Сообщение о пантеоне в древнем риме. Пантеон в Риме – храм всех богов. Италия для меня

Лично для меня расхожая фраза «Увидеть ….. и умереть» относиться исключительно к Риму. Хотя, увидев хоть однажды, умирать совсем не хочется. Хочется возвращаться сюда снова и снова. вполне оправдывает свое прозвище Вечный город – каждая эпоха оставила здесь свой след. Гуляя по Риму, чувствуешь, будто совершаешь прогулку во времени.

Среди бесчисленных достопримечательностей города (собственно весь исторический центр – одна большая достопримечательность) одним из первых в списке всегда значится Пантеон. После посещения Колизея и Римского форума путь туриста, как правило, лежит к античному Пантеону.

В центре крошечной пьяцца Ротонда стоит фонтан с египетским обелиском. Прежде чем войти внутрь Пантеона, обязательно присядьте на ступеньках фонтана и проникнитесь величием и размахом древнеримской архитектуры. Вообщем-то, парадная сторона с портиком самая красивая.

Если смотреть с другой стороны, само здание целлы (внутренней части) из кирпича довольно неказисто и похоже на цилиндр с «крышкой». Это связано с особенностями конструкции, купол находится в толще стены и внутри имеет правильную форму полусферы.

Об истории Пантеона

Треугольный квартал, ныне зажатый между виа дель Корсо, корсо Витторио Эммануеле и Тибром, начал застраиваться во времена императора Августа (44 г до н.э. – 14 г н.э.). До этого здесь было Марсово поле – участок города, изначально предназначенный для военных и гражданских собраний, по которому любили прогуливаться горожане. После 14 лет гражданских войн внешний облик Рима не соответствовал имперским амбициям Августа, и по его приказу город начали активно застраивать. Историк Светоний не зря сказал: «Август принял Рим кирпичным, а оставляет мраморным».

Собственно круглый храм (или ротонда) был построен по приказу соратника Августа Марка Агриппы (о чем свидетельствует надпись на фронтоне) в 27-25 гг до н.э, когда император был в военном походе. По легенде, древнеримский Пантеон стоит на месте, где был обожествлен основатель Рима Ромул.

Греческое слово пантеон переводится как «храм всех богов», хотя на самом деле храм посвящен всего 12 богам–олимпийцам, которым поклонялись в Риме с 3 в до н.э. По свидетельству историка Плиния, Агриппа хотел посвятить храм Августу и поместить внутри статую императора. Но последний отверг эту идею, именно поэтому храм посвятили 12 богам римского пантеона, среди которых оказалась статуя обожествленного Юлия Цезаря. А изваяния Августа и самого Агриппы поместили в нишах портика.

Хоть Август и не разрешил посвящать ему храм, свой мавзолей он недвусмысленно построил точь-в-точь такой же формы, а вход в него находится напротив входа в Пантеон, если провести прямую линию на карте.

Агриппа приказал богато украсить храм: пол был выложен мрамором, на колоннах были бронзовые капители. Над украшениями божеств тоже потрудились на славу: например, серьги у статуи богини Венеры были из жемчуга, принадлежавшего самой Клеопатре.

Здание Пантеона было 2 раза разрушено: первый раз при пожаре 80 года н.э., и второй раз от удара молнии в 110 г. н.э. Во время реставрации 125 года от первоначального храма Агриппы почти ничего не осталось, но тем не менее император Адриан приказал увековечить на фронтоне имя основателя.

Зато римский Пантеон уцелел в эпоху кризиса и падения Западной Римской империи и в 608 году был подарен византийским императором Фокой папе римскому Бонифацию IV, а в 609 году был освящен как католическая церковь Святой Марии и Мучеников.

Позолоченное покрытие купола сняли в 663 году и заменили на свинцовое. В 1625 бронзовые элементы портика и, возможно, скульптуру с фронтона отдали мастеру Бернини для изготовления знаменитого балдахина в соборе Святого . Также Бернини сконструировал для Пантеона две колокольни, которые много критиковали, называя «ослиными ушками». И в 1883 их демонтировали.

Стендаль в своих «Прогулках по Риму» писал, что Пантеон является поистине самым красивым из всего наследия римской античности, он так мало пострадал от времени, что и древние римляне, должно быть, видели его точно таким же.

Как добраться?

Весь центр города – зона для прогулок. Передвигаться тут удобнее пешком, заодно можно и хорошенько все рассмотреть. А вот с метрополитеном Риму не повезло, это один из самых неудобных, из тех, в которых мне доводилось ездить. Да и ветки всего три, особо никуда не доберешься. Но в качестве оправдания строителей метро можно сказать, что при таком количестве древних памятников под землей построить удобную подземку тут – дело не из легких.

Итак, лучше всего при посещении Рима останавливаться в центре. Если же вы живете за пределами стен, опоясывающих центр города, то поездки на метро не избежать. Билеты продаются в специальных билетных автоматах, которые есть на каждой станции, меню там на разных языках. В принципе, пользоваться им довольно легко.

Ближайшие к Пантеону станции: Колоссео (Colosseo), Барберини (Barberini) или Спанья (Spagna). Правда, от любой из них идти пешком минимум минут 15-20. Лично для меня это никогда не было проблемой, как правило, это все равно быстрее, чем ждать автобус, да и разобраться в автобусах в центре города новичку не так просто.

Хоть улочки Рима и запутанные, найти Пантеон легко. Сейчас у большинства есть навигатор в смартфоне, либо можно взять бумажную карту в туристическом бюро. Или просто следовать за людским потоком, он вас приведет куда надо. Если заблудитесь, повсюду висят указатели – все-таки туристическая столица Европы. Но если кому-то, все же лень идти пешком, от метро Колоссео на автобусе 87 можно доехать до остановки «Виа Торре Арджентина» (Via Torre Argentina), и далее пройти 3 минуты по улице Торре Арджентина до Пантеона.

Часы работы и правила посещения

Пантеон открыт для посещения ежедневно с 9.00 до 19.30, по воскресеньям до 18.00. В дни государственных праздников 1 января, 1 мая и 25 декабря посетить Пантеон нельзя. В остальные праздничные дни с 9.00 до 13.00.

Вход в Пантеон бесплатный, как в любую действующую церковь. И правила посещения как у обычной церкви, то есть вас попросят соблюдать тишину и дресс-код. Плечи и ноги выше колена должны быть прикрыты. Обычно при входе в любой храм стоит корзина с платками, которые можно на себя накинуть или обернуть вокруг талии, так как в жарком климате большинство ходит в майках и шортах. Но так как в Пантеоне всегда очень много туристов, за этим особо никто не следит, и можно войти как есть.

Каждую субботу в 17.00 в храме проводятся католические мессы, которые может послушать любой желающий. В дни церковных праздников мессы начинаются в 10.30, расписание обычно висит внутри при входе в храм.

Почему стоит увидеть храм Пантеон в Риме?

Пантеон ценен, прежде всего, своими конструктивными особенностями. Его купол был самым большим куполом из бетона такого типа для своего времени – его диаметр 43.44 м. Внешние стены храма скрывают купол на 2/3, внутри стен проложены коридоры с окнами. Стены такой толщины и высоты были построены, чтобы удерживать колоссальный вес купола в 5 тонн. Он и по сей день остается самым большим бетонным куполом в мире. Внутренняя поверхность разделена на 5 рядов с 28 кессонами в каждом – это квадратное углубление в куполе, предназначенное для уменьшения его веса. 28 у древних считалось идеальным числом.

Как я уже писала выше, со всех сторон, кроме главного фасада, здание более чем скромное. Дело в том, что в древности этих трех сторон просто не было видно из-за соседних строений. Поэтому его не то, что не декорировали, а даже построили из разных материалов – туфа, травертина и кирпича.

Зато внутри Пантеон поистине великолепен. Хотя в принципе все католические церкви в Италии богато украшены. Когда входишь внутрь, первое, что поражает – это размеры и магический столб света, проникающий через круглое отверстие в куполе. В солнечный день, когда светило в зените, луч становиться практически "вещественным". Кстати, отверстие в куполе – единственный источник естественного освещения храма. Сейчас внутри, конечно, проведено электричество, и там светло в любое время дня.

Интерьер храма выполнен с использованием разноцветного мрамора – любят итальянцы, чтобы все было роскошно. По всему периметру в толще стен сделаны 6 трапецевидных ниш, отделенных от основного пространства двумя колоннами. А напротив входа полукруглая ниша, она наоборот открыта, и служит главным алтарем храма. Между нишами храм украшают 8 эдикул - это тоже ниши, но на пьедестале с фронтоном и колоннами. В древнеримской архитектуре в них размещали статуи богов. Как в любом католическом храме, посередине стоят скамьи для молящихся.

В эпоху Возрождения Пантеон использовали для погребения знаменитых людей. Здесь можно найти могилы знаменитых художников Рафаэля и Аннибале Караччи, а среди королевских особ покоятся Маргарита Савойская, король Умберто I и Виктор Эммануил II.

Пол Пантеона не абсолютно ровный, а имеет небольшой наклон, чтобы дождевая вода стекала в специально для этого сконструированные 22 отверстия. Существует легенда, что дождь не попадает внутрь из-за особого движения воздуха, но это всего лишь легенда, не имеющая отношения к реальности. В дождливые дни отверстие в куполе является источником не только света, но и воды.

Выйдя из многолюдного храма на не менее многолюдную пьяцца Ротонда, обязательно загляните в соседнюю базилику Санта Мариа Сопра Минерва . Это жемчужина, полная шедевров эпохи Возрождения и Барокко.

