Храм василия блаженного красная площадь 7. История Покровского собора (Храма Василия Блаженного). Справка. Правда ли, что собор изначально задумывался таким пестрым

Одна из самых значимых достопримечательностей России - Собор Василия Блаженного (Покровский собор), являющийся для многих жителей нашей планеты неизменным символом Москвы

Гордо возвышается на Красной площади Собор Василия Блаженного , до XVII столетия его называли Троицким, потому что первый деревянный храм на этом месте был построен в честь Святой Троицы


Сегодня в Покровском соборе(второе его название) расположился филиал Государственного исторического музея, а само сооружение входит в состав объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО


В 1931 году перед храмом устанавливается знаменитый бронзовый памятник Минину и Пожарскому

В отличие от многих европейских соборов, которые строились веками, собор Василия Блаженного построили всего за 5 лет. Строительство длилось с 1555 по 1560 год. Инициатива принадлежала Ивану Грозному, который решил увековечить память о взятии Казани и победе над Казанским ханством, построив храм


По одной из легенд, после окончания строительства великолепного здания собора, его архитекторов лишили зрения, чтоб они никогда больше не повторили своего достижения. Но это всего лишь легенда, и никаких исторических подтверждений тому нет. разве что кроме того, что собор на самом деле уникален


Первоначально Покровский собор был украшен 25 куполами, обозначавшими Господа и 24х старцев у его престола, но сегодня их всего 10: один над колокольней, а другие девять - каждый над своим престолом


Таким образом, собор состоит из 8 церквей, каждая из которых освящена в честь праздников, выпадавших на дни ключевых сражений за Казань. Эти 8 храмов увенчаны луковичными куполами, окружая возвышающуюся над ними основную столпообразную церковь Покрова Божией Матери, увенчанную шатром с маленькой главкой. У всех 9 храмов общая галерея и основание

Нынешнее название - собор Василия Блаженного - появилось после пристройки в 1588 году придела в честь Василия Блаженного, чьи мощи находились на месте строительства. Рядом находится придел Рождества Пресвятой Богородицы, где с 1672 года покоятся мощи Иоанна Блаженного

Шатровая колокольня была возведена в 1670х годах

Собор множество раз перестраивался, так например до XVII столетия все его главы были золотыми, а сам собор был белым, тогда же к нему были добавлены асимметричные пристройки и шатры над крыльцами


В центральной, Покровской церкви установлен иконостас из разобранной в 1770 году церкви Черниговских чудотворцев


Последним настоятелем собора был протоиерей Иоанн Восторгов, расстрелянный 23 августа 1919 года, после чего собор перешел в распоряжение обновленческой общины


В 1929 году повально закрывались все церкви. Не стал исключением и Покровский собор - святынюзакрыли, купола сняли и лишь спустя шесть десятилетий, 14 октября 1991 года, в праздник Покрова, собор не был вновь открыт для богослужений


После открытия собора, его музей возобновил пополнение своей коллекции колоколов, и те 19 колоколов, что собраны в его экспозиции, являются одной из богатейших коллекций в России. Колокола привозились со всего мира, самый старший из них был отлит в далёком 1547 году, а последний - в 1996 году. В соборе также выставлена интересная коллекция оружия времён Ивана Грозного

В былые времена собор Василия Блаженного был более красивым и нарядным, чем сейчас: с более сложной росписью, а храмовой шатёр был опоясан не дожившими до нас маленькими луковицами, а центральная главка имела такую же сложную рельефную форму, как и боковые главы

Высота Собора - 65 метров. По сравнению с самыми высокими соборами мира это не является достижением, однако по красоте и уникальности он не уступает ни одному из них, к тому же являясь одним из самых больших соборов по объему

В Петербурге есть храм, напоминающий чем-то московский собор, и неудивительно - прообразом питерского Спаса на Крови был именно московский собор Василия Блаженного


Удивительно, что такой красавец собор в самом сердце Москвы удалось вообще сохранить. Об этом ходит множество легенд. Например история о том, как Каганович демонстрировал Сталину макет реконструированной Красной площади, и для удобства проведения демонстраций убрал с площади макет храма Василия Блаженного, таким образом очистив дополнительное место. Сталин в ответ на это возразил: «Лазарь, верни на место!».

№ 7710342000 Состояние хорошее Сайт Официальный сайт Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (Храм Василия Блаженного) на Викискладе

Координаты : 55°45′08.88″ с. ш. 37°37′23″ в. д.  /  55.752467° с. ш. 37.623056° в. д. (G) (O) (Я) 55.752467 , 37.623056

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву , также называемый Собор Василия Блаженного - православный храм , расположенный на Красной площади Китай-города в Москве . Широко известный памятник русской архитектуры . До XVII века обычно назывался Троицким, так как первоначальный деревянный храм был посвящён Святой Троице ; был также известен как «иерусалимский», что связано как с посвящением одного из приделов , так и с совершавшимся в Вербное воскресенье крестным ходом к нему из Успенского собора с «шествием на осляти » Патриарха .

Статус

Собор Василия Блаженного

В настоящее время Покровский собор - филиал Государственного исторического музея . Входит в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России .

Покровский собор - одна из самых известных достопримечательностей России. Для многих он является символом Москвы, Российской Федерации. Перед собором с 1931 года размещается бронзовый Памятник Минину и Пожарскому (установлен на Красной площади в 1818 году).

История

Версии о создании

Покровский собор был построен в - годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством . Существует несколько версий о создателях собора. По одной из версий, архитектором был известный псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма . По другой, широко известной версии Барма и Постник - два разных архитектора, оба участвовавших в строительстве; эта версия ныне устарела . По третьей версии, собор был построен неизвестным западноевропейским мастером (предположительно итальянцем , как и ранее - значительная часть сооружений Московского Кремля), отсюда и столь неповторимый стиль, сочетающий в себе традиции как русского зодчества, так и европейского зодчества эпохи Возрождения , но эта версия пока так и не нашла никакого чёткого документального подтверждения.

Согласно легенде, архитектор (архитекторы) собора были ослеплены по приказу Ивана Грозного , чтобы они не смогли больше построить подобного храма. Однако если автором собора является Постник, то он не мог быть ослеплён, поскольку в течение нескольких лет после строительства собора участвовал в создании Казанского кремля .

Собор в конце XVI - XIX вв.

  • в честь свт. Николая Чудотворца (в честь иконы его Великорецкой из Вятки),
  • в честь муч. Адриана и Наталии (первоначально - в честь свв. Киприана и Иустины - 2 октября),
  • свт. Иоанна Милостивого (до XVIII - в честь свт. Павла, Александра и Иоанна Константинопольских - 6 ноября),
  • Александра Свирского (17 апреля и 30 августа),
  • Варлаама Хутынского (6 ноября и 1-я пятница Петрова поста),
  • Григория Армянского (30 сентября).

Все эти восемь церквей (четыре осевые, четыре поменьше между ними) увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними девятой столпообразной церкви в честь Покрова Божией Матери , завершённой шатром с маленькой главкой. Все девять церквей объединены общим основанием, обходной (первоначально открытой) галереей и внутренними сводчатыми переходами.

Первый этаж

Подклет

«Богоматерь Знамение» в подклете

В Покровском соборе отсутствуют подвальные помещения. Церкви и галереи стоят на едином основании - подклете, состоящем из нескольких помещений. Прочные кирпичные стены подклета (до 3 м в толщину) перекрыты сводами. Высота помещений - около 6,5 м.

