают эти волосы или нет, трудно. Как можно установить факт, если учёных к этому распятию не допускают? Так же как и ко многим чудесам, вплоть до возникновения священного огня в Иерусалиме. Но все верующие люди верят, что волосы отрастают. На то они верующие, чтобы верить.
Это распятие находится слева от алтаря, за решёткой. Вокруг него и возле него развешаны и лежат какие-то вещицы, в основном драгоценности, кольца, ожерелья. Это подарки прихожан за то, что сбылось, о чём они просили бога возле этого распятия.
В случае с распятием – сила веры. У кого не сбывается, тот естественно, не приносит ничего. Но у кого-то по статистике обязательно должно всё получиться, даже самые смелые мечты. И вера очень помогает. Кстати, мы будем в поездке встречать множество таких скульптур и в церквях, и у церквей. Мол, дотроньтесь до ноги или руки такого-то изображения, и будет вам счастье. Более того, мы будем встречать такие скульптуры и нецерковной тематики. Например, в Берлине у знаменитого фонтана надо дотронуться до пятки одной из полуобнажённых, да почти обнажённых, бронзовых фигур, и будет вам удача в путешествиях. И у того же фонтана, если взять за рога козла, тоже бронзового, которого пасёт другая бронзовая нимфа, то с деньгами у вас обязательно всё будет хорошо, а если и было плохо, то наладится. И в Люксембурге, у памятника местной знаменитой принцессе Шарлотте, всегда есть желающие потрогать её бронзовую ладонь. Местное население очень уважало деловую смётку своей правительницы. Считалось, что, образно выражаясь, к чему бы она ни прикоснулась, всё превращается в золото. Вот до этой-то ладони и дотрагиваются досужие туристы, желая, очевидно, чтобы и к ним перешла такая способность. Обо всём этом я обязательно упомяну, когда буду рассказывать о других городах.
Кстати, в Москве в метро на станции Площадь Революции много скульптурных композиций из бронзы. Одна из них изображает зоркого пограничника с собакой. Так вот, говорят, (когда хотят сказать, что есть легенда, то чаще говорят «говорят»), что если у бронзовой собаки потереть нос, то в этот день будет вам удача. И у собаки этой постоянно нос натёрт до блеска. Такое шутливое поверье. Кстати, я в последнее время придумал для себя мини-обряд: если бываю на Площади Революции, поглаживаю бронзовую книгу, которая развёрнута на коленке у одной из скульптур.
А сейчас вернёмся к распятию в соборе Святого Яна. Ведь если бог действительно существует, то это распятие работает как антенна передатчика ваших мыслей, просьб, чаяний, проще сказать, как мобильный телефон, как программа скэйп, с помощью которых вы дозваниваетесь до бога. И если дозвонились, то этот телефон становится счастливым талисманом.
Так что, если зайдёте в собор Святого Яна, можете подойти к этому распятию и мысленно попросить бога о чём-то. Только просьба обязательно должна быть нематериального плана. И, говорят, что желание обязательно сбудется. У меня есть одно заветное желание, но, подумав, я решил, что если оно сбудется, то материальная сторона всё равно будет присутствовать, хотя и не является основой желания. Посему я решил не беспокоить распятие мыслями, даже немного связанными с меркантильностью. Пусть положит все свои силы на помощь в осуществлении нематериальных желаний. Это очень достойное занятие.
Возле собора стоит колокол. Этот колокол висел на колокольне собора Святого Яна, но когда гитлеровцы снимали колокола, этот упал и раскололся. Горожане его собрали, склеили и поставили около собора. И считается, что колокол тоже выполняет желания. Точнее – желание, если вам понравилось в Варшаве, и вы хотите ещё когда-нибудь сюда вернуться. Нужно взяться за верхушку колокола, обойти вокруг него и, когда-нибудь обязательно вернётесь в Варшаву.
Заметили схожесть ситуаций? Распятие разбито, но его склеили, сохранили; и колокол разбит, но и его склеили, сохранили. Именно тому, во что порядочные люди вложили свою добрую волю, верят многие миллионы людей, и ждут чуда именно от доброй воли и созидания.
И, типа, резюме. Распятья разбивают, храмы разрушают. У католиков - распятья, у нас – иконы. Иконы воруют и продают, чтобы они в частных коллекциях играли роль дорогих русских матрёшек. И всё же, эти неодушевлённые вроде бы предметы и здания имеют неоспоримое право на жизнь (никакого каламбура я тут не придумывал), потому что они помогали, помогают, и будут помогать людям: разобраться в себе, иметь именно нематериальные желания, и, может быть, достучаться до небес.

Китай