Сколько иностранных студентов в университете. Оформление учебной визы в россию. Где и чему учатся россияне за рубежом

Светлана Сметанина 09.03.2017

За прошлый учебный год число иностранных студентов российских вузов увеличилось почти на 10 %. А количество студентов из Европы - на 40 %. Существенный рост показывают Индия и Китай – на 20 % и 10 % соответственно. Российское образование восстанавливает утраченные позиции на международном образовательном рынке.

Глобальные мировые тренды показывают, что высшее образование становится всё более интернациональным. По данным экспертов Организации экономического сотрудничества и развития, более 4 миллионов студентов поступают в вузы за пределами своих стран. Для ряда государств экспорт образования становится важной статьёй формирования бюджета. К примеру, в Австралии образовательные услуги по объёму занимают третье место среди источников дохода государственной казны. Каждый пятый студент в этой стране – представитель другого государства.

Интерес к привлечению в страну иностранных студентов традиционно велик в развитых странах, и тенденции таковы, что эта заинтересованность будет только расти. Так, по данным Центра исследований высшего образования Калифорнийского университета, для поддержки инновационной экономики США требуется удвоить число иностранных студентов к 2020 году (сегодня в США получают высшее образование более 700 тысяч иностранцев). И речь идёт не просто о массовом наборе, а о поиске наиболее талантливых учеников, особенно в области точных наук, инженерного дела и математики.

За толковых студентов сегодня готовы бороться не только Штаты, но и ряд других стран. Например, Япония планирует привлечь 300 тысяч иностранных студентов к 2025 году. Малайзия поставила задачу довести число иностранных студентов до 200 тысяч к 2020 году. Не остаётся в стороне и Китай: в настоящее время там учится более 265 тысяч иностранных студентов, но к 2020 году эту цифру планируется удвоить.

В нашу страну иностранные студенты начали приезжать с начала 50-х годов. Главным образом это были представители социалистических стран. Впрочем, на учёбу ехали и молодые коммунисты из Франции, Италии, Испании, Великобритании. В 1960 году, когда в Москве открылся Университет дружбы народом имени Патриса Лумумбы, поток иностранных студентов ещё больше увеличился – в СССР поехали студенты из стран Арабского Востока, Африки и Латинской Америки.

В Советском Союзе практически с нуля была создана база для обучения студентов из других стран: открыты подготовительные отделения для обучения русскому языку, разработана методологическая база.
Неудивительно, что к 1990 году СССР занимал третье место в мире – после Франции и США – по числу иностранных студентов в вузах. Всего на тот момент в стране обучалось 126,5 тысяч иностранцев.Но уже на следующий год их число сократилось до 39 тысяч человек.

Ситуация начала меняться в лучшую сторону лишь к концу 90-х годов. Сегодня правительство ежегодно выделяет иностранцам 15 тысяч квот для обучения на бюджетных местах. Всего же на данный момент в российских вузах учатся более 242 тысяч иностранных студентов. Важно, что с каждым годом их число неуклонно растёт: за прошлый учебный год – на 21 тысячу человек, а всего несколько лет назад – в 2010/2011 учебном году – их было 153,8 тысяч.

Понятно, что большинство студентов – выходцы из СНГ, где позиции российского высшего образования традиционно сильны. Наибольший рост числа обучающихся произошёл за эти годы из Казахстана – с 19,8 до 46,4 тысяч, Туркмении – с 3,6 до 13,4 тысяч и Украины – с 6,1 до 12,3 тысяч студентов.

На этом фоне число студентов, приехавших на учёбу в Россию из стран Европейского союза, вроде бы невелико – всего 2,5 тысяч. Но немаловажно, что за прошлый год и тут произошёл рост сразу на 40 %. На 20 % увеличилось число студентов из Индии и на 10 % – из Китая.

Чтобы не только сохранить, но и увеличить спрос зарубежных абитуриентов на российское высшее образование в жёстких условиях международного рынка, необходимозначительное повышение конкурентоспособности наших вузов. В 2013 году Владимир Путин подписал указ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Согласно этому указу к 2020 году пять российских вузов должны войти в ТОП-100 лучших вузов планеты.

8 марта 2017 года были опубликованы результаты авторитетного предметного рейтинга QuacquarelliSymonds (QS): сразу три российских вуза из Проекта 5-100 вошли в число 50 лучших университетов мира – это Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Московский физико-технический институт и Новосибирский государственный университет. Как заявила министр образования и науки Ольга Васильева в интервью ТАСС, «отечественная высшая школа демонстрирует высокий уровень предметной подготовки – российские вузы сделали серьёзные шаги к лидирующим позициям, заняв свыше 140 позиций в 38 предметах и отраслях» . Традиционно наши вузы оказались сильны в физике и астрономии. А МГУ им. М. В. Ломоносова вошёл в 50 лучших университетов сразу по семи предметным направлениям. К примеру, по специальности «лингвистика» он занял 13 строчку рейтинга, поднявшись на четыре пункта по сравнению с прошлым годом.

В рамках реализации Проекта 5-100 год назад был запущен сайт StudyinRussia , на котором представлена вся необходимая информация для желающих получить высшее образование в России. «Наша цель – привлечение иностранных студентов не только в вузы Проекта 5-100, но и формирование в Интернете уникального бренда российского высшего образования» , – рассказала «Русскому миру» руководитель интернет-проекта StudyinRussia Татьяна Сивакова.

О востребованности такого рода информации говорит хотя бы тот факт, что всего за год существования сайта на нём побывали почти 390 тысяч уникальных посетителей из 208 стран мира. «Преимущество нашего сайта – уникальный и полезный контент, поданный просто и доступно для иностранца. А ещё – четыре языковые версии (русская, английская, китайская и испанская) и полная пошаговая инструкция поступления в вуз. Процедура поступления в России зачастую сложная и запутанная, поэтому мы подробно рассказываем обо всех подводных камнях» , – говорит Татьяна Сивакова.