Конструкция северного подклета уникальна для XVI в. Его коробовый свод большой протяженности не имеет поддерживающих столбов. Стены прорезаны узкими отверстиями - продухами . Вместе с «дышащим» строительным материалом - кирпичом - они обеспечивают особый микроклимат помещения в любое время года.

Раньше помещения подклета были недоступны для прихожан. Глубокие ниши-тайники в нем использовали как хранилища. Их закрывали дверями, от которых теперь сохранились петли.

До 1595 года в подклете прятали царскую казну. Зажиточные горожане также приносили сюда свое имущество.

В подклет попадали из верхней центральной церкви Покрова Богоматери по внутристенной белокаменной лестнице. О ней знали только посвященные. Позднее этот узкий ход был заложен. Однако, в процессе реставрации 1930-х гг. была обнаружена потайная лестница.

В подклете находятся иконы Покровского собора. Самая древняя из них - икона св. Василия Блаженного конца XVI в., написанная специально для Покровского собора.

Икона «Богоматерь Знамение» является репликой фасадной иконы, расположенной на восточной стене собора. Написана в 1780-е гг. В XVIII-XIX вв. икона находилась над входом в придел Василия Блаженного.

Церковь святого Василия Блаженного

Сень над могилой Василия Блаженного

Нижняя церковь была пристроена к собору в 1588 году над захоронением св. Василия Блаженного . Стилизованная надпись на стене повествует о строительстве этой церкви после канонизации святого по повелению царя Федора Иоанновича .

Храм кубической формы, перекрыт крещатым сводом и увенчан небольшим световым барабаном с главкой. Покрытие церкви выполнено в едином стиле с главами верхних церквей собора.

Масляная роспись церкви выполнена к 350-летию начала строительства собора (1905 г.). В куполе изображен Спас Вседержитель, в барабане - праотцы, в перекрестиях свода - Деисус (Спас Нерукотворный, Богоматерь, Иоанн Предтеча), в парусах свода - Евангелисты.

На западной стене представлен храмовый образ «Покров Пресвятой Богородицы». В верхнем ярусе находятся изображения святых покровителей царствующего дома: Федора Стратилата, Иоанна Предтечи, святой Анастасии, мученицы Ирины.

На северной и южной стенах расположены сцены из жития святого Василия Блаженного: «Чудо спасения на море» и «Чудо о шубе». Нижний ярус стен украшает традиционный древнерусский орнамент в виде полотенец.

Иконостас был выполнен в 1895 г. по проекту архитектора А.М. Павлинова. Иконы написаны под руководством знаменитого московского иконописца и реставратора Осипа Чирикова, чья подпись сохранилась на иконе «Спас на престоле».

В состав иконостаса входят более ранние иконы: «Богоматерь Смоленская» XVI в. и местный образ «Св. Василий Блаженный на фоне Кремля и Красной площади» XVIII в.

Над захоронением св. Василия Блаженного установлена арка, украшенная резной сенью. Это одна из почитаемых московских святынь.

На южной стене церкви находится редкая большемерная икона, написанная на металле, - «Богоматерь Владимирская с избранными святыми московского круга «Днесь светло красуется славнейший град Москва» (1904 г.)

Пол покрыт чугунными плитами Каслинского литья.

Церковь Василия Блаженного была закрыта в 1929 г. Лишь в конце XX в. было восстановлено ее декоративное убранство. 15 августа 1997 г., в день памяти Святого Василия Блаженного, в церкви возобновили воскресные и праздничные богослужения.

Второй этаж

Галереи и крыльца

По периметру собора вокруг всех церквей проходит внешняя обходная галерея. Первоначально она была открытой. В середине XIX в. застеклённая галерея стала частью интерьера собора. Арочные входные проемы ведут с внешней галереи на площадки между церквами и соединяют её с внутренними переходами.

Центральную церковь Покрова Богоматери окружает внутренняя обходная галерея. Ее своды скрывают верхние части церквей. Во второй половине XVII в. галерея была расписана растительным орнаментом. Позднее в соборе появилась сюжетная масляная живопись, которая неоднократно обновлялась. В настоящее время на галерее раскрыта темперная роспись. На восточном участке галереи сохранена масляная живопись XIX в. - изображения святых в сочетании с растительным орнаментом.

Резные кирпичные входы, ведущие в центральную церковь, органично дополняют декор. Портал сохранён в своем первоначальном виде, без поздних обмазок, что позволяет увидеть его убранство. Рельефные детали выложены из специально сформованных лекальных кирпичей, а неглубокий декор выполнен резьбой на месте.

Раньше дневной свет проникал в галерею из окон, расположенных над проходами на гульбище. Сегодня её освещают слюдяные фонари XVII в., которые ранее использовали во время крестных ходов. Многоглавые навершия выносных фонарей напоминают изысканный силуэт собора.

Пол галереи выложен из кирпича «в ёлку». Здесь сохранились кирпичи XVI в. - более темные и устойчивые к стиранию, чем современные реставрационные кирпичи.

Роспись галереи

Свод западного участка галереи перекрыт плоским кирпичным потолком. Он демонстрирует уникальный для XVI в. инженерный приём устройства перекрытия: множество маленьких кирпичиков закреплены известковым раствором в форме кессонов (квадратов), рёбра которых выполнены из фигурного кирпича.

На этом участке пол выложен особым узором в «розетку», а на стенах воссоздана первоначальная роспись, имитирующая кирпичную кладку. Размер нарисованных кирпичей соответствует реальному.

Две галереи объединяют приделы собора в единый ансамбль. Узкие внутренние переходы и широкие площадки создают впечатление «города церквей». Пройдя лабиринт внутренней галереи, можно попасть на площадки крылец собора. Их своды представляют собой «цветочные ковры», хитросплетения которых завораживают и привлекают к себе взоры посетителей.

На верхней площадке правого крыльца перед церковью Входа Господня в Иерусалим сохранились основания столбов или колонн - остатки украшения входа. Это связано с особой ролью церкви в сложной идейной программе посвящений собора.

Церковь Александра Свирского

Купол церкви Александра Свирского

Юго-восточная церковь освящена во имя преподобного Александра Свирского .

В 1552 г., в день памяти Александра Свирского, состоялась одна из важных битв Казанского похода - разгром конницы царевича Япанчи на Арском поле.

Это одна из четырех малых церквей высотой 15 м. Ее основание - четверик - переходит в невысокий восьмерик и завершается цилиндрическим световым барабаном и сводом.

Первоначальный облик интерьера церкви восстановлен во время реставрационных работ 1920-х и 1979-1980-х гг.: кирпичный пол рисунком в «ёлку», профилированные карнизы, ступенчатые подоконники окон. Стены церкви покрывает роспись, имитирующая кирпичную кладку. В куполе изображена «кирпичная» спираль - символ вечности.

Иконостас церкви реконструирован. Между деревянными балками (тяблами) вплотную друг к другу расположены иконы XVI - начала XVIII в. Нижнюю часть иконостаса закрывают подвесные пелены, искусно вышитые мастерицами. На бархатных пеленах - традиционное изображение Голгофского креста.

Церковь Варлаама Хутынского

Царские врата иконостаса церкви Варлаама Хутынского

Юго-западная церковь освящена во имя преподобного Варлаама Хутынского .