История Пантеона на протяжении более чем двух тысяч лет остается таинственной и неопределенной. Даже после многочисленных гуманитарных и археологических исследований, все еще трудно понять, какой же исторической реальности нужно придерживаться, чтобы узнать об этом шедевре всю истину. Пантеон богов – главная и, пожалуй, единственный архитектурный памятник, который при посещении вызывает чувство глубокого эмоционального потрясения. Оживший из глубины веков, воплощая в себе элегантность и гармонию, он на протяжении столетий сохраняет свой величественный вид, ежегодно привлекая сотни тысяч туристов со всего мира.

Пантеон богов — главная достопримечательность Рима

Римский Пантеон Богов: создание и история

Легенда гласит, что римские граждане построили первый Пантеон на том самом месте, где Ромул – мифологический основатель Рима, вознесся на небеса во время солнечного затмения, которое наступило внезапно при очередном смотре войск на Козьем болоте.

Почти через 700 лет, между 25-27 гг. до н.э., на том же месте было возведено новое культовое здание. Марк Випсаний Агриппа, приходившийся зятем императору Октавиану Августу, построил Пантеон языческих богов в честь триады — Марса, Юпитера и Квирина. Задуманный как Храм поклонения языческим божествам, он представлял собой прямоугольное здание с кирпичными стенами и верандой под общей двускатной крышей, выполненной из дерева. Просуществовавшее почти целое столетие культовое здание было разрушено во время сильнейших пожаров, произошедших в 80 и 110 году уже нашей эры.


Пришедший к власти император Адриан, прославившийся своей образованностью и неуемной деятельностью, в период 120-124гг. полностью перестроил здание. Новый проект Пантеона начертал гений архитектуры сирийского происхождения Аполлодор из Дамаска, который воссоздал Храм Богов по образу и подобию греческих храмов, но в гораздо более сложной концепции.

Это интересно!

Аполлодор сыграл немаловажную роль в римской архитектуре во времена правления императоров Домициана и Траяна. Он работал над проектированием и строительством некоторых величайших зданий и памятников Древнего Рима, среди которых Термы Траяна на Холме Оппиа, Форум и арка Траяна, гавань Траяна в Остии и некоторые другие. Между 103 и 105 н.э. под его руководством осуществлялось проектирование и строительство крупнейшего моста через Дунай. Он разработал Арку Адриана, повторно Константина, проектировал Виллу Адриана в Тиволи и Храм Венеры в Риме.


Работая в Риме и после смерти Траяна, Аполлодор Дамасский создал шедевр на все времена – Пантеон богов. Свою концептуальную архитектурную идею он почерпнул, руководя сносом главного здания виллы , возведенной императором Нероном и уничтоженной Великим пожаром 64 года. Гигантских размеров полусферический купол, который накрыл собой помещение цилиндрической формы без единой промежуточной опоры, стал главным чудом нового языческого храма. А расположенные по внутренней окружности Пантеона алтари богов соответствовали основной идее – всеобщей доступности к ним.

Пантеон поражает своими масштабами

В соответствии с точными инструкциями, продиктованными Адрианом, внутренняя геометрия сооружения должна была создать идеальную сферу, где высота купола в наиболее отдаленной точке равнялась диаметральному размеру опорной кладки его кольца.

Строгие геометрические пропорции — одна из достопримечательностей Пантеона

В возвышенной части купола Пантеона предусматривался oculus, как единственный источник света. Адриан указывал, что купол должен раскрывать небо сквозь большое отверстие посередине, показывая попеременно свет и тень. «Мое намерение состоит в том, чтобы Храм всех богов представлял сходство земли и планетных сфер. А диск солнечного света воспринимался как щит из золота. Проливающийся дождь будет создавать бассейн из чистой воды на полу под oculus, испаряясь под наши молитвы как дым в пустоту, в которой мы займем место богов».

Oculus в верхней части купола — единственный источник света

Еще одной новаторской особенностью строительства Пантеона языческих богов стало использование цветного мрамора для изготовления гладких монолитных колонн храма, вместо традиционных белых, с продольными пазами.

Просторное внутреннее пространство храма обрамляют колонны из мрамора

Проведенные исследования предполагают, что возведение Пантеона велось на протяжении всей жизни Адриана, вплоть до его смерти в 138 году нашей эры. Продолжил строительство следующий император – Антонин Пий, являвшийся усыновленным преемником Адриана. На протяжении последующих двух столетий Пантеон считался главным языческим храмом Римской империи. Он претерпел незначительные изменения, которые, в основном, были сделаны императорами Септимием Севером и Каракаллой в начале третьего века нашей эры.

Внутри Пантеон полностью отделан мрамором

После провозглашения христианства единственной религией Империи и подписания императорами Константином и Ликинием Миланского эдикта 312-313 года, даровавшего свободу вероисповедания христианам, Пантеон языческих богов был закрыт, разграблен варварами и заброшен. До сих пор не найдены ответы на вопросы, почему он не был окончательно разрушен или сразу же не превращен в церковь для христиан. Возможно, место языческого идолопоклонничества посчитали не совсем «чистым» для подобного храма.

Главный алтарь Храма

Любопытно, что Пантеон Богов пребывал в забвении вплоть до 608 года. Именно тогда император Византии Фокас пожертвовал здание папе Бонифацию IV, освятившему древнее строение и учредившему в нем христианскую церковь Святой Марии и мучеников (Santa Maria ad Martyres). Кстати, сегодня она имеет все то же название. Скорее всего, только это и спасло шедевр Аполлодора Дамасского от разрушений, которым подверглись в средние века многие древнеримские постройки.

Пантеон: кратко о некоторых фактах

Пантеон языческих богов, который сотворил Аполлодор, овеян многими легендами. Однако не менее интересны некоторые подтвержденные факты, накопленные за более чем двухтысячелетнюю историю его существования. Знаете ли вы, что:

  • бронзовый купол храма первоначально был покрыт пластинами из золота. В то время римляне не применяли сусальное золото, а использовали тонкие пластины из него. В 655 году Constans II, император Константинополя, во время посещения Рима, снял всю бронзу и золото крыши, чтобы перевезти их в свою столицу. Во время остановки в Сиракузах, он был убит, а его груз попал в руки сарацин – кочующих разбойников из Египта. И лишь в 733 году папа Григорий III покрыл обнажившийся купол листами свинца;
  • второе название Пантеона богов — Santa Maria Rotonda. Это имя храм получил после 1000 года, что отразилось на названии расположенной перед ним площади;
  • культовое здание украшала колокольня, возведенная в 1270 году в грубом романском стиле. К ее разрушению приложил руку папа Урбан VIII. Вместо нее, по указанию Папы, возвел две колокольные башни. «Ослиные уши Бернини», как называли их острословы, были также разрушены в 1883 году, так как не имели никакого отношения к древнеримской архитектуре;

Две колокольни, возведенные Бернини, украшали Пантеон во времена разгула Барокко

  • украшавшие здание фронтона бронзовые скульптуры и элементы крыши над ступенчатым входом в Пантеон пошли на создание величественного полога над алтарем в . В 1625 году, во времена папства Урбана VIII Барберини, в поисках нужного количества бронзы фигуры мучеников были демонтированы и переплавлены;
  • в полдень 21 апреля ниспадающий через oculus солнечный луч попадает в центр входного портала. В этот день проникающий в храм солнечный свет приобретает поистине уникальный смысл, делая Пантеон больше, чем просто храм, посвященный богам. Эта дата считается днем основания Рима и отмечается как негосударственный праздник.

Вот таким образом луч солнца освещает вход в храм

Храм Пантеон в Риме сегодня: что в нем находится

Начиная с XV века, стены некогда языческого храма стали украшать фресками. В тот период здание христианской церкви было отдано профессиональной ассоциации художников при Папской академии изящных искусств и литературы. Позже Pontificia Insigne Accademia di Belle Arti e Letteratura dei Virtuosi al Pantheon переименовали в Национальную академию святого Луки – Accademia nazionale di San Luca. Именно с тех времен здесь сохранилась великолепная фреска «Annunciazione» (Благовещение), выполненная Мелоццо да Форли (1438-1494), которая находится в первой от входа правой капелле.

Благовещенье. Мелоццо да Форли


В эпоху Возрождения, Пантеон, как и многие другие церкви Рима, стал местом захоронений выдающихся личностей своего времени в области художественного искусства. В частности, сегодня здесь находятся погребения художников Рафаэля Санти и Аннибале Карраччи, известного архитектора Бальдассарре Перуцци, а также знаменитого музыканта Корелли.

Здесь покоится великий Рафаэль

Кроме этого, в Пантеоне расположены могилы двух первых королей объединенной Италии: Виктора Эммануила II и его сына и преемника короля Умберто I. Надгробие Виктора Эммануила II можно увидеть в правой от входа капелле.

Это интересно!

Захоронение тела короля стало предметом острой дискуссии. Многие сподвижники хотели, чтобы он был похоронен в традиционном месте захоронения – Basilica di Superga, фамильном склепе дома Савойя. Тем не менее, возобладало решение, принятое премьер-министром Agostino Depretis и министром внутренних дел Francesco Crispi. Тело короля было выставлено в Пантеоне 17 января 1878 г., а 16 февраля было произведено его торжественное захоронение.


Гигантскую погребальную доску с надписью «Витторио Эмануэле II – отцу Отечества» отлили из бронзы пушек, которые были отвоеваны у австрийцев во время войны 1848-1849 и 1859 годов.

