Храм максима исповедника на варварке. Церковь максима исповедника. Деревянная кладбищенская церковь

Церковь Максима Блаженного на Варварке

Варварка, затем ул. Разина, с 1990 г. вновь Варварка, 4

"Первоначальная церковь с главным престолом Бориса и Глеба стояла здесь, вероятно, со второй половины XIV в. (судя по данным археологии, южнее существующей) и возникла, видимо, как домовый храм богатой усадьбы купцов-сурожан. В 1434 г. в ней был похоронен московский юродивый Максим Блаженный, в честь которого был устроен придел, и церковь получила второе, ставшее более популярным имя".

"До нынешней церкви здесь стоял каменный храм 1568 г., который в свою очередь был сооружен на месте деревянного храма нач. XV в. Существующая церковь, таким образом, третья, построенная на этом месте. Деревянный храм назывался во имя Бориса и Глеба. Он впервые упоминается в летописи под 1434 г. в связи с погребением в нем известного в Москве юродивого Максима: "Ноября 12 преставился раб Божий Максим, иже Христа ради уродивый, положен бысть у Бориса и Глеба на Варварской улице, за торгом, а погребен бысть неким мужем благоверным Федором Кочкиным". Двор Федора Кочкина одно время служил ориентиром церкви: так, в грамоте 1460 г. она названа "у Кочкина двора". Каменный храм 1568 г. имел другое название - Максима Исповедника, видного деятеля церкви VI-VII вв., а название "Борис и Глеб" перешло к приделу церкви. Существующая церковь 1698-1699 гг. имеет третье название - Максима Блаженного - в честь упомянутого выше юродивого. Существующая колокольня сооружена в 1827 г. взамен разобранной старой; она состоит из двух ярусов, верхний - звонница, нижний - вход в храм. Архитектура церкви имеет черты, типичные для храма конца XVII в.".

"Главный престол Максима Блаженного, придел Максима Исповедника пристроен в 1699 г." с юга.

"...206 году октября 21... Новопостроенной церкви Максима Исповедника, что на Варварском крестце..." В самом конце XVII в. два богатых гостя-купца - костромской Максим Шаровников и московский Максим Верховитинов - вместо прежнего выстроили новое здание церкви. Оно было освящено в начале 1698 г. (по старому летоисчислению 7206 г.). Главная церковь посвящена Максиму Блаженному - юродивому, который в 1434 г. был похоронен в существовавшей на месте церкви Максима церкви Бориса и Глеба. С этого времени, по устроенному вновь приделу, посвященному Максиму Блаженному, церковь и получила свое название. Известно, что в начале XVI в. каменное здание церкви, которое не дошло до наших дней, строил сурожанин Василий Бобр с братией. Есть сведения, что церковь горела в 1676 г. и после этого была обновлена царицей Натальей Кирилловной - матерью Петра I. В те времена при возведении нового здания редко полностью уничтожали предыдущую постройку, стремились возможно больше сохранить и использовать старые фундаменты, стены. Иногда в новое сооружение составной частью входят целые фрагменты предыдущих. И все это так замечательно слито, что отделить их очень трудно. В итоге мы видим сооружение, характерное для XVII в.: бесстолпный прямоугольник со световой главой, с трапезной и узеньким приделом справа. Нижний этаж здания - подклет - служил местом хранения имущества горожан.

После ремонта, последовавшего после пожара 1737 г., некоторые части здания приобрели черты архитектуры барокко. К перестройке этого времени относится изменение формы главы и крестов. В 1829 г. выстроена нынешняя колокольня вместо прежней звонницы.

Значительное отверстие барабана храма вместе с широкими высокими оконными проемами позволили ярко осветить интерьер церкви, что характерно для архитектуры кон. XVII - нач. XVIII в.

Интересно оформление оконных откосов изнутри помещений. Их форма со скошенными наверху углами - редко встречающийся пример в русской архитектуре рубежа XVII-XVIII вв. В интерьере сохранились фрагменты живописи, относящейся к XIX в. и выполненной маслом. Эта поздняя живопись, по-видимому, повторяет композицию и общий характер предшествующей".