В 2015 году ФГАНУ «Социоцентр» при Министерстве образования и науки РФ провёл масштабное исследование с целью выяснить, почему иностранцы выбирают российское образование. Интересно, что 27 % ответили, что ключевым критерием для них является высокое качество российского образования, 24 % отметили приемлемую стоимость обучения, что также немаловажно. В данный момент плата в российских вузах варьируется от 65 тысяч до 350 тысяч рублей в год.

Наиболее популярными у иностранных студентов являются Российский университет дружбы народов, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Интересно, что четвёртую строчку в этом рейтинге занимает Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского. МГУ лишь на пятой строчке. Что ещё немаловажно – в десятку наиболее популярных вузов вошли региональные учебные заведения – Томский политех, Курский медицинский, Новосибирский технический университет, Казанский федеральный университет и Белгородский национальный исследовательский университет. Это явный показатель того, что уровень образования в регионах вполне конкурентоспособен с вузами Москвы и Петербурга.

Что касается специальностей, которые выбирают иностранные студенты, то на первом месте инженерно-технические – 21,7 %, медицина – 17,2 %, экономика и управление – 15,9 %, гуманитарно-социальные – 12,2 %. Интересно, что 11,8 % выбрали в качестве будущей специальности русский язык.

СПРАВКА

Фонд «Русский мир» также принимает участие в реализации мероприятий по продвижению российского образования за рубежом. В частности, фонд оказывает поддержку студентам из зарубежных стран с низким уровнем жизни, прибывающим для учёбы в России в рамках образовательных квот. Так, в 2014 г. фонд взял на себя компенсацию расходов на проезд к месту учёбы 6 студентов из Никарагуа, 9 из Сальвадора и 47 из Венесуэлы. А в настоящее время во исполнение поручения Совета Федерации РФ фонд «Русский мир» оказывает поддержку приезжающим получать образование в России кубинским учащимся. Поддержка включает в себя оплату проезда до места учебы, а также предоставление стипендий, полисов добровольного медицинского страхования и оплату проживания в общежитиях. В 2015/2016 учебном году участие в программе приняли 86 учащихся из Республики Куба. С октября 2016 г. к учёбе приступили ещё 104 учащихся с Кубы, прибывших в Россию в рамках образовательных квот уже нового года. Таким образом, общее число кубинских студентов, проходящих обучение в российских вузах при финансовой поддержке фонда «Русский мир», составляет 160 человек. В целях реализации программы поддержки кубинских учащихся было организовано взаимодействие и заключены договоры с 29 российскими вузами.

Елена Оя

В этом году российские вузы получили более 96 тыс. заявок на обучение от иностранных граждан. Первые итоги вступительной кампании 2017/2018 предоставило RT Россотрудничество. Число желающих учиться в нашей стране более чем в шесть раз превысило количество выделяемых государством квот. В ведомстве отмечают, что несколько лет подряд фиксируют рост интереса к обучению в российских вузах. Большинство иностранцев учатся на платной основе. По словам ректора РУДН Владимира Филиппова, среди вузов по всему миру идёт серьёзная борьба за право обучать зарубежных студентов, которые приносят прибыль и университетам, и стране.

  • РИА Новости

Во время вступительной кампании 2017/2018 от иностранных граждан поступило более 96 тыс. заявок на обучение в России. Согласно установленным государством квотам, на бесплатное высшее образование ежегодно могут претендовать не более 15 тыс. иностранцев. Таким образом, число заявок в этом году более чем в шесть раз превысило количество доступных бюджетных мест. Такие данные RT предоставило Россотрудничество.

На сегодняшний день для учёбы в российских вузах уже отобраны более 12 тыс. иностранных граждан из 180 государств. Абитуриентам, которые успешно сдали экзамены, но не смогли набрать нужно количество баллов для попадания в квоту, предложили платное обучение.

В Россотрудничестве отметили, что уже несколько лет подряд наблюдается рост интереса иностранцев к обучению в нашей стране, причём как на бюджетной, так и на платной основах. По сравнению с прошлым годом количество желающих учиться в России выросло на четверть — в кампанию 2016/2017 учебного года, по данным на август, было подано более 70 тыс. заявок.

Также по теме


Студент и гражданин: Госдуме предлагают упростить для иностранных студентов получение паспорта за успехи в учёбе

В Государственную думу поступило предложение упростить процесс получения гражданства иностранными студентами российских вузов, которые...

Дёшево и комфортно

Чаще всего в Россию приезжают абитуриенты из стран СНГ, в частности Казахстана. Граждане этой страны по международному договору не обязаны проходить процедуру признания аттестата о среднем образовании.

Также обучением в России интересуются в Китае, Вьетнаме, Монголии и Индии. За последние несколько лет выросло число абитуриентов из Сирии. Связано это с тем, что три года назад в местных школах русский язык стал обязательным для изучения, сообщил RT заместитель директора по научной работе Центра социологических исследований Минобрнауки Александр Арефьев. Он выделил несколько основных причин роста спроса на российское образование.

«Во-первых, в странах СНГ, а именно оттуда приезжают больше всего студентов, сокращается число вузов, где можно обучаться на русском языке. К тому же из-за разницы валют, начиная с 2014 года, обучаться у нас стало очень выгодно. В среднем это обходится в 3-4 раза дешевле, чем в США или Европе. При этом значительно улучшились социально-бытовые условия для студентов и увеличилось количество англоязычных программ», — констатировал эксперт.

Арефьев предположил, что очень важную роль в популяризации отечественного образования сыграло и то, что за последние десять лет в стране резко сократилось число случаев проявления национализма и расизма.

  • РИА Новости

Сириец Терк Гайс, студент-второкурсник медицинского факультета РУДН, рассказал, что планировал поступать в российский вуз с раннего детства. Любовь к нашему образованию ему привил дядя, который учился здесь ещё во времена СССР. Молодой человек утверждает, что ни разу не пожалел о своём выборе.