Надгробная плита первому королю Италии

На противоположной стороне в Пантеоне находится захоронение короля Умберто I и его супруги, королевы Маргариты Савойской. Мемориал украшает погребальная урна, спроектированная архитектором Джузеппе Саккони.

Захоронение Умберто I, второго короля Италии

На 50-й день католической Пасхи, в конце литургической мессы, внутри Пантеона свершается необычайно захватывающее действо. Через oculus, расположенный в куполе храма, на паломников начинают ниспадать тысячи лепестков роз красного цвета. Этот обычай, возрожденный архиепископом Антонио Германом в 1995г., стал символом схождение Святого Духа. А праздник, когда пол храма усыпается цветами, называют Воскресеньем Роз, что звучит как la Domenica delle Rose.

Лепестки красных роз ниспадают на верующих каждый год

Чтобы почувствовать всю энергетику античного храма и увидеть его великолепие, достаточно приобрести любой путеводитель по Риму или влиться в разноязычную толпу туристов, которые сами приведут вас туда.

Пантеон находится на Piazza della Rotonda, недалеко от станции римского метрополитена «Barberini», его посещение бесплатно. Чтобы более подробно ознакомиться с его двухтысячелетней историей создания и превращения языческого храма в христианскую церковь, желающие могут скачать аудиогид на русском языке, ссылки на который приведены в информации для туристов .

Путеводители утверждают, что Пантеон – единственное здание Древнего Рима, не превратившееся в руины и сохранившееся в целости до наших дней. Путеводители слегка лукавят: стоит разобраться, что именно сохранилось, потому что даже неискушенному глазу видно, что нынешний Пантеон не похож на древнеримский храм.
Как ни странно, самой древней частью пантеона является надпись на фронтоне: «Марк Агриппа, сын Луция, консул в третий раз, построил это», но эта надпись не совсем соответствует действительности. Марк Випсаний Агриппа, друг императора Октавиана Августа, муж его дочери, а главное – самый талантливый полководец Октавиана, действительно построил на этом месте храм, посвященный Марсу и Венере, покровителям древнего рода Юлиев, к которому номинально принадлежали Октавиан и Агриппа; первый - по праву усыновления; второй – по факту женитьбы на дочери первого.

Вот ведь как забавно: первые лица государства были людьми не слишком благородного происхождения, грубо говоря – выскочки, и не вредно им было лишний раз подчеркнуть свою, даже номинальную принадлежность к одному из лучших родов Рима. Кстати, Пантеон был воздвигнут в 27 году до н.э. в ознаменование победы в битве при мысе Акций, то есть разгрома Марка Антония и Клеопатры.


На фронтоне здания и была сделана эта надпись: «Марк Агриппа, сын Луция…», а внутри храма. около входа, стояли статуи Октавиана Августа и Агриппы. Но… Этот храм простоял очень недолго и сгорел в 80 году. Великолепное некогда здание пытались восстановить последовательно несколько римских императоров, но удалось это сделать только Адриану. Люди, поверхностно знакомые с историей Древнего Рима, об императоре Адриане знают только то, что он «был нетрадиционной сексуальной ориентации и весьма благосклонен к своему красавцу-рабу Антиною». Однако, помимо этого, Адриан был хорошим воином, хорошим администратором, страстным путешественником и – главное – тонким интеллектуалом. Из длинного ряда римских императоров, бывших до него и после, Адриан выделяется подлинной и неподдельной страстью к искусству(были конечно, и у него недостатки, но сейчас – не о них речь).


Здание, построенное при Адриане(125г.) – Пантеон Всех Богов – намного превзошло первоначальную постройку по грандиозности замысла и исполнения; однако император проявил скромность и, нигде не упомянув своего имени, приказал на фронтоне здания снова высечь надпись: «Марк Агриппа, сын Луция, консул в третий раз, построил это».

Сейчас путеводители часто указывают, что внешний вид Пантеона не оправдывает ожиданий людей, которые его видят в первый раз: слишком скромен и неприметен. Якобы, Пантеон – это «вещь в себе», которую оценить можно только изнутри. Это не соответствует действительности: построенный во времена Адриана храм был великолепен и снаружи. Он гордо возвышался на открытом месте, к его входу поднималась широкая величественная лестница, и весь он сиял бронзовыми позолоченными деталями украшений.
За прошедшие века поднялся уровень земли, и храм оказался на одном уровне с окружающими его домами, коих настроили столько, что Пантеон оказался зажат между ними так плотно, что, выйдя на площадь, буквально упираешься в него носом. Какое уж тут величие!

Кроме того, позолоченная бронза украшений Пантеона обладала большой ценностью и постепенно была разграблена. Первым приложил руку к разграблению Пантеона византийский император Констант II: по его приказу с храма была снята позолоченная бронзовая черепица. Неизвестно, кто и когда снял украшавшую фронтон бронзовую квадригу; был снят барельеф, изображавший битву богов с титанами; пропал гигантский бронзовый орел в короне; и, наконец, уже в 17 веке по приказу папы римского Урбана VIII были сняты бронзовые стропила и бронзовый декоративный потолок.
Интересно, что следы награбленной в Пантеоне бронзы всегда теряются: корабли Константа II были захвачены сарацинскими пиратами; бронза, снятая Урбаном VIII, неизвестно, то ли была использована на колоссальный бронзовый киворий в Соборе Святого Петра, то ли перелита на пушки для форта Святого Ангела; квадрига вдруг выплывала из мусора и снова пропадала…


Не только внешний вид Пантеона – интерьер его также изменился за прошедшие два тысячелетия. С одной стороны, Пантеону повезло: его не разграбили полностью, потому что он всегда был действующим храмом – сначала римским, затем христианским. Но с другой стороны… В 609 г. византийский император Фока передал Пантеон папе римскому Бонифацию IV; папа освятил храм, и стех пор он стал католической церковью»Святой Марии и мучеников», или «Санта-Мария дела Ротонда». Но звание христианской церкви обязывает: из Пантеона выбросили статуи языческих божеств и все, что напоминало о поклонении им; вместо этого появились росписи на евангельские сюжеты и статуи христианских святых.


Поскольку христианской церкви положена колокольня, то ее пристроили когда-то к Пантеону; а когда она обветшала, по заказу того же папы римского Урбана VIII Бернини пристроил Пантеону две небольших колоколенки.

Сейчас принято имя Бернини произносить не иначе, как с придыханием; в тихом восторге восклицать: «Великий гений барокко!» Но римляне 17 века оценили его произведение иначе: в народе за колокольнями закрепилось стойкое прозвище «ослиные уши». «Уши» эти существовали до конца 19 века, пока их, наконец, не убрали, вернув Пантеону прежний строгий римский облик.


Что же осталось от древнеримского Пантеона? Стены, колонны и купол. И даже это не сохранилось полностью: мраморная облицовка стен частично была переделана, частично затем реставрирована; пара колонн куда-то пропала… Бронзовые позолоченные входные двери тоже затерялись в веках; нынешние, тоже достаточно древние, существуют с 15 века.


Единственная часть Пантеона, на которую не замахнулась ничья кощунственная рука, которая неизменно существует с начала 2 века нашей эры – это купол. Диаметр купола – 43,3 метра; это чудо инженерного гения древних смогли повторить строители Европы только через 13 столетий. Купол Пантеона – единственный в своем роде еще и потому, что это – самое большое в мире сооружение из НЕАРМИРОВАННОГО бетона. Армированных, то есть с металлическим каркасом внутри, который и держит на себе вес сооружения – таких сколько угодно, а вот неармированных, да еще такого размера, больше в мире нет.


Нетронутым осталось и «око» Пантеона – девятиметровое отверстие в куполе, единственный источник освещения храма(в Пантеоне не темно: для человеческого глаза освещения вполне достаточно; но фотоаппарат уже начинает капризничать и выдает снимки не очень хорошего качества). Через это отверстие в Пантеон проникает солнечный свет, дождь, а также потоки космических энергий, которые, как говорят, связывают Пантеон с ноосферой Земли и всем космосом.
У купола Пантеона есть еще одна интересная особенность: если полусферу купола мысленно продолжить, создав полную сферу, то нижняя точка этой сферы будет расположена на полу точно в центре Пантеона. Представьте, что вы стоите: на полу, но полностью внутри этой сферы, и льются на вас потоки космической энергии, божественное благоволение… и вы слышите песнопения ангелов… или музыку сфер – кому что по вкусу. Примерно так...

Не помню точно, знала ли я об этой особенности во время посещения Пантеона, но вдруг у меня появилось желание найти центр здания и постоять там. Найти нелегко: здание огромно, внимание рассеивается обилием ниш, скульптур… Может быть, это – центр?

Нет, еще немного пройти вперед… Вот это, наконец - центр.

Постояла. Ничего не ощутила. Или время неподходящее, или центр неправильно вычислила.
А сейчас – то, с чего, может быть, следовало начинать. Пантеон – само это слово в нашем современном понимании обозначает место захоронения известнейших людей, цвета нации. И больше, пожалуй, известен этим Парижский Пантеон; построен он был, в подражание Римскому Пантеону, значительно позже, но французы за 3 столетия захоронили там множество выдающихся личностей. Римскому Пантеону повезло меньше: из сколько-нибудь знакомых нам, неитальянцам, знаменитостей, похороненных в Пантеоне, можно назвать только Рафаэля Санти и смутно знакомое имя Перуцци.