"Храм представляет собой характерный для конца XVII в. бесстолпный двухсветный трехабсидный четверик на высоком подклете, перекрытый сомкнутым сводом и завершенный световым барабаном с луковичной главой. Необычны ложные окна на фасаде абсиды. Пространство южного придела объединено со сводчатой одностолпной трапезной. В храме и трапезной сохранились фрагменты росписи XVIII в. и две белокаменные закладные доски. Ампирная колокольня состоит из двух убывающих кверху четвериков с куполом, завершенным шпилем".

В конце 1920-х гг. регентом этого храма был монах Платон Извеков, впоследствии Святейший Патриарх Пимен.

Вскоре после этого храм был закрыт.

"В 1965 г. храм стоял обезглавленный, имел неряшливый, грязный вид. Внутри помещалось заводоуправление "Мосремчас", гарантийный ремонт часов. В конце 1967 г. храм ремонтировали, поставили главы, покрасили, кресты позолотили, привели здание в приличный вид" (М. Л. Богоявленский).

"Церковь Максима реставрирована в 1965-1969 гг. Руководитель - архитектор С. С. Подъяпольский. После реставрации с 1970 г. он передан для организации выставок Всероссийскому обществу охраны природы".

Известно, что во второй половине ХIV века на этом месте стояла деревянная церковь святых Бориса и Глеба. После 1434 года по смерти знаменитого московского юридивого Максима Блаженного здесь был устроен придел во имя его небесного покровителя - святого Максима Исповедника. Главный храм все еще стоял деревянный, но в XVI веке был отстроен в камне чуть севернее старой Борисоглебской церкви.

Поэтому поводу существует несколько версий ученых. Первая гласит, что устроение придела повлекло за собой постройку каменного храма, и что это произошло в начале XVI века, когда сурожский купец-гость Василий Бобр с братией, имевший здесь двор, пожертвовали на него средства. Тогда же эти купцы внесли крупную сумму на возведение соседнего каменного храма святой Варвары. Согласно второй версии, каменная церковь Максима Исповедника появилась после 1547 года, то есть после обретения мощей Максима Блаженного. Сторонники третьей версии утверждают, что деревянная церковь Бориса и Глеба сгорела лишь в 1568 году, и тогда была выстроена новая, каменная, освященная во имя Максима Исповедника, «что на Варварском крестце». Так или иначе, достоверно известно, что в 1568 году стоял уже каменный храм с главным престолом во имя Максима Исповедника и с приделом Бориса и Глеба. Так он простоял более столетия, пока в его судьбе не приняла участие царица Наталья Кирилловна Нарышкина. Традиционно считается, что каменная церковь сгорела в 1676 году и Наталия Кирилловна приказала ее обновить на свой кошт в память почившего в январе того же года царя Алексея Михайловича. Известный москвовед Сергей Романюк указывает, что обновление храма состоялось раньше, а именно в 1672 году, на следующий год после свадьбы Тишайшего государя с Нарышкиной.

Однако последняя точка в истории его сооружения была поставлена в самом конце XVII века после смерти Наталии Кирилловны. В 1698 году два богатых купца-гостя Максим Шаровников из Костромы и Максим Верховитинов из Москвы в честь своих небесных покровителей построили на Варварке новую, сохранившуюся до наших дней, каменную церковь с главным престолом во имя святого Максима Блаженного и с южным приделом во имя святого Максима Исповедника - от того у храма два названия. Главное, когда разбирали старую церковь, были вновь обретены мощи блаженного Максима, почивавшие под спудом. На время строительства их положили в другом храме, а потом перенесли обратно и с благоговением поместили в серебряную раку под балдахином.

Существует версия, что храмоздатели подражали купцам Филатьевым и их храму Никола Большой Крест. В новом храме тоже был устроен огромный подклет - примечательность китай-городских торговых храмов - для хранения товаров и имущества простых москвичей, в первую очередь прихожан, на случай пожара или войны.