«Россия — одна из красивейших стран мира, здесь комфортно. К тому же сейчас между нашими странами дружеские отношения. В моём желании поступать меня поддержала семья. Раньше здесь учился мой дядя, который всегда рассказывал о качестве российского образования. Потом в РУДН поступила и моя сестра. К сожалению, я окончил школу раньше, чем в сирийских школах ввели русский, и учил язык на подготовительных курсах перед поступлением. Русский язык очень сложный, и учиться на нём непросто», — говорит студент.

Для некоторых студентов решающим фактором в выборе страны для обучения становится язык. Студентка МГУ им. М.В. Ломоносова Марго рассказала RT, что приехала в Россию из Китая как раз из-за любви к русской речи.

«Всегда хотела учить русский язык. Он интересный и красивый. Но поступить в университет было сложно, особенно учитывая, что до поступления я учила язык всего год. Вступительные экзамены — история и русский. Было тяжело, но я сдала. Сейчас я учусь на факультете мировой политики, это курс опять же на русском языке — для иностранца это очень трудно, но интересно. Изначально сложно было и в обычной жизни. Что-то объяснить, куда-то пойти — страшно», — поделилась девушка.

При этом она отмечает, что ещё не определилась, останется ли в России после обучения или вернётся домой.

  • РИА Новости

По данным Министерства образования, сейчас в России обучаются около 300 тыс. иностранцев. В Россотрудничестве отмечают, что в основном они выбирают гуманитарный профиль, в частности, большой популярностью пользуются языковедение и литературоведение, но в то же время растёт спрос и на технические специальности.

За «платных» иностранцев

Лидером по количеству учащихся из других стран, что вполне закономерно, является Российский университет дружбы народов (РУДН). Ректор вуза Владимир Филиппов рассказал RT, что среди учебных заведений по всему миру идёт серьёзная борьба за право обучать зарубежных студентов, которые в основном учатся на платной основе и приносят немалую прибыль и вузам, и государству.

«Во многих странах мира статья доходов от иностранных студентов является одной из очень важных в национальном бюджете. Например, для Австралии это третья по объёму статья дохода. Студенты не только оплачивают обучение, но и тратят деньги на проживание. Это существенные суммы и, конечно, конкуренция увеличивается. Университеты борются за то, чтобы улучшить свои показатели в международных рейтингах. Поэтому особенно ценно, что спрос на российское обучение сейчас растёт», — считает глава РУДН.

По его словам, сегодня Россия входит в десятку государств с наибольшим количеством студентов-иностранцев. Ректор отмечает, что на государственном уровне реализуется целый ряд программ, призванных в ближайшее время значительно улучшить эти показатели. В частности, речь идёт о приоритетном проекте «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», который предполагает развитие дополнительных образовательных программ для школьников-иностранцев, будущих абитуриентов.

В утверждённом паспорте проекта говорится, что в случае успешной реализации к 2025 году количество иностранных учащихся в российских вузах достигнет 710 тыс. человек, а прибыль университетов от их обучения вырастет с 84 млрд рублей до 373 млрд.

Также в ближайшее время планируется упростить правила въезда и выезда иностранных студентов, трудоустройства и стажировок во время их обучения в России. По словам главы Ассоциации иностранных студентов в России Аду Яо Никэзы, нынешние нормы серьёзно осложняют жизнь студентов из-за рубежа.

«Кроме теории, которую дают российские вузы, нужна практика, стажировка, до которой иностранцев часто не допускают. Это важная составляющая полноценного обучения. Есть и другая проблема: срок действия учебной визы длится всего год. Каждый год студент должен стоять в очереди и проходить различные процедуры. Кто не успел — штраф, выдворение. Не решены проблемы с медицинской страховкой и трудоустройством, чтобы мы могли подрабатывать», — пояснил он.

  • Sergey Kovalev/Global Look Press

С обытия последних лет не только существенно изменили политический и экономический ландшафт, но и внесли серьёзные коррективы в планы тех, кто наметил получение среднего или высшего образования за рубежом. Меняется миграционное законодательство, растут стоимость обучения и конкуренция среди иностранных претендентов, усложняются экзаменационные испытания.

Тем не менее, несмотря на девальвацию рубля и ужесточение требований к иностранным студентам, судя по статистике визовых отделов Великобритании, США, Германии, количество предоставляемых долгосрочных образовательных виз остаётся на относительно стабильном уровне, в отличие от их резкого падения в сегменте краткосрочного образования и туризма.

Какие тенденции характеризуют востребованность зарубежного обучения в России? Каковы предпочтения сегодняшних абитуриентов и их родителей? Как меняются подходы к выбору специальностей и вузов? Об основных трендах зарубежного образования «УК» беседует с директором образовательной компании «Альбион» Валентином ЩУКИНЫМ .

- Валентин Николаевич, какова примерная статистика российских абитуриентов, поступающих ежегодно в иностранные вузы? Как она изменилась за последние годы?

К сожалению, достоверной статистики не существует, поскольку такой учёт никем не ведётся. Некоторую информацию можно получить из открытых источников, в том числе из отчётов, которые представляют отдельные посольства, что позволяет делать оценки. Безусловно, количество выездов за рубеж сократилось, в первую очередь по экономическим причинам. Согласно последним данным, полученным из посольства Великобритании, по итогам 2015 г. число новых студенческих виз (выдаются как студентам вузов, так и ученикам британских школ. - Примеч. ред. ) уменьшилось на 8%. Насколько можно судить по первому кварталу текущего года, сокращение, вероятнее всего, усилится. При этом должен отметить, что число туристических виз за этот же период уменьшилось на 38%, а если говорить о краткосрочных учебных программах, то сокращение составило 65%. Из этих цифр можно сделать вывод о том, что семьи, которые были настроены на получение их детьми долгосрочного образования за рубежом, оказались более целеустремлёнными и менее подверженными влиянию кризиса.