В конце 19 века казалось, что это положение изменится: там был захоронен первый король объединенной Италии Витторио Эммануэле II ,

Его сын, тоже король, Умберто I ,

жена Умберто Маргарита Савойская. На этом традиция захоронения в Пантеоне августейших особ прервалась. Секрет этого прост: Виктор-Эммануил II был неплохим человеком и неплохим королем; Умберто I уже сумел ввязаться в колониальные войны в Эфиопии и Сомали, не послужившие славе Италии и сделавшие его непопулярным. А Витторио Эммануэль III после захвата Муссолини власти в Италии, не возражая, принял положение «карманного короля» и «друга дома» дуче; подарки, которые ему Муссолини щедро дарил, принимал: титул Императора Эфиопии; титул Короля Албании; звание Первого Маршала Империи; и молчал… молчал… молчал… К концу Второй мировой войны оказался в Эфиопии и там умер в 1947 году, не возвращаясь в Италию. Его сын, Умберто II, прозванный «майским королем», вообще царствовал один месяц, а затем итальянский народ на референдуме отменил монархию и провозгласил Италию республикой. Ясно, что двух последних королей в Пантеоне уже не хоронили – не заслужили.


Во время пребывания в Пантеоне я обратила внимание, что время от времени кто-то подходит к известному ему месту, достает какую-то книгу – очевидно, книгу посетителей, и делает запись. Вечером спросила об этой книге у гида; она ответила: «И Вы могли сделать запись в этой книге». Я не сожалею, что не отметилась в книге посетителей: мое имя ничего не добавило бы к славе Пантеона. Не знаю, о чем пишут эти люди: о своем преклонении перед инженерным гением древних римлян, построивших Пантеон; о восхищении результатами труда Рафаэля и других мастеров Возрождения, превративших Пантеон в величественный христианский храм; или же, наконец, они выражают свою благодарность королю-объединителю Италии «отцу отечества» Витторио Эммануэле II. Кто знает…

О нем слагали стихи к нему стремятся туристы, приехавшие в Италию, его изображения везут на родину на фотографиях и открытках. Расположенный в Риме Храм всех богов (или, как называется сейчас это сооружение, Пантеон) на момент своего возведения был посвящен главным богам, почитавшимся в Величественная постройка является одним из известнейших архитектурных памятников античного периода, сохранившихся до наших дней. Шли годы, менялся мир, и после падения империи языческое святилище было освящено как христианская церковь святой Марии и Новомучеников.

История. Первый Пантеон - Пантеон Агриппы

Первый Храм всех богов в Риме был построен еще между 27 и 25 годом до нашей эры. Несмотря на то что строительство велось на территории Римской империи, название Храма всех богов в Риме происходит от греческих слов: "пан" - "всеобъемлющий", и "теон", что в переводе означает "божественный". Он был посвящен главным богам римлян:

  • Юпитеру - верховному богу-громовержцу, которому в греческой мифологии соответствует Зевс.
  • Нептуну - богу морей и землетрясений, греческий аналог - Посейдон.
  • Марсу - богу войны, ему соответствует греческий Арес.
  • Венере - богине любви и красоты, Афродите в Элладе.
  • Плутону - богу подземного аналог - Аид.
  • Меркурию - вестнику богов, покровителю торговцев и путешественников (Гермес в Древней Греции).
  • Сатурну - титану времени, греческий вариант - Кронос (Хронос).

Руководство строительством взял на себя близкий друг и зять императора, консул Марк Агриппа, о чем свидетельствовала выложенная бронзовыми буквами надпись на здании. Первый Пантеон был обращен фасадом на юг и имел форму прямоугольника. Главным украшением фасада римского Пантеона были колонны и кариатиды - статуи одетых женщин, заменявшие собой колонны, впервые появившиеся в Древней Греции. Напротив Пантеона, на противоположной стороне площади, стоял храм Нептуна. По крайней мере именно это описание Храма всех богов в Риме дошло до нас.

Первый римский Пантеон сгорел во время пожара в первом веке нашей эры, но, как и множество других храмов, был отстроен при императоре Домициане, а его остатки сейчас располагаются на глубине около двух с половиной метров.

Постройка современного Храма всех богов в Риме

Восстановленный при Домициане Пантеон Марка Агриппы был окончательно разрушен при правлении из-за того, что в него ударила молния, поэтому при императоре Адриане, который хотел, чтобы "это святилище всех богов представляло земной шар и небесную сферу", он был полностью перестроен.

Согласно маркировке на кирпичах, из которых сложен храм, его строительство велось в первой половине второго века нашей эры. Архитектором выступил один из крупнейших зодчих того времени Аполлодор Дамасский, руководивший строительством значимых сооружений (среди них Термы и Триумфальная арка) не только при Адриане, но и до него, при Траяне.

Архитектурные особенности

В отличие от своего предшественника, Пантеон Аполлодора был ориентирован на север, да и размеры его существенно возросли. Более того, в новом проекте к архитектурной композиции был добавлен подиум из восьми ступеней. храма способно вместить в себя сферу - идеальную модель Вселенной - диаметром 43 метра. Сама архитектура Храма всех богов отражает представления римлян об устройстве мироздания. Стены храма достаточно толстые, а их состав меняется вместе с высотой - внизу они более плотные, а верхняя их часть состоит из более легких материалов.

Конечно, наиболее известен вид с фасада - на большинстве фото Храма всех богов в Риме можно рассмотреть шестнадцать высоких колонн, на которых покоится треугольный фронтон. На фронтоне присутствует та же надпись, что и на Пантеоне Агриппы. Под фронтоном есть отверстия, с помощью которых крепилось бронзовое изображение символа власти - орла с распростертыми крыльями, который держит в клюве дубовый венок. Множество украшавших фасад бронзовых изображений работы Диогена Афинского позднее использовали при работе над Базиликой Святого Петра, многие люди в то время считали этот поступок варварским.

Пантеон после падения империи

После краха Римской империи Пантеон избежал уничтожения только благодаря тому, что в 608 году нашей эры был превращен в церковь папой Бонифацием IV, который годом позже освятил его в честь Святой Марии и Мучеников. Название было обусловлено тем, что именно сюда перевезли мощи из римских катакомб. Примерно через сорок пять лет император Константинополя Констант II вывез из бывшего Храма всех богов бронзовые декоративные элементы и позолоченную черепицу, которую заменили свинцовой лишь спустя почти два века после визита константинопольского монарха. Кроме того, после того как Пантеон стал христианским храмом, были уничтожены все предметы языческого культа римлян, изображения римских богов. В храме воздвигли алтарь, появились скульптурные изображения святых, фрески на библейские сюжеты.

В последующие годы судьба этого величественного сооружения тоже была незавидной. Длительное время он пребывал в запустении, как, например, во время В какой-то период он оказался в центре борьбы между знатными римскими семьями Колонна и Орсини, выполняя роль крепости.

Кто похоронен в Храме всех богов?

Эпоха Возрождения принесла традицию хоронить в крупных соборах выдающихся людей своего времени. Не обошла она стороной и Пантеон, где нашли свой последний приют многие живописцы Ренессанса, среди которых один из величайших мастеров своей эпохи - Рафаэль Санти, который лежит здесь вместе со своей невестой Марией Биббиеной, архитектор Бальдассаре Перуцци, музыкант Арканджело Корелли.

Здесь же покоятся Савойской династии. В бывшем Храме всех богов похоронен первый из королей объединенной Италии - Виктор Эманнуил II, Отец Отечества, как гласит надпись на его надгробии. Он был прославлен своим усердным трудом на благо страны и своей борьбой за ее единство. Сын и преемник объединителя Италии, король Умберто, застреленный в 1900 году, также похоронен в Пантеоне, рядом со своим отцом. Спустя тридцать шесть лет в Пантеоне была похоронена и супруга Умберто, королева Маргарита. Караул у королевских захоронений обеспечивают на добровольных началах представители Национального института почетной охраны.

Экскурсии в Пантеон

В Пантеон можно прийти как с организованной экскурсией, например во время тура по Риму, так и зайти самостоятельно, своими глазами увидев величие античной архитектуры. Вход в храм открыт с половины девятого утра до половины восьмого вечера и абсолютно свободен, однако он закрывается для посетителей 1 января, 1 мая и 25 декабря - в дни государственных праздников. Находится Пантеон на Пьяцца делла Ротонда (Piazza della Rotonda). Однако есть ряд деталей, которые необходимо учитывать при посещении.

О чем следует помнить, посещая Пантеон?

Если кто-то решит посетить, находясь в Риме, Пантеон - Храм всех богов, он должен помнить о том, что нужно соблюдать некоторые правила.

  • В Пантеоне в первую очередь следует соблюдать дресс-код, поскольку он является действующим храмом. Одежда должна быть закрытой. В крайнем случае можно обернуть вокруг себя один из платков из корзины рядом со входом.
  • В храм нельзя проносить еду и напитки.
  • Обязательно нужно отключить мобильный телефон. Но при этом в храме можно фотографировать и записывать видео.

Любопытные факты

Одной из важных отличительных черт рассматриваемого нами культурного объекта был тот факт, что Храм всех богов в Древнем Риме был единственным местом, куда мог прийти абсолютно любой житель города и помолиться своим богам. Это было новшеством, потому что до этого в храмы имели доступ только жрецы.

Только раз в году - в день летнего равноденствия, 21 июня - солнечный свет, проходя через "Глаз Пантеона" (круглое отверстие в центре храмового купола), освещает входящих в храм людей. В остальные дни в полдень солнечный свет образует своего рода "столб", а в прочие часы поочередно освещает ниши со скульптурами святых, где ранее были установлены статуи богов.

Округлая форма основной части Пантеона обусловлена тем, что когда-то на этом месте располагался бассейн, чей фундамент и стал основой для храма, возведенного Агриппой.