Это одна из четырех малых церквей собора высотой 15,2 м. Ее основание имеет форму четверика, вытянутого с севера на юг со смещением апсиды к югу. Нарушение симметрии в построении храма вызвано необходимостью устройства прохода между малой церковью и центральной - Покрова Богоматери.

Четверик переходит в невысокий восьмерик. Цилиндрический световой барабан перекрыт сводом. Церковь освещает древнейшее в соборе паникадило XV в. Столетием позднее русские умельцы дополнили произведение нюрнбергских мастеров навершием в форме двуглавого орла.

Тябловый иконостас реконструирован в 1920-е гг. и состоит из икон XVI – XVIII вв. Особенность архитектуры церкви - неправильная форма апсиды - определила смещение Царских врат вправо.

Особый интерес представляет отдельно висящая икона «Видение пономаря Тарасия ». Она была написана в Новгороде в конце XVI в. Сюжет иконы основан на легенде о видении пономарю Хутынского монастыря бедствий, грозящих Новгороду: наводнения, пожаров, «мора».

Иконописец изобразил панораму города с топографической точностью. В композицию органично включены сцены ловли рыбы, пахоты и сева, повествующие о повседневной жизни древних новгородцев.

Церковь Входа Господня в Иерусалим

Царские врата церкви Входа Господня в Иерусалим

Западная церковь освящена в честь праздника Входа Господня в Иерусалим .

Одна из четырех больших церквей представляет собой восьмигранный двухъярусный столп, перекрытый сводом. Храм отличается большими размерами и торжественным характером декоративного убранства.

Во время реставрации открыты фрагменты архитектурного убранства XVI в. Их подлинный вид сохранен без восстановления поврежденных деталей. Древней живописи в церкви не обнаружено. Белизна стен подчеркивает архитектурные детали, исполненные зодчими с большой творческой фантазией. Над северным входом сохранился след от снаряда, попавшего в стену в октябре 1917 г.

Существующий ныне иконостас перенесен в 1770 г. из разобранного собора Александра Невского Московского Кремля. Он богато украшен ажурными оловянными золочеными накладками, которые придают легкость четырехъярусной конструкции. В середине XIX в. иконостас дополнили деревянными резными деталями. Иконы нижнего ряда повествуют о Сотворении мира.

В церкви представлена одна из святынь Покровского собора - икона «Св. Александр Невский в житии» XVII в. Уникальный по иконографии образ происходит, вероятно, из собора Александра Невского.

В среднике иконы представлен благоверный князь, а вокруг него расположены 33 клейма с сюжетами из жития святого (чудесами и реальными историческими событиями: Невской битвой , поездкой князя в ханскую ставку, Куликовской битвой).

Церковь Григория Армянского

Северо-западная церковь собора освящена во имя преподобного Григория, просветителя Великой Армении (ум. в 335 г.). Он обратил в христианство царя и всю страну, был епископом Армении. Его память отмечается 30 сентября (13 октября н.ст.). В 1552 г. в этот день состоялось важное событие похода царя Ивана Грозного - взрыв Арской башни г. Казани.

Одна из четырех малых церквей собора (высотой 15м) представляет собой четверик, переходящий в невысокий восьмерик. Ее основание вытянуто с севера на юг со смещением апсиды. Нарушение симметрии вызвано необходимостью устроить проход между этой церковью и центральной - Покрова Богоматери. Световой барабан перекрыт сводом.

В церкви восстановлено архитектурное убранство XVI в.: древние окна, полуколонны, карнизы, кирпичный пол, выложенный «в елку». Как и в XVII в., стены побелены, что подчеркивает строгость и красоту архитектурных деталей.

Тябловый (тябла - деревянные балки с пазами, между которыми крепили иконы) иконостас реконструирован в 1920-е гг. Он состоит из окон XVI-XVII вв. Царские врата смещены влево - из-за нарушения симметрии внутреннего пространства.

В местном ряду иконостаса - образ святителя Иоанна Милостливого, патриарха Александрийского. Его появление связано с желанием богатого вкладчика Ивана Кислинского переосвятить этот придел в честь своего небесного покровителя (1788 г.). В 1920-е гг. церкви вернули ее прежнее название.

Нижнюю часть иконостаса закрывают шелковые и бархатные пелены с изображением Голгофских крестов. Интерьер церкви дополняют так называемые «тощие» свечи - большие деревянные расписные подсвечники старинной формы. В их верхней части расположено металлическое основание, в которое ставили тонкие свечи.

В витрине находятся предметы священнического облачения XVII в.: стихарь и фелонь, шитые золотными нитями. Особую нарядность церкви придает кандило XIX в., украшенное разноцветной эмалью.

Церковь Киприана и Иустины

Купол церкви Киприана и Иустины

Северная церковь собора имеет необычное для русских храмов посвящение во имя христианских мучеников Киприана и Иустины, живших в IV в. Их память отмечается 2 (15 н.ст.) октября. В этот день 1552 г. войска царя Ивана IV взяли штурмом Казань.

Это одна из четырех больших церквей Покровского собора. Ее высота - 20,9 м. Высокий восьмигранный столп завершен световым барабаном и куполом, в котором изображена Богоматерь «Неопалимая Купина». В 1780-е гг. в церкви появилась масляная роспись. На стенах представлены сцены жития святых: в нижнем ярусе - Адриана и Наталии, в верхнем - Киприана и Иустины. Их дополняют многофигурные композиции на тему евангельских притч и сюжеты из Ветхого Завета.

Появление в росписи образов мучеников IV в. Адриана и Наталии связано с переименованием церкви в 1786 г. Богатая вкладчица Наталья Михайловна Хрущева пожертвовала средства на ремонт и просила освятить церковь в честь ее небесных покровителей. Тогда же был выполнен и позолоченный иконостас в стиле классицизма. Он являет собою великолепный образец искусной резьбы по дереву. В нижнем ряду иконостаса изображены сцены Сотворения мира (день первый и четвертый).

В 1920-х гг., в начале научной музейной деятельности в соборе, церкви вернули ее первоначальное название. Недавно она предстала перед посетителями обновленной: в 2007 г. росписи стен и иконостас были отреставрированы при благотворительной поддержке Акционерного общества «Российские железные дороги».

Церковь Николы Великорецкого

Иконостас церкви Николы Великорецкого

Южная церковь освящена во имя Великорецкого образа Николая Чудотворца. Икона святителя была обретена в городе Хлынове на реке Великой и впоследствии получила название «Никола Великорецкий».

В 1555 г. по приказу царя Ивана Грозного принесли чудотворную икону крестным ходом по рекам из Вятки в Москву. Событие большого духовного значения определило посвящение одного из приделов строящегося Покровского собора.

Одна из больших церквей собора представляет собой двухъярусный восьмигранный столп со световым барабаном и сводом. Её высота - 28 м.

Древний интерьер церкви сильно постарадал во время пожара 1737 г. Во второй половине XVIII - начале XIX в. сложился единый комплекс декоративного и изобразительного искусства: резной иконостас с полными чинами икон и монументальная сюжетная роспись стен и свода. В нижнем ярусе восьмерика представлены тексты Никоновской летописи о принесении образа в Москву и иллюстрации к ним.

В верхнем ярусе изображена Богоматерь на престоле в окружении пророков, выше - апостолы, в своде - образ Спаса Вседержителя.

Иконостас богато украшен лепным цветочным декором с золочением. Иконы в узких профилированных рамах написаны маслом. В местном ряду помещен образ «Святитель Николай Чудотворец в житии» XVIII в. Нижний ярус украшен гравировкой по левкасу, имитирующей парчовую ткань.