Для долговременного обучения в Великобритании в прошлом году было выдано чуть более 4 тыс. новых студенческих виз, а по нашим оценкам, всего там учатся примерно 6–7 тыс. российских школьников и студентов. Если говорить в целом, думаю, что образование за рубежом ежегодно получают около 20 тыс. наших соотечественников.

- Каков топ-5 стран по числу студентов из России?

До последнего времени страной № 1 была Великобритания, но сегодня она теряет лидерство. Если говорить о высшем образовании, то сейчас доминируют США, Канада, особенно для студентов из европейской части России. Для восточной части страны интересны Китай, Япония, Новая Зеландия, Австралия. В 2012 г. Великобритания существенно изменила иммиграционное законодательство и практически «закрылась» с точки зрения трудоустройства и проживания тех выпускников, которые не имеют паспорта стран Евросоюза. Поэтому у наших соотечественников нет реальных шансов получить там серьёзную работу. Максимум, на что можно рассчитывать, - трёхлетняя рабочая виза. Для получения вида на жительство фактически необходимо начать обучение в 13–14 лет. Кто делает этот шаг позднее, сталкиваются с тем, что после окончания университета получить работу в престижной компании почти невозможно или для этого приходится соглашаться на серьёзные ограничения. Поэтому последние годы абитуриенты выбирают обучение в США, по крайней мере магистерские программы. Прямого запрета на приём на работу иностранцев там нет, рынок труда сейчас хороший.

Часть студентов и выпускников, которые вовремя не сориентировались или оказались не готовыми переехать в другие страны, возвращаются в Россию. Сегодня это случается чаще, чем до принятия соответствующих поправок в английское законодательство.

Магистратуру выбирают в Германии, Швейцарии, во Франции (где зачастую возможно обучение на английском). Бакалавриат там менее востребован, потому что большинство российских студентов в качестве иностранного изучают английский. А среди университетов континентальной части Западной Европы, пожалуй, только в Голландии и Швеции есть возможность изучать программы бакалавриата на английском языке, львиная же доля национальных университетов предлагает бакалаврские программы на государственных языках своих стран.

В последнее время появилось много частных университетов, реализующих программы неклассического образования, но выпускники с дипломами таких вузов часто оказываются невостребованными на рынке труда. Парадоксально, но у многих родителей отсутствует понимание ценности качественного образования, в том числе зарубежного.

Надеюсь, ситуация поменяется в ближайшее время, но пока мотивация перевешивает в сторону удовлетворения сиюминутных потребностей и покупки дорогих автомобилей, а образование оказывается на втором плане. Эта тенденция серьёзно отличает нас от людей не только западного мира, но и Казахстана, откуда гораздо больше студентов выезжают на обучение за рубеж. Вероятнее всего, серьёзное влияние имеет государственная грантовая поддержка. Если бы нашим выпускникам зарубежных вузов дали понять, что они, вернувшись в Россию, будут на особом счету, войдут в резерв управленческих кадров и получат больше шансов на карьерный рост, то ситуация существенно изменилась бы. Это оказалось бы полезно для всех: и для государства с точки зрения эффективности вложенных средств, и для специалистов.

- Какие направления и специальности наиболее популярны?

По-прежнему доминируют экономические, но в последнее время наметилось оздоровление образовательного рынка. Этому способствует, в частности, информация об успешности различных исследовательских стартапов в биомедицине, биохимии. В любом случае, родители уже не считают, что если дети не продолжат их дело, то наступит крах семейного бизнеса. Кроме этого, мы наблюдаем тенденцию выбора инженерных (включая программирование), исследовательских специальностей, растёт востребованность архитектуры, дизайна.

ИТ и программирование выбирают немного абитуриентов, что, честно говоря, довольно странно, учитывая приоритеты развития глобальной экономики, в частности Интернет вещей. При этом среди успешных программистов много русских и китайцев. Думаю, это как-то связано с лингвистикой, языком, возможно сильны позиции нашей математики в школьном обучении. Хотя, к сожалению, и здесь та же Великобритания начинает нас опережать: четырёх-пятилетние малыши там уже должны складывать и вычитать числа в пределах до 100, а шестилетние оперируют дробями. И физику, и химию младшеклассники изучают более правильно, единым курсом «Естествознание». Мир меняется, и западная образовательная система подхватывает эти изменения быстрее, чем российская. Например, теория графов, на которой строится современное программирование, у них преподаётся в школе.

За 2015 год в Великобританию по новым студенческим визам въехали 210 348 человек, из них лишь 4 018 россиян (менее 2%). Количество выданных российским гражданам краткосрочных образовательных виз составило 3 425 (сократилось на 65%); туристических виз – 109 294 (уменьшилось на 38%). По данным посольства Великобритании, за 2015 год было одобрено 96% поступивших заявлений.

Из отчёта визового отдела Посольства Великобритании в 2015 г.

- По каким критериям российские абитуриенты выбирают вузы для поступления? Какую роль в выборе университетов играет их участие в мировых рейтингах?

Если есть возможность поступить в рейтинговый университет, то его и выбирают. Один наш клиент - выпускник американской средней школы - выбирал между именитым университетом с хорошей архитектурной школой и вузом «Лиги плюща». Последний оказался в приоритете. Всё-таки стереотипы срабатывают и у родителей, и у детей.

- Какова средняя стоимость обучения в зарубежных вузах, из чего она складывается?

Разброс достаточно велик. В среднем годовой бюджет составляет от 25 до 70 тыс. долларов. Всё зависит от страны, от университета, от специальности. Самой дорогой остаётся медицина.

Цена складывается из стоимости обучения, проживания и питания. При этом целый ряд стран дотируют обучение не только своих граждан, но и зарубежных студентов, поэтому если в багаже знаний хорошего студента есть, например, немецкий, французский или итальянский языки, то шанс поступить в почти бесплатный вуз Германии, Франции или Швейцарии абсолютно реален. Да и в США есть достаточно много университетов с относительно небольшой платой - 25–30 тыс. долларов в год.