В 1737 году в печально знаменитом Троицком пожаре, погубившем половину центральной Москвы и кремлевский Царь-колокол, сгорел и храм Максима Блаженного. Его восстановили в стиле барокко, непривычном для старомосковского облика Китай-города. Зато в 1812 году и храм, и его приход героически выстояли. Одним из немногих он действовал даже в самые грозные осенние дни, когда армия Наполеона бесчинствовала в Москве. Священник Игнатий Иванов не оставил свой храм и прихожан, продолжая совершать богослужения, за что после победы по ходатайству генерал-губернатора Москвы графа Ф.Ф. Ростопчина был награжден наперсным крестом. Тот факт, что в храме совершались богослужения, свидетельствует, что он не сильно пострадал - в оскверненных или полуразрушенных церквях проводить службу было невозможно. В 1827 году у храма появилась новая ампирная колокольня со шпилем - то ли петербургским, то ли московским.

После революции храм Максима Блаженного не только долго не закрывался, но и сумел вписать еще одну страницу в свою историю. В конце 1920-х годов регентом в этом храме был молодой инок Платон (Извеков) - будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Однажды на всенощной в канун престольного праздника 1926 года в этом храме его увидел художник Павел Корин и сделал с него портретный набросок для своей картины-эпопеи «Русь уходящая». В 1930-х годах храм был закрыт, обезглавлен и разорен. По плану сталинской реконструкции он подлежал сносу, как и все дома, стоящие на правой южной стороне улицы. И только смерть Сталина остановила этот грандиозный план. Внутри разместилось заводоуправление «Мосремчас», гарантийный ремонт часов.

Реставрация храма Максима Блаженного началась в 1965 году. Под руководством архитектора С.С. Подъяпольского восстановили главы, увенчали их позолоченными крестами, отремонтировали здание и отдали его в ведение Всероссийского общества охраны природы для проведения выставок. Выставочный зал находился в нем до тех недавних пор, пока храм решением Моссовета от 1991 года не отдали верующим. Богослужения в нем начались только после 1994 года. Храм, входит в состав Патриаршего подворья в Китай-городе.

По материалам сайта http://www.pravoslavie.ru



Храм носит имя известного в начале XVI в. московского блаженного Максима. Он был похоронен в 1434 г. на Варварке возле церкви, которая раньше называлась церковью Бориса и Глеба. В 1547 г. блаженного Максима канонизировали. В конце XVII в. после пожара была возведена новая, каменная церковь Святого Максима Исповедника, основной её придел был освящен в честь святого Блаженного Максима. Церковь сильно пострадала при пожаре Москвы в 1676 г. и после этого была обновлена царицей Натальей Кирилловной Нарышкиной — матерью Петра I.

Новое здание храма, построенное в 1698-1699 гг. на деньги купцов М. Шаровникова из Костромы и М. Верховитинова из Москвы, включил в себя часть одноименного храма 1568 г. постройки. После пожара 1737 г. храм капитально обновлен в стиле барокко, непривычном для старомосковского облика Китай-города. В 1827-1829 гг. вместо прежней звонницы, возвели новую, двухъярусную колокольню в стиле ампир. Она состоит из двух убывающих кверху ярусов с куполом, завершенным шпилем. Колокольня еще в 1757 г. по заявлению архитектора Яковлева была разобрана, т.к. дала значительный крен и была близка к падению. В 19 в. колокольня была выстроена вновь.

Храм бесстолпный, прямоугольный в плане, двусветный, со световым барабаном и луковичной главой над центральным престолом и главкой над сводчатой, одностолпной трапезной. Трехапсидный нижний этаж в XVII-XVIII вв. служил в качестве места хранения имущества горожан во время пожаров и бедствий. Фасад с широкими оконными проемами и ложными окнами. Центральный престол со сомкнутым сводом. Южный придел объединен с трапезной. Внутренние оконные откосы со скошенными наверху углами — прием, редко встречающийся в русской архитектуре XVII-XVIII вв.