Интерьер церкви дополняют две выносные двусторонние иконы с изображением святителя Николая. С ними совершали крестные ходы вокруг собора.

В конце XVIII в. пол церкви покрыли белокаменными плитами. Во время реставрационных работ обнаружили фрагмент первоначального покрытия из дубовых шашек. Это единственное место в соборе с сохранившимся деревянным полом.

В 2005-2006 гг. иконостас и монументальную живопись церкви отреставрировали при содействии Московской международной валютной биржи.

Церковь Святой Троицы

Восточная освящена во имя Святой Троицы. Считается, что Покровский собор построен на месте древней Троицкой церкви, по названию которой часто именовали весь храм.

Одна из четырех больших церквей собора представляет собой двухъярусный восьмигранный столп, завершающийся световым барабаном и куполом. Ее высота 21 м. В процессе реставрации 1920-х гг. в этой церкви наиболее полно восстановили древнее архитектурно-декоративное убранство: полуколонны и пилястры, обрамляющие арки-входы нижней части восьмерика, декоративный пояс арочек. В своде купола маломерным кирпичом выложена спираль - символ вечности. Ступенчатые подоконники в сочетании с выбеленной гладью стен и свода делают церковь Троицы особенно светлой и нарядной. Под световым барабаном в стены вмонтированы «голосники» - глиняные сосуды, предназначенные для усиления звука (резонаторы). Церковь освещает старейшее в соборе паникадило русской работы конца XVI в.

На основе реставрационных исследований установлена форма первоначального, так называемого «тяблового» иконостаса («тябла» - деревянные балки с пазами, между которыми крепились иконы вплотную друг к другу). Особенность иконостаса - необычная форма низких царских врат и трехрядные иконы, образующие три канонических чина: пророческий, Деисус и праздничный.

«Троица Ветхозаветная » в местном ряду иконостаса - одна из наиболее древних и почитаемых икон собора второй половины XVI в.

Церковь Трёх Патриархов

Северо-восточная церковь собора освящена во имя трех Патриархов Константинопольских: Александра, Иоанна и Павла Нового.

В 1552 г., в день памяти Патриархов, произошло важное событие Казанского похода - разгром войсками царя Ивана Грозного конницы татарского царевича Япанчи, шедшего из Крыма на помощь Казанскому ханству.

Это одна из четырех малых церквей собора высотой 14,9 м. Стены четверика переходят в невысокий восьмерик с цилиндрическим световым барабаном. Церковь интересна оригинальной системой перекрытия с широким куполом, в котором расположена композиция «Спас Нерукотворный».

Настенная масляная живопись выполнена в середине XIX в. и отражает в своих сюжетах тогдашнее изменение названия церкви. В связи с переносом престола соборной церкви Григория Армянского, она была переосвящена в память просветителя Великой Армении.

Первый ярус росписи посвящен житию святого Григория Армянского, во втором ярусе - история образа Спаса Нерукотворного, принесение его царю Авгарю в малоазийский г. Едессу, а также сцены из жития константинопольских Патриархов.

Пятиярусный иконостас сочетает барочные элементы с классическими. Это единственная в соборе алтарная преграда середины XIX в. Она была выполнена специально для этой церкви.

В 1920-х гг., в начале научной музейной деятельности, церкви вернули ее первоначальное название. Продолжая традиции русских меценатов, руководство Московской Международной Валютной Биржи содействовало реставрации интерьера церкви в 2007 г. Впервые за многие годы посетители смогли увидеть одну из интереснейших церквей собора.

Центральная церковь Покрова Богородицы

Иконостас

Внутренний вид барабана центрального купола

Колокольня

Колокольня

Современная колокольня Покровского собора сооружена на месте древней звонницы.

Ко второй половине XVII в. старая звонница обветшала и пришла в негодность. В 1680-х гг. ее сменила колокольня, которая и стоит по сей день.

Основание колокольни представляет из себя массивный высокий четверик, на который поставлен восьмерик с открытой площадкой. Площадка огорожена восемью столбами, соединенными арочными пролетами, и увенчана высоким восьмигранным шатром.

Ребра шатра украшены разноцветными изразцами с белой, желтой, синей и коричневой поливой. Грани покрыты фигурной зеленой черепицей. Завершает шатер небольшая луковичная главка с восьмиконечным крестом. В шатре находятся небольшие окошки - так называемые «слухи», предназначенные для усиления звука колоколов.

Внутри открытой площадки и в арочных проемах на толстых деревянных балках подвешены колокола, отлитые выдающимися русскими мастерами XVII-XIX вв. В 1990 г., после долгого периода молчания, они снова стали использоваться.

См. также

  • Храм Спаса на Крови - мемориальный храм памяти Александра II в Петербурге, для которого храм Василия Блаженного послужил одним из образцов

Примечания

Литература

  • Гиляровская Н. Храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве: Памятник русской архитектуры ХVI-ХVII века. - М.-Л.: Искусство, 1943. - 12, с. - (Массовая библиотека). (обл.)
  • Волков А. М. Зодчие: Роман / Послесловие: доктор исторических наук А. А. Зимин ; Рисунки И. Година. - Переизд. - М .: Детская литература , 1986. - 384 с. - (Библиотечная серия). - 100 000 экз. (1-е издание - )

Ссылки

Храм Василия Блаженного, или собор Покрова Божией Матери на Рву, − так звучит его каноническое полное название, − был построен на Красной площади в 1555-1561 годах. Этот собор по праву считается одним из главных символов не только Москвы, но и всей России.



На том месте, где сейчас красуется собор, в XVI веке стояла каменная Троицкая церковь, «что на Рву». Здесь действительно был оборонительный ров, тянувшийся вдоль всей стены Кремля вдоль Красной площади. Этот ров был засыпан только в 1813 году. Сейчас на его месте – советский некрополь и Мавзолей.

Иван Грозный, лично возглавивший войско в походе покорения Казанского и Астраханского царств в 1552 году, дал обет в случае победы построить в Москве на Красной площади грандиозный храм в память об этом. Пока шла война, в честь каждой крупной победы рядом с Троицкой церковью ставилась небольшая деревянная церковь в честь того святого, в чей день победа была одержана. Когда же русское войско с триумфом возвратилось в Москву, Иван Грозный принял решение на месте выстроенных восьми деревянных церквей поставить одну большую, каменную − на векá.


В 1552 году, у каменной Троицкой церкви был погребен блаженный Василий, скончавшийся 2 августа (по другим источникам, он умер не в 1552 году, а в 1551). Московский «Христа ради юродивый» Василий родился в 1469 году в селе Елохове, с юности был наделен даром ясновидения; он предсказал страшный пожар Москвы в 1547 году, уничтоживший почти всю столицу. Блаженного чтил и даже побаивался Иван Грозный. Легенда гласила, что Василий сам собирал в полу деньги на будущий Покровский храм, приносил на Красную площадь и бросал их через правое плечо - пятак к пятаку, копейку к копейке, и никто, даже воры, не трогали этих монет. После кончины Василия Блаженного он был погребен на кладбище при Троицкой церкви (вероятно, по распоряжению царя), с большими почестями. А вскоре здесь началось грандиозное строительство нового Покровского собора, куда позднее перенесли мощи Василия, на чьей могиле стали совершаться чудесные исцеления.