Важная особенность американских университетов состоит в том, что их обеспеченность, финансовое благополучие на порядок выше, чем у ведущих вузов Старого Света. Это позволяет им привлекать лучших преподавателей и исследователей со всего мира, при этом устанавливая не самую высокую планку вступительных требований для абитуриентов. Вероятность попасть в такой вуз велика, а качество преподавания и уровень лабораторной базы отличное. Таким образом они обеспечивают очень хорошую добавленную стоимость для обучающихся.

Наиболее дорогая страна для получения высшего образования - Великобритания. Если суммировать все затраты, то бюджет составит от 60 до 70 тыс. долларов в год. Это в среднем. А самые дорогие университеты - в США: Гарвард, MIT, где стоимость обучения доходит до 100 тыс. долларов в год. Но для американцев эта цена условная: там высокие стипендии и по факту они платят около 30% от номинальной стоимости.

Для иностранцев стипендии существуют, но их очень немного. Например, Британский совет предоставляет несколько грантов в год.

По данным Student and Exchange Visitor Program (Программа обмена студентами и стажёрами), за последний квартал количество иностранных студентов в США выросло на 6,2% и достигло 1,2 млн человек. В марте 2016 г. визы F-1 (учебная) и М-1 (учебно-профессиональная) получили 1 184 324 студента, что примерно на 70 тыс. человек больше, чем за аналогичный период в прошлом году.

В значительной степени рост обеспечивает приток студентов из Индии – второй страны по количеству учащихся, получающих образование в США. В марте 2016 г. их приехало на 31,1% (194 438 человек) больше, чем за тот же период прошлого года.

На Китай – основного поставщика студентов в США – пришёлся почти 8%-ный рост (353 069 человек). Количество студентов из Вьетнама также резко увеличилось (на 11,1%, или 29 101 человек).

Что касается Кореи и Саудовской Аравии (номера три и четыре по количеству студентов), то здесь отмечается рост на 7,8% и 11,1% соответственно.

На Азию приходится 77% иностранных студентов, обучающихся в США (рост на 7,7%), на Европу 7% и на Америку 6%.

Источник: StudyTravelMagazine

В США к началу 2016 г., по статистике Student and Exchange Visitor Information System (Информационная система обмена студентами и стажёрами), наибольшее количество иностранных студентов (396 004 человека) занято в преддипломном обучении.

По программе Master обучается 363 881 человек, в аспирантуре – 140 408 человек. В марте наблюдался 16%-ный рост числа обучающихся на курсах STEM ( Science , Technology , Engeneering and Mathematics) (Наука, технология, инженерия и математика), на которые теперь приходится 40,4% всех иностранных студентов. Возможно, это стало следствием того, что Департамент национальной безопасности ( Department of Homeland Security , DHS ) объявил, что по новым правилам выпускники STEM могут работать после обучения в течение трёх лет.

По данным на конец первого квартала 2016 г., больше всего иностранных студентов получали образование в Калифорнии (204 795 человек), а также в Нью-Йорке и Техасе.

По количеству зарубежных студентов на первом месте Нью-Йоркский университет (NYU), где обучаются 13 851 человек, Университет Южной Калифорнии (USC) и Северо-Восточный университет ( Northeastern University ) в Бостоне.

Источник : StudyTravelMagazine

- Как выстраивается процесс поступления в зарубежный вуз? Какие необходимо пройти вступительные испытания абитуриентам? Какие подводные камни возникают и как их преодолеть?

Цель отобрать лучших, в любом случае, у университетов есть, но поступление всегда индивидуально, иногда даже случайно.

Самое главное - начать пораньше подготовительный процесс, примерно за полтора года. Основная причина - адекватная языковая подготовка. Кроме того, следует понимать, что придётся преодолевать скепсис приёмной комиссии зарубежного вуза: наши абитуриенты для них менее понятны, чем выпускники из западных стран. Самый простой путь - пройти специализированную зарубежную летнюю школу по юриспруденции, биологии, физике и т.д. Многие университеты организуют такие школы, чтобы оценить способности потенциальных абитуриентов. Если вы оказываетесь в числе успешно завершивших обучение, то можно считать, что получили некое подтверждение адекватности своей подготовки. А в целом, кроме иностранного языка и пакета документов, почти ничего не нужно. Почти - потому что в ряде случаев экзамены всё-таки придётся сдать. Например, университеты США потребуют общеобразовательные тесты SAT, ACT. А в Великобритании для поступления на медицинскую специальность нужно сдать специальный экзамен.

Средний балл диплома, конечно, тоже важен, но возникает вопрос, как его рассчитывать. В частности, при поступлении в магистратуру зачёты можно считать за «пятёрки», и тогда средний балл будет повышенным. Такая маленькая хитрость.

Есть один нюанс, относящийся к лечебным специальностям. Закрытость медицинской сферы в СССР привела к тому, что методики лечения в России и на Западе серьёзно различаются, поэтому тот, кто окончил российский медвуз или даже прослушал первых два курса, оказывается в менее выигрышном положении как абитуриент по сравнению с выпускниками российских школ.

- Насколько в России котируются дипломы зарубежных вузов?

Здесь всё на уровне стереотипов. Если вы окончили престижный университет по востребованной специальности, то, безусловно, ваши резюме и портфолио в приоритете. Если вуз и специальность не очень понятны российским работодателям, то их отношение скептическое: ваши умения и навыки будут рассматриваться наравне с теми, которыми обладают кандидаты, получившие образование в России.

Беседовала Елена Бейлина

Россотрудничество объявило открытый набор иностранных граждан для бесплатного обучения в российских университетах. Руководитель ведомства Любовь Глебова подробно рассказала о том, кто, зачем и почему может отправиться в Россию за дипломом о высшем образовании.

Любовь Николаевна, сколько иностранцев ежегодно приезжает в Россию, чтобы получить бесплатное высшее образование?