Слово «Пантеон» происходит от древнегреческого «Πάνθειον», которое означает «принадлежащий/относящийся ко всем богам» («παν-» это «все», а «θεῖον» это «принадлежность богам»). Римский консул греческого происхождения Дион Кассий (автор «Римской истории»; 155 – 235) писал, что такое название было дано храму или от того, что вокруг него стояло необычайно много статуй различных богов, или из-за схожести его купола с небесами. Он предполагал, что «Пантеон» (или «Пантеум») было лишь народным прозвищем храма, а не его официальным названием. Маловероятно, что храм действительно был посвящён всем богам – скорее всего, только к 12 богам или другой определённой группе. Единственным пантеоном, построенным раньше этого, был храм в Антиохии (Сирия).

Современное состояние Пантеона

Годфрей и Хемсолл в книге «Пантеон: храм или ротонда?» указывали на то, что древние авторы никогда не использовали в адрес Пантеона Адриана слово «эдес » («aedes» – храм как здание) и даже в надписи Северия Севера, сделанной на архитраве используется просто «Пантеум», а не «эдес Пантеи» (храм всех богов). Кроме того, сам Дион Кассий, практически современник здания, также не объяснял происхождение названия тем, что храм был посвящён всем богам. Ещё римский историк Тит Ливий (64 г. до н.э. – 17 г. н.э.) писал, что издавался указ, запрещавший посвящать храмовые здания (или, возможно, только их целлы) более, чем одному богу , чтобы было понятно, какой бог гневается, если, например, в храм ударит молния, а также потому, что жертвоприношение полагалось совершать только для конкретного божества. По мнению Годфрея и Хемсолла слово «Пантеон» «не обязательно указывает на конкретную группу богов или, и правда, на всех богов, поскольку оно могло иметь и другие значения… Слово «пантеус» или «пантеос» определённо могло использоваться для указания на конкретного бога… Также следует иметь ввиду, что греческое слово «θεῖος» могло означать не только «[относящийся к] богу», но также «сверхчеловек» или даже «великолепный».

Вид сверху

Древний Пантеон, его описание и архитектура

После битвы при мысе Акций в 31 году до н.э. полководец и зять императора Октавиана Августа Марк Агриппа начал в Риме широкомасштабное строительство. Храм Пантеон был частью комплекса, созданного им на его собственной земле на Марсовом поле в 29 – 19 годах до н.э. Этот комплекс также включал бани его имени и базилику Нептуна. По всей вероятности, эта базилика и Пантеон были частной собственностью Марка Агриппа, а не общественным достоянием. Это объясняет тот парадокс, что за очень короткий промежуток времени храм утратил оригинальное имя и назначение.

На протяжении долгого времени считалось, что современное здание Пантеона было построено при Агриппе, поскольку это написано на его архитраве. Однако, археологические изыскания, и, главным образом, печати на кирпичах с датами 118 и 119, показали, что Пантеон Агриппы, имевший деревянную крышу или вовсе не имевший крыши, был разрушен вместе со многими другими зданиями во время огромного пожара в 80 году . Император Домициан его восстановил, но в 110 году он сгорел вновь после удара молнии.

Пантеон с площади Минервы

Археологические раскопки конца XX века показали, что Пантеон Агриппы, вероятно, имел круглую форму и треугольный портик и, также как современный, смотрел на север. Однако возможно также, что все новые находки были следами разрушения второго храма, построенного при Домициане. В этом случае круглым был второй Пантеон, а первый был таким, каким его описал итальянский археолог Родольфо Ланчани в XIX веке – в виде буквы Т, причём вход находился на узкой части и смотрел на юг.

Плиний был единственным современником, видевшим и Пантеон Агриппы и описавшим его в книге «Естественная история» в 77 году. От него мы знаем, что «также капители колонн, которые были поставлены М. Агриппа в Пантеоне, сделаны из сиракузской бронзы», что «Пантеон Агриппы был украшен Диогеном Афинским, и его кариатиды, которые служат колоннами храма, считаются образцом совершенства: то же самое, также, со статуями, которые размещены на крыше» и что «одна из жемчужин Клеопатры была распилена на две части, чтобы каждая из них могла служить подвеской в ушах Венеры в Пантеоне в Риме».

Соотношение наружных и внутренних фасадов

Вероятно, строительство современного здания началось в 114 году при императоре Траяне (прав. 98 – 117) через четыре года после того, как оно было разрушено во второй раз. В любом случае, работы над новым зданием начали вести вскоре после 110 года и завершили около 126 года, когда римским императором стал Адриан (прав. 117 – 138). Архитектором мог быть Аполлодор из Дамасска (50 – 130 гг.).

Неизвестно, в какой степени архитекторы императора Адриана использовали планы и схемы предыдущих зданий. Предполагается, что на архитраве его фасада была сделана та же надпись, которая была на первом Пантеоне. Это было обычной практикой для строений, которые восстанавливал Адриан (единственное здание, на котором он оставил своё собственное имя, был храм божественного Траяна). Назначение этого здания неизвестно – это мог быть храм, зал приёмов, место династического культа Августов или что-то другое. «Авторы жизнеописаний Августов» считали, что Адриан посвятил Пантеон его первому строителю, однако современная надпись может и не быть копией той, что была сделана на оригинальном храме, поскольку Домициан на всех восстановленных им зданиях оставлял своё имя, поэтому упоминания Агриппы на втором Пантеоне не было. Кроме того, буквы надписи чрезвычайно большие для своего времени, а широкое использование позолоченной бронзы началось лишь после 17 года до н.э. В надписи не сказано, кому именно Агриппа посвятил этот храм, а также маловероятно, что в 25 году до н.э. он представлялся «консулом в третий раз». Такая надпись есть на монетах, отчеканенных после его смерти. Упоминание о трёхкратном консульстве было напоминанием о том, что он, единственный из своего поколения, кроме самого Августа, удостоился этой чести. В чём бы ни заключалась причина изменения старой надписи, новая свидетельствует о том, что назначение здания после перестройки также могло стать иным.

Модель Пантеона и его окрестностей времён Адриана

Консул Дион Кассий (ок. 155 – 230), написавший хорошо сохранившуюся «Римскую историю», всего, примерно, через 75 лет после третьей реконструкции Пантеона, ошибочно приписывал его Агриппе. Он является единственным из более-менее современных Пантеону писателей, который упомянул о нём в своей книге. Таким образом, уже около 200 года не было ясности ни с датой строительства здания, ни с его назначением. Кассий писал: «Агриппа закончил строительство здания, называемого Пантеоном. Он получил такое имя, возможно, потому что среди идолов, которыми он украшен, есть статуи многих богов, включая Марса и Венеру; но, по моему личному мнению, имя он получил из-за сводчатого потолка, который напоминает небо» (53.27.2).

Из-за слов Диона Кассия стало принято считать Пантеон храмом, хотя его ориентация на север была крайне необычной для храма. Например, входы в святилища греческого типа были ориентированы на восток, чтобы в определённые дни солнце могло проникать внутрь, а этрусские и италийские (дороманские и раннероманские) были ориентированы на юг.

В нижней части барабана (1) находится семь больших ниш (2), отделённых от зала парами колонн (3), поддерживающими архитектурный пояс, в которой сделаны фальшивые окна (4), не сообщающиеся с внешними стенами, но за которыми находится внутренний проход (5). В третьем уровне «барабана» купола сделаны маленькие окна, сообщающиеся с внешним миром (6), за которыми находится ещё один внутренний проход (7). У основания купола сделано утолщение в виде семи концентрических колец (8), которые первоначально были отделаны мрамором, после которых начинается сужение (9), завершающееся самой тонкой частью с окулусом (10).

Современная история

В 609 году византийский император Фока передал Пантеон папе Бонифацию IV, который 13 того же года освятил его как церковь Святой Марии и мучеников . Считается, что из римских катакомб было извлечено 28 повозок останков мучеников, которые разместили в отделанной порфиром нише под главным престолом. Превращение Пантеона в церковь спасло его от забвения и разрушения – того, чему подверглось большинство античных римских построек в Средневековье. Тем не менее, некоторых частей он лишился, например, были сняты все металлические украшения, за несколько столетий была разворована внешняя мраморная отделка (капители некоторых пилястр сейчас в Британском музее), две колонны, одна из которых стала частью примыкавшего с востока здания, были утеряны вместе со скульптурами на архитраве. При папе Александре VII (1655 – 1667) отсутствующая с XV века в третьем ряду слева розовая колонна была заменена серой, а при папе Урбане VIII крайняя левая серая колонна первого ряда была заменена розовой – обе были взяты в разрушенных термах Нерона. Из-за этого колонны выглядят перепутанными – в первом ряду среди всех серых стоит одна розовая, а в третьем ряду – среди розовых одна серая. Также при папе Александре VII был понижен уровень площади перед Пантеоном – сейчас она является самой низкой точкой Рима , поскольку находится всего в 13,4 метрах выше уровня моря. Внутренняя мраморная отделка Пантеона, в целом, сохранилась, хотя и претерпела некоторые изменения.

Крайняя левая колонна розовая, хотя должна была быть серой

После 1000 года Пантеон назывался «церковь Санта-Мария-Ротонда ». Это имя закрепилось также за площадью перед ним и сохраняется до сих пор.

В 1153 году папа Анастасий IV построил для себя дворец, примыкавший к Пантеону. При папе Евгении IV (1431 – 1447) храм был отреставрирован.

В 1270 году слева над портиком была пристроена маленькая колокольня .