О строителе (или строителях) храма Василия Блаженного идет немало споров. Традиционно было принято считать, что Иван Грозный заказал постройку мастерам Барме и Постнику Яковлеву, но многие исследователи сейчас сходятся на мнении, что это был один человек – Иван Яковлевич Барма, по прозванию Постник.


Церковь Василия Блаженного. Литография Бишбуа

Бытует легенда, будто после постройки Грозный повелел ослепить мастеров, чтобы они больше не смогли построить ничего подобного, но это не более чем легенда, так как в документах указано, что уже после возведения собора Покрова на Рву мастер Постник «по реклу Барма» (т.е., по прозвищу Барма) строил Казанский кремль.

Земля вокруг Храма Василия Блаженного казалась была покрыта войлоком, так как вокруг храма долгое время сидели цирюльники. Они стригли волосы, но никогда не убирали их, поэтому слой волос, который накопился тут за года, и делал вид войлока.

Храм Василия Блаженного состоит из девяти церквей на одном фундаменте. Центральный престол храма посвящен празднику Покрова Божией Матери. Именно в этот день взрывом была разрушена стена Казанской крепости и город был взят.

Замысел Покровского собора основан на апокалиптической символике Небесного Иерусалима. Восемь глав, расположенных вокруг центрального девятого шатра, в плане образуют геометрическую фигуру из двух квадратов, совмещенных под углом в 45 градусов, в которой нетрудно увидеть восьмиконечную звезду.

Число 8 символизирует день Воскресения Христа, который по древнееврейскому календарному счету был восьмым днем, и грядущее Царствие Небесное - Царство "осьмого века" (или "осьмое царство"), которое наступит после Второго Пришествия Христа - после конца земной истории, связанной с апокалиптическим числом 7.

Квадрат выражает твердость и постоянство веры и является космическим символом Вселенной: его четыре равные стороны означают четыре стороны света, четыре ветра Вселенной, четыре конца креста, четыре канонических Евангелия, четырех апостолов-евангелистов, четыре равносторонние стены Небесного Иерусалима. Совмещенные квадраты символизируют проповедь Евангелий на четыре стороны света, то есть на весь мир.

Восьмиконечная звезда - напоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к младенцу Христу, Спасителю мира, - символизирует всю христианскую Церковь как путеводную звезду в жизни человека к Небесному Иерусалиму. Восьмиконечная звезда является и символом Пресвятой Богородицы - Владычицы Церкви и Царицы Небесной: в православной иконографии Божию Матерь изображают в мафории (покрывале) с тремя восьмиконечными звездами на плечах и на челе в знак Ее Вечного Девства - до, во время и после Рождества Христова.

Куполов всего 10. Девять куполов над храмом (По числу престолов: Покрова Богородицы (центр.), Св. Троицы (вост.), Входа в Иерусалим (зап.), Григория Армянского (сев.-зап.), Александра Свирского (юго-вост.), Варлаама Хутынского (юго-зап.), Иоанна Милостивого (бывш. Иоанна, Павла и Александра Константинопольских) (сев.-вост.), Николая Чудотворца Великорецкого (юж.), Адриана и Наталии (бывш. Киприана и Иустины) (сев.)) плюс один купол над колокольней. (В старину Собор Василия Блаженного имел 25 куполов, обозначавших Господа и 24-х старцев, сидящих у престола Его).

Собор состоит из восьми храмов, престолы которых освящены в честь праздников, приходившихся в дни решающих боёв за Казань: Троицы, в честь свт. Николая Чудотворца (в честь иконы его Великорецкой из Вятки), Входа во Иерусалим, в честь мчч. Адриана и Наталии (первоначально — в честь свв. Киприана и Иустины — 2 октября), свт. Иоанна Милостивого (до XVIII — в честь свтт. Павла, Александра и Иоанна Константинопольских — 6 ноября), Александра Свирского (17 апреля и 30 августа), Варлаама Хутынского (6 ноября и 1-я пятница Петрова поста), Григория Армянского (30 сентября).

Все эти восемь церквей (четыре осевые, четыре поменьше между ними) увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними девятой столпообразной церкви в честь Покрова Божией Матери, завершённой шатром с маленькой главкой. Все девять церквей объединены общим основанием, обходной (первоначально открытой) галереей и внутренними сводчатыми переходами.

В 1588 году с северо-востока к собору был пристроен придел, освящённый в честь Василия Блаженного. Колокольня к собору присоединилась лишь в 1670 году.

Высота храма Василия Блаженного − 65 метров. В 1737 году Покровский храм сильно пострадал от пожара и был отреставрирован, а под его своды перенесли престолы пятнадцати церквей с Красной площади. Во второй половине XVIII века при Екатерине II собор реконструировали: снесли 16 маленьких глав вокруг башен, сохранив в основе восьмеричную символику, а шатровую колокольню соединили со зданием собора. Тогда же собор приобрел современную разноцветную окраску и стал настоящим московским чудом.

По легенде, Наполеон хотел перенести московское чудо в Париж, а в храме пока поставили лошадей французской армии. Техника того времени оказалась бессильной перед этой задачей, и тогда перед отступлением французской армии он приказал взорвать храм вместе с Кремлем. Москвичи пытались загасить зажженные фитили, и внезапно хлынувший проливной дождь помог остановить взрыв.

В 1929 году собор был закрыт и передан Историческому музею. В 1936 году Петра Дмитриевича Барановского вызвали и предложили заняться обмерами храма Покрова на Рву, для того, чтобы его можно было снести. Храм, по мнению властей, мешал движению автомобилей по Красной площади… Барановский заявив чиновникам, что снос собора − безумие и преступление, пообещал немедленно покончить с собой, если это произойдет. После этого Барановский немедленно был арестован. Когда через полгода он был освобожден, собор продолжал стоять на своем месте…

О том, как сохранился собор, ходит немало легенд. Самая популярная – это история о том, как Каганович, представляя Сталину проект реконструкции Красной площади для удобства проведения парадов и демонстраций, снял с площади макет храма Василия Блаженного, на что Сталин скомандовал ему: «Лазарь, поставь на место!». Это будто бы и решило судьбу уникального памятника…

Так или иначе, но храм Василия Блаженного, пережив всех пытавшихся его уничтожить, остался стоять на Красной площади. В 1923-1949 годах в нем проводились масштабные исследования, позволившие восстановить первоначальный вид галереи. В 1954-1955 годах собор снова, как в XVI веке, раскрасили «под кирпич».

В 70-е годы во время реставрации в стене обнаружили винтовую деревянную лестницу, По ней и попадают сейчас посетители музея в центральный храм, где могут видеть великолепный взмывающий в небо шатер, ценнейший иконостас и пройтись по узкому лабиринту внутренней галереи, сплошь расписанную дивными узорами.

В ноябре 1990 года в храме прошло первое всенощное бдение и литургия, а на освящении Казанского собора зазвонили его колокола. В престольный праздник Покрова 13-14 октября здесь совершается служба.

В соборе расположен филиал Исторического музея, и поток туристов туда не иссякает. С 1990 года в нем иногда проводятся службы, но в остальное время это по-прежнему музей. В музее находится 19 колоколов, которые были отлиты в далёкие 1547 года, известными мастерами. Помимо колоколов в соборе вы увидите огромную коллекцию оружия, которую при жизни собирал Иван Грозный.

Название : Храм Василия Блаженного (ru), Saint Basil"s Cathedral (en) (en)

Другие названия : Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву / Покрова на Рву / Покровский собор / Храм Василия Блаженного / Церковь Василия Блаженного

Местонахождение : Москва (Россия)

Создание : 1555-1561 гг.