— Последние три года РФ ежегодно приглашает по 15 тысяч иностранных граждан совершенно бесплатно учиться в наших вузах. В этом процессе задействовано более 400 российских университетов.

В 2016 году мы впервые сделали набор совершенно открытым. Проанализировав, как это организовано у коллег из других стран, мы в этом году запустили процедуру открытой подачи заявок в электронной форме. В процедуре приема глобально ничего не изменилось, но она стала гораздо проще и прозрачнее (единое окно ввода данных, быстрая процедура отбора). Информационный портал позволяет убрать большое количество посредников, которые раньше "кружились" вокруг этого процесса.
Граждане 198 стран мира могут присылать свои заявки для обучения в российских университетах по самым разным специальностям (от медицинских до технических, включая ядерную физику). Отдельное направление выделено для русистов, лингвистов и филологов. Все, что связано с русским языком, сейчас крайне востребовано за рубежом.

Что нужно сделать иностранному гражданину, чтобы заявить о себе как о претенденте на российскую государственную квоту?

— Зарегистрироваться на портале www.russia.study . Процедура занимает около 20 минут, выполняется в два элементарных шага: иностранный гражданин подтверждает личность, а затем заводит электронную почту. Почти мгновенно приходит подтверждение. Почта нужна для того, чтобы в дальнейшем поддерживать быструю и надежную связь с потенциальным абитуриентом, а вот будет ли он оперативно на нее реагировать, зависит от его собственной заинтересованности в дальнейшем обучении.

После верификации у кандидата открывается доступ к анкете, в которую он заносит свои данные, информацию об образовании и личных достижениях, указывает желаемое направление обучения, а также пишет некое мотивационное письмо. Анкета попадает в общий список анкет по стране. Затем оператор той или иной страны (в каждой стране есть свой оператор) производит предварительный отбор кандидатов.

Не может получиться так, что некоторые не особо одаренные иностранные граждане займут места перспективных российских абитуриентов? Предусмотрен ли какой-то конкурсный отбор?

— В большинстве стран мира есть представительства Россотрудничества - Российские центры науки и культуры, чьи сотрудники на основании нескольких параметров (качественный аттестат, участие в Олимпиадах и прочие заслуги кандидата) обеспечивают предварительную оценку анкет претендентов. Наиболее успешных и талантливых молодых людей приглашают на очное или дистанционное собеседование. В случае с Сирией, например, сейчас возможен только дистанционный формат отбора. Между тем, студентов из Сирии мы непременно ждем, будем рады их видеть в российских университетах.

Финальный отбор проводит комиссия, в которую входят представители Российских центров науки и культуры, посольств, местных министерств образования и общественных организаций. Сейчас мы ведем переговоры с университетами, чтобы их сотрудники также входили в комиссию.

Этот год пилотный, и процедура отбора будет представлять собой собеседование или тестирование. Однако уже в следующем году мы планируем перейти к полноценной форме оценивания, на основании системы олимпиад и тестов. По каждой стране будет сформирован отдельный рейтинг.

Еще одним элементом отбора станут олимпиады, которые проводят российские университеты на территории зарубежных стран. В настоящее время Россотрудничество работает над тем, чтобы сделать их адекватными и ранжируемыми относительно друг друга.

- Что делать претендентам, которые не прошли отбор?

— Даже если какому-то иностранному гражданину не будет предложена квота в рамках набора 15 тысяч абитуриентов, ему будет предложено учиться в российских университетах по контракту. С учетом того, что стоимость обучения во многих наших вузах сравнительно невысокая (в значительной части университетов она составляет 1000-1500 евро в год), многим будет интересен и такой формат.

На каком этапе в дело вступают сами университеты? Каким образом рекомендованный кандидат попадает в конкретный вуз?

— После того, как иностранный гражданин прошел отбор для учебы в рамках квоты, он выбирает себе шесть вузов, в которых он хотел бы учиться, и сам их ранжирует. Затем включается интересный механизм: каждый университет открывает свой "электронный кабинет" и делает выбор в пользу того или иного претендента. Если он не попал в первый предпочтительный вуз, его данные передаются во второй… Таким образом абитуриент может дойти до шестого университета.

Если же ни один из шести вузов его так и не выбрал, Министерство образования РФ предложит альтернативный вариант обучения в каком-то другом университете. Поверьте, в этой цепочке никто не будет забыт.

Как вы оцениваете, Россия продолжает котироваться в мире, как страна с крепкой высшей школой? Какие мотивы бывают у людей, которые едут в Россию за высшим образованием?

— Во-первых, Россия дает качественное образование по инженерным специальностям, естественным наукам, математическим направлениям, филологии и русистике. Отдельный мотивационный пласт занимает медицинское образование, которое пользуется огромной популярностью за рубежом. Аналогичная ситуация с культурологией: русская музыка, театр, кино по-прежнему вызывают большой интерес у иностранцев.

Несмотря на то, что в российском образовании были тяжелые времена, оно продолжает цениться в мире, как фундаментальное, укорененное и междисциплинарное.

Во-вторых, учеба и жизнь в России дешевле, чем, например, в Европе.

Наконец, Россия для целого ряда стран является страной-лидером. Многие люди, которые в настоящий момент в разных странах занимают руководящие посты, сами когда-то учились в России. Теперь, когда их дети достигли возраста абитуриентов, они с большой заинтересованностью смотрят в сторону российского образования, прекрасно понимая, что обучение в РФ дает широкий кругозор, полезные знакомства и правильные ориентиры. Это касается не только стран СНГ, но и развивающихся стран Азии и Африки, отдельных европейских стран, а также стран Латинской Америки.

- Какую пользу и выгоду, на ваш взгляд, принесет этот проект российской стороне?

— В первую очередь он позволяет университетам и России обеспечить свое будущее, сделать правильные инвестиции. Качественные иностранные студенты, получившие российское образование, возвращаясь в свою страну, остаются лояльными к Российской Федерации. Если они погружаются в науку, то выстраивают тесные отношения с российскими образовательными и научными организациями. Самые же мотивированные и востребованные студенты остаются в России, продолжая учиться и работать здесь. По сути, мы привлекаем в Россию кадры, необходимые нашей экономике и системе образования.