Пантеон с одной колокольней в XVI веке

Когда папский двор переехал во , в Риме начались конфликты между наиболее влиятельными семьями (особенно между Колонна и Орсини). Борьба за власть привела к тому, что многие здания, включая Пантеон, были превращены в крепости внутри города. Так, например, семья Колонна владела , семья Орсини – , а семья Франджипани – . Когда резиденция папы была возвращена в Рим, началось восстановление античного Пантеона.

Начиная с эпохи Ренессанса (начало XIV в.), храм стал использоваться в качестве гробницы . В Пантеоне были похоронены художники Рафаэль и Аннибале Карраччи, композитор Арканджело Корелли и архитектор Бальдассаре Перуцци, а в XX веке – ещё и два короля Италии. В XV веке храм был украшен фресками (см. раздел про часовни и портики ниже).

Вид на Пантеон сбоку

В начале XVII века папа Урбан VIII (1623 — 1644) убрал бронзовую крышу портика , и заменил средневековую колокольню знаменитыми башнями-близнецами Бернини, называвшимися в народе «ушками осла», которые были разрушены только в 1882 году. Бронза была переплавлена и использована для обстрела замка Святого Ангела, а остатки перешли в ведение Апостольской Палаты. Существует версия о том, что из неё Бернини создал знаменитый в соборе Святого Петра, однако, более вероятно, что на него пошла бронза, доставленная из Венеции . Анонимный римский сатирик написал на папу пасквиль «quod non fecerunt barbari fecerunt Barberini», то есть, «что не сделали варвары (barbari) доделал Барберини (Barberini – фамилия папы Урбана VIII)».

Пантеон с двумя колокольнями, построенными Бернини

В 1926 году, во время реставрации римского Пантеона 1925 – 1933 годов, внутри был установлен орган . Его звучание раздаётся из-за статуи Святого Разия, стоящей в портике слева от главного алтаря.

Архитектура

Римский Пантеон состоит из двух основных частей – колонного портика и круглой ротонды (барабана с куполом). Хотя его часто изображают как свободно стоящий храм, к его заднему фасаду пристроено здание, служащее ему опорой. Оно не сообщается с Пантеоном.

Портик

Размер портика составляет 34,2 х 15,62 метров. В нём 16 колонн без каннелюр, которые делят его на три прохода – центральный и два боковых. Коринфские капители, основания колонн и часть архитрава сделаны из пентелийского греческого белого мрамора.

Коринфская капитель портика Пантеона

Портик сбоку

Пол в портике, как и внутри Пантеона, сделан из разноцветного мрамора, выложенного в форме кругов и квадратов. Первоначально пол был выше уровня улицы на один метр, и в портик вела лестница из пяти ступеней , однако во время одной из реконструкции уровень земли перед храмом был поднят, и ступени оказались под землёй. Во время последней реставрации Пантеона они были открыты, но затем вновь засыпаны.

Пол в портике Пантеона

Фронтон (треугольное пространство над входом) портика был украшен рельефными скульптурами, сделанными вероятно, из позолоченной бронзы. Судя по отверстиям, обозначающим места креплений рельефа, это был орёл с лавровым венком, от которого развивались ленты. Орёл был символом апофеоза – обожествления или превращения смертного в бога, а ленты – символом божественного царства.

Двойная надпись на архитраве

Надпись на архитраве под фронтоном :
M·AGRIPPA·L·F·COS·TERTIVM·FECIT
(Марк Агриппа, сын Луция, консул три раза, создал [это здание])
Длина этой надписи составляет 22 метра, а высота– 70 сантиметров. Буквы были сделаны из металла в 1887 году и вставлены в оригинальные вырезанные для них лакуны.

В 202 году здание Пантеона было отремонтировано императором Септимием Севером и его сыном Каракаллой, что можно узнать из второй надписи , расположенной под большой. Сейчас эти две строки едва различимы:

IMP · CAES · L · SEPTIMIVS · SEVERVS · PIVS · PERTINAX · ARABICVS · ADIABENICVS · PARTHICVS · MAXIMVS · PONTIF · MAX · TRIB · POTEST · X · IMP · XI · COS · III · P · P · PROCOS
ET IMP · CAES · M · AVRELIVS · ANTONINVS · PIVS · FELIX · AVG · TRIB · POTEST · V · COS ·PROCOS · PANTHEVM · VETVSTATE · CORRVPTVM · CVM · OMNI · CVLTV · RESTITVERVNT
(Император Цезарь Луций Септимий Север Пий Пертинакс, победитель Аравии, победитель Адиабены, великий победитель Парфии, великий понтифик, 10 раз трибун, 11 раз император, 3 раза консул, отец отечества, проконсул, и император Цезарь Марк Аврелий Антонин Пий Феликс Август, 5 раз трибун, консул, проконсул, бережно восстановили Пантеон, разрушенный временем).
Вероятно, для большей чёткости эта надпись была обведена красной краской.

Крыша портика

Потолок левой части портика Пантеона

Потолок правой части портика Пантеона

Двускатная крыша портика поддерживается деревянными балками, которые крепятся к аркам, опирающимся на внутренние колонны. До 1625 года у портика был бронзовый кессонный потолок , переплавленный папой Урбаном VIII.

Второй фронтон обозначен на стене лишь рядом кирпичей

Портик не подходит по размеру к основному зданию, что хорошо видно по наличию второго фронтона. Его можно увидеть, только если отойти и посмотреть на портик с угла. Одна из версий, объясняющих эту странность, гласит, что первоначально портик должен был быть выше и должен был стоять на монолитных гранитных колоннах 50 римских футов высотой (весом 100 тонн) с коринфскими капителями в 10 римских футов. Однако, после того как колонны нужного размера доставить не удалось, строителям пришлось изменить проект. В результате были установлены 8 колонн из розоватого и 8 колонн из серого гранита, вырезанные в в каменоломнях Монс Клаудианус (в 100 км от современной ). Каждая колонна была 39 римских футов высотой (11,9 м ), 5 футов (1,5 м) в диаметре, 60 тонн весом и имела капители высотой в 8 футов (2,8 м). От каменоломни до реки колонны тащили более 100 километров на деревянных волокушах, затем на барже, когда весной уровень воды в Ниле повысился, перевезли к Средиземному морю, где перегрузили на другое судно и доставили в римский порт Остия. Там их снова перенесли на баржи и по реке Тибр доставили в Рим. Колонны были выгружены недалеко от мавзолея Августа, откуда ещё около 700 метров их каким-то образом тащили до места строительства Пантеона. Мрамор такого цвета не добывали нигде в , поэтому одно только присутствие необычных «египетских» колонн в портике было символом необычайного могущества его создателя.

В дальней стене портика Пантеона по обеим сторонам от двери сделаны большие полукруглые ниши , в которых, вероятно, стояли статуи Октавиана Августа и Агриппы. В стенах за ними находятся две лестницы, ведущие в коридоры на втором и третьем ярусах Пантеона.

Ниша справа от главной двери пустая

В нише слева от центрального прохода находится дверь, в которую могут войти лишь члены папской академии изящных искусств

Большая двустворчатая бронзовая дверь , ведущая в целлу, которая когда-то была покрыта листами золота, является копией, сделанной при папе Пие IV (1559 – 1565). Она, вероятно, была похожа на дверь Пантеона Агриппы. Её размер составляет 7,53 х 4,45 метра.

Вход в Пантеон

Дверь открытая

Дверь закрытая

Лестница, ведущая в портик, и невидимый с узкого пространства площади купол, создавали у смотрящего иллюзию, что он находится перед храмом в греческом стиле.

Боковая дверь

Ротонда (барабан с куполом)

4535-и тонный купол из римского цемента опирается на восемь полуциркулярных сводчатых арок. Толщина свода купола сокращается от 6,4 метра в самом низу (в «барабане») до 1,2 метра вокруг отверстия «окулуса». Материалы, использовавшиеся в бетонных блоках купола, отличаются – если в самом широком месте в качестве зернистого наполнительного материала был использован тяжёлый травертин, то выше – керамические плитки и горшочки, а в самом верху – лёгкие и пористые туф и пемза. В самой высокой точке купола кольцо из клинчатого кирпича окружает окулус диаметром 8,92 метра, на котором сохранился оригинальный бронзовый ободок. Окулус, если бы он был заделан, был бы самой слабой точкой всего потолка ротонды, которая бы, кроме того, создавала чрезмерную нагрузку на опоры.

Размеры Пантеона

Окулус

Безопорный идеально полусферический купол Пантеона диаметром 43,44 метра – это один из наиболее выдающихся примеров человеческой гениальности. До сих пор он является самым большим в . Например, диаметр купола собора Святого Петра составляет 42,52 метра, диаметр купола собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции – 41,47 метра (хотя главная диагональ восьмигранника больше – 44,97 метра). Только в 1881 году в английском Девоншире была построена Королевская больница с куполом 44,2 метра.

Кирпичные арки , облегчающие давление, можно увидеть снаружи – они выглядят как огромные заделанные окна. Подобные арки есть не только в куполе, но и по всему зданию, например, над нишами. Все они были первоначально скрыты: внутри – мраморной облицовкой, а снаружи – покрытием из камня или штукатуркой.

Кирпичные арки снаружи

Высота ротонды от пола до окулуса равна её диаметру в нижней части (43,44 метра). Таким образом, её можно вписать в куб или же внутрь неё вписать сферу. В римских футах цифры выглядят более логично: диаметр Пантеона 150 футов, окулус — 30 футов, высота двери – 40 футов.

В 1747 году Паоло Пози по заказу папы Бенедикта XIV отреставрировал широкий архитектурный пояс с четырнадцатью поддельными окнами ниже купола так, что он перестал походить на оригинал. В 1930 году два окна справа от алтаря (выше последней ниши-портика справа) были отреставрированы по рисункам и схемам времён Ренессанса.