Архитектор(ы) : псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма (по одной из версий)

Заказчик / Основатель : Царь Иван IV Грозный



В ознаменование победы на Казанским ханством, одержанной в 1552 году войском под предводительством царя Ивана IV, в Москве на Красной площади был построен Покровский собор что на рву (второе название – храм Василия Блаженного). Сооруженный русскими зодчими Бармой и Постником, храм превратил традиционную шатровую церковь в символ национального единства. В облике собора органично соединялись черты многобашенных деревянных церквей русского Севера и детали кирпичной архитектуры центра Руси.

В рисунке убранства башен заметно влияние архитектуры Возрождения, известной на Руси благодаря торговым связям с Венецией. Центральная церковь Покрова Богородицы окружена восемью башнями часовен с луковичными куполами. В 1588 году с северо-восточной стороны к собору пристроили придел, где был похоронен Василий Блаженный (почитаемый московский юродивый). Яркие, живописные луковицы куполов, богатые и красочные изразцовые украшения, придающие храму сказочную нарядность, появились в конце XVI-XVII веков.

Архитектура собора

  1. Центральная церковь . Вокруг центральной церкви возведены 4 предела с основанием в виде восьмигранника. Между ними по диагонали расположены четыре другие, меньшие по высоте башни.
  2. План . По главным осям высокой центральной церкви поднимаются восьмигранные приделы меньшей высоты; по ее диагоналям – четырехгранные и многогранные низкие башни. из этого простого и ясного плана выросла сложная скульптурная форма храма.
  3. Шатровая церковь . Ярусная композиция шатровой церкви напоминает традиционные деревянные храмы русского Севера.
  4. Символ объединения . Центральная церковь, окруженная приделами, символизирует объединяющую роль Москвы в формировании Русского государства.
  5. Луковичный купол . Точно не известно, откуда в христианской архитектуре появились главы в форме луковицы; возможно, определенные влияние оказала церковь Гроба Господня в Иерусалиме . Луковичный купол напоминает и детали мусульманской архитектуры, и восточнее мотивы .
  6. Рустованные колонны . Грубоватые кольца на угловых колоннах башни напоминают рустованные стены и колонны итальянского Возрождения.
  7. Разнообразие стилей . Романская аркада, готические щипцы и ренессансные мотивы в сочетании с крепостными бойницами и луковками куполов представляют впечатляющую смесь традиций Запада и Востока.
  8. Высокий постамент . Храм построен на склоне, спускающемся к Москве-реке, поэтому под него подведен высокий каменный подиум, который выравнивает площадку под заднием.
  9. Купола . В конец XVI века вместо шлемовидных глав появились нарядные луковичные купола. В середине XVII века многоцветное декоративное убранство в обилие деталей на краснокирпичных стенах полностью изменили облик храма, первоначально побеленного.
  10. Кокошники . Кокошники – это слепые арки, полукружия которых поднимаются ярусами, подчеркивая устремленность башен ввысь.

    Источники:

  • Смолина Н.И. "Традиции симметрии в архитектуре" - М.: Стройиздат, 1990г.
  • “Всеобщая история искусств” том II, книга первая “Искусство”, Москва, 1960
  • "История русской архитектуры" под редакцией С.В. Безсонова Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре 1951 г.
  • П.П. Гнедич “Всеобщая история искусств. Живопсь. Скульптура. Архитектура”. Современная версия Москва “Эксмо”, 2009 г.

Собо́р Покрова́ Пресвято́й Богоро́дицы, что на Рву (Покро́вский собо́р , разговорное - Собо́р Васи́лия Блаже́нного ) - православный храм на Красной площади в Москве , широко известный памятник русской архитектуры . До XVII века назывался Троицким, так как первоначальный деревянный храм был посвящён Святой Троице . Был также известен как «Иерусалимский», что связано как с посвящением одного из его приделов , так и с совершавшимся в Вербное воскресенье крестным ходом к нему из Успенского собора Кремля с «шествием на осляти » Патриарха .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Храм Василия Блаженного. Культовый памятник эпохи Ивана Грозного. Сегодня олицетворяет Россию

    ✪ Храм Василия Блаженного: 1 из 50 чудес Москвы

    ✪ Раскрыта тайна куполов Храма Василия Блаженного

    ✪ Собор Василия Блаженного: домыслы и факты (рассказывает Андрей Баталов)

    ✪ «Собор Василия Блаженного» / Целый город церквей

    Субтитры

Статус

В настоящее время Покровский собор - филиал Государственного исторического музея . Входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России .

Покровский собор - одна из самых известных достопримечательностей России. Для многих он является символом Москвы и России. К собору в 1931 году передвинули бронзовый памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому , который стоит на Красной площади с 1818 года .

История

Версии создания

Сам храм символизирует собой Небесный Иерусалим, однако значение цветовой раскраски куполов и по сей день остается неразгаданной загадкой. Ещё в прошлом столетии писатель Н. А. Чаев предположил, что цвет куполов храма можно объяснить сном блаженного Андрея Юродивого (Константинопольского) - святого подвижника, с которым, по церковному Преданию, и связан праздник Покрова Божией Матери. Ему привиделся Небесный Иерусалим, и там «были сады многие, в них древа высокие, колеблющиеся своими вершинками… Одни из деревьев цвели, другие златовидною листвою были украшены, иные имели плоды различные несказанной красоты» .

Собор в конце XVI-XIX вв.

Структура собора

Высота Покровского собора составляет 65 метров.

У Покровского собора всего десять куполов, из них девять - над церквями (по числу престолов):

  1. Покрова Пресвятой Богородицы (центр),
  2. Св. Троицы (восток),
  3. Входа Господня в Иерусалим (запад),
  4. Григория Армянского (северо-запад),
  5. Александра Свирского (юго-восток),
  6. Варлаама Хутынского (юго-запад),
  7. Иоанна Милостивого (бывш. Иоанна, Павла и Александра Константинопольских) (северо-восток),
  8. Николая Чудотворца Великорецкого (юг),
  9. Адриана и Наталии (бывш. Киприана и Иустины) (север).

Ещё один купол над колокольней.

Собор неоднократно реставрировался. В XVII веке были добавлены асимметричные пристройки, шатры над крыльцами, затейливая декоративная обработка глав (первоначально они были золотыми), орнаментальная роспись снаружи и внутри (первоначально сам собор был белый).

В главной, Покровской, церкви стоит иконостас из разобранной в 1770 году кремлёвской церкви Черниговских чудотворцев, а в приделе Входа во Иерусалим находится иконостас из разобранного в то же время Александровского собора .

Первый этаж

Подклет

В Покровском соборе отсутствуют подвальные помещения. Церкви и галереи стоят на едином основании - подклете , состоящем из нескольких помещений. Прочные кирпичные стены подклета (до 3 м в толщину) перекрыты сводами . Высота помещений - около 6,5 м.

Конструкция северного подклета уникальна для XVI века. Его коробовый свод большой протяжённости не имеет поддерживающих столбов. Стены прорезаны узкими отверстиями - продухами . Вместе с «дышащим» строительным материалом - кирпичом - они обеспечивают особый микроклимат помещения в любое время года.

Раньше помещения подклета были недоступны для прихожан. Глубокие ниши-тайники в нём использовали как хранилища. Их закрывали дверями, от которых теперь сохранились петли. До 1595 года в подклете прятали царскую казну. Зажиточные горожане также приносили сюда своё имущество.