Кроме того, квоты на бесплатное обучение в российских университетах распространяются не только на бакалавров, но и на магистров и аспирантов, а это уже прямой показатель академической мобильности, элемент студенческого обмена. Вузы налаживают контакты на международном уровне.

Если же говорить об иностранных студентах, которые едут учиться не по квоте, а по контракту, то это вполне ощутимый заработок для университетов.

Чтобы учиться в России, нужен русский язык - далеко не самый простой язык в мире. Будет ли организована языковая поддержка иностранным студентам?

— В РФ при многих университетах функционируют подготовительные факультеты. Часть иностранных граждан, которые совсем не владеют русским языком (а таких ежегодно набирается примерно 4 тысячи человек), целый год занимаются там именно языковой подготовкой. Однако на каждого такого обучающегося уходит до 100 тысяч рублей в год. Государство теряет деньги, люди - время.

В связи с этим в будущем Россотрудничество предполагает совместно с российскими университетами создавать "выносные" подготовительные факультеты в разных странах мира, открывать там центры обучения русскому языку и центры тестирования.

- Много ли уже желающих воспользоваться российским предложением бесплатной учебы в наших вузах?

— Сейчас наблюдается высокая активность желающих стать российскими студентами: люди звонят, задают вопросы в соцсетях, регистрируются на портале. Пока наибольший интерес проявляют граждане стран СНГ, что вполне ожидаемо, поскольку информация о наборе студентов быстро разошлась в русскоязычной среде.
Набор иностранных граждан для бесплатного обучения в российских узах - проект ежегодный и долгосрочный. Понимая, что он является эффективным внешнеполитическим инструментом деятельности государства, хотелось бы в будущем увеличить количество квот.

1. Можно ли иностранному студенту учиться по очно-заочной форме обучения?


1.1. Да, можно, ограничений законом нет.

2. Я иностранный студент гражданин республики Узбекистана. Потерял паспорт что делать.


2.1. В полицию заявление о потере паспорта, а потом восстанавливать.

3. Скажите имеет ли право иностранный студент оформить рвп пока он учиться?

Юрист Бабкин М.А., 49331 ответ, 31015 отзывов, на сайте с 06.03.2017
3.1. Добрый день! Учеба никак не ограничивает его право обратиться в управление по вопросам миграции с заявлением о предоставлении РВП, так что имеет право.
С Уважением!

4. Иностранный студента за сколько штрафа депортирует.

Юрист Колковский Ю.В., 100360 ответов, 46836 отзывов, на сайте с 05.07.2015
4.1. За два административных нарушения.

Юрист Мингазов Ю.С., 47038 ответов, 14004 отзывa, на сайте с 24.12.2009
4.2. Это зависит от нарушения, дорогу перешел на красный, либо разжигал национальную рознь.

5. Я являюсь иностранным студентам Могу ли я работать медбратом без патента?

Юрист Маслова Т. В., 16 ответов, 12 отзывов, на сайте с 22.11.2016
5.1. Иностранный гражданин, обучающийся в Российской Федерации по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, имеет право осуществлять трудовую деятельность на основании разрешения на работу (п.1 ст. 13.4 Закона №115-ФЗ.)
Если вы являетесь гражданином Казахстана, Киргизии, Армении или Беларуси, то Вам для устройства на работу не требуется ни патент, ни разрешение.

6. Во входных студенты могут работать которые иностранные?

Юрист Иванов Н. С., 946 ответов, 599 отзывов, на сайте с 30.05.2018
6.1. Здравствуйте, да могут, но есть ограничения работы в неделю.


7. Как быстрее может получить иностранный студент из Узбекистана гражданство РФ.

Юрист Рахимов Э. Х., 2065 ответов, 963 отзывa, на сайте с 15.08.2016
7.1. Ирина, пусть сейчас подает в комиссию МВД заявление о признани иностранного гражданина НРЯ. И после получения положительного Решения комиссии МВД, обращается сразу на гражданство РФ, как НРЯ... а с таким со статусом гражданство выдается в течении 3 месяцев.

8. В течении какого срока должен покинуть иностранный студент территорию РФ после приказа об окончании срока обучения?

Юрист Горских Д. А., 28 ответов, 15 отзывов, на сайте с 06.08.2018
8.1. Все зависит от того когда ВУЗ сообщит о Вашем отчислении, но ОУ должно сообщить в течении трех дней соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» Образовательная организация, в которой обучается иностранный гражданин, указанный в абзаце первом, втором, третьем или пятомнастоящего пункта, обязана уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о завершении или прекращении обучения данного иностранного гражданина в указанной образовательной организации в течение трех рабочих дней с даты его отчисления. Завершение или прекращение обучения иностранного гражданина в образовательной организации является основанием для сокращения срока временного пребывания данного иностранного гражданина в Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Юрист Старостин Н.В., 1951 ответ, 1090 отзывов, на сайте с 17.07.2002
8.2. Завершения срока обучения непосредственно не связано с обязанностью покинуть страну.

Обязанность выезда может быть связана со сроком окончания визы.

Если гражданин имеет учебную визу, очередной срок ее продления составляет 1 год. Выехать по такой визе он обязан до истечения этого срока.

9. Я сотрудник вуза. Обязан ли вуз участвовать в регистрации иностранных студентов, давать ходатайство?

Юрист Златкин А.М., 35217 ответов, 17103 отзывa, на сайте с 18.04.2015
9.1. Нет, это обязанность только самих студентов регистрироваться по месту пребывания.

Юрист Кочетков А. В., 5852 ответa, 3525 отзывов, на сайте с 24.04.2018
9.2. Вуз не обязан регистрировать иностранцев, кроме случаев, если вуз предоставляет жилье в своем общежитии.