В храме и трапезной сохранились фрагменты росписи XVIII-XIX вв. и две белокаменные закладные доски. «На Варварском крестце, на Варваре горе, на Варьской, потом Варварской улице - церковь святой великомученицы Варвары, каменная…»

Одно из старинных названий улицы - Всесвятская - по имени церкви Всех Святых на Кулишках, построенной по преданию Дмитрием Донским в 1380 г., в память воинов, погибших на Куликовом поле. Иногда улица называлась Варьскою, Варварским мостом, Большой Мостовой улицей. В далекие времена здесь знахари и лекари продавали лечебные травы и коренья, сюда приходили «заговорить» зубную боль… Верующие же шли на Варварку поклониться образу святой великомученицы Варвары.

http://forum.optina.ru/blog/



Церковь Максима Блаженного на Варварке с приделом Максима Исповедника стенами, кроме что на приделе стропила обгорели, иконостасами и святыми иконами цела, утварь некоторая ограблена, а некоторая цела. В ней придельная освящена и производится богослужение. Приходских дворов 5, обгорели.

Священник Игнатий Иванов, у него собственный каменный дом обгорел; дьячок Федор Афанасьев и пономарь Иван Михайлов собственных домов не имели, а жили и живут под церковью в палатках.

Скворцов Н.А. «Материалы для истории церквей Московской епархии в эпоху войны 1812 года». Выпуск 1. Москва, «Русская Печатня». Садово-Триумфальная, 1911 г.

Фото: Церковь Максима Исповедника на Варварке

Фото и описание

Церковь Максима Исповедника (ее также называют церковью Максима Блаженного) расположена в историческом центре Москвы – в Китай-городе, на Варварке.

Человек, чье имя она носит, жил в Москве в первой половине XV столетия и был городским юродивым. В 1434 году он был похоронен здесь же, на Варварке, а спустя примерно сто лет его канонизировали. На месте его захоронения стали отмечать случаи чудесных исцелений.

Каменная церковь, главный престол которой был освящен в честь Максима Блаженного, была построена в конце XVII столетия. До этого храм был деревянным и именовался в честь святых князей, братьев Бориса и Глеба. Участие в судьбе храма во второй половине XVII века принимала царица Наталья Кирилловна, мать Петра Великого.

Новое здание в самом конце XVII столетия возводилось на средства, пожертвованные Максимом Шаровниковым, костромским купцом и московским его коллегой и тезкой Верховитиновым. Частью нового здания стали фрагменты старого строения конца XVI века. Один из приделов церкви был освящен в честь Исповедника, поэтому храм и стал известен под двумя названиями.

Следующее серьезное обновление храма состоялось в первой половине XVIII века после пожара 1737 года. Еще через сотню лет, уже после наполеоновского пожара, у храма была сооружена вместо звонницы ампирная колокольня в два яруса.

При советской власти храм был закрыт в 30-е годы, его здание лишилось главы и ценных элементов утвари и убранства. После реставрации в 60-е годы здание было передано Всероссийскому обществу охраны природы. В ведение РПЦ здание было возвращено в 90-е.

На Северном Урале есть дивной красоты храм Максима Исповедника (г. Краснотурьинск). Это пятиглавое красивое здание часто сравнивают с небесным кораблём, устремившим ввысь свои золотые купола. Освящён он в честь богослова и философа, жившего в VI-VII веках сначала в Византии, а затем в Колхиде. Голоса колоколов церкви своим звучным и мощным пением созывают прихожан на службу. Как и многие храмы нашей страны, он знал годы расцвета, изведал тяжёлые времена и, наконец, период возрождения. Но обо всём по порядку.

Деревянная кладбищенская церковь

Ещё в XVIII веке были в этих краях горнодобывающие рудники, основанные купцом Максимом Походяшиным. Со временем его сын, желая увековечить память отца, построил на местном кладбище деревянную церковь, которую в 1787 году освятили в честь преподобного Максима Исповедника — небесного покровителя отца. Из кладбищенской церковь постепенно превратилась в приходскую и служила Богу и людям до тех пор, пока в 1829 году не была уничтожена пожаром.