В подклет попадали из верхней центральной церкви Покрова Пресвятой Богородицы по внутристенной белокаменной лестнице. О ней знали только посвящённые. Позднее этот узкий ход был заложен. Однако, в процессе реставрации 1930-х годов, потайная лестница была обнаружена.

В подклете находятся иконы. Самая древняя из них, икона св. Василия Блаженного конца XVI века, написана специально для Покровского собора. Также экспонируются две иконы XVII века - «Покров Пресвятой Богородицы » и «Богоматерь Знамение ». Икона «Богоматерь Знамение» является репликой фасадной иконы, расположенной на восточной стене собора, и написана в 1780-х годах. В XVIII-XIX веках икона находилась над входом в придел Василия Блаженного.

Церковь святого Василия Блаженного

Нижняя церковь была пристроена к собору в 1588 году над захоронением св. Василия Блаженного . Стилизованная надпись на стене повествует о строительстве этой церкви после канонизации святого по повелению царя Фёдора Иоанновича .

Храм кубической формы, перекрыт крещатым сводом и увенчан небольшим световым барабаном с главкой. Покрытие церкви выполнено в едином стиле с главами верхних церквей собора.

Масляная роспись церкви выполнена к 350-летию начала строительства собора (1905). В куполе изображён Спас Вседержитель , в барабане - праотцы , в перекрестиях свода - Деисус (Спас Нерукотворный, Богоматерь, Иоанн Предтеча), в парусах свода - Евангелисты .

На западной стене представлен храмовый образ «Покров Пресвятой Богородицы». В верхнем ярусе находятся изображения святых покровителей царствующего дома: Фёдора Стратилата, Иоанна Предтечи, святой Анастасии, мученицы Ирины.

На северной и южной стенах расположены сцены из жития святого Василия Блаженного: «Чудо спасения на море» и «Чудо о шубе». Нижний ярус стен украшает традиционный древнерусский орнамент в виде полотенец.

Иконостас был выполнен в 1895 году по проекту архитектора А. М. Павлинова . Иконы написаны под руководством знаменитого московского иконописца и реставратора Осипа Чирикова , чья подпись сохранилась на иконе «Спас на престоле». В состав иконостаса входят более ранние иконы: «Богоматерь Смоленская» XVI века и местный образ «Св. Василий Блаженный на фоне Кремля и Красной площади» XVIII века.

Над захоронением св. Василия Блаженного установлена арка , украшенная резной сенью . Это одна из почитаемых московских святынь.

На южной стене церкви находится редкая большемерная икона, написанная на металле, - «Богоматерь Владимирская с избранными святыми московского круга «Днесь светло красуется славнейший град Москва» (1904).

Пол покрыт чугунными плитами Каслинского литья .

Церковь Василия Блаженного была закрыта в 1929 году. Лишь в конце XX века было восстановлено её декоративное убранство. 15 августа 1997 года, в день памяти Святого Василия Блаженного, в церкви возобновили воскресные и праздничные богослужения.

Второй этаж

Галереи и крыльца

По периметру собора вокруг всех церквей проходит внешняя обходная галерея . Первоначально она была открытой. В середине XIX века застеклённая галерея стала частью интерьера собора. Арочные входные проёмы ведут с внешней галереи на площадки между церквами и соединяют её с внутренними переходами.

Центральную церковь Покрова Богородицы окружает внутренняя обходная галерея. Её своды скрывают верхние части церквей. Во второй половине XVII века галерея была расписана растительным орнаментом. Позднее в соборе появилась сюжетная масляная живопись, которая неоднократно обновлялась. В настоящее время на галерее раскрыта темперная роспись. На восточном участке галереи сохранена масляная живопись XIX века - изображения святых в сочетании с растительным орнаментом.

Резные кирпичные входы, ведущие в центральную церковь, органично дополняют декор. Портал сохранён в своём первоначальном виде, без поздних обмазок, что позволяет увидеть его убранство. Рельефные детали выложены из специально сформованных лекальных кирпичей, а неглубокий декор выполнен резьбой на месте.

Раньше дневной свет проникал в галерею из окон, расположенных над проходами на гульбище. Сегодня её освещают слюдяные фонари XVII века, которые ранее использовали во время крестных ходов. Многоглавые навершия выносных фонарей напоминают изысканный силуэт собора.

Пол галереи выложен из кирпича «в ёлку». Здесь сохранились кирпичи XVI века - более тёмные и устойчивые к стиранию, чем современные реставрационные кирпичи.

Свод западного участка галереи перекрыт плоским кирпичным потолком. Он демонстрирует уникальный для XVI века инженерный приём устройства перекрытия: множество маленьких кирпичиков закреплены известковым раствором в форме кессонов (квадратов), рёбра которых выполнены из фигурного кирпича.

На этом участке пол выложен особым узором в «розетку», а на стенах воссоздана первоначальная роспись, имитирующая кирпичную кладку. Размер нарисованных кирпичей соответствует реальному.

Две галереи объединяют приделы собора в единый ансамбль. Узкие внутренние переходы и широкие площадки создают впечатление «города церквей». Пройдя лабиринт внутренней галереи, можно попасть на площадки крылец собора. Их своды представляют собой «цветочные ковры», хитросплетения которых завораживают и привлекают к себе взоры посетителей.

На верхней площадке правого крыльца перед церковью Входа Господня в Иерусалим сохранились основания столбов или колонн - остатки украшения входа. Это связано с особой ролью церкви в сложной идейной программе посвящений собора.

Церковь Александра Свирского

Юго-восточная церковь освящена во имя преподобного Александра Свирского . В 1552 году, в день памяти Александра Свирского (30 августа), состоялась одна из важных битв Казанского похода - разгром конницы царевича Япанчи на Арском поле.

Это одна из четырёх малых церквей высотой 15 м. Её основание - четверик - переходит в невысокий восьмерик и завершается цилиндрическим световым барабаном и сводом (см. Восьмерик на четверике).

Первоначальный облик интерьера церкви восстановлен во время реставрационных работ 1920-х и 1979-1980-х годов: кирпичный пол рисунком в «ёлку», профилированные карнизы, ступенчатые подоконники окон. Стены церкви покрывает роспись, имитирующая кирпичную кладку. В куполе изображена «кирпичная» спираль - символ вечности.

Иконостас церкви реконструирован. Между деревянными балками (тяблами) вплотную друг к другу расположены иконы XVI - начала XVIII века. Нижнюю часть иконостаса закрывают подвесные пелены, искусно вышитые мастерицами. На бархатных пеленах - традиционное изображение Голгофского креста.

Церковь Варлаама Хутынского

Юго-западная церковь освящена во имя преподобного Варлаама Хутынского - так как иноческое имя в честь этого святого в предсмертном постриге взял отец Ивана Грозного Василий III , а также потому, что в день памяти этого святого 6 ноября состоялся торжественный въезд царя в Москву из Казанского похода .

Это одна из четырёх малых церквей собора высотой 15,2 м. Её основание имеет форму четверика, вытянутого с севера на юг со смещением апсиды к югу. Нарушение симметрии в построении храма вызвано необходимостью устройства прохода между малой церковью и центральной - Покрова Богородицы.

Четверик переходит в невысокий восьмерик. Цилиндрический световой барабан перекрыт сводом. Церковь освещает древнейшее в соборе паникадило XV века. Столетием позднее русские умельцы дополнили произведение нюрнбергских мастеров навершием в форме двуглавого орла.