10. Я иностранный студент и хотелось бы узнать, могу ли я остаться жить и работать в России после окончания университета?

Юрист Токмаков К. И., 111 ответов, 73 отзывa, на сайте с 28.09.2019
10.1. Почему бы и нет, смотря что у вас виза, рвп, внж?

Юрист Медунов С.К., 14731 ответ, 5568 отзывов, на сайте с 13.10.2010
10.2. Вы гражданин какой страны, есть вариант заключите трудовой договор.

11. Запретить иностранного студента везд в Россия на 3 года за штрафы ГИБДД это законно или нет? студент 4 курса архитектура государственный университет государственный студент.

Юрист Плясунов К.А., 144941 ответ, 35768 отзывов, на сайте с 26.02.2013
11.1. Здравствуйте.
Так решение о запрете есть?

12. Я иностранный гражданин, в период получения РВП была студентом Российского вуза, летом окончила его и уехала на время на Родину. Нужно ли мне предоставлять справку о доходе, если я была студентом?

Студент Кодирова З. Б., 10 ответов, 7 отзывов, на сайте с 03.11.2018
12.1. Добрый день, Луиза!

Нет, поскольку вы были студентом, то для подтверждения вашей занятости, можно предоставить только справку либо документ об образовании.

Для дальнейшей консультации обращайтесь.

С уважением, Кодирова З.

13. Могут ли в одной комнате студенческого общежития селить иностранных и русских студентов?

Юрист Садыков И. Ф., 49299 ответов, 26451 отзыв, на сайте с 11.10.2017
13.1. Здравствуйте, уважаемый Егор! Могут, если легально находятся на территории РФ и есть согласие собственника (ст.209 ГК РФ, ст.30 Жилищного кодекса РФ) на их проживание в жилом помещении. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и положения Жилищного кодекса РФ не накладывают ограничений на проживание иностранцев и граждан РФ вместе. При легальном пребывании в РФ они вправе проживать там же, где граждане РФ. Так что нарушения закона тут нет. Однако не исключено, что они находятся в РФ нелегально. Если считаете, что это нелегалы, подайте заявление в УВМ МВД РФ и продублируйте жалобой в прокуратуру на основании ст.10 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации":
1. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.
2. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.

3. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

4. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

5. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

Юрист Титова Т.А., 113285 ответов, 49838 отзывов, на сайте с 17.02.2012
13.2. Вы можете обратиться в прокуратуру как я вам советовала в ответе на первый ваш вопрос, основания есть, так как работодатель подчас не заинтересован легализовывать труд иностранных граждан. Обратитесь в прокуратуру на основании ст. 10 закона о Прокуратуре РФ.

Юрист Соколов Д.Г., 142141 ответ, 32973 отзывa, на сайте с 23.11.2008
13.3. Уважаемый Егор, каких-либо, установленных законом, ограничений в этой связи не имеется.
Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
Статья 4. Основы правового положения иностранных граждан в Российской Федерации

Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Юрист Ростовцев В. В., 474 ответa, 303 отзывa, на сайте с 04.09.2019
13.4. Добрый день,
Помимо отсутствия ограничений в федеральном законе 115-ФЗ, в соответствии с Письмом Министерства образования и науки РФ от 27 июля 2007 г. № 1276/12-16 “О направлении для использования в работе Примерного положения о студенческом общежитии”:
П.1. …...Иностранные граждане, граждане стран Содружества Независимых Государств (СНГ) и Балтии, принятые на обучение в ОУ по межгосударственным договорам, договорам между Федеральным агентством по образованию (далее - Агентство) и соответствующими органами управления образованием указанных государств, размещаются в студенческом общежитии на общих основаниях с обучающимися из числа российских граждан.

Естественно при условии что иностранные граждане оформлены в установленном порядке.

Юрист Икаева М.Н., 14488 ответов, 6619 отзывов, на сайте с 17.03.2011
13.5. Могут селить в одной комнате иностранца и русского согласно
Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и
Примерного положения
о студенческом общежитии федерального государственного образовательного учреждения высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации, подведомственного Федеральному агентству по образованию*
(утв. заместителем министра образования и науки РФ 10 июля 2007 г.)

I. Общие положения
1. Студенческое общежитие (студенческий городок) (далее - студенческое общежитие) образовательного учреждения высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации, подведомственного Федеральному агентству по образованию (далее - ОУ), предназначено для временного проживания и размещения:

На период обучения иногородних студентов, аспирантов, докторантов, ординаторов, интернов, обучающихся по очной форме обучения;

На период сдачи экзаменов и выполнения работ по диссертации аспирантов, докторантов, обучающихся по заочной форме обучения;

Абитуриентов на период прохождения вступительных испытаний.

При условии полной обеспеченности местами в студенческом общежитии перечисленных выше категорий обучающихся, ОУ по согласованию с профсоюзной студенческой (объединенной) организацией (далее - профсоюзная организация студентов) вправе принять решение о размещении в студенческом общежитии:

Стажеров, слушателей подготовительных отделений вузов, институтов и факультетов повышения квалификации и других форм послевузовского и дополнительного профессионального образования для временного проживания в период их очного обучения;

Студентов, постоянно проживающих на территории данного муниципального образования или города федерального значения;

Студенческое общежитие как структурное подразделение федерального государственного образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется жилищным законодательством Российской Федерации, законодательством в области образования, Примерным положением о студенческом общежитии федерального государственного образовательного учреждения высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации, подведомственного Федеральному агентству по образованию, положением о студенческом общежитии, уставом и иными локальными актами соответствующего ОУ.

Иностранные граждане, граждане стран Содружества Независимых Государств (СНГ) и Балтии, принятые на обучение в ОУ по межгосударственным договорам, договорам между Федеральным агентством по образованию (далее - Агентство) и соответствующими органами управления образованием указанных государств, размещаются в студенческом общежитии на общих основаниях с обучающимися из числа российских граждан.

Греция