В результате такого несчастья местные жители оказались практически без духовного окормления. В 1842 году главный начальник рудников М.И. Протасов писал в высшие властные инстанции о своей крайней озабоченности нравственным состоянием местных жителей. Это и неудивительно — значительный процент их составляли бывшие каторжники, после долгих лет, проведённых в заключении, поселившиеся в окрестных деревнях. Выход из создавшегося положения Протасов видел в постройке большого каменного храма на месте сгоревшей церкви, посещение которого окажет благоприятное воздействие на бывших каторжан.

Начало постройки каменного храма

Через два года, по окончании всех бюрократических проволочек, был наконец заложен храм Максима Исповедника. Краснотурьинск и сегодня небольшой город, а в те времена представлял собой всего лишь центр поселений, образованных двумя горнодобывающими заводами — Гороблагодатским и Богословским.

Его удалённость от столицы являлась одной из причин, замедлявших темпы строительства. Только личное вмешательство президента Петербургской академии художеств, герцога Лейхтенбергского, дало толчок работам.

Был определён главный подрядчик. Им стал купец третьей гильдии С. Яковлев. Но непосредственно руководил работами крепостной мужик Никандр Трухин. Не имея никакого образования и опираясь лишь на опыт, смекалку и здравый смысл, этот народный самородок возвёл храм, который в годы богоборчества не смогли разрушить даже взрывчаткой — такой прочной оказалась кладка. Работали на совесть, знали, что для Бога стараются. Нахалтуришь — на том свете отвечать придётся. Храм преподобного Максима Исповедника строился в византийском стиле по проекту архитектора А. Делюсто.

Работа столичных мастеров

А в столице тем временем создавали иконостас для будущего собора. Художник А. Максимов и архитектор Г. Пономарёв вместе с резчиком И. Владимировым приступили к его изготовлению. Работы производились по ранее утверждённому проекту, тем не менее исполнителям оставался широкий простор для творчества. Наконец законченный в 1851 году иконостас и прочие иконы прибыли на Урал. На следующий год храм Максима Исповедника в Краснотурьинске был торжественно освящён.

Иконы для храма написаны петербургским художником А. Максимовым. Совершенно несправедливо бытующее среди жителей города мнение о принадлежности их авторства итальянским мастерам. Подобное заблуждение вызвано тем, что Максимов, будучи учеником знаменитого К. Брюллова, в течение тринадцати лет жил и работал вместе со своим учителем в Италии. Его же кисти принадлежит и запрестольный образ Распятия Иисуса Христа.

На протяжении многих лет храм являлся средоточием религиозной жизни Турьинских рудников. Его просветительская и продолжалась вплоть до 1934 года. Решением местного поселкового совета храм Максима Исповедника (Краснотурьинск) был закрыт.

После долгих и безуспешных попыток взорвать здание было принято решение передать его хозяйственным органам для использования по их усмотрению. Вначале там был склад НКВД, а со временем его перестроили и открыли кинотеатр.

Восстановление храма

Лишь в 1995 году решением Городской думы храм Максима Исповедника (Краснотурьинск) был возвращён прихожанам. Несмотря на неудобства, связанные с работами по реконструкции и восстановлению, в нём сразу же начались богослужения. Хор певчих, созданный силами прихожан, благодаря высокому профессионализму своего руководителя — матушки Татьяны, сразу стал привлекать к себе внимание слаженностью и красотой звучания.

Более полутора столетий прошло с тех пор, как был заложен первый камень в основание храма. В них вместились целые эпохи из жизни страны. С тех давних пор всё вокруг изменилось до неузнаваемости. Но, по словам Бог во все времена всё тот же, как и святые Его храмы, пережив лихолетья, все так же возносят к небу свои купола. И так же, как много лет назад, зовёт богомольцев своим колокольным звоном храм Максима Исповедника (Краснотурьинск).

Норвегия