Тябловый иконостас реконструирован в 1920-х годах и состоит из икон XVI-XVIII веков [ ] . Особенность архитектуры церкви - неправильная форма апсиды - определила смещение Царских врат вправо.

Особый интерес представляет отдельно висящая икона «Видение пономаря Тарасия ». Она была написана в Новгороде в конце XVI века. Сюжет иконы основан на легенде о видении пономарю Хутынского монастыря бедствий, грозящих Новгороду: наводнения, пожаров, «мора». Иконописец изобразил панораму города с топографической точностью. В композицию органично включены сцены ловли рыбы, пахоты и сева, повествующие о повседневной жизни древних новгородцев.

Церковь Входа Господня в Иерусалим

Западная церковь освящена в честь праздника Входа Господня в Иерусалим .

Одна из четырёх больших церквей представляет собой восьмигранный двухъярусный столп, перекрытый сводом. Храм отличается большими размерами и торжественным характером декоративного убранства.

Во время реставрации открыты фрагменты архитектурного убранства XVI века. Их подлинный вид сохранён без восстановления повреждённых деталей. Древней живописи в церкви не обнаружено. Белизна стен подчёркивает архитектурные детали, исполненные зодчими с большой творческой фантазией. Над северным входом сохранился след от снаряда, попавшего в стену в октябре 1917 года.

Существующий ныне иконостас перенесён в 1770 году из разобранного собора Александра Невского Московского Кремля. Он богато украшен ажурными оловянными золочёными накладками, которые придают лёгкость четырёхъярусной конструкции. В середине XIX века иконостас дополнили деревянными резными деталями. Иконы нижнего ряда повествуют о Сотворении мира.

В церкви представлена одна из святынь Покровского собора - икона «Св. Александр Невский в житии» XVII века. Уникальный по иконографии образ происходит, вероятно, из собора Александра Невского. В среднике иконы представлен благоверный князь, а вокруг него расположены 33 клейма с сюжетами из жития святого (чудесами и историческими событиями: Невской битвой , поездкой князя в ханскую ставку, Куликовской битвой).

Церковь Григория Армянского

Северо-западная церковь собора освящена во имя святителя Григория , просветителя Великой Армении (ум. в 335). Он обратил в христианство царя и всю страну, был епископом Армении. Его память отмечается 30 сентября (13 октября н.ст.). В 1552 году в этот день состоялось важное событие похода царя Ивана Грозного - взрыв Арской башни города Казани.

Одна из четырёх малых церквей собора (высотой 15 м) представляет собой четверик, переходящий в невысокий восьмерик. Её основание вытянуто с севера на юг со смещением апсиды. Нарушение симметрии вызвано необходимостью устроить проход между этой церковью и центральной - Покрова Богородицы. Световой барабан перекрыт сводом.

В церкви восстановлено архитектурное убранство XVI века: древние окна, полуколонны, карнизы, кирпичный пол, выложенный «в ёлку». Как и в XVII веке, стены побелены, что подчёркивает строгость и красоту архитектурных деталей.

Тябловый (тябла - деревянные балки с пазами, между которыми крепили иконы) иконостас реконструирован в 1920-х годах. Он состоит из икон XVI-XVII веков. Царские врата смещены влево - из-за нарушения симметрии внутреннего пространства. В местном ряду иконостаса - образ святителя Иоанна Милостливого, патриарха Александрийского. Его появление связано с желанием богатого вкладчика Ивана Кислинского переосвятить этот придел в честь своего небесного покровителя (1788). В 1920-х годах церкви вернули её прежнее название. Нижнюю часть иконостаса закрывают шёлковые и бархатные пелены с изображением Голгофских крестов.

Интерьер церкви дополняют так называемые «тощие» свечи - большие деревянные расписные подсвечники старинной формы. В их верхней части расположено металлическое основание, в которое ставили тонкие свечи. В витрине находятся предметы священнического облачения XVII века: стихарь и фелонь, шитые золотными нитями. Особую нарядность церкви придаёт светильник XIX века, украшенный разноцветной эмалью.

Церковь Киприана и Иустины

Северная церковь собора имеет необычное для русских храмов посвящение во имя христианских мучеников Киприана и Иустины, живших в IV веке. Их память отмечается 2 (15 н.ст.) октября. В этот день 1552 года войска царя Ивана IV взяли штурмом Казань.

Это одна из четырёх больших церквей Покровского собора. Её высота - 20,9 м. Высокий восьмигранный столп завершён световым барабаном и куполом, в котором изображена Богоматерь «Неопалимая Купина». В 1780-х годах в церкви появилась масляная роспись. На стенах представлены сцены жития святых: в нижнем ярусе - Адриана и Наталии, в верхнем - Киприана и Иустины. Их дополняют многофигурные композиции на тему евангельских притч и сюжеты из Ветхого Завета.

Появление в росписи образов мучеников IV века Адриана и Наталии связано с переименованием церкви в 1786 году. Богатая вкладчица Наталья Михайловна Хрущёва пожертвовала средства на ремонт и просила освятить церковь в честь её небесных покровителей. Тогда же был выполнен и позолоченный иконостас в стиле классицизма. Он являет собою великолепный образец искусной резьбы по дереву. В нижнем ряду иконостаса изображены сцены Сотворения мира (день первый и четвёртый).

В 1920-х годах, в начале научной музейной деятельности в соборе, церкви вернули её первоначальное название. Недавно она предстала перед посетителями обновлённой: в 2007 году росписи стен и иконостас были отреставрированы при благотворительной поддержке Акционерного общества «Российские железные дороги».

Церковь Николы Великорецкого

Южная церковь освящена во имя Великорецкого образа Николая Чудотворца. Икона святителя была обретена в городе Хлынове на реке Великой и впоследствии получила название «Никола Великорецкий».

В 1555 году по приказу царя Ивана Грозного принесли чудотворную икону крестным ходом по рекам из Вятки в Москву. Событие большого духовного значения определило посвящение одного из приделов строящегося Покровского собора.

Одна из больших церквей собора представляет собой двухъярусный восьмигранный столп со световым барабаном и сводом. Её высота - 28 м.

Древний интерьер церкви сильно пострадал во время пожара 1737 года. Во второй половине XVIII - начале XIX века сложился единый комплекс декоративного и изобразительного искусства: резной иконостас с полными чинами икон и монументальная сюжетная роспись стен и свода.

В нижнем ярусе восьмерика представлены тексты Никоновской летописи о принесении образа в Москву и иллюстрации к ним. В верхнем ярусе изображена Богоматерь на престоле в окружении пророков, выше - апостолы, в своде - образ Спаса Вседержителя.

Иконостас богато украшен лепным цветочным декором с золочением. Иконы в узких профилированных рамах написаны маслом. В местном ряду помещён образ «Святитель Николай Чудотворец в житии» XVIII века. Нижний ярус украшен гравировкой по левкасу, имитирующей парчовую ткань.

Интерьер церкви дополняют две выносные двусторонние иконы с изображением святителя Николая. С ними совершали крестные ходы вокруг собора.

В конце XVIII века пол церкви покрыли белокаменными плитами. Во время реставрационных работ обнаружили фрагмент первоначального покрытия из дубовых шашек. Это единственное место в соборе с сохранившимся деревянным полом.

В 2005-2006 годах иконостас и монументальную живопись церкви отреставрировали при содействии Московской международной валютной биржи.

Швеция