Небольшая часть отреставрированного оригинального пояса

Основным строительным материалом Пантеона является цемент , изобретённый римлянами. Технология его производства была забыта после падения Римской империи и была восстановлена лишь через тысячу лет. При этом такое же широкое использование цемента как в древности началось лишь в конце XVIII века.

К северному фасаду ротонды была пристроена большая базилика, посвященная Нептуну . От неё на внешней стене остались лишь небольшие фрагменты — скульптуры , трезубцев и . Базилика была построена Агриппой в 25 году до н.э. в честь победы, которую он одержал в битве при мысе Акций. Это был не храм, а, скорее, место для встреч и совещаний. Эта базилика находилась между Пантеоном и банями, также построенными Агриппой (см. модель выше).

Базилика Нептуна практически сливается с барабаном Пантеона

Базилика находилась с противоположной от портика стороны

Алтарь? в центральной нише базилики

В день Святой Троицы через окулус на прихожан рассыпают лепестки роз , что символизирует сошествие Святого Духа.


Интерьер

Потолок ротонды должен был, вероятно, символизировать небесный свод , пол – землю, а по сторонам в арках и на «небе» в окнах должны были стоять статуи богов. Через окулус Пантеон освещается, охлаждается и проветривается.

Потолок купола кессонный и состоит из пяти рядов по 28 кессонов, облегчающих вес свода. Их равное и равномерное распределение по потолку являлось для античных строителей сложной задачей, поэтому принято считать, что такая схема имела либо числовое, либо геометрическое, либо астрономическое символическое значение. Возможно, число 28 было использовано потому, что оно считалось идеальным – его можно получить, сложив 1+2+3+4+5+6+7 (7 – число идеала, потому что существует только 7 планет, видимых невооружённым глазом). Первоначально в кессоны могли быть встроены бронзовые звёзды, розетки или иные орнаменты.

Кессонный потолок и часть пояса

Кессоны также облегчают свод над наружной дверью

Пол , сделанный из полихромного мрамора с включением египетского порфира и гранита, большей частью оригинальный. Как и в портике, здесь выложены квадраты и круги в больших квадратах. По-видимому, круги символизировали небесную сферу, а квадраты – земную. Круг в квадрате это также упрощённая схема самого Пантеона. В центре, под окулусом, в полу сделано 22 маленьких отверстия для отвода дождевой воды. Как и в греческом Парфеноне, пол в центре (точнее, в 2 метрах к северо-западу от центра) на 30 сантиметров выше, чем по краям, что должно было символизировать изгиб горизонта.

Пол под куполом

Часть пола под окулусом, в которая сделаны отверстия для слива, огорожена

В Пантеоне есть семь глубоких ниш – в центральной эскадере (полукруглой нише напротив входа), находится главный престол, а в боковых – часовни. Каждая из часовен (две полукруглые и четыре прямоугольные) отделена от главного зала двумя колоннами с каннелюрами высотой 8,9 метра (всего колонн внутри 14). Они сделаны из монолитного тунисского жёлтого мрамора. Между ними с каждой стороны находится четыре небольшие эдикулы (ниши) с портиками, обрамлённые двумя колоннами по сторонам и полукруглым или треугольным фронтоном сверху. И большие и малые ниши были сделаны строителями Пантеона, вероятно, для статуй богов, и впоследствии были приспособлены для нужд христианского храма.

Главный алтарь

Копия иконы VII века

Внутреннее устройство Пантеона, его освещение и ориентация, могли быть связаны с этрусской мифологией . Например, в «Этрусской Дисциплине» боги были выстроены в определённом порядке и ориентированы по сторонам света. Это наглядно видно по бронзовой «печени из Пьяченцы» II века до н.э., которая разделена на 16 секторов, занимаемых шестнадцатью этрусскими богами. В римском пантеоне богов было намного больше, но храм Пантеон был разделён только на 16 секторов . Благодаря движению солнца внутри Пантеона освещались всего три ниши и три окна у входа (т.е. с севера). Остальные не освещались солнцем никогда. Наиболее любимыми в Римском империи были боги северной части неба и, особенно, Рома. Южная часть Пантеона, которая никогда не освещалась, должна была быть посвящена хтоническим (подземным) богам.

Вид на главный алтарь справа

Мозаика XVIII века над главный алтарём

Современный главный престол был создан при папе Клименте XI (1700 – 1721) архитектором Алессандро Спекки. Во время этих работы были найдены мощи Святых Разия и Анастасия . Они были помещены в средневековый бронзовый ящик и демонстрируются верующим только во время больших религиозных праздников. Также при Клименте XI в полукуполе главной эскадеры на месте фрески Джованни Гуэрра XVI века из плиток золота и лазурита была сделана мозаика. Над главным алтарём закреплён список с византийской иконы VII века , на которой изображена Богоматерь с младенцем. Она была подарена императором Фокой папе Бонифацию IV по случаю превращения языческого Пантеона в христианский храм. Копия заменила оригинал в начале XX века. Деревянные хоры работы Луиджи Полетти были поставлены за алтарём в 1840 году.

Вид на главный алтарь слева

Центральная ниша пантеона — «апсида»

Расположение часовен и портиков. За нишами, в которые ведут зелёные двери, находятся лестницы

Часовни

Первая справа – это часовня Благовещения , в которой находится одноимённая фреска, авторство которой приписывается Мелоццо да Форли. Справа от неё висит картина «» (1633) Пьетро Паоло Бонци, а слева – « » (1645 — 1650) Клемента Майоли. Внутри часовни также стоят две мраморные скульптуры ангелов ( и ), а в нишах в правой и левой стенах находятся четыре мраморных – всё это работы школы Бернини от 1696 года.

«Благовещение» Мерлоццо да Форли

Часовня Благовещения

Вторая часовня справа первоначально была посвящена Святому Духу , однако в конце XIX века здесь был похоронен король Италии Виктор Эммануил II (1820 – 1878). Его гробницу в 1885 году начал строить архитектор Манфредо Манфреди. Она выглядит как большая бронзовая плита, на которой сидит римский орёл. Золотая лампа над гробницей горит в память о короле Викторе Эммануиле III, умершем в изгнании в Александрии в 1947 году.

Гробница Виктора Эммануила II

Гробница Виктора Эммануила II издалека

В центре третьей часовни справа висит картина «Милосердная Дева Мария между Святым Франциском и Святым Иоанном Крестителем». Она была выполнена неизвестным представителем Умбрийской живописной школы XV века. Картина также известна как «огороженная Мадонна», поскольку первоначально она висела в нише в левой стене внешнего портика, в которой для безопасности она была огорожена решёткой. В какой-то период времени она была перенесена в часовню Благовещения, а после 1837 года – на своё сегодняшнее место. На правой стене этой прямоугольной часовни висит картина « » (1750), которая принадлежит кисти неизвестного автора. Здесь же встроена бронзовая надпись с благодарностью папе Клементу XI за реставрацию Пантеона. В полу находится ещё .

Фреска XV века

Часовня с «огороженной Мадонной». В портике справа скульптура Св. Анны и Богородицы, слева — Св. Анастастия

Красивая капитель на пилястре внутри часовни

Первая слева – это часовня Святого Иосифа в Палестине . Она является часовней братства Ценителей искусства в Пантеоне («виртуози»), которое сформировалось к XVI веку из лучших художников, архитекторов и музыкантов Рима. Среди первых членов были: архитектор Антонио да Сангалла младший, скульптор Джованни Мангоне, художник Таддео Цуккаро, художник Доменико Беккафуми и скульптор Фламинио Вакка; позже присоединились архитектор Лоренцо Бернини, художник Пьетро да Кортона, скульптор Алессандро Альгарди и многие другие. Эта организация существует до сих пор под названием «Папская академия изящных искусств» (Academia Ponteficia di Belle Arti) и располагается во дворце Канчеллерия. В этой часовне стоит алтарь , покрытый искусственным мрамором, на котором установлена статуя Святого Иосифа с младенцем Иисусом скульптора Винченцо де Росси (1525 – 1587). По обеим сторонам от неё висят картины, написанные Франческо Коцца в 1661 году: «» слева и «» справа. Лепной рельеф слева – « » Паоло Беналья, рельеф на противоположной стене – « » Карло Мональди. Во втором ряду в этой часовне висит пять картин XVII века (слева направо): « » Людовико Джиминьяни, « » Франческо Роза, « » Джованни Перуццини, « » Луиджи Гарци и «Эритрейская сивилла» Джованни Андреа Карлоне. В нижнюю часть часовни встроены в память о похороненных здесь Фламинио Вакка, Таддео Цуккаро и Пьетро Бонаккорси. Также здесь покоятся композитор Арканджело Корелли и архитектор Якопо Бароцци.

Статуя Св. Иосифа с младенцем Иисусом Винченцо де Росси

Алтарь со скульптурой

Часовня Виртуози издалека

Вторая часовня слева изначально была посвящена Святому Михаилу Архангелу , затем перепосвящена Святому Апостолу Фоме. Сейчас в ней похоронен король Италии Умберто I (1844 — 1900) и его жена Маргарита Савойская (1851 – 1926). Эта королева знаменита тем, что по случаю её приезда в Неаполь местные повара придумали пиццу «Маргарита» с цветами итальянского флага (белый – моцарелла, красный – помидоры и зелёный — базилик). Начал строительство этой гробницы архитектор Джузеппе Саккони , а завершил после его смерти его ученик Гвидо Чирилли. Она представляет собой выгнутый по форме ниши большой бронзовый лист, в который встроена алебастровая плита. Справа и слева от неё стоят женские фигуры – одна является аллегорией на (работа Эудженио Макканьяни), другая – на (работа Арнольдо Дзокки). Между колоннами установлен порфирный алтарь с « », на которой лежат символы королевской власти, созданный Гвидо Чирилли. Поддержанием в порядке обеих королевских гробниц занимается Национальный институт почётных стражей при королевских гробницах, основанный в 1878 году.

Гробница Умберто I и его жены

Гробница Умберто I издалека

Алтарь перед гробницей

Следующая – часовня Распятия . Она не отделана мрамором, как остальные, поэтому в ней видна римская кирпичная стена и кирпичная арка. На алтаре в центре стоит большой деревянный крест с распятием, сделанный в XV веке. На левой стене висит картина «» (Пьетро Лабруци, 1790), а на правой стене – барельеф «Кардинал Консальви представляет папе Пию VII пять провинций, возвращённых Святому Престолу», который был сделан в 1824 году датским скульптором Бертелем Торвальдсеном (сейчас отсутствует). Перед барельефом стоит маленький .

Распятие

Часовня Распятия издалека (в портике слева от него гробница Рафаэля, а справа — статуя Св. Разия)

Схема Пантеона — все портики и часовни (её можно распечатать и взять с собой)

Эдикулы с портиками

В первом портике справа от входа находится двойная фреска: «Пояс Богоматери » (сверху) и «Святой Николай из Бари» (1686; снизу).

Пояс Богородицы и Святой Николай из Бари

Двойная фреска издалека

Во втором портике справа можно увидеть фреску XV века Тосканской школы живописи, на которой изображено Коронование Богоматери.

Коронование Богородицы

Фреска издалека

В третьем портике стоит скульптура Лоренцо Оттони (1658 — 1736) «Святая Анна и Богородица ».

Святая Анна и Богородица

Статуя издалека

В последнем с этой стороны, четвёртом, портике находится статуя Святого Анастасия (1725) скульптора Бернардино Каметти.

Святой Анастасий

Слева от статуи находится главный алтарь, а справа — часовня Девы Марии

В первом портике с левой стороны от главного входа находится картина «Успение Девы Марии» (1638) Андреа Камассеи.

Успение Девы Марии

Слева от картины главный вход, а справа — часовня Виртуози

Во втором портике слева стоит статуя Святой Агнессы работы Винченцо Феличи (XVIII век). По обеим сторонам от портика сделаны овальные ниши. Правая пустая, а в левой находится начала XVI века Бальдассаре Перуцци, созданный по гипсовому портрету Джованни Дюпре.

Святая Агнесса

Справа от статуи видна гробница Умберто I

В третьем портике стоит саркофаг , в котором покоится прах великого художника XVI века Рафаэля Санти. Этот саркофаг был знаком уважения папы Григория XVI. Надпись на нём гласит: «ILLE HIC EST RAPHAEL TIMUIT QUO SOSPITE VINCI / RERUM MAGNA PARENS ET MORIENTE MORI» («Здесь покоится Рафаэль, которым мать всех вещей [природа] боялась быть превзойдённой когда он жил, и умирала, когда он умирал»). Этот эпиграф был написан кардиналом Пьетро Бембо. В нише над саркофагом стоит статуя женщины с ребёнком, известная как «Мадонна-дель-Сассо » (Богородица Горы), поскольку одной ногой она опирается на валун. Рафаэль заказал её венецианцу Лоренцо Лотто в 1524 году. Справа и слева от статуи сделаны две небольшие округлые ниши, в одной из которых стоит работы Джузеппе Фабиса (1833). Невеста Рафаэля Мария Биббьена , скончавшаяся до свадьбы, похоронена справа от его гроба (хотя его письма свидетельствуют о том, что, несмотря на нажим кардинала, Рафаэль был решительно настроен не жениться на ней). Здесь висят две таблички – в память о Марии и о художнике Аннибале Карраччи, которого похоронили здесь в 1609 году по его собственному желанию. Оформление этого портика было разработано в 1811 году Антонио Муньосом.

Гробница Рафаэля с надписью

Гробница Рафаэля всегда окружена туристами

Гробница Рафаэля издалека

В четвёртом портике слева стоит статуя Святого Разия (1727) работы скульптора Франческо Модерати.

Святой Разий

Слева от скульптуры находится часовня Распятия, а справа — главный алтарь

Пантеон как солнечные часы и символ апофеоза

Поскольку назначение Пантеона неизвестно, была выдвинута убедительная версия о том, что он был построен как символ апофеоза (вознесения на небо, к солнцу, причисления к сонму богов) императора и как символ божественной природы его власти. Для этого Пантеон был сделан в форме неточного гемицикла – солнечных часов, в которых не тень отбрасывается на освещённое пространство, а солнечный свет попадает в затемнённое помещение. Поскольку по Пантеону нельзя было определить точное время или день, он был лишь символом связи с солнцем.

Солнечные часы из Карфагена

Единственные природные источники освещения в Пантеоне это окулус и входная дверь. Вход с погрешностью в 5,5 градусов ориентирован на север, поэтому солнечные лучи могут проникать внутрь Пантеона только через окулус.

В полдень солнечные лучи всегда находятся на меридиане – линии, ведущей от окулуса к входной двери.

В истинный полдень солнечные лучи через окулус падают:

— во время осеннего равноденствия 23 сентября и весеннего равноденствия 21 – примерно две трети солнечного пятна приходятся на пояс с фальшивыми окнами и одна треть – на кессонный потолок. В это время лучи падают под углом 48 градусов.
— во время зимнего солнцестояния – на ровное пространство выше кессонов над дверью. В это время лучи падают под углом 24 градуса.
— во время летнего солнцестояния 21 – на пол, но никогда не достигают центра потому что солнце на широте Рима не бывает в зените. В это время лучи падают под углом 72 градуса.

Падение солнечных лучей через окулус в разные сезоны

Таким образом, точка, освещаемая полуденным солнцем, движется по меридиану от пояса вверх, достигает максимальной высоты в день зимнего солнцестояния, и затем начинает двигаться вниз, достигая минимальной позиции на полу Пантеона в день летнего солнцестояния, после чего вновь начинает движение вверх. Поэтому осенью и зимой солнечное пятно в любое время дня находится выше середины пояса с окнами, а летом и зимой – ниже.

Солнечное пятно в середине сентября

21 апреля – в день основания Рима в полдень солнечные лучи падают под углом 60 градусов прямо на входную дверь, создавая так называемую «арку света » (по другим данным истинная арка света образуется между 7 и 10 апреля – во время празднеств в честь Кибелы или Магна Матер). Когда римляне, находившиеся внутри Пантеона, смотрели через арку света наружу, то они видели стоявший невдалеке прямо напротив мавзолей императора Августа. Кроме того, император мог праздновать день основания Рима в Пантеоне и тогда он входил внутрь вместе с солнцем, что также могло создавать символическую связь между человеком и богом (идея правителя-богочеловека могла быть позаимствована у египтян). Идеальное совпадение круга света из окулуса и полукруглой арки над дверью возможно благодаря тому, что их диаметр идентичен. Второй раз «арка света» повторяется между 2 и 5 сентября , когда проходило чествование Юпитера Оптимуса Максимуса – одного из античной капитолийской триады. В дни, когда создаётся «арка света», солнечные лучи проникают также за дверь, в портик, освещая часть пола – там, где находится первый от входа квадрат с вписанным кругом.

Между весенним и осенним равноденствиями полуденное солнечное пятно можно увидеть снаружи через решётку над дверью.

Решётка над дверью в Пантеон

Входная дверь изнтури

Похожим образом был построен восьмиугольный зал в Золотом доме Нерона. У него также есть окулус, а четыре его стороны ориентированы точно по сторонам света, поэтому в полдень солнечный круг освещает северный вход в это здание. Зал был построен таким образом, что 13 , в день, когда Нерон стал императором, солнце начинало движение вверх по его стенам, а с начала марта двигалось вниз. Это делалось для создания ассоциации между Нероном и солнцем. Функции этого зала, как и функции Пантеона, точно не известны.

Кто похоронен в Пантеоне

В третьем портике слева художники Рафаэль Санти и Аннибале Карраччи, невеста Рафаэля Мария Биббьена.

В первой часовне слева: Фламинио Вакка, Таддео Цуккаро, Пьетро Бонаккорси, композитор Арканджело Корелли, архитектор Якопо Бароцци.

Во второй часовне слева: король Италии Умберто I и его жена Маргарита Савойская.

Во второй часовне справа: король Италии Виктор Эммануил II.

Также: художники Джованни да Удине и Перино дель Вага, архитектор Бальдассаре Перуцци.

Кроме того, здесь хранятся мощи Святых Разия и Анастасия.

Достопримечательности поблизости: базилика Сан-Эустакио-ин-Кампо-Марцио (8-18 в.), церковь Сант-Иво-алла-Сапиенца (1662), базилика Санта-Мария-сопра-Минерва (1370), с , палаццо Джустиньяни (16 в.), церковь Санта-Мария-Маддалена (1699)


Полезная информация о Пантеоне в Риме

Где находится:
В старой части Рима; недалеко от площади Навона

Как добраться:
Ближайшая станция метро – Барберини (Barberini, линия А) находится в полутора километрах от Пантеона.

Автобусы 30, 70, 81, 87, 130F, 492, 628, N6 или N7 до остановки Senato.

Ближайшая остановка туристического автобуса – Vaticano.

Марокко